ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК — «Стена» (1994)

ЧО-1

1. СТЕНА (настоящая)
2. ДОМ ЖЁЛТОГО СНА (версия вторая)
3. АВЕ, ЦЕЗАРЬ
4. МЕЧ
5. СЕРЫЙ СВЯТОЙ (в рок-н-ролле)
6. ИГРОК (акустическая версия)
7. БОЛЕЗНЬ
8. ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК
9. СТЕНА (акустическая версия)

ЧО-2

Анатолий Крупнов – вокал, бас-гитара
Юрий Алексеев – гитара
Дмитрий Борисенков – гитара, голос
Владимир Ермаков – барабаны

В записи принимали участие:

Рушан Аюпов (экс-«Бригада С») – клавишные инструменты (4,5)
Сергей Воронов («X-Roads») – гитара (7)
Михаил Кассиров («Ва-Банкъ») – гитара (9)
Хоры, бэки, подпевки: Рушан Аюпов, Сергей Воронов, Пётр Тихонов, Алексей Ермолин, Константин Савченко, Александр Юрасов, Владимир Ермаков.

Музыка – А.Крупнов сотоварищи
Слова – А.Крупнов (кроме 3 — А.Симаков, 4 – Э.Верхарн)
Звукоинженер – Андрей Иванов
Мастеринг – О.Сальхов.

В 1992 году мы с моим школьным другом довольно часто проводили время за прослушиванием новых музыкальных релизов и их обсуждением. Именно Игорю Евдокимову я благодарен за своевременное знакомство с пластинкой группы «ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК» «Ещё один день» и двойным виниловым сборником «Monsters of Rock USSR», на котором, в числе треков остальных групп, были опубликованы две композиции «Чёрного Обелиска» с магнитоальбома «Стена» (1991): «Стена» и «Аве, Цезарь». Альбом «Ещё один день» очень впечатлил, что там говорить: разговор о нём, даст Бог, ещё состоится в будущем. Сегодня же речь пойдёт о моём самом любимом диске группы – переосмысленной и переработанной версии альбома «Стена», записанной в 1994 году.

Впервые группу «Чёрный Обелиск» я увидел и услышал воочию 27 марта 1993 года на её совместном выступлении с группой «Ария» в ДК им.Горбунова. На концерт мы отправились всё с тем же Игорем – причём, он шёл в большей степени на «Обелиск», а я – на Кипелова сотоварищи. «Ария» играла во втором отделении, и об этом выступлении стоит вспомнить в будущей статье об альбоме «Кровь за кровь». Что касается «Чёрного Обелиска», открывшего тот концерт, то это был как бы «тренировочный» прогон накануне их большого сольника (а может, кстати, и двух – не берусь утверждать на 100%) там же, в «Горбушке». Накануне, 24 марта, Анатолию Крупнову исполнилось 28 лет. Он находился тогда, пожалуй, в лучшей своей форме, был артистичен (впрочем, как всегда), весел и бодр. Песен было сыграно не очень много: «Город в огне», «Стена», «Дорога в никуда», «Полночь», «Война», «Пельменная» (сольный акустический номер Толика), «Ещё один день» и «Чёрный Обелиск». Выступление заняло не более 45 минут, тем не менее, этого времени хватило, чтобы я навсегда полюбил группу «Чёрный Обелиск» во главе с Анатолием Крупновым. Тогда ещё в «Горбушке» не убирали из партера сидячие ряды, и народ в своём большинстве забирался на кресла с ногами – чтобы лучше видеть сцену над воздетыми руками в проклёпанных перчатках и напульсниках самых преданных «болельщиков» «Обелиска». Концерт был хорош: Алексеев и Борисенков отчаянно трясли «гривами» (очень красиво!), Ермаков молотил что было сил и бросался из-за барабанной стойки измочаленными палочками, Толик, одетый в чёрное, в паузах между песнями общался с залом, «Пельменную» спели дружным хором, во время финальной, заглавной песни состоялся коронный номер Крупнова, увиденный тогда мной впервые – ловкое взбирание на сценические порталы и эффектный прыжок с колонок прямо в толпу поклонников, с бас-гитарой наперевес.

ЧО-3

Группа находилась на подъёме, а уже через год, вслед за выпуском великолепной пластинки «Ещё один день», музыкантам предстояло записать ещё два классных диска – ремейк своего первого магнитоальбома «Стена» и «Я остаюсь». «Стена» получилась воистину шедевральной. В связи с этим диском вспоминаются несколько моментов: во-первых, «Программа А» от 26 марта 1994 года, когда Толика прямо в студии поздравляли с его Днём рождения Константин Кинчев («Алиса», к слову, записывала «Чёрную метку» в одной студии с «Обелиском», записывавшим «Стену» и «Я остаюсь»), Дмитрий Ревякин, Сергей Галанин и Пётр Тихонов. Во-вторых, показанный впервые в той же «Программе А» видеоклип на вторую версию песни «Дом Жёлтого Сна», вошедшую в диск «Стена» — в котором Толик последовательно «обрастает» к концу ролика, будучи в самом начале обритым наголо (обратный эффект). Именно в период съёмок клипа и выпуска обновлённой «Стены» Толик Крупнов побрился – таким он, собственно, и остался в памяти многих. В-третьих, невозможно не упомянуть работу Крупнова в супергруппе «Неприкасаемые» (1993—1996), где он абсолютно не уступал, на мой взгляд, в лидерстве Гарику Сукачёву. Крупновская бас-гитара звучит на трёх студийных релизах «Неприкасаемых», записанных примерно в одно и то же время с лучшими дисками «Чёрного Обелиска», среди которых – упоминаемая сегодня «Стена».

ЧО-4

Версии альбома «Стена», выпущенные в 1991, 1994 и 2003 годах.

В памяти – несколько впечатляющих концертов тех лет с участием Крупнова (19 июня 1993, ДК Горбунова – фестиваль «Гринпис Рокс» и его выход с «Бригадой С» и А.Макаревичем на исполнение нетленок «Машины Времени»; 2 декабря 1994, ДК «Красный Октябрь» в Тушино — когда принявший на грудь Толик половину Сукачёвской «Дорожной» отыграл в другой тональности, даже не моргнув глазом; ночь с 17 на 18 декабря 1994 в клубе «Секстон Фо.З.Д.» — где Крупнов выглядел как-то совершенно невозмутимо на фоне раздражённого по поводу начала военной кампании в Чечне Гарика…) Были и другие концерты «Неприкасаемых», был и второй сольник «Чёрного Обелиска», который я посетил – в ночь с 14 на 15 января 1995 года в том же «Секстоне». Тогда удалось даже немного пообщаться с Толиком в гримёрке и получить от него автограф на плакате с фотографией лучшего, на мой взгляд, состава группы (фото см.выше). Увы, в составе «Обелиска» больше Толика я не видел: ночью 27 февраля 1997 года по «BIZ-TV» (предтеча российского «MTV») сообщили о скоропостижной смерти рок-музыканта Анатолия Крупнова. 3 марта 1997 г. с Сашей Гусевым, тогдашним барабанщиком моей группы, мы ездили на заснеженное Введенское кладбище, где состоялись похороны.

Альбом «Стена» (1994), выпущенный на кассетах фирмой «Элеас», был куплен мной в двух вариантах: более поздний содержал вставку с текстами песен и более развёрнутой информацией. Запись не содержит ни одного слабого трека, вся программа являет собой качественный монолит. Аранжировки безупречны, тексты (нечастый случай для представителей нашей «металлической» сцены) – по-настоящему интересны и, в определённом смысле, эталонны. Возможно, именно благодаря вольному переосмыслению материала и более спокойному, уравновешенному подходу к записи (имеется ввиду психологический «формат» ремейка) альбом «Стена» получился настолько блестящим. Сплав музыкальных направлений (вплоть до эклектики), уверенная подача, философское наполнение.

Одна из наиболее цельных и удачных работ в отечественном тяжёлом роке, лучшие песни жанра. Альбом навсегда.


ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК – «СТЕНА» (1994). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

МАКСИМ ТИТОВ — «Память о Прошлом. История «ЧЁРНОГО ОБЕЛИСКА»: фрагменты, посвящённые магнитоальбому «Стена» (1991) и компакт-диску «Стена» (1994):

О магнитоальбоме «СТЕНА» (1991):

Тем временем пришла пора записи нового магнитофонного альбома. Чем ОБЕЛИСК и занялся перед самым Новым Годом. В новом, 1991 году, материал был сведен и... Наступил долгожданный момент: программа увидела свет. Это случилось 28 марта 1991 года. Запись была мрачновато озаглавлена «Стена», что, однако, навевало ассоциации с одноименным альбомом 1979 года британской группы PINK FLOYD. «Нет, конечно к PINK FLOYD это не имеет никакого отношения (хотя они и являются одной из моих любимейших групп), — говорит Крупнов. — „Стена“ — это мое душевное состояние на тот период... К тому же, это название одной из самых удачных песен с того альбома.»

Итак, новая программа. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что принципиально новой она не являлась. Часть материала поклонники группы уже могли слышать на EP «Жизнь После Смерти». Правда, эту запись практически невозможно было достать, но разве для истинных болельщиков это проблема? Материал с ЕР был переработан, к нему добавились несколько перемикшированных вещей прошлых лет и кавер-версия древнейшего боевика AC/DC. Альбом начинался звуками маршевой ламбады, прерываемой мощнейшим взрывом, за которым следовала стремительная, огнедышащая «Стена». За «Стеной» — англоязычная «We Got Enough» о том, как трудно служить в армии. А после этого ЧО решил углубиться в прошлое. Прошлое — это две композиции периода 1988 года: «Серый Святой» и «Аве, Цезарь». Сыгранные в новом варианте, эти песни очень актуально звучали для 1991 года. Затем следовала вещь под названием «Меч» на стихи Верхарна. (Музыка к этой композиции была написана в соавторстве с Сергеем Комаровым и, после его смерти, на каждом концерте ЧО ребята посвящают «Меч» памяти погибшего барабанщика.) Но вот «Меч» закончился, и мы слышим бой часов. Двенадцать ударов. Неужели? Да, это именно она! Хит всех времен и народов, визитная карточка ОБЕЛИСКА, одна из самых первых песен — это «Полночь»! После «Полночи» — еще одна скоростная вещь «Игрок». Эта песня — переработанный «Последний Герой» (чуть было не вошедший в ЕР «Жизнь После Смерти»). От оригинала в ней остался практически только один припев. И в завершение всего — кавер-версия AC/DC образца 1979 года под названием «Touch Too Much». Альбом заканчивается все той же ламбадой, исполняемой каким-то полоумным военным оркестром. На протяжении всего альбома, как в старые добрые времена, практически нет ни секунды паузы. Почти все промежутки между песнями были заполнены всевозможными звуковыми эффектами, многие из которых были явно позаимствованы из программы 1987-88 годов.

Интересно, а чем вызван выбор из старого материала именно этих песен: «Серый Святой», «Аве, Цезарь» и «Полночь»? Отвечает Крупнов: «Ну, „Полночь“ — это понятно. Просто древнейший хит. „Серый Святой“ — это одна из моих самых любимых песен, а „Аве, Цезарь“... „Аве, Цезарь“ есть „Аве, Цезарь“. Здесь уже ничего не попишешь...» А почему выбор пал на AC/DC? «Сначала мы хотели делать DIO, — говорит Толик. — Но DIO я бы не спел. Потом я планировал „Seek And Destroy“ METALLIC'и. А тут как раз вышел новый альбом AC/DC, и Эдик Ратников зогорелся желанием записать какую-нибудь их старую вещь. Так что, это Эдик настоял на „Touch Too Much“...»

Что касается музыкальной стороны альбома, то можно заметить: ОБЕЛИСК стал гораздо мощнее, нежели раньше. Прибавилась динамика, звучание стало плотнее. Ермаков прекрасно вписался в коллектив и, что еще важнее, прекрасно сыгрался с Толиком. Ритм-секция получилась просто убийственная. Все соло-партии были исполнены Василием Билошицким. Алексеев отказался от соло, хотя он частенько «грешил» этим в старом ЧО и ТА. Чем было вызвало такое решение? «Еще играя в АРКЕ, — говорит „Алексис“, — я привык работать очень плотно с барабанами Комарова. Потом это перекинулось и на ОБЕЛИСК. Если бы я увидел, что второй гитарист ЧО может также плотно, как я, играть с барабанщиком, то с удовольствием посолировал бы и сейчас...» Текстовая направленность тоже изменилась. Если раньше тексты песен блуждали где-то в мрачных глубинах подсознания, то теперь они стали более реалистичными, хотя и не менее мрачными по своей сути. Только теперь это была несколько другая мрачность. Так сказать, «мрачность бытовая». Что лучше? Это неизвестно. Главное, что Крупнов остался верен своему принципу: писать хорошие стихи с глубоким смыслом. «Я не понимаю детской чертовщины нашего треша, — говорит Крупнов. — Это же дебилизм — писать такие стихи. Посмотрите на Запад: разве METALLICA или SLAYER дебилы?..»

О компакт-диске «СТЕНА» (1994):

Пока Ермаков занимался научно-барабанно-литературными изысканиями, ОБЕЛИСК продолжал переживать эпоху расцвета застоя. И вот, наконец-то, в мае произошел всплеск активности: ЧО засел на студию «SNC Records» и приступил к записи нового альбома. Костяк материала составила демо-запись «96 град. + 415», к которой были прибавлены четыре новые вещи и песня «Пельменная». Новый альбом называется «Я Остаюсь» и включает в себя 12 композиций: «Мы В Пути», «Я Остаюсь», «Пятая Песня», «Седьмая Песня», «Кто Мы Теперь?», «Новая Жизнь», «Девятая Песня», «96 град. + 415 (инструментал)», «Про Любовь», «Алкарель», «Дом Желтого Сна (часть 2)» и «Пельменная» (концерт). Но и это еще не все. Помимо «Я Остаюсь» ОБЕЛИСК записал еще один альбом, составленный из ремиксов вещей прошлых лет. Этот альбом озаглавлен «Стена», и в него входят: «Стена (настоящая)», «Дом Желтого Сна (версия вторая)», «Аве, Цезарь», «Меч», «Серый Святой (в рок'н'ролле)», «Игрок (акустический вариант)», «Болезнь», «Черный Обелиск» и... акустический (!) вариант песни «Стена». Вот так! Оба альбома вышли под лейблом фирмы «BSA Records» исключительно на компакт-дисках. Ну, по поводу нового материала мы уже писали (см. о демо «96 град. + 415»), а что музыканты скажут по поводу ремиксов? Крупнов: «Такая идея возникла давно. Ведь мы хотели издавать „Стену“ (записанную в 1991 году) на виниле. Тогда из этой идеи ничего не вышло, а теперь возможность появилась. Однако, со временем взгляд на вещи вообще (и на музыку в частности) меняется. Поэтому все песни звучат свежо, по-новому. Я думаю, что фэнам будет интересно послушать наш новый вариант старого материала. А ведь помимо вещей со „Стены“, на этом альбоме есть и совсем старые композиции (например, „Болезнь“ или „Черный Обелиск“)... В общем, я считаю, что альбом получился очень интересным...»

Ермаков: «Мне было очень интересно работать над ремиксами. Вообще, если честно, то мне больше нравится концепция старого ОБЕЛИСКА. Особенно в стихах. Если когда-нибудь мы все-таки перепишем весь старый материал (а такая идея есть), то это будет просто замечательно. Я с удовольствием возьмусь за эту работу... К тому же, запись „Стены“ может здорово способствовать для продвижения нашей музыкальной индустрии. Ведь, по большому счету, этот альбом — макси-сингл. И, если есть люди, которым совсем не нравится группа ЧО в целом, а лишь некоторые вещи (и „Стена“ в том числе), то они купят этот компакт и с удовольствием будут слушать его. Это уже прогресс, цивилизованный музыкальный рынок...» Осталось добавить только то, что на запись новых альбомов «обелиски» пригласили своих друзей. В песнях «Меч», «Серый Святой (в рок'н'ролле)», «96 град. + 415 (инструментал)» и «Дом Желтого Сна (часть 2)» можно услышать клавишные Рушана Аюпова, в «Болезни» и «Девятой Песне» — гитару Сергея Воронова, а в акустическом варианте «Стены» — гитару Михаила Кассирова (ВА-БАНКЪ).

Альбом «Стена» (версия 1994 г.) для бесплатного прослушивания

Полный текст книги М.Титова «Память о Прошлом»

История группы «ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК»

Анкета АНАТОЛИЯ КРУПНОВА (1994 год)

Тексты песен гр. ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК

ЧО-5

«АВЕ, ЦЕЗАРЬ»

(А.Симаков)

Аве, Цезарь, друг сердечный,
Ну заходи, давно заждались.
Нет, не поздно... Да, конечно,
Не развязывай сандалий.

Брось ты эту табуретку.
Ей, принесите гостю кресло!
Он у нас бывает редко,
Так пускай понежит чресла.

Пей, замерз ты как собака.
Угощайся. А, не курим.
Ей вы там, кончайте плакать,
Мы потом добалагурим.

Тут у нас такие гости —
Украшение компаний.
Что, не спится на погосте?
Или плохо закопали?

Или совесть беспокоит,
Иль соседи-кровопийцы,
Или что-нибудь такое,
Что забыли летописцы?

Или, может, не забыли?
Да, писать про это тошно!
Знать за это и убили —
Император не святоша.

Без убийства он не может
Удержаться на маршруте.
А в тоске, на смертном ложе,
Ты мечтал о Марке Бруте?!

Да, мечтал, а вышел кукиш
Эпитафией на прах мой.
Милосердия не купишь,
Не измеришь тетрадрахмой.

Милосердие для слабых,
Сильным — яду из флакона.
Мне бы слабость, я тогда бы
Не стоял у Рубикона.

Так почему же, Боже правый,
Ты играл со мною в прятки?!
Почему не дал отравы?!
Тише, Цезарь, все в порядке…

Ты у нас душа святая,
Ты борец не за награды.
Что, пора уже? Светает?
Ну, заходи, мы будем рады...


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 17 марта 2007 г. в ЖЖ rock-meloman.


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии