Дата концерта: 2 июня 2019 года
Место проведения: г. Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «НАСТЯ», при участии «ГРУППЫ ВАДИМА САМОЙЛОВА»
Программа: «30 лет группе „НАСТЯ“»
Полный сет-лист концерта:
ГРУППА ВАДИМА САМОЙЛОВА
1. Интро
2. Вот она мечта
3. На счастье
4. Слова закончились
НАСТЯ
1. Даром и не даром
2. Тацу
3. Ночные братья
4. Вниз по течению неба
5. Улитка
6. Стратосфера
7. Чёрный парус
8. Невеста
9. Мосты над Невою
10. Поезд
11. Море Сиам
12. Танец на цыпочках
13. Ключ
14. На небе – вороны
15. Голоса
16. Ветер
17. Летучий фрегат
18. Снежные волки
19. Всему своё время
20. Соня любит Петю
21. Клипсо-Калипсо
22. Опоздала луна
23. Ноа-Ноа
24. Родник
25. Легко
26. Рабочая река
27. Ариадна
Наша Стиви Никс — так бы я, пожалуй, отрекомендовал любому рок-неофиту или иностранцу Настю Полеву, которая и в самом деле многими творческими и личностными качествами походит на чарующую и не чуждую белой магии вокалистку «Fleetwood Mac». По странному стечению обстоятельств, до этого момента я не имел чести побывать ни на одном концертном выступлении группы «Настя», так что — час пробил, да и повод подвернулся удачный. Но для начала вспомним корни. Широкая общественность узнала о многообещающем сольном проекте бывшей вокалистки группы «Трек» Насти Полевой осенью 1988 года, хотя дебютный альбом «Тацу» проклёвывался с середины 80-х и был записан Настей при мощной кадровой поддержке групп «Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс» летом 1987-го. Год спустя во всесоюзный радиоэфир ворвались песни «Ариадна», «Вниз по течению неба» и «Клипсо-Калипсо», и стало ясно, что Свердловский рок-клуб породил новую рок-диву с уникальной манерой исполнения и склонностью к восточному колориту, философским аллюзиям и мифологическим сюжетам. Для окрашенных серым цветом советских реалий это было более чем экзотично и свежо. С той поры о Насте Полевой стало принято говорить как о Первой леди Свердловского рока, хотя находились и скептики, кивавшие на пробивающуюся в визуальном образе и в смягчённой синтезаторами нью-вэйв-подаче некую поп-эстетику. Запись альбома «Тацу» поначалу нам найти в Москве было не так уж легко, а ещё, помнится, ходили упорные слухи о том, что именно Полева исполняет на записанном в то же время в том же Свердловске резонансном альбоме группы «Апрельский марш» «Музыка для детей и инвалидов» песню «Котлован», навеянную антиутопией Андрея Платонова (но, хотя ключевую героиню платоновского «Котлована» тоже звали Настей, песню в «Апрельском марше» исполняла Наталья Романова). Непосредственно о группе «Настя» принято говорить с момента выхода второго альбома («Ноа-Ноа», 1989), изданного на виниле, и таким образом, в текущем году коллективу официально исполнилось 30 лет. Московские концерты «Насти» в наше время крайне редки, так что юбилейное шоу в «Главклубе» воскресным вечером 2 июня 2019 г. обещало стать лакомым сюрпризом для истосковавшихся поклонников. На деле всё вышло несколько сложнее, о чём — строго по порядку.
Народу в «Главклубе» этим вечером было критически мало, а в фойе, к тому же, — полное отсутствие мерчендайзинга (ничего удивительного, поскольку крайнему в дискографии «Насти» альбому уже 11 лет, старые хиты на радио звучат всё реже, сами музыканты предпочитают активной деятельности участие в трибьютах и сомнительные альянсы с коммерческими «семейными» проектами группы «Би-2», а жизни в Интернете группа не поддерживает вовсе), оставалось надеяться на домашнюю атмосферу эдакого «квартирника для посвящённых». В 20.30 Настя Полева вышла на сцену в стильном одеянии (красно-чёрное платье, чёрные лосины с широкими белыми лампасами, модные красные шузы) и, получив от поклонника букет пурпурных роз, произнесла сбивчивую преамбулу следующего содержания:
«Добрый вечер, дорогие. Вот так вот мы, спонтанно… Я, вообще, не люблю юбилеи, всякие …летия, да. Но народ посчитал по-другому, что, как в песне пелось: «Светке Соколовой 30 лет» (смех в зале и на сцене). Но надо, всё-таки, как-то, хоть чуть-чуть, обозначить… Я благодарю вас всех, что вы не пожалели вечера сегодня, пришли вспомнить эту музыку, вспомнить нас. У нас всё как-то спонтанно, как-то самопроизвольно получается, и так же для нас получился сюрприз своеобразный, он и для вас тоже будет сюрпризом. Вы знаете, что мы все во многом из Свердловского рок-клуба, и сегодня — сюрприз прекрасный, надеюсь, и для вас тоже – это Вадим Самойлов со своей группой (в зале — восторженное оживление), он исполнит нашу песню и своих пару песен, поздравит... Легенда нашего рока, знаменитей не бывает... Прекрасный музыкант, создатель…один из создателей группы «Агата Кристи», прекрасно работающий в сольном проекте своём. Прошу любить и жаловать!».
Зазвучало неторопливое музыкальное вступление, и в процессе исполнения интродукции на сцене один за другим появились музыканты ГРУППЫ ВАДИМА САМОЙЛОВА. В отличие от прошлогоднего 30-летия «Агаты Кристи» в версии Самойлова-старшего, прошедшего в «Крокусе» под знаком исключительного качества (обзор концерта я в свой черёд представлял на этом сайте) самойловский сет на юбилее «Насти» не вполне задался — по причине скверного звука. Впрочем, данный прокол явился лейтмотивом всего вечера. Обросший седой бородой Вадим исполнил всего три песни, отдав предпочтение относительно новому репертуару. После номера «Вот она мечта» — прозвучавшее скороговоркой приветствие: «Добрый вечер, дорогие друзья! Я и все мои ребята присоединяемся к вам, которые чествуют Егора и Настю, их музыкальный проект. Мне выпала огромная честь с ними поработать ещё в Свердловске, мы вместе записали два альбома, и это было прекрасное время, когда мы были молодые и юные и открывали многие вещи. Я рад, что песни Насти живут, вы помните их и, вы знаете, когда-то давно я завёл сам для себя такую традицию – в 89-м году мы первый раз сыграли кавер, на группу «Урфин Джюс»... И я предлагаю вам сегодня посмотреть с другой стороны на замечательную песню группы «Настя» — надеюсь, вы её узнаете в моём исполнении». Тут, отдав дань здоровой самокритике, Вадим от души рассмеялся, после чего группа представила достаточно убедительную кавер-версию песни «На счастье».
Ещё раз поздравив группу «Настя» с юбилеем, не стареющий душой экс-фронтмен «Агаты Кристи» при поддержке своих нынешних коллег исполнил песню «Слова закончились», после чего группа неожиданно для собравшихся покинула сцену. Зрителям, ожидавшим дуэтное исполнение песни «Кошка» или, хотя бы, пары «агатовских» хитов конца восьмидесятых, пришлось отогнать собственные иллюзии и принять к сведению объективную реальность. Навстречу уходящим «самойловцам» выбежала растроганная Настя и, сложив руки в молитвенном жесте, поблагодарила друзей за поддержку, после чего вновь обратилась к публике: «Он меня опередил! Я хотела сказать после, что Вадим записывал два альбома с нами. И мы также отметились на делании каверов. Я с ними дуэтом спела песню «Кошка», если вы помните такую, песню «Герои», в которой мне понравилось, что там всего одна фраза «Герои, герои, кругом одни герои»... Было очень просто, и легко было запомнить. Почему-то у меня сразу глаз упал именно на эту песню. Огромное спасибо группе, огромное спасибо Вадиму. Энтузиазм, поддержка… Кто говорит, что дружба рокерская умерла – не верьте. Все мы дружим. Желаю вам того же – дружить со старыми друзьями, не забывать…».
В 20.55 пришло время юбилейного сета. На сцену вышли четверо участников группы: Настя Полева (вокал, гитара, бубен), Егор Белкин (гитары, вокал), Марат Хайбуллин (бас-гитара) и Игорь Перебеев (барабаны). Прозвучала ещё одна (третья по счёту) многословная преамбула Насти — начавшаяся с того, что программа построена с целью «пройтись по всему спектру, на мой вкус». Затем было сказано, что первая песня программы, звучавшая в фильме «Брат-1», посвящается одновременно Алексею Балабанову и Сергею Бодрову. После некоторое время все ждали, когда техники «сделают, чтоб было празднично» и включат уже видеоряд (со сцены при этом звучали оптимистичные призывы: «Да будет свет!»). Чтобы заполнить техническую паузу, Настя и подключившийся к ней Егор Белкин последовательно поблагодарили клуб, Москву, москвичей, затем посетовали на то, что в тяжёлое для нашей музыки время (вспомним об этой фразе попозже) даже такую сложную для восприятия музыку, как у них, можно слушать (и вы, сладкие пирожки — обращение к пришедшим — прямое тому доказательство!). Когда, наконец, всё было включено и налажено, группа начала юбилейный вечер, исполнив в акустике песню «Даром и не даром». На большом экране над сценой заработал видеоряд: закольцованный визуальный бэкграунд с фрагментами видеоклипов «Насти», иероглифами, графической психоделикой, проплывающим списком выпущенных девяти альбомов и изредка появляющейся надписью «НАСТЯ ПОЛЕВА — 30».
Далее пришло время исполнить блок ожидавшихся нетленок с золотого дебютного альбома «Тацу». Настя, отставив до поры 12-струнную ретро-электруху «Danelectro» (к слову, логичный выбор для рок-дивы, если принять к сведению, что для корпуса датчиков этих культовых американских гитар изначально использовались футляры от губной помады), взяла в руку бубен. Пресловутые пять восьмых в исполнении белкинской гитары, подхваченные группой — и вот уже, чуть более расслабленно, чем стоило бы ожидать, звучит заглавный хит на прошитые японской экзотикой стихи Ильи Кормильцева. Едва песня отзвучала, раздался первый тревожный звоночек: Белкин, как ветряная мельница, стал подавать знаки звукачу на пульт. К хаотичной пантомиме присоединился барабанщик, а Настя «перевела» этот язык жестов, произнеся в микрофон: «Народ просит в мониторы...что-нибудь». Все снова вооружились гитарами и грянули потрясающих по магической силе «Ночных братьев», в процессе звучания которых стало окончательно ясно — со звуком происходит однозначная жопа, а юбилейное шоу всё больше походит на провинциальный рок-фестиваль. «Дайте Егору гитару в монитор!» — снова обратилась Настя к аппаратчику, а подоспевший к своему микрофону Белкин добавил: «И не только Егору, у нас ни голосов, ни гитар, ничего, мы все играем так...» (изобразил активными жестами в воздухе нечто неопределённое). Сама Настя примиренчески добавила: «У меня всё нормально. Кто-то съел монитор...» (тут Белкин саркастически воскликнул: «Вадька всё съел!») — и тут прямо услышалось, как за кулисами громко икнул ни в чём не повинный Самойлов-старший. Объявили акустическую песню на стихи Ильи (точнее, Илюши, как его назвал Белкин) Кормильцева (к слову, как будто до той поры звучали песни не на его стихи), исполнение которой группа неизменно посвящает его памяти — «Вниз по течению неба». Во время исполнения певица исполнила элегантный танец с бубном в руке. Далее — эксклюзив в виде песни «Улитка», которую музыканты «решили поднять» специально для юбилейного концерта («про улитку никто никогда не писал песен, мы написали первые»). Исполнение, увы, было забраковано непрерывным 2-минутным отвратительным гулом в колонках; после песни Белкин надолго приник к монитору, пытаясь исправить заваленный гитарный звук. Общими усилиями звук удалось-таки укротить, и тяжёлый индустриальный блюз «Стратосфера» прозвучал как ему должно. Перед песней «Чёрный парус» Егор Белкин сделал предисловие: «У нас есть некоторое количество песен...мы их условно называем „буддистскими“ — хотя, конечно, никакого буддизма там нет. И есть песни, которые, якобы, такие...викинговские. Хотя, наверное, что-то там есть. В этой песне произносится „Один, Один“... „Вотан, Вотан...“. Один... Вотан... Манька-Облигация - это всё одно и то же! Это — верховный бог скандинавов, песенка об этом». Явный недостаток клавишных, который, кстати, ощущался время от времени на протяжении всего концерта, в коде песни заменили имитацией многоголосия. Настя, в свою очередь, продолжила изящно пританцовывать. Утерянная из-за технических сбоев энергетика постепенно восстанавливалась.
Относительную хронологию соблюдали до песни «Невеста». Далее сет-лист стал непредсказуемым. Исполнили один из лучших хитов новейшего времени — «Мосты над Невою», который седовласый и слегка к этому моменту взмокший Егор Белкин сопроводил, отечески разглядывая поверх очков восторженные первые ряды, следующим предисловием: "Ну а сейчас — уж простите, москвичи! — песенка, посвящённая городу на болотах, который нас приютил. Есть даже маленькая история, что Юра-музыкант...Юрий Юлианович Шевчук в своё время сказал: «Вот, я приехал из Уфы, вы приехали из Екатеринбурга, из Свердловска тогда, на брега Невы — нужно принести жертву, ребята. Какую жертву нужно принести? Написать песню, посвящённую городку. Итак, „Мосты над Невою“». На этом время историй не закончилось. Перед следующим номером — очередная байка, теперь уже из уст Насти: «Спасибо, я расскажу — в сотый раз — историю про поезд. Для тех, кто не слышал, а кто слышал — тот ещё раз вспомнит. Мне довелось ездить на поезде двух этажей, и я взяла билет на первый этаж, на второй побоялась. Со мной ехали учёные, молодой и старый, пили коньяк всю ночь и решали — на повороте упадёт поезд или нет. Двухэтажный потому что. Но потом они договорились, что второй этаж давит на первый, и он на повороте не упадёт. И я с этой счастливой мыслью уснула». Аранжировка «Поезда» перенесла всех собравшихся этим вечером в «Главклубе» в условные шестидесятые, а в финале Настя с иронией воскликнула: «РЖД нас слышит, надеюсь, и понизит цены на билеты!». После узнаваемого гитарного вступления — суперхит «Море Сиам» из одноимённого альбома, затем Егор представил «самую главную Настину песню, посвящённую всем девочкам, девушкам, бабушкам»: программный хит «Танец на цыпочках» задал тон второй части концерта, где один поколенческий хит следовал за другим, а цепко вросшая в «Танец» Настя в ярком одеянии и с бубном в руке стала похожа на исполняющую культовый обряд жрицу.
