Дата концерта: 24 января 2020 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «ВОСКРЕСЕНИЕ»
Программа: «40 лет с хвостиком»
Полный сет-лист концерта:
1. Есть у меня
2. Радуюсь
3. В жизни, как в тёмной чаще
4. Дороги наши разошлись
5. Я ни разу за морем не был
6. Научи меня жить
7. Делай своё дело
8. Волчья
9. Моя последняя любовь
10. Атлантида
11. Я тоже был…
12. Случилось
13. Время вышло
14. По дороге в небеса
15. Посмотри, как я живу
16. Сон
17. Я привык бродить один…
18. По дороге разочарований
19. Кто виноват?
БИС:
20. Баба
В минувшем 2019 году легендарной московской группе «Воскресение» исполнилось 40 лет. В честь этого события 10 ноября был отыгран концерт в ДК Горбунова, попасть на который я, к сожалению для себя, не сподобился. И вот, будто бы специально для таких, как я, подвернулся отличный шанс наверстать упущенное: в пятницу, 24 января 2020-го, Алексей Романов сотоварищи устроили в «Главклубе» потрясающий рок-н-ролльный праздник под названием «40 лет с хвостиком». В названии, к слову, обыгрывалось сразу несколько смыслов, одним из которых был зодиакальный: в аккурат в назначенное время согласно лунному китайскому календарю наступил Год Крысы. Что касается бонусных концертов к юбилеям, сейчас это вполне сформировавшийся (и лично мной — вполне одобряемый!) тренд. О своих впечатлениях от творчества группы я уже достаточно подробно рассказывал на этих страницах в рамках проекта «Рок-меломан», в частности, когда у нас шла речь о пластинке «Воскресение-1981» — так что переходим сразу к хронике концерта.
В качестве разогрева в этот раз народ не стали баловать классикой рока или сетом «главклубовского» диджея: пока народ заполнял пространство и обживал барные стойки после окончания трудовой недели, звучала ни к чему не привязанная электронная музыка. Начало отложили на полчаса, и так уж вышло, что к моменту появления музыкантов на сцене (произошло это в 20.30) всё походило если не на буйный дионисийский праздник в шибко древних Афинах, то уж точно на некий традиционный античный спектакль, в котором, как мы помним из уроков истории, имелся важнейший коллективный участник представления — хор. В частности, достаточно внушительный глас истомившегося в ожидании народа принялся настолько конкретно исполнять классические хиты «Воскресения», что подошедший к микрофонной стойке Алексей Романов (представший в колоритной разрисованной рубашке, частично будто бы олицетворяющей название ранней романовской группы «Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбези») был вынужден — явно не без удовольствия — иронично заметить: «Спасибо вам, дорогие! Концерт уже начался, я так полагаю, без нас!!».
Народ воспринял похвалу в свой адрес с воодушевлением, кто-то бодро гаркнул: «Давай, играй!». Тем временем, Романов взял в руки и подключил «Gibson» и, широко улыбаясь, произнёс: «Щас, гитару настрою и ка-а-а-а-к заиграю!!». В зале раздались дружелюбные выкрики, на которые бдительный маэстро молниеносно отреагировал: «На предложение настроить гитару одна девочка закричала: „НЕ НАДО!“». Из зала уточнили: «Это мальчик!». Лидер «Воскресения», стрельнув поверх затемнённых круглых очков саркастическим взглядом, парировал: «Это такие мальчики у нас? Звезда в шоке!». Танцпол взорвался хохотом. В общем, контакт между публикой и артистами наладился сразу. Кстати, об артистах: в нынешний состав группы «Воскресение» входят: Алексей Романов (гитара, губная гармошка, вокал), Юрий Смоляков (клавишные), Сергей Тимофеев (бас-гитара) и Алексей Коробков (барабаны, перкуссия).
Итак, никакого сценического фона, никакого видеоряда. Всё аскетично и по-мэтровски просто. Начали вполне традиционно и, к тому же, концептуально, открыв выступление номером «Есть у меня песни различные», с которого начинается дебютный альбом 1979 года. Далее — песня «Радуюсь», переливающаяся в электрической версии солнечными хард-роковыми бликами. Следующий классический опус фронтмен «Воскресения» начал с предисловия: «Ещё одна песенка из прошлой жизни была написана по случайному поводу, и её исполнять досталось Женьке Маргулису. На записи это был цирк, шик и апельсин. Женя лежал на составленных стульях, прикрытый „Пентхаусом“, а когда настала его череда, он схватил басовку и выдал... такое!..негры так не умеют! С благодарностью и любовью нашему Женечке Маргулису, звучит эта песня!». Последовало исполнение «В жизни, как в тёмной чаще» — одного из самых РОКовых хитов группы, текст которого буквально дышит «Фаустом» Гёте. Во время исполнения Романов «споткнулся» на словах, но вовремя вспомнил песню, выдав, к тому же, классное гитарное соло. В сцепке прозвучал и ещё один номер «из репертуара Маргулиса» — «Дороги наши разошлись». Слышать эту песню в исполнении Романова было непривычно и любопытно. В хрестоматийной и неизменно актуальной «Я ни разу за морем не был» лидер «Воскресения» выдал посредством всё того же «Гибсона» стопроцентное балалаечное соло, а гитарный саунд в целом раскрасили яркими эффектами. Обожаемую мной ещё со времён романовского проекта «СВ» философскую балладу «Научи меня жить» представили в виде темпового рок-боевика в духе ранних «Dire Straits» с красивейшими гитарно-клавишными пассажами. На коде Романов поочерёдно представил коллег, после чего в установившейся тишине из зала громогласно был поставлен вопрос ребром: «САПУНОВ ГДЕ?». Романов, явно уловив иронию, ухмыльнулся и лаконично ответил: «Сапунов?.. В сольном плавании». А затем, явно не желая углубляться в воспоминания о состоявшемся в 2016 году разрыве с бывшим сооснователем и, отчасти, «голосом группы», наиграл знакомое каждому поклоннику русского ритм-энд-блюза гитарное вступление, после которого команда бодро грянула хит «Делай своё дело», украшенный атональным гитарным соляком.
После впечатляющего фитбэка финальных аккордов лидер «Воскресения» буквально рукой «усмирил» рёв своей не на шутку разгорячённой гитары, а затем группа начала новый блок программы. Первым в этом условном блоке была исполнена пронизанная восточным колоритом баллада «Волчья», предварённая романовским соло на губной гармошке. Номер прозвучал потрясающе, и не последнюю роль в общем кайфе играл, конечно же, уникальный голос автора. Далее нужно было мягко выводить публику из психоделического транса, так что вдарили по джаз-року: именно в таком стилистическом русле предстала «Моя последняя любовь». В финале Романов, на адреналиновом кураже, игриво выкрикнул: «Панки, хой!», а в паузе снова принялся настраивать гитару («Щас, гитарку ещё немного, ещё немного гитарку и — чего-нибудь хорошего...»). Тем временем Алексей Коробков покинул место за барабанной установкой и переместился на одну линию с остальными согруппниками, усевшись перед перкуссией, визуально напоминающей опрокинутую на бок табуретку. Публика бурно отреагировала, а фронтмен «Воскресения», не отрываясь от процесса настройки, изрёк в присущей ему ироничной манере: «Там что, стриптиз?..». Из зала, естественно, ответили утвердительно. И — с хохотом.
Пришёл черёд акустических песен, и первой в этом ряду прозвучала «Атлантида» в каноническом для этого опуса обрамлении босса-новы. На финальных аккордах Романов с Коробковым «ударили по рукам», а затем перкуссионист надел на ногу нечто вроде бубна и продолжил музицирование уже в подобном ключе. Классическая жемчужина «Я тоже был...» была явлена с интересной преамбулой: "Старинная песенка... Столько времени прошло — я забываю, зачем это и о чём, а песня живёт, живёт, живёт и поётся. Однажды кто-то взял и ляпнул: «Смотри-ка, это же...чёрт, это же „Yesterday“ на русский манер!» А мне и в голову не приходило!..". Невероятно порадовало смоляковское органное соло, максимально приближенное к версии уже упомянутого первого альбома 40-летней (с хвостиком) давности. Музыканты играли, а сверху, из-за закулисья, как кукушка из часов выглядывал невесть как там оказавшийся и невесть чем и на чём закрепившийся фотограф — как некое наблюдающее за процессом божество. Смотрелось это очень фактурно и добавляло сопутствующей и без того глубоким текстам мистики. Завершили акустический блок исполнением песни «Случилось что-то в городе моём», после чего Алексею Романову был вручен букет цветов, а сам он ещё раз представил коллег, указывая на каждого упомянутым букетом (в итоге трогательно резюмировал: «Мои родные!»).
Пока музыканты готовились к новому сегменту шоу, расплывшийся в улыбке Романов поднял тёмные очки на лоб и с лукавым, ленинским прищуром обратился к публике: «Коробков пошёл за установку, расскажи, говорит, чё-нибудь. Чё ж тут говорить-то. Спасибо вам больше, что пришли, мы вас сейчас сыграем пару новых песенок. Мы старые консервы первого призыва, никуда не торопимся». Группа исполнила два новых произведения, у которых пока ещё, насколько известно, нет даже устоявшихся названий. Принято считать, что это «Время вышло» (она же — «Белка») и «По дороге в небеса». Первый опус в части музыки — некий забавный сплав «Sixteen Tons» и «Go Down Moses», а второй — фактически сюита с планетарным (не больше и не меньше!) осмыслением, дышащая этническим влиянием направления World Music и ярким исповедальным посылом. Крайне любопытно, экспериментально и свежо — на мой взгляд. Хочется ждать от группы развития подобного опыта сочинительства. «За это надо выпить!» — воскликнул Алексей Дмитриевич и отпил воды из пластиковой бутылочки, после чего группа исполнила блюзовую тему «Посмотри, как я живу» (нужно снова отметить очень удачный союз клавишного и гитарного звучания). Далее соткали вызвавшую восторг у публики хрестоматийную и древнюю, как сам космос, песню «Сон» — песня прозвучала волшебно. Ну, а вслед за не менее древней балладой «Я привык бродить один» (с каноническим гитарным ходом, так давно не звучавшим в полноценном электричестве) настал черёд проверенных временем, «народных» хитов.
Зазвучали ритмы рэггей, и к восторгу собравшихся фэнов была исполнена «По дороге разочарований» — в аранжировке, нарочито напоминающей «It's Your Life» британской группы «Smokie». Следом, после краткого совещания с барабанщиком, — «Кто виноват?», пропетая совместно с преисполненной ностальгического куража публикой. Романов в очередной раз за это выступление порадовал стильным слайд-соло, а Юрий Смоляков — одновременной игрой на двух синтезаторах. В 22.04 музыканты раскланялись и ушли за кулисы — чтоб вновь вернуться на короткий «бис». Поверх гула восторженных голосов из глубины сцены раздалось бодрое восклицание: «Шаманская песня-заклинание зимы. Зима, приди!», после чего Романов, заново облачаясь в технические прибамбасы и надевая тёмные очки, добавил в микрофон: «Песня о давно забытом зимнем развлечении. Мы, конечно, народ терпеливый. Но не настолько же!..» — что прозвучало не в меру актуально в условиях нынешней абсолютно бесснежной и аномальной, рекордно тёплой московской зимы. Грянули старинный рок-н-ролл про снежную бабу, чем и завершили концерт под грохот аплодисментов. Кстати, получилась забавная цепочка названий песен в финальном блоке шоу. Судите сами: «Я привык бродить один по дороге разочарований. Кто виноват? Баба!».
В 22.10 группа поблагодарила пришедших прощальным поклоном (довольный, но зримо уставший фронтмен, устраивая на стойке явно не желавшую покидать его рук гитару, откровенно сказал клавишнику: «Я просто больше не спою ничего!»), а в самом финале Романов обратился к зрителям: «Большое спасибо, приходите к нам ещё! Мы вас обожаем». И красиво воздел руки к небу, после чего вся команда неторопливо удалилась за кулисы.
В обзоре использованы замечательные фотоработы Евгения Стукалина — низкий ему поклон!
© И.Шамарин, февраль 2020 г.
Специально для сайта https://igor-shamarin.ru.