Вот любопытный фотоснимок. Он сделан Сашей Перовым на одном из концертов группы «Апокриф» в середине девяностых годов. Здесь мне девятнадцать, и до первой репетиции группы «Каземат» остаётся ещё несколько месяцев. Тогда, в конце 1995-го, мы настолько обнаглели, что решили добиться – и добились в итоге, невзирая на абсурдные препоны! – разрешения на проведение в стенах монументального здания филфака МПГУ имени Ленина на Пироговке настоящего электрического рок-фестиваля с участием всех своих знакомых музыкантов – ну и себя, понятное дело, не забыли. В итоге самая большая, девятая лекционная аудитория, увенчанная огромной гипсовой башкой Ильича, пережила грандиозное и, в каком-то смысле, уникальное культурное событие, 15-летие которого, собственно, и задумано нами отметить в клубе «Гарцующий Дредноут» (Старый Арбат, 22).
Вообще, филфак МПГУ (в прошлом – МГПИ имени Ленина) исторически является штаб-квартирой бардов – достаточно вспомнить учившихся там Юрия Визбора, Юлия Кима, Аду Якушеву и некоторых других мэтров движения КСП, что касается рок-н-ролла, то его до девяностых годов ХХ века там не наблюдалось в упор, во всяком случае, документальных свидетельств тому в пыльных архивах не сохранилось. Группа «Улица Радио» во главе с Майком Гуляевым лишила факультет рок-девственности, проложив дорогу всем остальным. В 1993 году, когда я волею судеб оказался в числе первокурсников филфака, там вовсю функционировала ещё одна группа – «Летучий Голландец», и без неразлучного трио Маэстро — Птица — Монстр трудно было представить местный ландшафт. Я свёл знакомство с огнедышащим Wild Boris`ом, мы с ним общими усилиями к 1995 году собрали электрический «Апокриф» — таким образом, судьбы участников памятного фестиваля тесно переплелись, к тому же, мы ничуть не смущаясь притащили на родной факультет несколько лучших групп из тусовки Саши Бондаренко — вот так и укомплектовался наш филфаковский «Вудсток». Кстати, с самым первым лидер-гитаристом своей группы «Каземат», Серёгой по прозвищу «Бомж», я познакомился как раз на том декабрьском фесте 95-го, коварно уведя его из группы «Табу».
Вспоминать 1993 год, вообще-то, нелегко. Время тогда было лихое и по-настоящему рок-н-ролльное: мы много торчали, и не только от музыки, много и сладко шалили — фактически без отрыва от Ницше, Бодлера и маркиза де Сада. В октябре центральные улицы Москвы решетили снайперы… По Дому Правительства из пушек фигачили танки… Телецентр таранили какие-то невменяемые персонажи... Некоторые станции метро поезда проезжали без остановок из-за опасности стихийного уличного обстрела… На стипендию первокурсника можно было купить ящик пива или, скажем, самой средней паршивости акустическую гитару. Помнится, за двойным винилом «Гражданской обороны» я ездил на Новый Арбат прямо с вечернего практикума по латыни, продираясь сквозь растянувшийся от метро цепью строй полностью экипированных ОМОНовцев. А тремя годами позже, сидя на кухне у первого басиста «Каземата», мы слушали «Uriah Heep» — и басы резонировали с осколком, застрявшим в стене его дома в те самые октябрьские дни 93-го... А ещё помнятся посиделки в неработающей факультетской радиорубке, бесконечные ритуальные тусовки на камнях в садике возле Дворца Молодёжи, пивные культпоходы на концерты любимейшего клуба «Улица Радио», большое выступление группы «Каземат» в той же девятой аудитории уже в конце 1996 года... Все выживали как могли, но все, качественно и количественно, жили доминирующим творчеством – так это время и запомнилось. А ещё в 93-м я встретил на «Баррикадной» Андрея Андреевича Вознесенского, и он, окинув взглядом мой суровый проклёпанный прикид, вежливо попросился в рокеры.
Что ж, время не стоит на месте, и рок-н-ролл как внутренняя религия по-прежнему пламенеет. Главное, за что я благодарен судьбе в связи с филфаком – это знакомство с отличными людьми, понимающими толк в тёплых отношениях и непросчитанном творчестве. Собственно, филфак, этот своеобразный Факультет Интерзоны, во многом явился для меня архимедовой точкой опоры. Ребята пригласили принять участие в этом ностальгическом мероприятии, намеченном на 17 апреля, и я с удовольствием открою его своим акустическим – как будто и не было этих 15 разнокалиберных лет – выступлением. Вы услышите фрагменты новейшей программы «Крест», в которую вошли песни, написанные в феврале-апреле этого года. Встретимся в субботу!
P.S. А целиком программу я сыграю 24 апреля на фестивале «Рок-акустика» в клубе «Дождь-мажор».
17.04.2010, суббота.
Старый Арбат, 22.
Клуб-кафе «Гарцующий Дредноут».
Фестиваль «Рок-Филфак: 15 лет спустя».
Участники: Игорь Шамарин (акустика). Группы: «Дикий Блюз». «Б.У.Р.». «Бостонское Чаепитие».
Начало в 19.00.
Вход 200 рублей.