Развиваться или умереть

Июнь подарил знакомство с ярким и оставившим гамму впечатлений немецким сериалом «Баухаус — новая эра». Сериал вышел в 2019 году к 100-летию создания известнейшего художественно-промышленного учебного комплекса, объединившего Высшую школу изобразительных искусств традиционной академической направленности с Государственным строительным училищем, преподаватели которого ставили во главу угла авангардный подход и практическое применение художественно-архитектурного ремесла. 

В короткую, но яркую эпоху, предшествующую безжалостному становлению гитлеризма, школа Bauhaus стала символом триумфа новаторства и возведённой во главу угла концепции единства искусства (Gesamtkunstwerk) — на целые десятилетия вперёд определив вектор развития европейской и мировой архитектуры, дизайна и визуальной концепции в целом. «...Мы намеревались пробудить художника от отрешённости и вернуть его в мир повседневной реальности». Всё происходило в период Веймарской республики (1918—1933), и, погружаясь в контекст, трудно не ощутить переклички с касталийским Орденом интеллектуалов из «Игры в бисер», — великого романа Гессе, работа над которым, к слову, была начата классиком незадолго до упразднения (а по своей сути — удушения) Bauhaus.

Сюжетный стержень сериала — воспоминания Вальтера Гропиуса, основателя школы (роль блистательно исполнил Аугуст Диль) — которыми тот делится спустя несколько десятилетий, в Нью-Йорке 1963 года, в своём кажущемся откровенным, но местами (как мы постепенно ощущаем) лукавом интервью, данном за бокалом спиртного пристрастной американской журналистке. В центре разговора — отношения Гропиуса с его учениками, главным образом, с профессорской дочкой Дёрте Хельм (роль исполнила Анна Мария Мюэ), к которой у директора на рубеже 1920-х возникла привязанность, перешедшая, по неподтверждённым предположениям, в личные отношения. 

Судьба юной художницы, формирование её взглядов и воззрений в конкретных (и мало, как оказалось, нам известных) исторических условиях, а также постепенное прорастание необычайной творческой одарённости — и станет связующей нитью повествования: мы перенесёмся в самое начало становления школы Bauhaus, в числе слушательниц радикально модернизированного вводного курса которой оказалась Дёрте Хельм; станем очевидцами германских кризисно-революционных событий в период между двумя мировыми войнами, а главным образом, получим возможность вдоволь поразмышлять над сутью, инструментарием и практическим применением искусства. В своей книге «Круг тотальной архитектуры» Гропиус формулировал: «Примитивные клетки, помещённые в раствор с идеальной температурой и питанием, медленно умирают в комфорте, но если в жидкость добавить раздражающий компонент, они активизируются и начинают размножаться». Вполне исчерпывающее объяснение метода и, очевидно, вполне действенный рецепт. 

В числе достоинств сериала — его пронзительное созвучие с современностью и доходчивость. Аспекты личностного выбора, воспитания в себе достоинства, дерзости ремесла, границ конформизма, вопросы выживания в закрепощённой социальной среде, жестокие исторические уроки — о многом хочется размышлять после просмотра финального эпизода. Нужно отметить, что для режиссёра Ларса Крауме социально-историческая тематика значится в приоритете. Достаточно в этой связи назвать «Государство против Фрица Бауэра» (об идущем против системы прокуроре, преследующем, в ущерб своему благополучию, слившихся с ландшафтом военных преступников в поствоенной Германии), «Террор — приговор выносите вы» (о майоре, отдавшем приказ сбить захваченный исламистами пассажирский самолёт, чтоб уберечь от гибели стадион вместимостью 70000 человек) или красноречивую работу, предшествовавшую «Баухаусу» — историческую драму «Молчащий класс» о школьниках из ГДР, волею случая узнавших в 1956 году о Венгерском восстании и о его жестоком подавлении советскими войсками.

Что касается «Баухауса», очень понравился и сценарий, и актёрский ансамбль, и по-хорошему консервативные операторские приёмы. Мы и впрямь переносимся в иную эпоху, ощущая время кожей — как пульсирующий ожог. Помимо не теряющих напряжённости и драматизма сюжетных сцен (альковная линия тут, по сути, — лишь хитрая приманка), сериал историчен и познавателен — в определённый момент просмотра пришлось даже делать перерыв, чтоб детальнее почитать о предпосылках и событиях Ноябрьской революции в Германии и социальных последствиях Первой мировой для немцев. Много реальных персон, мелькающих по ходу повествования — таких как Иоганн Иттен (роль колоритного швейцарца, чуть ли не самого яркого персонажа сериала, досталась Свену Шелкеру), Василий Кандинский, Пауль Клее, Тео ван Дусбург, Лионель Файнингер, Марсель Лайош Брёйер и многие другие прошедшие через легендарную ныне школу новаторства художники-гении своего времени.

Развиваться или умереть — такой выбор ставил Вальтер Гропиус перед читателями «Круга тотальной архитектуры». Сериал будто бы приглашает дать этому выбору всестороннюю оценку. 

Искренне рекомендую к просмотру.

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии