Дата концерта: 7 декабря 2008 года
Место проведения: Москва, ДК «Красный Октябрь»
Артист: АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ и группа «Старая Армия»
Программа: «Я истинно верую»
Сет-лист выступления АЛЕКСАНДРА РОЗЕНБАУМА:
Первое отделение:
1. Фонарщик
2. Серебряный кувшин
3. Черёмуха
4. Бережёного Бог бережёт
5. Восьмиклинка
6. Истинно верую
7. Мама
8. Песня о зависти
9. Праздник ВМФ
10. Серафимыч
Второе отделение:
11. Глухари
12. Романс
13. Кубанская казачья
14. На Дону, на Доне
15. Казачья
16. Мечта блатного поэта
17. Вальс-бостон
18. Беспризорник
19. Гоп-стоп
20. Попурри
21. Утиная охота
Подарил отцу на его 55-летие концерт Александра Яковлевича Розенбаума и группы «Старая Армия» в ДК «Красный Октябрь». Посетили данное мероприятие воскресным вечером 7 декабря. Программа называлась «Я истинно верую», билеты я купил загодя – на первый ряд балкона.
Подъехали на «Тушинскую» к 18.15, народу на подступах и внутри ДК было совсем ещё мало. Сдали вещи в гардероб, у лотошников в полупустом фойе купили прошлогодний номерной диск Розенбаума «Попутчики». Продавался также диск «Я вижу свет», несколько сборников, плакат и толстенная книга стихов, на которой каждому её купившему продавцы обещали автограф автора. Публика, надо заметить, собралась совершенно разночинная – трудно было даже выделить какую-либо категорию. Лично я был на концерте Розенбаума впервые – тем интереснее было впитать эмоции. В 18.50 был дан звонок, мы поднялись на балкон и заняли свои места. Обзор – великолепный, всё было прекрасно видно и слышно. Периодически из-за кулис выглядывали и ныряли обратно какие-то люди (в том числе – музыканты), сцена к этому моменту уже была максимально заставлена аппаратурой и инструментами: две гитары на стойках, массивный бас, два синтезатора – «KORG» и «Roland», барабанная установка, стульчик со скрипкой. Наконец, в 19.10 на сцену вышла группа «Старая армия» в составе: Александр Алексеев (клавишные), Вячеслав Литвиненко (гитара), Анатолий Никифоров (бас-гитара), Алексей Дулькевич (скрипка, бэк-вокал), Юрий Капетанаки (клавишные), Аркадий Аладьин (ударные) и, под бурные аплодисменты — Александр Розенбаум. Все музыканты, включая Розенбаума, были одеты в классические чёрно-белые костюмы, при этом у Розенбаума – стильный тёмный пиджак с серебристым кантом и брюки-клёш.
На умеренной громкости зазвучала музыка, концерт начался. Звук основного микрофона глуховат, но слова слышны хорошо. Все инструменты – не в ущерб вокалу. После первого куплета песни «Фонарщик» Александр Яковлевич, держа микрофон в руках, прогулочным шагом направился к боковой сценической двери и…исчез в проёме. Появился уже в зрительном зале. Первый контакт со зрителями, немного смущённый вид, возвращение на сцену. Далее – плавное скрипичное вступление к «Серебряному кувшину», при этом Розенбаум, надев на плечо гитару, дирижировал, стоя спиной к залу. Исполнение песни – поставив ноги на ширине плеч. Перед третьей песней – слова приветствия: «Спасибо большое. Добрый вечер, доброго здоровья. Мы впервые выступаем в этом маленьком уютном зале. Я так вижу – вас мало, да? Это, знаете, есть ведь такая поговорка: нас мало, но мы в тельняшках!» (хохот в зале, первое раскрепощение публики). После песни «Черёмуха» Розенбаум остался один на сцене, исполнив под гитару «Бережёного Бог бережёт». Гитарное вступление было фирменно-узнаваемое, поэтому многие поначалу ошибочно приняли песню за один из старых хитов – после первых строчек волна восторга чуть отхлынула: ДРУГОЕ. В финале певец отёрся полотенчиком, музыканты вернулись на сцену и все вместе исполнили песню «Кепка-восьмиклинка». Во время исполнения – активное общение Розенбаума с музыкантами группы, в финале – первый за вечер букет цветов и щедрые поклоны. Далее – тихое предисловие: «Страна в эти дни прощается с Предстоятелем, со святейшим Патриархом. Он всю свою жизнь отдал для служения народу… В честь его памяти – следующая песня». Прозвучала красивейшая «Истинно верую». Получив два букета, Розенбаум занял место за синтезатором. Попробовал голос – нет звука. После некоторой заминки поменяли микрофон: «У нас тут небольшие технические неполадки, но, знаете, лучше живой звук, чем фанера. Бывает, под пластиночку поют или под магнитофон… Следующая песня не нуждается в комментариях, в ней всё ясно». Прозвучал блюз «Мама», где: «Был в табуне одним из жеребят и буду им всегда…». Очень сильные впечатления. Перед следующей песней, одной из сильнейших и наиболее, кстати, рок-н-ролльных в программе, прозвучали такие слова: «Чувство любви и уважения к родителям – это очень важно. Положительный аспект. Но есть ещё и отрицательный аспект – это зависть. Она как раковая опухоль – если уж поселилась, развивается метастазами, и человек как личность погибает». Прозвучала «Песня о зависти». Следом – очередное предисловие: «Вообще, белой зависти, видимо, нет, она в лучшем случае всегда сероватая. Но есть у меня чёрная зависть: я лично завидую морякам, они в дальних морях несут службу. И я сочинил такое четверостишие, оно пока не стало песней. Я его прочту вам:
Ну, а как иначе?
Ведь когда идут матросы,
Даже дети плачут!
После этих слов и смеха в зале Розенбаум надел на голову бескозырку, а группа вместе с ним исполнила, что называется, с огоньком новую песню – «Праздник ВМФ». В коде был исполнен танец «Яблочко» дуэтом Розенбаум-Алексеев. Море цветов и овации, восторг публики. Женщина, что сидела по левую руку от меня, неожиданно встала и прошла к двери балкона, чтоб её закрыть – униформистка оставила в фойе открытым настежь окно. Сразу же стало темно и жарко. Далее со сцены прозвучало грустное предисловие: «Вот уже скоро три года, как мы выступаем без нашего брата, товарища, коллеги – Николая Серафимовича Резанова… Его памяти – следующая песня». После исполнения песни «Серафимыч» зрители преподнесли музыкантам цветы, а музыканты возложили их к гитаре – как к памятнику. Неожиданно прозвучали слова: «Спасибо! Антракт».
После 15-минутного перерыва музыканты вышли переодетыми в повседневную одежду – в частности, Розенбаум предстал в серой рубашке с надписью «Forever Funky» и затёртых синих джинсах. Второе отделение началось со старинного хита «Глухари». Перед следующей песней – соло на скрипке в исполнении легендарного Алексея Дулькевича. Прозвучала лирическая композиция «Романс». Пришло время ударных песен концерта, и следующий блок был «конным»: «Кубанская казачья» (Розенбаум стоит с гитарой перед микрофонной стойкой и в ритме песни сгибает колени: будто скачет на лошади), обожаемая мной «На Дону, на Доне» и – НАКОНЕЦ-ТО! – «Казачья»! С этого момента наступило полное братанье зала и группы. После отзвучавших аплодисментов Розенбаум с букетом цветов в руках представил зрителям бас-гитариста Анатолия Никифорова, а после следующей замечательной сюжетной баллады, «Мечта блатного поэта», — гитариста Вячеслава Литвиненко. Далее в релаксирующей манере был исполнен хрестоматийный «Вальс-бостон». Её клавишник Юрий Капетнаки играл голосовыми сэмплами, что внесло в исполнение всем известной песни необычные оттенки. Представив Юрия зрителям, Розенбаум надел блатную кепочку и, по-фраерски пританцовывая, исполнил под аккомпанемент группы песню «Беспризорник». Всех рассмешило, как он в финале гротесково, на блатной манер, жал руку каждому музыканту. Смотрелось бесподобно. Далее публике был представлен барабанщик – Аркадий Аладьин. Ну, а следующий блок описывать крайне затруднительно, ибо с первых аккордов песни «Гоп-стоп» и до конца концерта зал в буквальном смысле стоял на ушах. «Гоп-стоп» стал звёздным часом скрипача Алексея Дулькевича. Таких танцев вы мало где увидите, уверяю! В проигрышах – «Мурка» и, под хохот самих музыкантов, — всё тот же «Вальс-бостон». Особо смачные места в тексте автор доверял исполнять зрителям – и это было ГРОМКОЕ исполнение! В завершение – конферанс Розенбаума: «Вокал, перкуссия, скрипка, оригинальный танец – Алёша Дулькевич!» Следом прозвучало «Попурри» из пяти ранних песен: «Заходите к нам на огонёк», «Извозчик», «Зойка», «Крещатик», «Скрипач ростовский Моня» с изменёнными финальными строчками: «Столик ваш справа; Саша, бис! Саша, браво! А Саша – не гордый, Саша пьёт на свои!» Далее были ещё раз представлены все музыканты и «Ваш покорный слуга, Александр Розенбаум!» Громогласные аплодисменты, свист и крики: «Браво!», выход на «бис» и просьба включить весь свет в зале. Прозвучали комплименты зрителям: «Приятно закрашивать маленькие пятнышки на карте – где мы ещё не выступали. И, знаете, этот дворец… культуры… (хохот в зале) меня порадовал. Я вам скажу, что в Москве такой зал эмоциональный – это нечасто случается. Мой музыкальный наставник говорил мне: не бывает плохой публики, бывают плохие артисты. Мы много выступаем, люди по-разному реагируют. И любят, и подпевают, и всё, как надо… Но вы – особенно. Для Москвы вы просто потрясающие!» (тут тётка из первого ряда партера в экстазе прокричала: «Мы готовы ещё хоть два часа слушать!!!») В финале все в едином порыве исполнили «Утиную охоту». В 21.15 – прощальные слова: «Спасибо вам большое. Мира, добра, удачи, всего самого наилучшего. С наступающим Новым годом и, как доктор, неизменно желаю здоровья! Не болейте».
Довольные и заряженные энергетикой добирались до метро под аккомпанемент декабрьского дождя. Александр Розенбаум – уникальный в своём роде автор-исполнитель, очень сильный поэт и, как подтвердилось, вполне юморной и обаятельный мужик. Дай Бог ему здоровья и много новых замечательных песен. Что ещё добавить… Отлично, по общему мнению, провели вечер.
Материал был впервые опубликован в ЖЖ Игоря Шамарина 9 декабря 2008 года.