ВИА «ПЕСНЯРЫ» — «Песняры» (1978)

Песняры-1

1. Явор и калина
2. Поцелуй
3. По воду шла
4. Крик птицы
5. Белоруссия
6. До третьих петухов
7. Беловежская пуща
8. Вологда

Песняры-2

У моего отца в личном пользовании имелась вся необходимая аппаратура – от двух огромных катушечных магнитофонов до мощного комбинированного стереопроигрывателя, так что с прослушиванием и перезаписью музыки у нас дома никогда проблем не было. Если говорить о советских группах, то самым ранним по влиянию на мой внутренний мир в этом ряду стоит, конечно же, белорусский ВИА «ПЕСНЯРЫ» под управлением Владимира Мулявина. Постеры «Песняров» занимали в нашей квартире равноправное положение с постерами заграничных рок-команд, и сегодня я в полной мере понимаю равнозначность данного соседства. И в самом деле, вслушиваясь в записи, созданные «Песнярами» в атмосфере чуткого идеологического контроля начала 1970-х, фактически не представляется возможным уловить существенные различия в звучании этого более чем достойного ВИА и именитых западных рок-коллективов тех лет – настолько всё это близко по духу и дышит одним воздухом. Мелодичный, насыщенный озаряющими душу гармониями задушевный фолк-рок (разве что с чуть меньшей, нежели на Западе, чувственной экспрессией и более скромным количеством хард-роковых риффов), пронизанный вполне актуальным на то время саундом, приковывающий к себе слушателя не только мастерством исполнения и грамотными аранжировками, но и качественной поэзией. Песни ранних «Песняров» всегда оставляли специфическое ощущение какой-то магической, сказочной реальности – во многом благодаря неповторимым вкрадчивым вокальным интонациям и сочному фолк-колориту. Это была насквозь советская группа вне советской идеологии, за что «Песняров» особенно любил народ. В конце концов, все мы по эту сторону «железного занавеса» могли рассчитывать на собственного Дэвида Кросби. И отечественным Дэвидом Кросби стал Владимир Мулявин.

Песняры-6

Самое раннее моё соприкосновение с творчеством «Песняров» — это, как у многих ровесников, шестой выпуск мультсериала «Ну, погоди!». В этом выпуске, появившемся в 1973 году, есть знаменитый эпизод, когда Волк угоняет комбайн и лихо бороздит на нём колхозное поле, по ходу дела упаковывая кур и уток в стандартные брикеты – под белорусскую народную песню «Косил Ясь конюшину» с дебютной пластинки ВИА «Песняры», увидевшей свет двумя годами ранее. Это и был, пожалуй, самый первый советский фолк-рок-хит в саундтреке моего детства – наряду с такими иностранными аналогами, как «Hush» группы «Deep Purple», «Lady In Black» группы «Uriah Heep», «From Me To You» группы «The Beatles», «Ruby Tuesday» группы «The Rolling Stones», «Have You Ever Seen The Rain?» блистательных «Creedence Clearwater Revival». В журнале «Смена» в рамках рубрики «Молодые мастера искусств» был опубликован материал Михаила Катюшенко «ПЕСНЯ ДЛЯ НАС» — это был знаковый для ансамбля «Песняры» 1976 год, а ещё это был год моего появления на свет. Как раз из фотографии, сопровождавшей эту статью, отец и сделал постер, который стал первым постером, увиденный мною над собственной детской кроваткой (рядом висели переснятый из какого-то журнала похожий на гравюру фотопортрет Мика Джаггера и фото золотого состава «Black Sabbath»). Тогдашние «Песняры» были хрестоматийными «красавцами на подбор»: нарядные усатые дядьки, расплывающиеся в улыбках посреди залитого солнцем поля и каких-то чуть ли не идиллических снопов – одна только картинка была способна излучать магию, а какой праздник творился в моей неоперившейся душе чуть позже, когда в проигрыватель заряжалась третья в дискографии «Песняров» грампластинка! Именно о третьем диске-гиганте ансамбля, изданном в апреле 1978-го, мы и поведём речь в этой главе.

Песняры-3

Постер ансамбля «Песняры», созданный на основе статьи в журнале «Смена» (1976 год)

Для начала — краткая предыстория. Коллектив с названием «Песняры» появился в Минске 1 сентября 1969 года – на основе созданного двумя годами раньше ансамбля «Лявоны» («Балагуры»), в составе которого выступали проходившие службу в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа Владимир Мулявин, его младший брат Валерий (трагически погибший в Ялте в 1973 году) и их друзья-музыканты. Как свидетельствует барабанщик «Песняров» Александр Демешко: «Сперва нас включили в ревю «Лявониха», которое работало от местной филармонии, и стали мы «Лявонами». Но... кому-то в министерстве не понравилось наше название. Лявоны — по-русски Иваны, Ваньки. Тогда Леонид Тышко и нашел другое название – «Песняры», в переводе — народные сказители». В октябре 1970 года коллектив, впервые под названием «Песняры», принял участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, а в конце 1970-го приступил к записи песен, часть которых была включена в дебютный диск-гигант, увидевший свет в 1972-м. Владимир Мулявин, будучи художественным руководителем, вокалистом, гитаристом-виртуозом и мультиинструменталистом, изначально выбрал для своего коллектива базовое направление — белорусский фольклор (к слову, сам Мулявин родился в Свердловске и осел в Белоруссии уже в годы прохождения там армейской службы). В ноябре 1970-го в коллектив влился вокалист ансамбля «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а вскоре «Песняры» впервые выступили за границей — на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша). Состав «Песняров» стремительно менялся и качественно преобразовывался (к коллективу добавились вокалисты Анатолий Кашепаров и Валерий Дайнеко, клавишники Владимир Николаев и Анатолий Гилевич, скрипач Чеслав Поплавский), «Песняры» стали частыми и желанными гостями на зарубежных площадках (гастроли в Чехословакии, Польше, Югославии, Германии). В перерывах между гастролями записывались новые песни, из которых был составлен выпущенный в 1974 году второй диск-гигант «Песняров» — снова, по тогдашней традиции, без оригинального названия. В 1976 году ансамбль выступил на международном конкурсе MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество грампластинок в своей стране. Вместе с «Песнярами» СССР в конкурсной программе представляли ансамбль «Ромен» (названный острыми на язык американскими критиками «смесью мексиканского джаза с африканским костром») и 27-летняя Алла Пугачёва. В декабре того же 1976 года состоялись первые гастроли советского ВИА в Америке: ансамбль «Песняры» с оглушительным успехом совершил тур по югу США в сопровождении американской группы «New Сhristle Minstrels», с которой на лейбле «Columbia» была записана так, увы, и не увидевшая свет совместная пластинка, в трек-лист которой была включена и суперхитовая «Косил Ясь конюшину». Участники расформированной за шесть лет до того ливерпульской четвёрки «The Beatles», ознакомившиеся тогда с творчеством «Песняров», называли из лучшей фолк-рок-группой в мире. Пол Маккартни высказался в одном из интервью: «Играют, как дети, поют — как боги! Мне бы такой голос!», Джон Леннон, согласно легенде, утверждал, что не слышал ничего лучше, а Джордж Харрисон, в случае собственных гипотетических гастролей в СССР, собирался предоставить право разогревающей группы исключительно «Песнярам»!

В этот же период группа представила программу «Песнь о доле» — народную притчу в 7-ми картинах на основе трагической поэмы «Адвечная песня» белорусского поэта-символиста Янки Купалы, а на заключительном концерте телеконкурса «Песня года», съёмки которого прошли в Москве на излёте 1976-го, «Песняры» представили новые песни, выпущенные фирмой «Мелодия» несколькими месяцами ранее на миньонах — «Белоруссия» и «Вологда», авторами которых являлись А.Пахмутова, Н.Добронравов, Б.Мокроусов и М.Матусовский. Это был настоящий прорыв к массовому слушателю: ансамбль вышел за рамки чистого белорусского фолка и официально занял давно завоёванную нишу всесоюзного ВИА, обожаемого представителями разных поколений. В начале 1977 года на киностудии «Мосфильм» состоялись съёмки фильма Александра Стефановича «Диск», во время которых «Песняры» приступили к записи своего третьего диска-гиганта. В это время в составе коллектива произошли очередные изменения, и дозаписывалась пластинка, снова не получившая названия и впоследствии окрещённая поклонниками как «Песняры-III» или «Вологда», уже в начале 1978-го. На лицевой стороне конверта название ансамбля было начертано трижды — что, видимо, символизировало третий порядковый номер релиза в дискографии. В записи данной программы принимали участие: Владимир Мулявин, Владислав Мисевич, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Валерий Дайнеко, Людмила Исупова, Владимир Ткаченко, Чеслав Поплавский, Владимир Николаев, Анатолий Гилевич, Леонид Тышко, Александр Демешко, Марк Шмелькин, Октай Айвазов и Евгений Поздышев.

Диск открывается лирической балладой «Явор и калина» на стихи Янки Купалы в обработке И.Луцевича. Особый этно-колорит этой чарующей песне придаёт голос Людмилы Исуповой, работавшей ранее с Леонидом Борткевичем (основная вокальная партия в «Яворе и калине») в упоминавшемся выше ансамбле «Золотые яблоки», а также исполнившей одну из главных ролей в «Песне о доле». Далее в трек-листе — эталонные фолк-роковые номера «Поцелуй» (И.Лученок — В.Коризна) и «По воду шла» (белорусская народная песня в обработке В.Ткаченко с мелодической аллюзией на битловскую «Norwegian Wood»). Главным номером третьего диска-гиганта «Песняров» стала, по моему убеждению, закрывавшая первую сторону эпическая баллада «Крик птицы» Владимира Мулявина на стихи Юрия Рыбчинского. История этой песни такова. В начале 1973 года в ансамбль пришёл пианист-виртуоз Анатолий Гилевич, и с его помощью Владимир Мулявин завершил работу над аранжировкой драматической 7-минутной джаз-роковой композиции «Крик птицы». Этой и без того пронизанной мистикой песне было суждено стать знаком надвигающейся беды: во время гастролей «Песняров» в Ялте летом 1973 года трагически погиб при невыясненных обстоятельствах Валерий Мулявин, родной брат Владимира и его соратник по группе. Благодаря народной молве песня «Крик птицы», столь проникновенно исполненная Владимиром Мулявиным и столь подчёркнутая многоплановой, насыщенной драматическими эффектами аранжировкой, воспринималась впоследствии как реквием Валерию Мулявину. Украинский поэт Юрий Рыбчинский в своей автобиографии так рассказал об этой песне: «…Владимир Мулявин написал на мои стихи первую в СССР рок-балладу «Крик птицы». Исполнение «Песнярами» и Мулявиным этой песни произвело эффект разорвавшейся бомбы. Рок-музыка официально тогда в СССР была запрещена, западные рок-ансамбли, в том числе и «Битлз», подвергались в советской печати уничижительной критике. И поэтому неудивительно, что через год после триумфального успеха «Крика птицы» Министерство культуры СССР запретило исполнять эту песню в концертах, а также транслировать на радио и ТВ. В результате, как запретный плод, эта песня стала еще популярней. Вскоре Министерство культуры было вынуждено снять запрет после того, как «Песняры» съездили на гастроли в США. Там «Крик птицы» исполнялась на английском языке и несколько месяцев находилась в десятке хит-парадов Америки».

Песняры-4

Вторая сторона пластинки включала в себя четыре суперхита, сочинённые для «Песняров» ведущими советскими композиторами и поэтами-песенниками тех лет: «Белоруссия», «До третьих петухов» и «Беловежская пуща» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, а также «Вологда» Бориса Мокроусова и Михаила Матусовского — с отличающейся от изданной на миньоне двумя годами ранее первой строчкой («Письма лично сам я на почту ношу...» вместо «Письма, письма сам я на почту ношу...»). Что касается песни «Белоруссия», как-то по-особому всегда меня пробиравшей наряду с «Криком птицы», то в ней прекрасно абсолютно всё — от неподражаемых, каких-то сакральных голосовых интонаций до блестящей добронравовской поэзии. Кстати, всё детство я ошибочно слышал в одном из куплетов такую вещь, приводящую мальчишескую душу в особенно возвышенное состояние:

...Белый аист летит
Над Полесьем, над тихим жнивьём.
Где-то в топи болот —
Огнемёт, остывающий гром.

Нереально крутой образ, ну согласитесь! А в оригинале, оказывается, чуть иначе:

...Белый аист летит
Над Полесьем, над тихим жнивьём.
Где-то в топи болот
Погребён остывающий гром.

Как бы то ни было, саму песню поэтические различия не сделали менее значимой. В «Третьих петухах», помимо «родился я в рубашке лохматых облаков», воображение будоражили строчки:

Коварный ветер странствий,
Злорадный смех врагов...
Надеются, что сдамся
До третьих петухов.

Я молод и не промах,
Я — сказка наяву —
Волшебников знакомых
На помощь позову.

Засвищет ветер боя,
Взовьётся пыль веков.
Звезду свою открою
До третьих петухов.

В эпической «Беловежской пуще» до сих пор вызывает мурашки усиленное специфическим голосом «свет над миром встающий» (как кадр из некоего апокалипсического сна) и, конечно же:

Hеприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени, с колен, пью святую твою
Родниковую правду, Беловежская пуща.

Ну, а песня «Вологда» — это уж вообще был настоящий народный хит своего времени, пронизанный байками, анекдотами и неподтверждёнными слухами. Особенно смешили все эти «Вологду-гду-гду» и «Вологда-гда-гда» — просто праздник для слушателя-школьника! Помню устойчивое поверье: на тот момент, мол, в Вологде был единственный дом с резным палисадом: а именно — областной кожно-венерологический диспансер... Завершая воспоминания о третьей пластинке ВИА «Песняры», упомянем и ещё один курьёзный факт, касающийся, в частности, её оформления. Если рассмотрите внимательно конверт, увидите, как сидящая рядом с Владимиром Мулявиным певица Людмила Исупова буквальным образом, то есть крупной буквой «С» из названия ансамбля, полностью закрыта от нас. Осталось лишь красное платье и фрагмент причёски. Всегда было интересно, что же явилось причиной столь дерзкого шага со стороны оформителей. В любом случае, это отсылает к легендарным конспирологическим штучкам относительно группы «The Beatles», когда поклонники десятилетиями разгадывали значение тех или иных фишек на обложках пластинок своих кумиров. И это, согласимся, также ставит «Песняров» в один ряд с великими рок-группами эпохи. Обретя на стыке семидесятых и восьмидесятых годов XX века вполне законный статус всесоюзных звёзд, «Песняры» записали и выпустили ещё несколько программ, но в массовом сознании остались именно теми поющими белорусскими кудесниками образца 1978-го — среди залитых солнечным светом упругих снопов. Трудно найти даже в современной России людей, кому незнакомы лучшие песни этого славного ансамбля. 14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автокатастрофу под Минском. 26 января 2003 года, спустя 8 месяцев, создатель легендарных «Песняров» умер в московском госпитале имени Бурденко. Музыканту было 62 года. Проходят годы, а песни Владимира Мулявина и его ансамбля до сих пор звучат и услаждают слух всё новых поклонников настоящей музыки. И наша проверенная временем любовь — лучший памятник «Песнярам» и их эпохе.

Песняры-5

«КРИК ПТИЦЫ»

(Владимир Мулявин – Юрий Рыбчинский)

Из-за ревности неустанной,
Из-за ревности злой и глухой,
Я мог превратить тебя в камень
Своею волшебной рукой.
Я мог превратить тебя в дерево,
Я мог превратить тебя в зарево,
Но я превратил тебя в птицу,
Навеки расставшись с тобой.

Уж если навек не вместе мы,
Так пусть же в жизни хоть раз
Крылатым будет возмездие
За ложь обнажённых фраз.
Ты была сиреной,
Я теперь нелюдим.
Я бы простил измену,
Если бы не любил.

Приезжают ко мне капитаны,
Говорят, что летать ты устала,
Что хочешь стать снова прежней
И хочешь вернуться ко мне.
Вернуться ко мне русокосою,
Вернуться ко мне синеокою,
Но я ведь не верю словам твоим,
Навеки расставшись с тобой.

Уж если навек не вместе мы,
Так пусть же в жизни хоть раз
Крылатым будет возмездие
За ложь обнажённых фраз.
Ты была сиреной,
Я теперь нелюдим.
Я бы простил измену,
Если бы не любил.

…Промчались печальные годы.
И однажды ко мне на рассвете
Вернулись друзья с охоты
И бросили птицу на стол.
Не здешнюю птицу, и странную,
С глубокой кровавою раною,
С глазами такими знакомыми
И с перебитым крылом.

Вот, наконец, и вместе мы,
Так что я так грустно пою?
Над убитой крылатой невестою
Я на коленях стою.
Ты была сиреной,
Я пел твои песни, звеня.
Тебя не хотел простить я,
А кто же простит меня?..


Релиз статьи состоялся 21 августа 2015 года на сайте https://igor-shamarin.ru/


5
1
голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии