«Мастер и Маргарита» во МХАТ имени М.Горького (19.09.2009)

Субботним сентябрьским вечером 19.09.2009 г. порадовали себя театральным лакомством, сходив во МХАТ имени Горького (Тверской бульвар, 22) на «Мастера и Маргариту» в постановке Валерия Беляковича. Спектакль имеет уже солидную историю, хотя непосредственно в Горьковском МХАТе это премьерный сезон данной версии «Мастера и Маргариты» (постановку впервые представили зрителю 21 апреля).

Получилась интересная тематическая перекличка с пересмотренным в начале августа музыкальным спектаклем театра имени Моссовета «Иисус Христос — суперзвезда», тем более, мне обе эти работы удалось пропустить через себя именно в этом году, что в высшей степени символично в контексте текущего возраста. И вообще, в философском контексте. Впечатления – яркие, объёмные и разнообразные, с пылу с жару всего и не сформулировать. Спектакль в двух частях, весьма продолжительный (4 часа с антрактом!), по-своему исполинский (учитывая при этом зал, на бельэтаж которого, к примеру, нужно подниматься на лифте) и не столь предсказуемый, как могло заблаговременно представиться. Сидели с Олесей в десятом ряду партера, очень удобная оказалась точка обзора и вообще – комфортные для столь продолжительного и эмоционально насыщенного зрелища места. Бессмертный текст Михаила Афанасьевича Булгакова, досконально знакомый и всегда по-новому прожитый сюжет, интересное сценическое решение и цепкая актёрская энергетика – всё это очень прочный фундамент, фактически не поддающийся деформации. При всём размахе действа средства довольно минималистичны: актёры сами произносят авторский текст, касающийся их самих в конкретных сценах, а всё происходит вокруг висящих жестяных листов, на которых при специальном освещении в самые кульминационные моменты проступают огненные рукописные литеры, в остальное же время эти листы являются, в зависимости от действия, то несущимся навстречу Берлиозу трамваем, то колоннадой во дворце Ирода, то окнами, взирающими на вымазанного грязью поэта Бездомного или страдающего в «нехорошей квартире» от жестокого похмелья Стёпу Лиходеева, то распятиями на Голгофе, то ещё бог знает какими необходимыми по ходу повествования атрибутами. Частенько герои со всей силы бабахают по этим листам кулаками, ногами или даже головами, добиваясь тем самым взрывного эмоционального эффекта. Вкупе со звукооформлением М.Леви (есть, конечно, и определённые нарекания в этой связи) получается абсолютный рок-н-ролл.

Пересказывать здесь известный каждому сюжет смысла не вижу: всё, по большей части, на своих местах и по-прежнему искрит. Мастер (заслуженный артист России А.Титоренко), знамо дело, рефлексирует в доме скорби при свете колоссальной, будто разрисованной кукольными детскими личиками луны, Маргарита (заслуженная артистка России И.Фадина) читает текст всё больше с заламыванием рук и хрипотцой (многие зрители в кулуарах выражали подобной трактовке своё «фе»), но наиболее убедительна лишь в финале, слившись в страстном поцелуе с не выпускающим из рук череп Берлиоза Воландом и прося мессира не подавать больше Фриде платок с синей каймой, которым та задушила своего ребёнка, пятый прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копьё Понтий Пилат (народный артист России В.Клементьев) с интонацией советского генерала во время танковой атаки рычит, глядя исподлобья на кроткого Иешуа Га-Ноцри. Любопытно решение показать Воланда сначала эдаким изломанным Джокером, и лишь затем явить его во всём инфернальном могуществе, а свита (грим восхитителен, самолично заценил благодаря прихваченному из дома биноклю), включая прыткого и вездесущего Коровьева-Фагота (молодой артист Георгий Иобадзе), массивного и невероятно пластичного Азазелло (А.Оя), обаятельного Кота Бегемота в чёрной взлохмаченной шубе (А.Наумов) и сексапильной рыжеволосой Геллы (Е.Кондратьева), играет слаженно и искромётно – как, собственно, и полагается всякой хорошей шайке. Социальные сцены вполне удались: кутёж в «Грибоедове», сеанс чёрной магии в театре Варьете, мытарства Бездомного в клинике профессора Стравинского, курьёзное перемещение Лиходеева из Москвы в Ялту и вампирическая атака администратора Варенухи на финдиректора Римского, бал Ста Королей – всё на хорошем уровне.