После песни «Ключ» обратились к кавер-версиям, начав с баллады Юрия Шевчука «На небе — вороны», написанной им от женского лица как будто бы специально для Насти. Предисловие Белкина было таким: «Мы сыграем грустную песню. Но — надо её сыграть». В процессе исполнения музыканты настолько впали в транс, что ближе к коде Настя забыла слова. Народ, не менее загипнотизированный, попытался ускорить процесс; из зала раздалось опережающее: «ТЕПЕРЬ Я НА ВОЛЕЕЕЕ!», но Настя решительным жестом пресекла ошибку: «Нет, это в конце». Все рассмеялись, расслабились, и песню совместными усилиями удалось-таки вспомнить. Когда гитарные аккорды угасли, Настя поблагодарила зрителей за подсказку, резюмировав: «Вот что значит поставить песню в середине, а не в конце. Сразу карма другая». Следующий кавер — суперхит «Апрельского марша» «Голоса» в жёстком гитарном обрамлении а-ля «Led Zeppelin». Было мощно и смачно. В электричестве также сыграли «Ветер», которую Настя представила как песню, которая крутится на радио «Шансон». Далее — концептуально монолитный «наутилусовский» блок, состоящий из «Летучего фрегата» и «Снежных волков». Песню «Всему своё время» (изначальный дуэт Полевой и лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина) Настя слаженно исполнила дуэтом с распевшимся к этому моменту Егором. Певица поблагодарила зарядившихся полученной энергетикой зрителей: «Спасибо вам, вы замечательно пели! Лучше, чем я. Замечательный хор!». Концерт вышел на финальную стадию: давний программный суперхит «Соня любит Петю» и — порадовавший каждого юбилейный эксклюзив, названный «совсем уж древней песней» - «Клипсо-Калипсо» в непривычно ускоренном темпе. Возможно, такой темп был взят из-за поджимавшего времени (спешили успеть всё сыграть до 23.00): Настя даже пошутила насчёт того, что она сейчас превратится в тыкву. Перед песней «Опоздала луна» — ещё одна история («я не пьяная, я трезвая, я просто повторяю для тех, кто не знает» — пошутила певица) о том, как однажды во время гастролей Настя увидела в небе две луны и решила, что настаёт конец света. Её успокоили коллеги, сообщив, что это нормально, когда утром на небе одновременно видны и солнце, и луна — и это жизненное наблюдение в итоге дало основу для песни. Мистический суперхит «Ноа-Ноа» был представлен как «смертельный номер» — понимающие слушатели оценили юмор, а песня прозвучала невероятно круто. Далее, уже с оглядкой на часы, две пронизанные романтикой песни из альбома 2004 года «Сквозь пальцы» — «Родник» и «Легко». Перед исполнением «Легко» Егор произнёс: «Теперь песня для тех, кто отправляется на Сейшелы, в Доминикану, да куда угодно — хоть на дачу, на пруд».
Под занавес вечера — «ещё одна буддистская песня, важная песня, напоследок — всем нам!» — «Рабочая река» из замечательного и горячо рекомендуемого мной каждому альбома «НеНастье» (2002). В 23.00 были представлены музыканты группы, а в коде шоу прозвучала знаковая песня «Ариадна», что оставило в душе тёплые ностальгические проблески. Не всё удалось этим вечером, концерт получился энергетически неровным и по-рокерски непредсказуемым, но по итогу можно констатировать: великие песни, исполненные группой «Настя» на сцене «Главклуба» 2 июня 2019 года, переживут своё время и порадуют ещё не одно поколение ищущих духовного развития слушателей и поклонников рока. А частности — дело десятое. Что же касается «тяжёлого для нашей музыки времени» © Е.Белкин... не думаю, что собирающая полные залы группа «АукцЫон» (вспомним относительно недавние концерты «Девушки поют» и «Чайник вина» в заполненном до крыши «Главклубе») или, скажем, «Несчастный Случай» (вспомним аншлаговое юбилейное шоу 2017 года «Что мы имели в виду») исполняют более простую для восприятия музыку. Дело — в подходе и в работе с публикой.
В материале использован фотоотчёт Евгения Стукалина, а также фото Олеси Ольгерд.
И.Ш. © 2019.