«АукцЫон» в «Главклубе» (6.10.2019)

Дата концерта: 6 октября 2019 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «АУКЦыОН»

Полный сет-лист концерта:

1. Печаль
2. И день и ночь
3. Пропал
4. Огонь
5. Слепой
6. Я стоял на углу двух главных улиц (О.Гаркуша)
7. Девушки поют
8. Роган Борн (Сине-зелёная)
9. Фа-фа-фа
10. Падал
11. Чайки
12. Мир тает

НА БИС:

13. Седьмой
14. Спи, солдат

Непогожим воскресным вечером 6 октября 2019 года в неизменно приветливом «Главклубе» состоялся концерт питерской группы «АУКЦыОН». В этот раз коллектив приехал в Москву, буквально оторвавшись от записи нового альбома — что ж, это немалая честь для москвичей. Пресс-релиз концерта обещал юбилейное шоу, приуроченное к чествованию сразу трёх «аукцыоновских» альбомов: «Как я стал предателем», «В Багдаде всё спокойно» (оба были выпущены в 1989-м) и «Птица» (изданного в 1994-м), так что я выехал из дома с особым предвкушением. В фойе — как обычно: продажа мерча и безотказный Олег Гаркуша, к которому выстроилась очередь за автографами и селфи. На сцене — мастеровитый клубный диджей, развлекающий публику классикой зарубежного рока, в общем, всё по установленному канону. Сценическое пространство в этот раз оказалось чуть ли не в половину ограничено кромлехом расставленных мониторов, так что в итоге музыканты (9 человек) расположились в непосредственной близости друг от друга. Задник сцены был весь вечер задрапирован массивным занавесом, так что обошлось без видеоряда и привычного уже визуального сопровождения. Неброская, камерная обстановка — всё внимание на сцену и музыкантов.

В 20.42 участники концерта, наконец, один за другим предстали перед публикой. Вышли: Леонид Фёдоров (вокал, гитара), Владимир Волков (клавишные, электрический контрабас), Дмитрий Озерский (клавишные, труба), Виктор Бондарик (бас-гитара), Борис Шавейников (барабаны), Николай Рубанов (саксофон, бас-кларнет, клавишные), Юрий Парфёнов (труба, флейта, флюгельгорн), Михаил Коловский (туба). Последним, под самые громкие аплодисменты, выпорхнул легендарный шоумен Олег Гаркуша — в ослепительно белом сверкающем пиджаке, белых перчатках, цветастом пижонском галстуке, блескучих штанах и с гротесково закрывающей лоб крашеной чёлкой — подобно персонажу, изображённому на обложке культовой «аукцыоновской» пластинки «Бодун». Духовая секция открыла концерт протяжным интро на восточный манер, так что поначалу могло действительно показаться — начали играть программу «В Багдаде всё спокойно». Но нет, все обещания (данные, к слову, неизвестно кем) улетучились уже очень скоро: группа вопреки пресс-релизу решила представить текущий репертуар, пронизанный по-хорошему назойливым лейтмотивом психоделического дарк-фолка. Что и было сделано.

Без сюрпризов и раритетов, впрочем, этим вечером не обошлось: к примеру, первая же песня «Печаль» — не с номерного альбома группы, а с сольника Леонида Фёдорова «Лиловый день» образца 2003 года. После того, как номер отзвучал, Олег Гаркуша поприветствовал зрителей кратким «Здрасьте!» и «Спасибо, что пришли. Мо-лод-цы!», а также прочитал стихотворение «Красивая девушка лежит на диване» (далее, по традиции, он ещё не раз взнуздывал Пегаса, то ли вознося дань уважения музе лирики Эвтерпе, то ли просто давая коллегам возможность немного передохнуть). Концерт продолжили в саунде, показавшемся поначалу нарочито грязноватым, а с моей точки слышимости почти нойзовым — привычной уже песенной связкой в русле крайнего на сегодня альбома «На Солнце»: магическая, погружающая в окрашенный густо-алым (таким же, кстати, было и освещение сцены при исполнении) языческий омут «И день и ночь», а следом, перескочив через ещё одно стихотворение Гаркуши («Краски») — тема «Пропал», нанизанная на вводящие в транс упругие роковые риффы. Забавно было наблюдать игру музыкантов: когда подходило время исполнять очередной куплет, Леонид Фёдоров подходил к микрофону, а его коллеги внезапно, "по перегляду", меняли сетку аккордов, сразу уходя в проигрыш — и так несколько подходов! В итоге Фёдоров уже не мог сдерживать улыбку, пытаясь угадать — дадут ли ему хотя бы попытаться спеть в очередной раз. Следом вспомнили альбом «Юла», сыграв открывающую его песню «Огонь», а затем — неожиданно — прозвучал «Слепой» из культовой программы «Чайник вина». Фёдоров пел с листа, Гаркуша и вовсе на время покинул сцену, а мне вспомнилось, как эта вещь, усиленная волшебным визуальным сопровождением, была потрясающе — иначе не скажешь — исполнена здесь же, в «Главклубе», в декабре прошлого года.