Особо запомнилось: гротесково-непривычная трактовка встречи на Патриарших и упоминание фамилии «Ворошилов» при перечислении возможных имён загадочного профессора-иностранца после «Вагнер»?..«Вульф»?.., облачённый в золотистый костюм Варенуха, разговаривающий с Фаготом по воображаемому мобильнику, профессор Стравинский, истово кричащий в окружении инфернальных врачей в марлевых повязках: «Фиксируем!» и поющий оригинальный вариант «Сердце красавицы склонно к измене», оседлав окончательно запутавшегося в собственном рассказе Бездомного, переодетые в женщин мужики в «Грибоедове», похмельный Стёпа Лиходеев, комичная стенографистка Карпова, летящие в зрительный зал «деньги» во время сеанса в театре Варьете и разглядывание Воландом зрителей при включенном освещении зала, превращённый Фаготом в покорного зомби Семплеяров, сам рассказавший жене о своих любовных похождениях, призрачные гости Воланда в «дымных» одеждах и распятые ведьмы, Бегемот, изображающий «молчаливую галлюцинацию» и многое другое, всего и не упомнишь.

Действующие лица и исполнители:

Мастер – А.Титоренко
Маргарита – И.Фадина
Иешуа – А.Чубченко
Левий Матвей – М.Дахненко
Понтий Пилат – В.Клементьев
Каифа – А.Самойлов
Воланд – М.Кабанов
Коровьев – Г.Иобадзе
Азазелло – А.Оя
Гелла – Е.Кондратьева
Кот – А.Наумов
Иван Бездомный – А.Потапкин
Берлиоз – Б.Бачурин
Афраний – О.Цветанович
Марк Крысобой – Д.Белогуров
Лиходеев – А.Карпенко
Варенуха – К.Ананьев
Римский – А.Бажин
Карпова – А.Алексеева
Стравинский – В.Халтурин
Прасковья – Л.Голубина
Семплеяров – А.Дмитриев
Семплеярова – Н.Пирогова
Фрида – Л.Голубина
Тофана – К.Пробст
Минкина – О.Соломяная
Штурман Жорж – К.Пробст
Певица – Л.Голубина
Рюхин – И.Скицан
Арчибальд – Ю.Ракович

Кое-чего из романа в спектакле не было. Например, не было осетрины второй свежести, Воланд не спрашивал буфетчика: «вино какой страны вы предпочитаете в это время суток?», в «нехорошую квартиру» никто не являлся с целью ареста шайки («а что это за шаги там, на лестнице?»), а Кот Бегемот не «починял примус» и, куражась, не отстреливался с люстры, председатель жилтоварищества Никанор Иваныч Босой отсутствовал как таковой и, соответственно, его не арестовывали НКВДшники за спекулирование валютой, не было конферансье Жоржа Бенгальского, чьи функции в данной версии выполнил Римский, не было озадаченного бухгалтера Степана Ласточкина, не было пустого костюма, оставшегося сидеть вместо временно похищенного Бегемотом председателя зрелищной комиссии Прохора Петровича, не было, наконец, киевского дядьки Берлиоза — Максимилиана Поплавского, не было соседа Маргариты Николая Ивановича, превращённого в борова, да и домработницы Наташи, увы, тоже не было. Тем не менее, было интересно и увлекательно, а это главное.

Поход считаю сверхудачным.

© И.Шамарин, 20.09.2009 г.