«Последний поход» (1994)

(музыка и слова – Игорь Шамарин)

Ты сказал, что вера в любовь –
Это повод к войне.
Ты поддался зову ветров,
Ты опять на коне.

И всё давно приготовлено к бою,
Без разговоров и без суеты.
И ты сжигаешь мосты за собою,
Ты сжигаешь мосты.

Ты решаешь вечный вопрос,
Но не ищешь ответ.
Ты сминаешь пальцами воск,
Словно тысячи лет.

И всё давно приготовлено к бою,
Твои солдаты целуют кресты.
И ты сжигаешь мосты за собою,
Ты сжигаешь мосты.

Посмотри, куда всех зовёт
Полковой барабан!
Это твой последний поход,
Это самообман.

И всё давно приготовлено к бою,
Но где твой враг? Все плацдармы пусты.
А ты сжигаешь мосты за собою,
Ты сжигаешь мосты…

Поход

Лето 1994 года было для меня жарким во всех смыслах! Помимо того, что я каждый вечер, имея лишь три выходных в месяц, заколачивал деньгу под палящим солнцем на вещевом рынке, зарабатывая на ГДР-овскую электрическую гитару и фирменные кожаные джинсы, свободное время посвящал чтению полного собрания сочинений Ф.М.Достоевского (для меня, 18-летнего, труд этот, пожалуй, был не менее героическим, чем уборка расплавленной солнцем территории рынка) и написанию песен. На песни тем летом был хороший урожай: в июне «обрело голос», превратившись в темповый хард-боевик, стихотворение «Шерсть дыбом», а также была написана баллада «Она живёт без веры». Что касается июля, то седьмого числа в качестве своеобразного ответа Боре Модестову и его «Ефрему Сирину» был написан «Порох» (впоследствии «Митька Бес»), семнадцатого – «Тринадцатая глава» (спасибо автору бессмертного шедевра «Братья Карамазовы»!), а солнечным днём 25 июля я, наконец, воплотил в жизнь давнишний замысел и написал песню «Последний поход», окрещённую на стадии разработки как «некий романтический пацифистский гимн».

Если говорить о влияниях, то их тут довольно много. Самый ранний, засевший в голове источник, это, стопудово, выдющийся фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года. Белокурый Великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Бальк в исполнении Владимира Ершова, его гордый и хищный, на грани гротеска, арийский облик, а также зловещее окружение магистра в шлемах с кистью руки или орлиной лапой, смахивающие на солдат Вермахта псы-рыцари – все эти образы в раннем детстве накрепко угнездились в подсознании и просили относительно себя какой-то новой жизни, какого-то переосмысления. Другим источником стала книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (в ту пору моя настольная книга) и, как первоначальный импульс, «Красный смех» Леонида Андреева. Если говорить о музыкальных влияниях, то базово всё произросло из песни Майка Науменко «Старые раны», где фигурирует строка «Я взрываю мосты, но я никак не пойму, кто их строил». Образ взорванного или сгоревшего моста давно будоражил мозг, и в конкретном случае образ стал зерном, из которого очень быстро произросла песня.

Итак, 25 июля 1994 года я сидел дома за письменным столом, перебирал на гитаре аккорды и выловил красивую минорную комбинацию, в которую очень естественно вписалась фраза «Ты сжигаешь мосты». Образы в голове моментально сложились в единую картинку. Как только стало ясно, что припев на этот раз будет неповторяющийся, я придумал три варианта с рифмовкой на слово «мосты»:

1) И всё давно приготовлено к бою,
Твои солдаты целуют кресты.
И ты сжигаешь мосты за собою,
В который раз (зачёркнуто) ты сжигаешь мосты.

2) Но нет врага (зачёркнуто), все плацдармы пусты…
Но как всегда (зачёркнуто), все плацдармы пусты…
Но кто твой враг? Все плацдармы пусты!

3) Без лишней спешки (зачёркнуто) и без суеты…
Без разговоров и без суеты.

Вообще, куплеты проступали совершенно хаотически, без связки друг с другом и в спонтанном порядке. Одной из первых на листе появилась строчка «Ты ищешь повод к войне». Уже впоследствии я соотнёс её с неизменно вызывавшей у меня мурашки балладой «Аквариума» «Здравствуй, моя Смерть» («И это – тема для новой войны…»). Отсюда уже стартовал процесс написания куплетов:

Этот бой длиннее, чем жизнь,
Это вечный поход…
 (зачёркнуто)

Это обреченный поход… (зачёркнуто)

Это бесконечный поход… (зачёркнуто)

Это – самообман! (!)

Погляди – куда вас зовёт
Полковой барабан!
Это не военный поход…

Это не великий поход…

Это – самообман.

Когда дошло до другого куплета, я вспомнил любимый фрагмент из главы «О старых и новых скрижалях» в уже упомянутой книге Ницше «Так говорил Заратустра»: «Все созидающие именно тверды. И блаженством должно казаться вам налагать вашу руку на тысячелетия, как на воск, блаженством писать на воле тысячелетий, как на бронзе, Твёрже, чем бронза, благороднее, чем бронза. Совершенно твёрдо только благороднейшее. Эту новую скрижаль, о братья мои, даю я вам: станьте тверды!». В моей версии получилось:

Ты сминаешь пальцами воск,
Словно тысячи лет.

К этому добавил полемику:

Ты решаешь вечный вопрос,
Будто знаешь ответ… (зачёркнуто)
Но не ищешь ответ.

Первый куплет был написан в самом финале работы над песней и выглядел он так:

Ты сказал, что вера в любовь –
Это повод к войне.
Ты почуял свежую кровь,
Ты опять на коне.

Цифрами в черновике расставил правильный порядок куплетов/припевов, и в чистовом варианте «ты решаешь вечный вопрос» заменил на «ты решаешь важный вопрос». Само словосочетание «последний поход», как я сейчас понимаю, возник не без влияния только тогда изданной песни Чижа «Поход» (альбом 1994 года «Перекрёсток»). Песня эта мне до сих пор очень нравится, и из неё, к слову, выскочила пресловутая собака из написанной в том же 94-м песни «Всё хорошо». Поначалу же над зачёркнутой строчкой «Это бесконечный (вечный?) поход» значилось некое ШЕСТВИЕ. Позже я стал петь вместо «Но кто твой враг? Все плацдармы пусты» вариант «Но где твой враг? Все плацдармы пусты», а строчку «Ты почуял свежую кровь» заменил на более романтическую «Ты поддался зову ветров». Когда музыка и текст были скомпонованы в единую песню, я долго не мог отделаться от ощущения, что мелодия очень знакома. Вообще, это порой случается – приходит песня, и кажется, что она была всегда! Никто из друзей, у кого ни спрашивал, припомнить возможный первоисточник не смог. Слава Богу, я тоже – а то б мучился по сей день. Песня «Последний поход» была явлена как тревожное предзнаменование назревшего кровавого военного противостояния в Чечне, а военный билет мне, кстати, тогда ещё только предстояло получать (проходил комиссию в октябре) – так что песня эта, можно сказать, явилась спасительной молитвой, если не оберегом. Она была впервые записана на моём первом кассетном акустическом альбоме «Кривда» (запись происходила 14 ноября 1994 года дома у школьного товарища Гриши Тарана) вторым треком вслед за фактически самой новой к тому моменту песней «Всё хорошо». А в начале июня 1995 года мы сделали первую большую аудиосессию дома у Ильи Сапарина (запись довольно хорошего качества называлась «Рождённый в радуге») – и песня «Последний поход» её открывала.

Впоследствии именно на «Последний поход» в данной версии 1995 года я получал наиболее благодарные отзывы от слышавших её девушек (было дело, именно как автор «Последнего похода» оставил несколько автографов, что само по себе крайне приятно вспоминать). Позже песня имела хождение в рэггей-версии: в частности, её в данном виде успешно и очень душевно исполнял уже упоминавшийся выше Boris, да и сам я записал её в рэггей на одном из акустических бутлегов 1996 года. А на концертах «Последний поход» с момента грандиозного акустического фестиваля в МАТИ (май 1995 г.) играть как-то не доводилось вплоть до новейших времён – парадоксально, но факт. И лишь на недавнем «Нарисованном концерте» к 15-летию группы «Каземат» в Российской государственной библиотеке для молодёжи я впервые сыграл эту песню для, так сказать, современной аудитории. Возможно, просто настало время это сделать, а возможно, в качестве искупления одного из кармических долгов, поскольку летом 1996 года мы репетировали «Последний поход», готовясь к первому концерту «Каземата», состоявшемуся чуть позже в московском ДК «Загорье».

В оформлении использован рисунок Сергея Варламова «Молитва крестоносца» (2004)


Впервые статья была опубликована 3 июля 2011 г. в ЖЖ pesni-garrisa.


 

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии