О том, кто всё испортил

Насколько же потрясающим и крутым оказался венгерский анимационный фильм «Четыре души Койота».

Североамериканские индейцы, чьи сказания о происхождении мира легли в основу этой работы Арона Гаудера, считали, что весной и летом не полагается рассказывать истории, но самое время это делать — осень и зима. Получается, что мультфильм, ставший сейчас доступным в русскоязычном дубляже, подоспел очень даже вовремя. Эта работа (премьера в Венгрии состоялась 16 марта 2023 года) важна и ценна в любом своём аспекте, поскольку она — о каждом из нас, в любом моменте. Она о созидании и разрушении, о рождении и смерти, о познании света и блуждании во тьме, о единстве и вражде, о сомнениях демиурга и плутовстве трикстера — которые, оба, с незапамятных эпох, лишают каждого из нас покоя и сна — споря и противоборствуя внутри одного и того же пульсирующего сердца.

Мне, к слову, показалась любопытной подобного рода интерпретация Великого Духа — представленного тут в виде некоей иерархически разделённой сущности. И привносящей в физический мир объекты из своих (зачастую кошмарных, нежеланных) снов. То же касается четырежды неубиваемого Койота, этого издревле хитроумного ренегата-революционера — без которого, по сути, мир никогда б не познал развития и многоцветия. Словом, все архетипы на местах — отчего бы не послушать у ночного костра старую, как мир, историю и не поразмыслить над тем, кто здесь кого создал и «кто же всё испортил». Заодно умолчать, выпустив из трубки причудливое табачное облако, о первоначальной, сглаженной в мультфильме версии тайного сотворения первых людей: ведь в оригинальных индейских мифах лукавый смутьян сотворил человечество по случаю — катая лапой собственные какашки.

«Четыре души Койота» — это, с одной стороны, актуальная притча сродни вечно воспроизводящемуся эпосу: показана, весьма красноречиво, даже точка начала исторического разлома между земными цивилизациями. Не без умеренного упрёка христианству. С другой — это не лишённый дерзости философский памфлет, не дающий покоя разного рода ханжам и блюстителям идеи верховенства человека над природой. Недаром стержневым поводом создания фильма явились жёстко подавлявшиеся протесты 2016 года против строительства трубопровода в Дакоте, наносящего экологический урон региону и находящейся там индейской резервации.

Фильм — на все времена. Честный, в хорошем смысле прямой, искрящийся смыслами, местами саркастичный и даже брутальный. Притом безумно сентиментальный и берущий за душу — в плане, например, музыкального сопровождения и графики.

Тот редкий случай, когда работа безусловно понравилась и сделалась родной прямо с самого начала просмотра.

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии