ДЖЕНИС ДЖОПЛИН

19 января 1943 года в Порт-Артуре (штат Техас, США), в семье инженера нефтегазовой компании «Texaco» Сета Джоплина и его жены Дороти Джоплин (урождённой Ист), работавшей в то время регистратором в бизнес-колледже, родилась Дженис Лин Джоплин — знаменитая американская рок-певица, автор песен, гитаристка и пианистка, прославившаяся в составе групп «Big Brother and The Holding Company» и «Kozmic Blues Band» и считающаяся лучшей белой исполнительницей блюза, а также одной из лучших вокалисток в истории рок-музыки. Её мать в студенческие годы выступала в любительских мюзиклах, но от предложения начать профессиональную карьеру отказалась, уехав после окончания колледжа в Амарилло (штат Техас), где получила работу на местной радиостанции и там познакомилась со своим будущим мужем. Супружеская пара переехала в Порт-Артур, где Сет Джоплин получил работу на очистительной установке компании «Texaco». У Сета (читавшего на досуге Данте и предпочитавшего, вопреки традициям Южного Техаса, слушать не кантри, а классическую оперу) и его жены было трое детей: Дженис, Лора и Майкл. Родители не навязывали детям своих музыкальных пристрастий, но мать нередко демонстрировала им своё вокальное мастерство. Творческие способности Дженис начали проявляться рано и всесторонне: она увлекалась живописью на библейские темы и проводила много времени в церкви или местной библиотеке. В школе Томаса Джефферсона Дженис была примерной ученицей и поначалу соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у неё не было: общалась она исключительно с парнями. Вскоре стало ясно, что Дженис в интеллектуальном отношении намного превосходит сверстников, что в итоге привело к психологическому конфликту. В Порт-Артуре была лишь одна школа и, став там, по её же словам, «чужой среди тупых», Дженис вскоре превратилась в классического изгоя. Не слишком привлекательная внешность и полнота играли против девушки. Постепенно у Дженис стали появляться друзья вне школы: она вошла в полуподпольный кружок молодёжи, увлекавшейся новой литературой, поэзией бит-поколения, блюз- и фолк-музыкой, радикальными видами современного искусства. Один из новых друзей, футболист по имени Грант Лайонс, познакомил Дженис с творчеством легендарного блюзмена Ледбелли, сделав её на всю жизнь страстной поклонницей блюза. У новых друзей Джоплин были пластинки Бесси Смит, Ма Рэйни и Лида Белли, которых впоследствии она назовёт своими музыкальными учителями. Окончив школу в 1960 году, Дженис некоторое время выступала в кофейнях и барах разных городков Техаса и других штатов. 31 декабря 1961 года в бомондском клубе «Halfway House» состоялся сценический дебют певицы. Затем она съездила в Сан-Франциско, где пела с различными группами и музыкантами, перебивалась уличными концертами и даже была арестована за мелкую магазинную кражу. Летом 1962 года Дженис Джоплин и её приятель Джек Смит выехали из Порт-Артура и направились в Остин, где поселились в многоквартирной обители фолкеров и битников, известной как Ghetto. Осенью Дженис начала выступать с местной блюграсс-группой «Waller Creek Boys». Несколько раз она поступала в различные учебные заведения, в том числе в Техасский университет в Остине, но долго нигде не задерживалась. Училась она хорошо, но при этом вела битнический образ жизни, экспериментировала с алкоголем и наркотиками. В это время Дженис уже всерьёз увлеклась «травой», в больших дозах принимала алкоголь и препарат секонал. В 1964 году Дженис Джоплин некоторое время провела в нью-йоркском Нижнем Ист-сайде; здесь большую часть времени она проводила за чтением Гессе и Ницше, изредка выходя на сцену клуба «Slug’s». По возвращении в Сан-Франциско 25 июня 1964 года с Йормой Кауконеном она записала шесть блюзовых стандартов, позже выпущенные бутлегом под заголовком «The Typewriter Tape». В качестве перкуссии здесь использовалась печатная машинка, на которой выстукивала ритм Маргарита Кауконен. В это время Дженис уже регулярно принимала наркотики: кристаллический метедрин, временами героин, с помощью которых пыталась избавиться от депрессии и лишнего веса. В начале 1965 года, заметив, что Дженис из-за своего пристрастия к амфетаминам стала походить на скелет, друзья уговорили её вернуться домой в Порт-Артур. В мае того же года Джоплин впихнули в автобус и отправили домой, в родной Техас. Там девушка коренным образом поменяла образ жизни: завязала с выпивкой и наркотиками, стала носить скромные платья и поступила на факультет социологии в Ламарском технологическом университете (Бомонт, Техас), где проучилась год, время от времени выезжая в Остин с акустической гитарой для сольных концертных выступлений.

Дженис Джоплин

Тем временем в Сан-Франциско образовалась новая группа – «Big Brother & The Holding Company», и летом 1966 года Дженис Джоплин, вывезенная Трэвисом Риверсом из Техаса в Сан-Франциско, стала её полноправной участницей. Вскоре группа заключила контракт с маленькой чикагской фирмой грамзаписи «Mainstream» и записала несколько синглов, первый из которых вышел в октябре 1966 года. Всеамериканская, а затем и всемирная слава пришла к Дженис после выступления «Big Brother And The Holding Company» на рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. После этого группа заключила выгодные контракты и стала выступать перед большими аудиториями за большие деньги. В августе 1967 года увидел свет дебютный альбом (записанный еще до Монтерея), а в сентябре 1968 года на фирме «Columbia» вышел второй альбом «Cheap Trills», который считается лучшим в дискографии группы. В конце 1968 года Дженис решила уйти из «Big Brother» и создала свою собственную группу «Kozmic Blues Band», в которую перешёл также гитарист «Big Brother» Сэм Эндрю. Группа много выступала и в августе 1969 года приняла участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке, а вышедший в сентябре альбом «I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama!» имел отличные продажи. В начале 1969 года Дженис выступила с воссоединившимися «Big Brother And The Holding Company», а весной 1970 года собрала свою новую группу – «Full Tilt Boogie Band», в состав которой вошли канадские музыканты во главе с гитаристом Джоном Тиллом. В сентябре того же года команда начала в Лос-Анджелесе работу над альбомом, впоследствии известным как «Pearl», пригласив продюсера Пола Ротшильда, известного по работе с «The Doors». Процесс проходил самым благоприятным образом, Дженис была на пике формы и радовалась жизни. 3 октября певица прослушала инструментальную версию заключительного трека: композицию Ника Гравенитес «Buried Alive In The Blues» («Заживо похороненная в блюзе»). Записывать вокальную партию предстояло на следующий день… Утром 4 октября 1970 года Джоплин не явилась в «Sunset Sound Studios», где шла работа над альбомом. После того, как стало ясно, что и на телефонные звонки она не отвечает, Пол Ротшильд, мучимый дурным предчувствием, направил одного из помощников в номер 105 отеля «Лэндмарк Мотор» (Франклин-авеню, 7047). Попытки разбудить постоялицу стуком в дверь не увенчались успехом. Был вызван служащий со служебным ключом. Дженис лежала между кроватью и ночным столиком в короткой ночной рубашке. Губы её были в крови. Когда тело перевернули, оказалось, что у неё разбит нос. В кулаке она сжимала деньги: $4.50. Такие дела. Несмотря на то, что вскрытие выявило большое количество опиатов в её организме, в ходе первого обыска в её номере отеля наркотиков найдено не было. Известно, что в тот злополучный уик-энд в Лос-Анджелесе было несколько смертельных передозировок героином. Дилер, у которого Дженис покупала продукт, всегда заранее тестировал последний у местного фармацевта. В тот роковой вечер фармацевта на месте не оказалось, и 27-летняя Джоплин получила героин почти в 10 раз сильнее обычного… 1 февраля 1971 года, спустя четыре месяца после смерти Дженис Джоплин, в продажу поступил её четвёртый альбом «Pearl», ставший певице памятником.

Персона дня: Janis Lyn Joplin

Диск в проигрывателе: JANIS JOPLIN – «Janis Joplin's Greatest Hits» (1973)

JJ-1973

Трек дня: «Move Over»

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии