Сериал «Чернобыль»: правда под укрытием

Американский мини-сериал «Чернобыль», увидевший свет в мае текущего года, вызвал громкий резонанс и побил все существующие рекорды сетевых просмотров. Художественное отображение катастрофических событий 33-летней давности, ставших последствием необдуманных экспериментов на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, превзошло по накалу воздействия на общественное мнение самые смелые ожидания создателей данного кинопроекта. Правде свойственно резать глаза, и тут бессильны любые солнцезащитные очки — многие об этом свойстве попросту забыли.

В креативной команде нашумевшей 5-серийной теледрамы — американский сценарист Крейг Мазин и шведский режиссёр Йохан Ренк, создатель нескольких эпизодов культового сериала «Во все тяжкие» и автор последних прижизненных видеоклипов Дэвида Боуи «Blackstar» и «Lazarus». Фильм «Чернобыль», фактически, является обобщающей экранизацией самых краеугольных документов по данной тематике — от расшифрованных кассет академика Валерия Легасова, надиктованных им перед добровольным уходом из жизни, до наиболее известных на Западе книг, список которых можно начать с пронзительной «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич, которую мы вспоминали здесь в год 30-летия Чернобыльской аварии. Россияне, фактически отвыкшие от исторической рефлексии (осталась только истерическая) и отученные от возможности честного взгляда на собственную историю посредством художественных средств, массово погрузились в просмотр и...ожидаемо увязли в обсуждении допущенных в фильме неточностей — как будто это документальная работа и как будто альтернативная подача фактов (к слову, не все из них были должным образом раскрыты на Родине и уж точно не вписаны столь подробно в российские учебники) что-то меняет в главном: собственническом отношении государственной машины, милитаризованной с головы до пят, к гражданам своей страны. Построенный на недееспособной идеологии СССР не устоял перед вызовом Чернобыля, когда под угрозой колоссального радиационного заражения Европы пришлось публично вскрывать многие зревшие десятилетиями нарывы нашей исторической пробуксовки и отставания. Руководство страны впало в ступор, а героями стали простые люди: солдаты-срочники, пожарные, шахтёры, врачи, учёные, многие из которых отдали самое главное — жизнь. По факту было так: одни люди (ликвидаторы и волонтёры-добровольцы) строили укрытие над разрушенной АЭС для спасения человечества, а другие (партийные функционеры) хладнокровно пыталась закрыть саркофагом неудобную правду.

«Чернобыль» снят с максимальным уважением и пронизан гуманистическим содержанием: мы видим события глазами разных участников, у каждого из которых (кроме вымышленной учёной Ульяны Хомюк) есть реальные прототипы. Несмотря на точное отображение истории (эвакуация Припяти, судебная хроника и т.п. ), создателями чётко выдержана намеренная дистанция между реальностью и вымыслом: чтоб передать мотивацию героев и коллективные мысли, применяется художественный метод — как в случае с общением министра угольной промышленности с призываемыми на подвиг шахтёрами, каждый из которых в итоге вытирает о властного функционера испачканные углём руки. В целом, метафористичность сериала не может не вызывать восхищение. То же касается актёрского ансамбля: есть поразительный, стержневой дуэт Джареда Харриса (академик Легасов) и Стеллана Скарсгорда (глава правительственной комиссии Борис Щербина). Есть остро-сентиментальная лирическая линия: личная драма пожарного Василия Игнатенко и его супруги Людмилы. Есть вереница эпизодических героев, к которым прикипаешь как к родным на фоне разворачивающейся драмы. Сериал сдетонировал, поскольку попал в нерв: российское общество увязло в бесплодной инерции путинизма, и крайне тяжело осознавать перед лицом стремящегося к развитию открытого мира, что человеческая жизнь в России, увы, по-прежнему оценивается фразой «Что случилось с лодкой? — Она утонула». Укрытие правды любой ценой во благо сохранения полномочий, попрание гласности и моральных законов — всем этим наше общество по-прежнему тяжело больно. Скверно, что разбираться в наших невыученных уроках приходится иностранцам. Но когда-нибудь это, конечно же, придётся всерьёз делать и у нас. Шаг за шагом.

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

This entry was posted in Киномысли. Bookmark the permalink.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня