НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Разлука» (1986)

Раз-1

1. РАЗЛУКА (ЭПИГРАФ)
2. ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
3. КАЗАНОВА
4. ПРАЗДНИК ОБЩЕЙ БЕДЫ
5. ВЗГЛЯД С ЭКРАНА
6. ХЛОП-ХЛОП
7. ШАР ЦВЕТА ХАКИ
8. НАША СЕМЬЯ
9. РВАТЬ ТКАНЬ
10. ВСЕГО ЛИШЬ БЫТЬ
11. СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Раз-2

Вячеслав Бутусов – вокал, гитара
Дмитрий Умецкий – бас, бэк-вокал
Виктор Комаров – клавиши, бэк-вокал, драм компьютер
Алексей Могилевский – саксофон, клавиши

Звукорежиссёр – Андрей Макаров
Запись произведена в августе 1986 года.

На волнах радио «Юность» в конце восьмидесятых выходила передача «Хит-парад Александра Градского», которую он и вёл собственной персоной. Тогда, в 1988-м году, я впервые услышал великолепную свердловскую группу «Nautilus Pompilius». Первые песни – как раз с «Разлуки»: «Казанова», «Скованные одной цепью» и «Шар цвета хаки». То, что сразу же засело в сознании – странный, немного манерный голос вокалиста, срывающийся в ломаный фальцет, непривычно «яркий», раздирающий барабанные перепонки саксофон и – сильные, откровенные тексты песен, буквально «кричащие», бьющие наотмашь своей чувственной уникальностью, цепляющие новизной ощущений. Это была приличная встряска, и врубился я в «Нау» не с первого раза. Прошло ещё пару месяцев, прежде чем это наконец произошло.

У метро «Сокол», как сказали отцу на работе, можно было купить записи этого «то ли Бутузова, то ли Бутусова» – и мы поехали искать «заветный» киоск. Там продавали часовые советские кассеты (МК-60) с записями новых групп – по полчаса на каждый альбом. Соответственно, альбомы были урезанные – и первая услышанная мной версия «Разлуки» начиналась с «Казановы». Впрочем, за неимением доступной информации, это не являлось минусом. Кстати, датирована запись была 88-м годом – и по этому поводу тоже была история: ведь по радио уже передавали и более поздние, концертные записи «Наутилуса» – можно было понять, что голос-то, как бы это сказать…МУТИРОВАЛ ?! Во всяком случае, были ощущения, что альбому как минимум уже – лет пять. Но всё это, в конечном итоге, было тогда не так уж важно – эйфория не знала границ.

Полный вариант альбома я получил немного позже – записал кассету на проспекте Мира. Было довольно напряжённо слушать стартовый, заглавно-специальный трек – особенно в первый раз. Он жутко отличается по качеству, и до вступления к «Эта музыка будет вечной» имели место немалые сомнения/волнения по поводу качества всего записанного на плёнке материала.

В 1991 году вышла грампластинка на фирме «Эрио» — с оригинальной обложкой, отличным качеством звучания и…без пресловутого заглавного трека, хотя он и был указан на конверте.

«Разлука» – альбом эпохальный и поколенческий, впитавший в себя боль и надежду неповторимой эпохи советских 80-х – эпохи надлома и великих перемен. Могу переслушивать его бесконечное количество раз – без потери тех, первых эмоций. Стоит вспомнить, что в далёком 1988 году ленинградский журнал «Аврора» предложил читателям и ведущим журналистам назвать 25 лучших альбомов отечественной рок-музыки; «Разлука» в обоих этих опросах заняла вполне заслуженное первое место.

Раз-3

РЕЦЕНЗИЯ ОЛЕСИ ОЛЬГЕРД:

Альбом начинается с треска и хрипа старой патефонной записи давнишнего некоего застолья: из унылого и грозного гудежа-бормотания возникает чистый жалобный голосок Бутусова. Прочувствованную жалобу подхватывает довольно стройный, хоть и надрывный хор, поверх которого всплывает-выпрыгивает разбалтывающийся до бессмысленного беспощадного вопления чей-то хриплый ор. Это «Эпиграф».

Неуютное чувство чего-то опасного и неуправляемого продолжает – после обрыва «Эпиграфа» совсем уж истерическим криком – энергичное, собранное и прицельное (по контрасту с предыдущим треком) начало ставшего классикой «Эта музыка будет вечной». Фирменный бутусовский ход – понижение голоса до исступлённого хриплого шёпота – безупречно сочетается с басовой партией, создавая необходимую атмосферу готовности к неожиданному.

Но даже эта готовность не спасает от нервного вздрагивания, когда после затухающего попискивания кардиограммы и отчаянного «Я должен начать всё с начала!..» резкую ноту даёт сакс, пасующий необыкновенно ядовитому Бутусову: «Казанова». «Ты манишь на свет всех крылатых в ночи, но не можешь согреть никого этим светом» — и таким рыдающим подростковым («звенящим от гнева» написал бы В.Крапивин) голосом, что любое сердце, жаждущее кумира любого пола (а подростковая бисексуальность и готовность искренне и пылко влюбиться не столько в пол, сколько в образ давно уже подмечена специалистами) – так вот, любое сердце замирает в восторженном экстазе.

После грамотно уведённого в затухание «Казановы» начинается азартное прищёлкивание пальцами: «Праздник общей беды» (в первоначальном варианте – «Праздник общей ВОДЫ»). Истерика сменяется задорным и презрительным декламированием (с очень чёткой артикуляцией). Так отчитываются в своей правоте юные пионеры.

Темп становится всё медленнее и размереннее. Трек «Взгляд с экрана» — это уже не подростковый фальцет, а юношеская выдвинутая челюсть и взгляд а-ля Цой исподлобья. Песня, ставшая (как и неповторимая «Я хочу быть с тобой») гимном, визиткой, итогом целой эпохи.

«Хлоп-хлоп» — типичный образец кормильцевского обличительного памфлетизма (впоследствии, лет через 20, в 2006 году вылившегося в самопожалованный титул «Председатель Совнаркома Всемирного СССР»). Лично у меня этот текст никогда особого энтузиазма не вызывал, после первого осознанного прослушивания в трек-лист больше не попадал.

«Шар цвета хаки» вещь не менее обличающая, но любимая мной безотчётно по той простой причине, что я под неё росла: в 1986 году мне исполнилось 2 года, одним из способов утихомирить мою кипучую познающую мир деятельность было усаживание меня с огромными (в полголовы) наушниками в кроватке и включение какой-нибудь пластинки. Ещё не понимая всех слов и не догадываясь о гармонии, алгебре и музыкальных законах, я уже наслаждалась «Наутилусом» и «Пикником» — что и явилось одной из причин написания сегодняшнего обзора именно в том статусе и при том складе ума, в котором это всё и пишется.

Начало «Нашей семьи» (бодрое труп-пум-пум труммм-пурурум) с детства напоминало мне шествие слоников с трубами – с комической серьёзностью идущих по площади, на которой кто-то что-то вещает – прямо как на тогдашних седьмоноябрьских демонстрациях (на нескольких я даже была, помнится). В общем и целом же мне, как безнадёжному романтику, эта песня стиля «а вот вам правда о вашем режиме» также не дала ничего осознаваемого как ценный штрих воспитания.

«Рвать ткань» помимо трудности произношения несёт на себе отпечаток раздражающей неблагозвучности: быстрый ритм, с усилием выговариваемое Бутусовым «всёготовоштобыРВатьТкань», нелюбимые мной состязательные импровизации клавиш и гитары (кто скорее и замысловатей) – плюс в копилку острой социальности, минус из моего трек-листа.

Трек «Всего лишь быть» воспринялся со второго раза – но первое же прослушивание зацепило ровно настолько, чтобы второе прослушивание имело место. Видимо, я самый благодарный слушатель для песен исповедально-психологического характера: мне важна глубина возможности вхождения в состояние лирического героя, острота сопереживания. Именно в этом причина неприятия мной социальных-протестовых текстов (равно как и текстов, созданных исключительно ради красоты самого процесса ассоциативного словоплетения, как это часто бывает у БГ). Я аполитична в самой своей сути: я поэт-лирик. А ведь в тексте даётся достаточно внятная ситуация: «У меня есть дома эрудиция, эстампы, мягкие подушки и свет интимной лампы// Маски, позы, два листа прозы – Но я уже не хочу быть поэтом…это так просто – сочинять песни… Всего лишь».

Последний трек, начинающийся с колокольных размеренных ударов – «Скованные одной цепью»: неоднократно цитировались, ожесточённо обсуждались, запрещались, пелись во дворах и стали нерукотворным памятником двум талантливейшим людям ЭРР — Эпохи Русского Рока – поэту Илье Кормильцеву и певцу Вячеславу Бутусову, имена которых, несмотря на все их расхождения во взглядах, отдаления, разрывы и разлуку, в конечном итоге останутся в истории как двойная звезда галактики NAUTILUS.

23 октября 2006 г.


НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС – «РАЗЛУКА» (1986). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ :

А.ЖИТИНСКИЙ об альбоме «Разлука»:

Рок-дилетант – Андрею Гаврилову

…Последний месяц не сходила у меня с магнитофона кассета с записью «альбома» «Разлука» группы «Наутилус» из Свердловска. «Альбом» записан в 1986 году. Эту кассету у меня переписали человек десять знакомых, причём не все они являются «фанатиками» рок-музыки. Главное достоинство группы – ярчайший мелодизм, неожиданность рисунка в каждой песне. Мелодии ложатся на слух сразу, притом далеки от банальности и сладкозвучия коммерческих шлягеров. Тексты Ильи Кормильцева также несут в себе антимещанский заряд, они пропитаны социальной болью («Ален Делон», «Герострат», «Гороховые зёрна») с элементами сатиры и сарказма («Казанова», «Рвать ткань», «Праздник общей беды»). Притом они не так откровенно публицистичны, как у группы «ДДТ», здесь есть простор для ассоциаций, а в ряде случаев – философская глубина («Я уже не хочу», «Марш, марш левой!»). Музыкально группа держится на прекрасном, чистом, искреннем и взволнованном вокале Вячеслава Бутусова, а также клавишных Виктора Комарова. Нужно отметить саксофон Алексея Могилевского и бас-гитару Дмитрия Умецкого, профессиональную работу звукорежиссёра Андрея Макарова. При записи альбома использовался ритм-компьютер.

Предыдущий «альбом» группы – «Невидимка» (1985) немного слабее в целом, но и там есть превосходные темы («Алче, алче», «Гуд бай, Америка!») – я опять же пользуюсь своими названиями.

Вы спросите – откуда мне известен состав группы? Я позвонил в Свердловский рок-клуб и поинтересовался.

Александр Житинский

Журнал «Аврора» № 6/1987, «Музыкальный Эпистолярий», стр.144-145

Альбом «Разлука» для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен)

А.КУШНИР — «100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА»

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Разлука» (1986) группы «Наутилус Помпилиус»

«Введение в Наутилусоведение»: Л.ПОРОХНЯ — «1986. Прорыв»

В.ВОЗЧИКОВ – «Разлука по настоящему, или Субмарина «Наутилус» не боится глубины». Газета «На смену» (Свердловск) — 2.10.1987

Раз-4

«СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ»

(Илья Кормильцев)

Круговая порука мажет как копоть
Я беру чью-то руку а чувствую локоть
Я ищу глаза а чувствую взгляд
Там где выше голов находится зад
За красным восходом — розовый закат

Скованные одной цепью
Связанные одной целью
Скованные одной цепью
Связанные одной...

Здесь составы вялы а пространства огромны
Здесь суставы смяли чтобы сделать колонны
Одни слова для кухонь другие для улиц
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц
И я держу равнение даже целуясь

На скованных одной цепью
Связанных одной целью
Скованных одной цепью
Связанных одной целью...

Можно верить и в отсутствие веры
Можно делать и отсутствие дела
Нищие молятся молятся на
То что их нищета гарантирована

Здесь можно играть про себя на трубе
Но как ни играй всё играешь отбой
И если есть те кто приходит к тебе
Найдутся и те кто придут за тобой

Также скованные одной цепью
Связанные одной целью
Скованные одной цепью
Связанные одной...

Здесь женщины ищут но находят лишь старость
Здесь мерилом работы считают усталость
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали быть может

Быть скованными одной цепью
Связанными одной целью
Скованными одной цепью
Связанными одной целью...

Скованные одной цепью
Связанные одной целью
Скованные одной цепью
Связанные одной целью
Скованные...


Впервые статья была опубликована её авторами Игорем и Олесей Шамариными 23 октября 2006 г. в ЖЖ rock-meloman.


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии