Дата концерта: 18 апреля 1993 года
Место проведения: Москва, ДК Горбунова
Артист: группы «МАФИЯ» и «E.S.T.»
Это были дни траура по гитаристу «Алисы» Игорю Чумычкину, и это была Пасха. На концерт в «Горбушку» ехать в тот воскресный апрельский вечер планов не было, но так уж получилось, что я там оказался — в голове весь день назойливо трепыхался флажок: НЕ ЗАБУДЬ ПРО КОНЦЕРТ «E.S.T.»!!!. Было проще съездить, чем затем месяц себя казнить. Ехал на электричке из ближнего Подмосковья, рискуя не успеть к 19.00. Билет был куплен минут за 10 до начала прямо в кассе ДК Горбунова.
Народу на концерт, кстати, явилось приличное количество. Репетиция группы «МАФИЯ» сама собой трансформировалась в выступление. Лидер группы, Юрий Забелло, воскликнул: «Христос воскрес!», и группа жахнула по ушам оглушительным тяжеляком. Игралась программа «Магический зов», сет-лист выступления в моих архивах не сохранился. Совершенно точно прозвучали песни «Укол в мозг» и «Берегись своих детей». Этот коллектив я видел и слышал впервые, и надо сказать, остался группой вполне доволен. Юрий Забелло начинал творческий путь, заменив в 1987 году вокалиста Владимира Бажина в группе «Тяжёлый день». Затем Бажин вернулся на своё место, и Забелло организовал группу «Детонатор», в 1988 году переродившуюся в «Мафию». На концерте в «Горбушке», помимо Забелло (вокал, бас-гитара), в команде играли гитаристы Роман Ильин и Валентин Веров, а за барабанной установкой восседал грек Алекс Марс. Сет длился минут сорок, и со сцены время от времени кто-нибудь громогласно кричал в микрофон: «„МАФИЯ“ БЕССМЕРТНА!». Милиции на концертах в «Горбушке» в то анархическое время уже не было, и сцену от особо навязчивых поклонников охраняли брутального вида мужики в куртках-косухах и кожаных плащах, грубо пресекавшие любые попытки кого-либо из фэнов приблизиться к музыкантам.
Что касается выступления «E.S.T.», то это был уже второй их концерт, на котором я побывал. Впервые Жана Сагадеева сотоварищи посчастливилось видеть воочию на полтора года раньше — на легендарном фестивале «Monsters of Rock-1991» в Тушино, когда в Москву приезжали «Pantera», «Metallica» и «AC/DC». По следам фестиваля «E.S.T.» перезаписали свой сет в студии, наложив концертный шум и выпустив диск под названием «Live in Moscow Outskirts». В апрельские дни 1993-го эта пластинка, наряду с вышедшей ранее «Пробой пера», имела колоссальную популярность среди рок-фэнов. В отличие от дикого шоу в Тушино, в «Горбушке» группа выступала как трио: Жан Сагадеев (вокал, бас-гитара), Василий Билошицкий (гитара, вокал) и Михаил Сагал (ударные). Жан, одетый по своему обыкновению в чёрное, тоже начал с христосывания, а затем грянул его разбойничий свист, взревели инструменты, подхваченные неподражаемым хриплым голосищем, и фэны в партере, тряхнув гривами, взметнули вверх сложенные козой пальцы. Прозвучали как старые хиты («Батько, пожалей коней», «Злой рок», «Десять весёлых лет», «Проклятая Алиса», «Сука», «Катюша»), так и новый материал, анонсировавшийся в те дни как готовящийся к записи альбом «Свинец и хрусталь» («Электрическая Луна», «Отдохни», «Дымный бизнес» и др.). Плюс к этому — несколько песен на английском языке. В какой-то момент Жан сделал заявление, что ему надоело играть на басу — мол, пальцы от этого грубеют, девушки жалуются. Фэны понимающе одобрили столь уважительную причину, а Сагадеев действительно снял бас-гитару с плеча и продолжил выступление без неё. Чем ближе к финалу концерта, тем аппаратура всё больше отказывала, и в середине сета Жан без какого-либо аккомпанемента стал петь вместе со зрителями — как будто все сидели в компании за накрытым столом. К 21.00 концерт мирно закончился. Такая вот получилась Рок-Пасха.
Материал подготовлен на основе оригинального очерка Игоря Шамарина, опубликованного в журнале «Квартира» (№ 5 (106) / май 1993 года).