Дата концерта: 26 марта 1993 года
Место проведения: Москва, ДК Горбунова
Артист: группа «КРЕМАТОРИЙ», при участии группы «АБСУРД»
Программа: «Двойной альбом» (презентация пластинки)
Сет-лист выступления группы «КРЕМАТОРИЙ»:
1. Проходящие мимо
2. Реанимационная машина
3. Клаустрофобия
4. Адольф
5. Кондратий
6. Последний шанс
7. Клубника со льдом
8. Наше время
9. Зомби
10. Больной
11. Газы
12. Твари
13. Харе Рама
14. Эй, Хабибулин!
15. Гончие псы
16. Крематорий
17. Лепрозорий
18. Аутсайдер
19. Америка
20. Безобразная Эльза
21. Посвящение бывшей подруге
22. Винные мемуары
23. Маленькая девочка
24. Сексуальная кошка
25. Таня
26. Калигула
27. Дрянь (песня Майка Науменко)
28. Мусорный ветер
Билет на этот концерт «Крематория» стоил 700 рублей. Довольно дорого, если учесть, что на следующий день мы с приятелем ходили в ту же «Горбушку» на совместный концерт «Арии» и «Чёрного Обелиска», и в кассах с нас взяли по 500 рублей с носа. Лишь в процессе выступления «Крематория» стало известно, в чём таился приятный сюрприз, но того момента ещё нужно было дождаться. Многословная афиша (с упоминанием героев песен группы и обыгрыванием её мифологии) не обманула: в фойе действительно продавалось свежее пиво и только что выпущенный «Двойной альбом» — не имеющая до той поры в русском роке аналогов виниловая компиляция специально перезаписанных хитов к грядущему 10-летию группы. В конце января 1993-го группа решила отпраздновать рождение нового альбома прямо в поезде «Москва — Северодвинск». Во время поездки музыканты не смогли наладить контакт с принципиальной проводницей, и дело кончилось жестоким избиением «крематорцев» бойцами милиции, вызванными по случаю пьяного скандала, когда поезд стоял в Вологде. Дошло до применения газа «Черёмуха», выкидывания вещей в снег и размещения музыкантов в местном вытрезвителе, откуда, к слову, их сразу же вернули на вокзал работники, оказавшиеся поклонниками русского рока. В Москве пластинку презентовали два дня, 26 и 27 марта, а в Питере — 3 и 4 апреля. 26 числа я по воле случая наблюдал всё действо из самых первых рядов партера, в полном объёме пропустив через себя драйв и энергетику группы, выступление которой наблюдал впервые. До того так близко, из стоячего партера, лицезрел лишь премьеру программы «Чёрный Пёс Петербург» группы «ДДТ» в декабре 1992-го. Но тогда это был спорткомплекс, а в этот раз — набитый под завязку ДК Горбунова.
Сцена представляла собой «чёрный кабинет», на стенке которого висела табличка с надписью: «РОК-ЦЕНТР МИХАИЛА ОРАЗОВА». Когда погасили весь свет, на сцену вышел одетый в чёрное Армен Григорян (в неизменной чёрной шляпе и тёмных очках), который сказал, что «Крематорий» почти всегда приглашает на свои концерты выступить друзей-музыкантов, и этот раз не станет исключением. Была объявлена московская группа «АБСУРД», фронтменом которой оказался тот самый Михаил Оразов (его, к слову, не миновала чуть позже должность директора «Крематория»). Сет «Абсурда» довольно быстро утомил и разочаровал фэнов. В группе играли четверо музыкантов в возрасте 20-25 лет (гитарист, басист, ударник и Михаил Оразов на свободном вокале), и творчество коллектива напоминало сразу все группы Ленинградского рок-клуба вместе взятые: то и дело я ловил себя на мысли: эта песня будто из репертуара «Аквариума», а это — «Зоопарк», а вот это — Цой в компании с Кинчевым, ну, а это вообще — чистый «Крематорий»... Вокалом лидер группы не блистал — манера его исполнения больше напоминала энергичный речитатив, нежели пение. Группа удалилась со сцены, исполнив нечто вроде посвящения команде «Чёрный Обелиск».
«Крематорий» записал и презентовал «Двойной альбом» в самом звёздном своём составе: Армен Григорян (вокал, акустическая гитара), Виктор Троегубов (акустическая гитара, вокал), Андрей Мурашов (электрогитара), Михаил Россовский (скрипка), Сергей Третьяков (бас-гитара), Андрей Сараев (барабаны). Перед тем, как начать выступление, Армен Григорян рассказал, что в новую пластинку («которую сейчас большинство из вас держит в руках») вошли наиболее известные хиты за всё время существования «Крематория» и анонсировал запланированный на осень концерт к 10-летию группы и к выходу следующего номерного альбома — «Танго на облаке» — так что все, кто купил билеты на этот концерт, смогут прийти на юбилей БЕСПЛАТНО. «В общем, сохраните билеты — они вам ещё пригодятся», — завершил оглашение сюрприза Армен. «Песня, с которой мы начнём сегодня, была написана специально для двойной пластинки. Она открывает её и как бы объясняет смысл всего альбома», — сказал Григорян и тронул струны своей гитары, взяв первые аккорды песни «Проходящие мимо». Вторым номером была исполнена «Реанимационная машина», и нас в партере буквально накрыло рок-н-ролльным цунами — звук был потрясающим! Далее нон-стопом следовал хит за хитом, в числе которых прозвучала премьера «Адольфа», планировавшегося для альбома «Танго на облаке», но в конечном итоге так туда и не вошедшего (эксклюзив «Двойного альбома»!). Иногда пребывавший в несомненном душевном тонусе Григорян позволял себе пообщаться с публикой. К примеру, перед «Сексуальной кошкой» было сделано такое предисловие: «Самые красивые женщины живут в Москве — это я говорю без какого-то желания польстить. Всем сексуальным кошечкам — следующая песня!». Где-то в середине концерта Армен произнёс: «У меня есть для вас одна новость... По-моему, это уже известная новость». Фэны ответили на эту фразу радостным восклицанием. «А что вы радуетесь-то?» — глянул поверх очков Григорян, — «Может быть, это плохая новость. Дело в том, что наш скрипач Мишка Россовский уже подал документы на отъезд из России в солнечный Израиль». Кто-то из зрителей крикнул: «ДА ОН С УМА СОШЁЛ?!». Невозмутимый Армен продолжил: «Но пока он здесь и стоит вместе с нами, мы будем исполнять любимые вами песни. Когда его не будет — мы уже никогда не станем их играть». Стоявший по правую руку от Григоряна Виктор Троегубов, иронично посматривая на Россовского, с улыбкой добавил: «Или будем их играть вместе с Мишей в Израиле!». К слову, несколько песен прозвучали из уст второго на тот момент лидера «Крематория» Троегубова: «Посвящение бывшей подруге» и «Винные мемуары», а также «Дрянь» из репертуара группы «Зоопарк», блистательно исполненная привычным и, казалось, нерушимым тандемом Григорян-Троегубов. Увы, уже в конце года тандем прикажет долго жить, и альбом «Танго на облаке», презентованный в той же «Горбушке», станет последним альбомом Троегубова с «Крематорием». А жаль, поскольку этот творческий союз ещё не исчерпал к тому времени своего потенциала. Покинет группу (как и страну) и скрипач Россовский, отыграв в октябре юбилейный концерт к 10-летию команды. Но всё это ещё предстояло в будущем, а пока мы с другом покидали «Горбушку» невероятно счастливыми и одухотворёнными, и у каждого в руках было по экземпляру стильно оформленного и фантастически хитового «Двойного альбома». Это был один из самых мощных по энергетике концертов того времени, на которых я побывал. Юбилей группы в октябре прошёл не менее ударно, хоть сам факт его проведения был под угрозой срыва из-за нелицеприятных политических событий. Рассказу об этом — в своё время.
Материал подготовлен на основе авторского очерка Игоря Шамарина, опубликованного в журнале «Квартира» (№ 4 (105), апрель 1993 года).