Дальше пробил час Олега Гаркуши: он не только вернулся на сцену с очередным стихотворным опусом, но и исполнил (сюрпризы продолжаются!) вокальную партию в номере «Я стоял на углу двух главных улиц». На мгновение показалось, что открылось окошко в мир «орденоносного», футуристического «АукцЫона» восьмидесятых-девяностых годов. Продолжили концерт фрагментом программы «Девушки поют» (которую подробно вспоминали в «Главклубе» в марте 2017-го, о чём я также здесь рассказывал): исполнили сначала безграничную заглавную вещь, длившуюся чуть ли не 15 минут и погрузившую фэнов посредством ритма, текстовой вязи и переклички духовых инструментов в реальную медитацию, а затем, нон-стопом, взрывная «сине-зелёная» тема «Роган Борн»! Публика впала в экстаз, не говоря уже о самих исполнителях. Шоумен Гаркуша демонстрировал неизвестно откуда взявшуюся в человеке его возраста энергетику и драйв: практически безостановочный танец и прыжки — на всём протяжении выступления. Далее — по нарастающей. Легендарный психоделический хит начала девяностых годов «Фа-фа-фа» из упомянутого мною выше альбома «Бодун»: все трое духовиков выстроилась в одну линию с ритм-секцией так, что со стороны партера было сильное зрительное ощущение — ты видишь пять пальцев одной руки, слаженно выполняющих определённое действие, и всё происходит в непрестанном движении и едином ритме. Тем временем на другом сценическом фланге Владимир Волков, будто бы впавший в изменённое сознание, слился с синтезатором «Roland», встав при этом чуть ли не на колени — яркий и надолго остающийся в памяти образ. Где такое ещё у нас увидишь, как не на раздвигающем границы миров «АукцЫоне»?. Из столь глубокого духовного погружения выход только один — поэзия Олега Гаркуши, прочитавшего уже хрестоматийный свой опус «Мне моя красавица тапочки купила». Группа следом сыграла ещё один номер из программы «Девушки поют» — «Падал».

Завершили основной сетлист исполнением двух песен из самого свежего на сегодня альбома «На Солнце»: «Чайки» и «Мир тает». На дышащих бодростью «Чайках» Гаркуша устроил самую настоящую звуковую дуэль с участниками духовой секции, пытаясь выдуть из своего рожка всё, что из того можно выдуть (и даже, по возможности, чуть больше). В какой-то момент на песне буквально зависли из-за этой никак не желавшей прекращаться безумной фри-джазовой импровизации. Гипнотическая кода основного двухчасового концерта — «Мир тает». Клавишник и поэт «АукцЫона» Дмитрий Озерский деловито переквалифицировался в трубача, а Олег Гаркуша, в очередной раз покидавший сцену, вернулся уже без своего сверкающего пиджака. В 22.50 группа покинула сцену, Гаркуша заключил в дружеские объятия барабанщика Бориса Шавейникова, после чего обратился к публике с традиционными рекламными сообщениями по поводу ближайших выступлений и текущих дел. Уже через три минуты — триумфальное возвращение музыкантов и главный сюрприз вечера: два номера из обожаемого большинством поклонников «АукцЫона» альбома «Птица»: «Седьмой» и «Спи, солдат». Таким образом, хоть отчасти, но обещание вспомнить легендарные времена было выполнено. Яркий финал шоу — когда музыканты, прекращая играть каждый в свой черёд, один за другим покидали сцену под восторженный рёв благодарной толпы, и один только накрепко приросший к микрофону Олег Гаркуша всё продолжал и продолжал свою нескончаемую голосовую партию: ёб-пап-пара, пап-пара, пап-пара-рара-ёб, пап-пара, пап-пара, пап-пара-рара-ёб... Темп словесной мантры наращивался, в голове возник образ камлающего шамана, по чьей-то воле застрявшего в своём потустороннем путешествии. И, уже когда покинувшие сцену музыканты успели переодеться, зачехлить инструменты и устремиться к служебному выходу, когда половина публики не спеша покинула зал, чтобы успеть-таки на общественный транспорт в преддверии рабочей недели, где-то в районе 23.15, а может быть, на самом дальнем стыке эпох и времён, раздался уверенный и преисполненный неугасимой рок-н-ролльной энергии заключительный выдох Гаркуши: - пап-пара-пара-ЁБ!!!

В общем, чего там говорить: славно начали и славно завершили. Легендарные отцы.

В обзоре использован фотоотчёт Екатерины Шуть с официального сайта «Главклуба».

© 2019, И.Шамарин — специально для сайта https://igor-shamarin.ru.