«Бахыт-Компот» в клубе «Москва» (15.02.2019)

Дата концерта: 15 февраля 2019 года
Место проведения: г. Москва, клуб «Москва»
Артист: группа «БАХЫТ-КОМПОТ»

Полный сет-лист концерта:

1. Добрый вечер, Москва!
2. Роняя айфоны
3. Кладбищенская клубника
4. Бухгалтер Иванов
5. Пи#дили друг друга рэперки
6. Клип
7. Лола (Комсомольский рок-н-ролл)
8. Я всё брошу (Старый пень на танцполе)
9. Эдик
10. Красота
11. Ой, мороз
12. Маруся
13. Почему умирают бомжи
14. Пьяная-помятая пионервожатая
15. 8-е марта – дурацкий праздник
16. Небо родины
17. Итал-поп (Сколько красоток вокруг)
18. Мама Мария
19. Жёны друзей
20. Реквием
21. Эротоман
22. Асоциальное
23. Футболка типа лифчика

НА БИС:

24. Аллилуйя
25. Провожая девушку в Грузию (NEW)
26. Роняя айфоны

Как-то так получилось, что на старый-добрый «Бахыт-Компот» всё никак не выпадало случая сходить. А тут пазл, наконец, сложился: недорогие билеты, хорошее место и нахлынувшее желание — на волне ностальгии по тем весёлым временам, когда мы, заправившись пивком, гуляли по поросшему одуванчиками рабочему московскому кварталу, врубив на всю катушку «Пьяную-помятую пионервожатую», записанную на кассету прямо с эфира радио «SNC». И вот, 15 февраля, пятница, снова уютный клуб «Москва» на «Курской», который я для себя открыл этой зимой, побывав на кайфовом выступлении группы «Тайм-Аут». Внутри успели произойти кое-какие перестановки, но бар по-прежнему на месте, и в преддверии концерта, в отличие от январского «тайм-аутовского» сета, когда мы дожидались его в полной тишине, — звучащая на всю мощь подборка зарубежных рок-хитов с преобладанием наследия «Motorhead» и «Guns N`Roses».

Группа удивила, в отличие от многих и многих коллег по цеху выйдя на сцену...вовремя. Честное слово, я давно уже не был свидетелем такой пунктуальности. Справедливости ради заметим — народу в этот вечер пришло не так уж много, буквально несколько десятков человек, что позволило отыграть сет в фактически домашней обстановке. В 20.05 по просторной лестнице, ведущей от расположенной под потолком гримёрки к сцене, спустились словно бы явившиеся из стимпанковских декораций фильма «Безумный Макс» музыканты нынешнего состава группы «Бахыт-Компот»: Ян Комарницкий (гитара), Олег Сафонов (бас-гитара), Андрей Ежелев (балалайка, этнические духовые), Дмитрий Талашов (клавишные), Эдуард Дербинян (барабаны) и бессменный фронтмен коллектива, а по совместительству Великий Магистр ордена куртуазных маньеристов - Вадим Степанцов. Зазвучал продолжительный клавишный аккорд, выглядевший недоспавшим Магистр окинул пришедших изучающим взглядом, расплылся в своей фирменной улыбке и произнёс краткую вступительную речь: «Добрый вечер, дамы и господа! Мы, наверное, уже всех достали этим началом под „Добрый вечер“, но, поскольку клуб у нас называется „Москва“, то — „Добрый вечер, Москва“!». Под зычное молодецкое «хо-хо!» зазвучал всем известный по репертуару группы «Браво» шлягер, текст к которому, как многие знают, принадлежит маэстро Степанцову. Нюанс состоит в том, что текст этой песни в репертуаре «Браво» и в панк-версии «Бахыт-Компота» — это две большие разницы; он имеет значительные смысловые различия на грани нешуточной провокации.

Добрый вечер, город мой,
Околдованный весной.
Город-джаз, город-блюз, город-кислота!
Город урок и ментов,
Неулыбчивых скотов.
Я пою о тебе, тра-та-та-та-та...
По переулкам и бульварам
Горят загадочно огни.
В Москве всегда и всё задаром,
Скорей сюда ты загляни!.......

Было крайне любопытно и, для меня лично, неожиданно увидеть и услышать в составе знакомой, вроде бы, группы залихватского балалаечника (уже упомянутый Андрей Ежелев), полноправно весь концерт выполняющего работу второго гитариста. Исполнив новый медляк «Роняя айфоны» (после чего явно довольный окружающей его дружелюбной атмосферой Магистр получил из рук сексапильной поклонницы букет цветов), коллектив вдарил по проверенным временем хитам. Прозвучала заметно охипхопившаяся в нулевые годы «Кладбищенская клубника» и легендарный фолк-опус «Бухгалтер Иванов». Во время «Иванова» сцену пронизало неземное зелёное свечение, из-за чего музыканты стали похожи на колоритный ансамбль высокоразвитых гуманоидов из легендарной столовки на Татуине (если вы помните такое заведение в «Звёздных войнах»), а балалайка была отложена в сторону для использования не вполне состроенного с остальным ансамблем этнического рожка (к слову, в данном случае несостроенность пошла даже в плюс, слушалось всё очень психоделично и инопланетно). Когда группа исполняла коду песни, маэстро удалился в гримёрку, чтоб под финальные аккорды вновь спуститься на сцену, оставив за кулисами рубашку и представ в вязаной «рэперской» шапке, в которой стал выглядеть лет на тридцать моложе.

Зазвучало лирическое вступление, повторяющее один в один песню «Конь» группы «Любэ», и под этот аккомпанемент был исполнен ещё один опус из актуальной обоймы — с эпическим названием «Пи#дили друг друга рэперки» и с не менее эпическим содержанием. Автор читал текст «с листа», точнее, с экрана вынутого из кармана гаджета. После подводящих финальную сюжетную черту строчек «Все сидят, но зато не погиб никто. Вот такая вот конина в пальто» (а вот, стало быть, и конь!) Вадим Степанцов стянул с взмокшей головы шапку, резюмируя: «И короче, этот тост — за ментов»... Вот тут слушатели как-то резко потеряли энтузиазм и впали в задумчивость, убаюканные размеренным ритмом отзвучавшей только что кровавой баллады с неожиданным выводом. Сразу вспомнилось из Высоцкого: «Давайте выпьем за тех, кто в МУРе. За тех, кто в МУРе никто не пьёт»... Получастушкой, полурэпом, а может, и тем и другим сразу, в заданном концептуальном потоке прозвучал следующий номер — «Клип», известный в народе по рефрену «Тёлки и вода». Песню зрители приняли с большим воодушевлением, да и музыканты поймали кураж — концерт на глазах набирал мощь. Перед рождённым в девяностые танцевальным твистом «Лола» автор сделал короткую преамбулу:

Улицы пустынны,
Некуда идти.
Вот и вечер отдыха
После тридцати...

Песня заставила пританцовывать даже самых сдержанных в эмоциях поклонников, а тон задавал артистичный клавишник Дмитрий Талашов, то и дело отбрасывающий отблески от своих изрядно проклёпанных хэви-металлических браслетов. Народ попал в правильный ритм, девушки подняли восторженный визг, размахивающий руками Магистр, всё больше напоминающий безумную мельницу в ожидании атакующего Дон Кихота, рычал про ЛЮБОВЬ, КОМСОМОЛ и АНСАМБЛЬ «ПЕСНЯРЫ» — действо перешло в горячую стадию. В коде этого опуса, известного также как «Комсомольский рок-н-ролл», Степанцов почему-то изобразил пионерский салют, явно перепутав «Лолу» с другим своим хитом, очередь которого в тот момент ещё не пришла. Нон-стопом сыграли песню «Старый пень на танцполе», было весьма задорно. Перед песней «Эдик» прозвучало ироничное назидание: «Следующая сказка — ложь, да в ней намёк. Юношам и девицам — урок!». Песня, в свою очередь, заставила улыбнуться не только из-за двусмысленного рефрена «Эдик, ну какой же ты педик?.. Никакой ты не педик, всё сплошные понты!» — и далее по тексту, но и постмодернистским набором из фрагментов «I Will Survive», «Таганки» и строчки «Офицеры-марсиане». После очередного дресс-чейнджа и относительно новой песни «Красота» — танцевальная пародия на суперхит «Numa Numa» коллектива «O-Zone», представленная маэстро как «Рашн фолк-сонг „Oy, Moroz Moroz“». Тут стало ясно, что рубашка в паузе была надета явно неспроста (а погодного смысла ради). Под финальные аккорды, кстати, не забыли исполнить и базовый вариант с нововведением «Ждёт меня жена у печурочки, а мне нравятся лишь Снегурочки». В этом месте шоу пришёл черёд народного репертуара, и в какой-то момент даже появилось ощущение, что мы находимся на концерте ансамбля «Золотое кольцо», когда солистку зачем-то унесли за кулисы, а место у микрофона заняли её коллеги, упитанные и хорошо принявшие для храбрости медведи-мужики с балалайками. Далее раздухарившийся клавишник стал наигрывать некие фортепианно-романсовые вариации, а маэстро, взяв в руки наполненный до краёв стакан с чем-то янтарно-горячительным, мечтательно произнёс: «По сценарию в этом месте мне должны были поднести запотевший мерзавчик водки и...бутерброд с белужьей икрой. Ну, музыка, музыка навеяла... Не-не, ёмкость — очень важна ёмкость!.. Ну, что есть». Пригубив из стакана, Степанцов приступил к исполнению душещипательной баллады «Почему умирают бомжи». В коде всё недопитое было допито и занюхано букетом, а группа (наконец-то, а то многие уже пригорюнились) всерьёз взялась за суперхиты. Небрежно и анархично, в ускоренном темпе, была исполнена «Пьяная-помятая пионервожатая» (ставшая с некоторых пор вместо шлюхи конопатой выдрой), сопровождённая артистическим выходом на край сцены Дмитрия Талашова, истово наяривавшего на расплавленном от эмоций синтезаторе пугачёвскую «Делу время, а потехе час», затем — неувядающая баллада «Восьмое марта» с перечислением Щёлково, Гольяново и Тулы, где 8 марта у группы будет выступление. Завершила «задумчивый» блок шикарная песня «Небо родины», снабжённая аранжировкой буквально космического размаха. Вспомнилась песня «ВВС» из поколенческого фильма «АССА». Тут уж было где от души развернуться гитаристу Яну Комарницкому. Из шквала заслуженных аплодисментов донеслось: «ВЫ ЛУЧШИЕ!».

Ну, а дальше рок-концерт легко и непринуждённо превратился в дискотеку восьмидесятых в версии Сергея Минаева, задолго до того и не менее талантливо умевшего снабдить мировые поп-хиты собственными весёлыми текстами, от которых впоследствии хрен избавишь свой чердак. Жгучий концентрат итал-попа («Ricchi E Poveri») и олдскульное безумство яростных клавишных — вот что нас ожидало в ближайшие 15 минут. Народ завёлся не на шутку, и тех, кто постарше, немедленно обуяли демоны ностальгии по рафинированному (особенно в данной праздничной обёртке) советскому прошлому. В общем, всё как в песне: треш, угар и содомия. После песни «Жёны друзей» и особого привета тем, кто пришёл на этот концерт с чужой женой, возникла заминка. Кто-то из зала попросил очередную балладу, на что фронтмен помотал головой и объявил в микрофон, что далее будет нечто пободрее. После столь категоричного анонса его коллега, выскочив из-за синтезатора, схватил список запланированных песен и, со сползающими на нос очками, возмущёнными явно не меньше чем их хозяин, принялся с жаром отстаивать БАЛЛАДУ.

Другой музыкант иронически попросил налить Маэстро, «а то он запутался» — в общем, однозначно не ожидавший такого натиска Степанцов был настойчиво разубеждён сотоварищами, и со сцены, вопреки уже не вполне твёрдой авторской задумке, прозвучал великолепный философский медляк образца 1997 года — «Реквием». Меж тем градус вечера повышался: под восторженные выкрики «МО-ЛОД-ЦЫ!» Магистру поднесли немного водки в гранёном стакане, который он, допив содержимое, по-барски выронил из руки и взялся за исполнение следующего по списку программного хита — «Эротоман». Старинная «бахкомпотовская» песня из золотой обоймы, не оставившая равнодушным ни одного зрителя в клубе, в наши дни включает в себя фишку — расширенную цитату из песни культовой немецкой поп-группы "Dschinghis Khan". В общем, снова демоны ностальгии и всё такое, и снова все счастливы. Поймавший кураж фронтмен анонсировал напоследок две песни из нового альбома: это была считанная с экрана гаджета эпохалка «Существо асоциальное» (с бешеным рэйв-битом, как следует добавившим драйва) и «Футболка типа лифчика». Предваряя исполнение последней, автор обратился к публике: «А теперь нам нужен какой-нибудь лысый мужчина, желательно в цепях». Тут, как по заказу, нарисовался фактически упомянутый персонаж  - правда, без цепей, но в свитере, которого Степанцов в шутку упросил лечь на танцполе, предложив поначалу даже подстелить ему свою рубашку, но как-то быстро передумав, широко расплывшись в улыбке: «ШУТКА!». А мужик-то взял да реально лёг на затоптанный пол и артистично — нужно отдать должное — изображал персонажа с невесёлой, в общем-то, исходя из текста песни, судьбой. Песня выходила на второй куплет, а распластанный мужик всё лежал, пока кто-то со сцены посредством микрофона саркастически не подсказал ему: «Можно вставать!». Обступивший новоявленного артиста народ, подоспевший оператор с видеокамерой — все по-доброму угорали, сжимая в руках наполненные пивом бокалы. Когда Магистр попросил для полноты визуализации какой-нибудь девчонке лечь на пол, желающих среди оных не нашлось, но и без такого продолжения всем было весело.

В 21.40 музыканты ненадолго удалились в гримёрку, чтоб оперативно вернуться и исполнить на «бис» три песни: пронзительную лирику («Аллилуйя»), совершенно новую вещь с этническим колоритом (назовём её «Шашлык, вино, мандарины» или, что более резонно, «Провожая девушку в Грузию»), представленную как «обещанная премьера», и, в самом финале, для закрепления повторили «Айфоны». В коде концерта Вадим Степанцов раскланялся, разведя в стороны руки, в одной из которых был зажат бокал с пивом, а в другой — букет цветов. Симпатично, символично! Я привёз домой лежавший на сцене сет-лист, а увиденным и услышанным остался вполне доволен. Хотелось бы, конечно, побольше рок-н-ролла. Но в данном случае — хозяин барин.

© И.Шамарин, 2019. Обзор написан специально для сайта https://igor-shamarin.ru.