ДЭВИД БОУИ

8 января 1947 года в Брикстоне (Лондон, Великобритания), у Хэйворда Стентона Джона Джонса и Маргарет Мэри «Пегги» (урождённой Барнс), поженившихся в сентябре того же 1947 года, родился Дэвид Роберт Джонс, известный поклонникам рок-музыки как Дэвид Боуи — знаменитый британский рок-музыкант, певец, мультиинструменталист, актёр, художник, автор песен и продюсер, неутомимый новатор и экспериментатор, оказавший огромное влияние на развитие мировой рок- и поп-музыки. Мать Дэвида, имевшая ирландское происхождение, работала билетёром в кинотеатре, а его отец – в отделе кадров благотворительного фонда «Barnardo’s». Семья жила на улице Стэнсфилд-Роуд, расположенной между южными районами Лондона — Брикстоном и Стокуэллом. Пока Дэвиду не исполнилось 6 лет, он учился в подготовительной школе Стокуэлла, где приобрёл репутацию одарённого и целеустремлённого ребёнка, а также непослушного скандалиста. В 1957-58 годах он состоял в футбольной команде школы, не проявляя особой одарённости в области пения и игры на флейте, которой занимался. Но уже в 9 лет Дэвид начал проявлять удивительные творческие способности: учителя называли его интерпретации «ярко художественными», а его координацию удивительной для ребёнка. Интерес к рок-музыке Дэвид приобрёл благодаря коллекции пластинок своего отца, его завораживали записи Элвиса Пресли, Литла Ричарда, Чака Берри, «The Platters», Фэтса Домино. Вскоре юный Дэвид увлёкся игрой на фортепиано, попутно участвуя в скиффл-сессиях со своими друзьями. Он провалил общенациональный выпускной экзамен, после чего в 1958 году отправился учиться в технический колледж «Bromley Technical High School», где изучал искусство, музыку и дизайн, включая типографское макетирование и печать. Его брат Терри познакомил Дэвида с современным джазом, под влиянием которого тот увлёкся такими музыкантами, как Чарльз Мингус и Джон Колтрейн. В 1961 году мать подарила Дэвиду белый пластмассовый альт-саксофон на Рождество; вскоре он начал брать уроки у местных музыкантов. Таким образом, он научился играть на саксофоне и гитаре, а впоследствии стал мультиинструменталистом. Дэвид — левша, однако играл на гитаре как правша. В 15-летнем возрасте между Дэвидом и его другом Джорджем Андервудом произошла драка из-за девушки: Андервуд, носивший перстень на пальце, ударил Боуи в левый глаз, из-за чего последнему пришлось оставить школу на четыре месяца, чтобы врачи, опасавшиеся, что он потеряет зрение, смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Врачам не удалось полностью восстановить зрение, в результате травмы у будущего рок-идола возникло дефектное восприятие глубины поля зрения. Музыкант утверждал, что, хотя он и мог видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета было утрачено (постоянно присутствовал коричневый фон). Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным, что создало впечатление различного цвета глаз. В 15-летнем возрасте Дэвид организовал свою первую группу «The Kon-rads», игравшую рок-н-ролл с гитарной основой на местных вечеринках и свадьбах (в состав входил и Джордж Андервуд, с которым Дэвид после злополучной драки помирился). Вскоре он ушёл из колледжа, сообщив родителям о намерении стать поп-звездой. Разочарованный ограниченными амбициями своих товарищей по группе, Дэвид оставил «The Kon-rads» и перешёл в другую команду — «The King Bees», после чего написал письмо новоиспечённому миллионеру Джону Блуму, сделавшему состояние на продаже стиральных машин, предлагая ему «сделать для нас то, что Брайан Эпстайн сделал для «The Beatles», и… заработать ещё один миллион». Блум не ответил на предложение, но передал его Лесли Конну, партнёру Дика Джеймса (который издавал песни «The Beatles» вместе с Эпстайном), что привело к заключению контракта Дэвида с Конном. 5 июня 1964 года был выпущен сингл «Liza Jane» под именем «Davie Jones with the King Bees», не имевший успеха. Недовольный «The King Bees» и их репертуаром, базировавшимся на композициях Хаулин Вульфа и Вилли Диксона, Дэвид покинул группу менее чем через месяц, чтобы присоединиться к «The Manish Boys», другому блюзовому коллективу, исполнявшему композиции в жанре фолк и соул. В начале 1960-х музыкант выступал под своим собственным именем или под псевдонимом «Дэйви Джонс», имевшем два написания — Davy и Davie, что создавало путаницу с Дэйви Джонсом из группы «The Monkees». Чтобы избежать этого, в 1966 году он взял псевдоним Боуи (Bowie) в честь героя Техасской революции: будучи большим поклонником Мика Джаггера, он узнал, что «джаггер» в переводе со староанглийского означает «нож», поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи — тип охотничьих ножей, названный в честь Джима Боуи). 14 января 1966 года Дэвид Боуи – впервые под этим именем – появился с его новой группой «The Lower Third» на обложке пластинки «Can’t Help Thinking About Me». На этом закончился контракт с Лесли Конном, и вскоре, уже под патронажем Ральфа Хортона, Боуи присоединился сначала к группе «Buzz», а затем к группе «Riot Squad».

Боуи

В июне 1967 года на лейбле «Deram Records» был издан дебютный сольный альбом Дэвида Боуи – «David Bowie». В это время Боуи познакомился с танцовщиком и мимом Линдси Кемпом, начав под его руководством изучать драматические искусства — от театрального авангарда до пантомимы и комедии дель арте, что впоследствии нашло яркое воплощение в творчестве артиста. Что касается приверженности Боуи новаторству в искусстве, то это качество ему привил фронтмен и создатель группы «Pink Floyd» Сид Барретт, покинувший в то время свой коллектив из-за проблем с наркотиками. Всемирная слава Дэвида Боуи началась в 1969 году – после того, как был издан сингл «Space Oddity». Песня была написана годом ранее, но записана и выпущена одновременно с первой высадкой американских астронавтов на Луну. 19 марта 1970 года Дэвид Боуи женился на Мэри Анджеле Барнетт, ставшей Анджелой Боуи и родившей годом позже сына, получившего имя Данкан Зоуи Хейвуд Джонс (Анджела и Дэвид развелись в феврале 1980 года). Семидесятые годы возвели Боуи, ставшего героем глэм-рока и, фактически, иконой гей-сообщества (хотя сам музыкант, особенно в более позднее время, настойчиво подчёркивал в интервью свою бисексуальность), в ранг мировых суперзвёзд – во многом благодаря его инопланетному андрогинному имиджу и образу персонажа по имени Зигги Стардаст, появившегося после выхода знаковой пластинки 1972 года «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». Не менее знаковыми считаются и другие альбомы Боуи того времени – такие, как «Hunky Dory» (1971), «Aladdin Sane» (1973), «Diamond Dogs» (1974), «Station to Station» (1976). С 1967 года Дэвид Боуи начал сниматься в кино, и его первой полномасштабной картиной стал научно-фантастический фильм «Человек, который упал на Землю» (1976), в котором он сыграл пришельца с планеты, которая погибает от недостатка воды. В этот период артистический образ Зигги Стардаста был уничтожен, уступив место образу Измождённого Белого Герцога. Боуи, пытавшийся очиститься от тяготивших его наркотиков (у музыканта появилась кокаиновая зависимость) и налипших стереотипов, погрузился в изучение немецкой культуры, результатом чего стало его заигрывание с образами нацизма и переезд в Западный Берлин, где, снимая квартиру со своим другом Игги Попом, музыкант создал так называемую «Берлинскую Трилогию» (сам Боуи называет эту серию «Триптихом»), состоящую из альбомов «Low» (1977), «Heroes» (1977) и «Lodger» (1979). В день убийства Джона Леннона, 8 декабря 1980 года, Дэвид Боуи исполнял роль Джозефа Меррика в спектакле «Человек-Слон». Позже Марк Чепмен, застреливший Леннона и присутствовавший в тот день на бродвейской постановке спектакля, признался, что, если бы ему не удалось убить экс-лидера «The Beatles», он бы вернулся в театр и застрелил Боуи. Восьмидесятые годы сделали Дэвида Боуи мегазвездой (в его дискографии появились коммерчески безупречные альбомы «Let’s Dance» (1983), «Tonight» (1984) и — «Never Let Me Down» (1987), поддержанный эффектным концертным шоу «Glass Spider Tour»; также это десятилетие было ознаменовано яркими ролями Боуи в фильмах «Весёлого Рождества, мистер Лоуренс» и «Лабиринт»). В 1989 году Боуи сформировал хард-рок-квартет «Tin Machine», с которым записал две студийные пластинки. В феврале 1990 года Боуи познакомился с сомалийской топ-моделью Иман Мохамед Абдулмаджид, узаконив с ней отношения в апреле 1992 года. Иман родила от Боуи дочь – Александрию «Лекси» Джонс. В 1995 году был выпущен амбициозный альбом «1.Outside», базировавшийся на рассказе Боуи «Дневник Натана Адлера» и концентрировался вокруг персонажей мрачного апокалиптического мира, живущих накануне XXI века. В 1997 году, в год 50-летия артиста, вышел экспериментальный релиз «Earthling», пронизанный джанглом и драм-н-бэйсом. В 1998 году на экраны вышел фильм «Бархатная золотая жила» («Velvet Goldmine») — драма Тодда Хейнса об эпохе британского глэм-рока 1970-х, которая, по замыслу режиссёра, должна была напрямую рассказывать о молодых годах Дэвида Боуи. Когда музыкант отказался от подобной интерпретации, главного персонажа Брайана Слэйда сделали более обобщённым. Первое десятилетие XXI века Дэвид Боуи посвятил выпуску неоклассических альбомов «hours» (1999), «Heathen» (2002) и «Reality» (2003), а его самой яркой киноролью того времени стала роль знаменитого изобретателя Николы Теслы в фильме Кристофера Нолана «Престиж» (2006). В 2013 году, после концептуальной творческой паузы длиною в 10 лет, Боуи, заявивший, было, о прекращении творческой деятельности, неожиданно выпустил сингл «Where Are We Now?», ставший преддверием 24-го в дискографии певца альбома «The Next Day».

8 января 2016 года, в день 69-летия Дэвида Боуи, вышел его 25-й студийный альбом — «Blackstar». А два дня спустя, 10 января, легендарный музыкант скончался у себя дома в Нью-Йорке от рака печени, с которым боролся на протяжении полутора последних лет. Такие дела.

Персона дня: David Bowie (born David Robert Jones)

Диск в проигрывателе: DAVID BOWIE – «ChangesBowie» (1990)

Changesbowie

Трек дня: «Space Oddity» (1969)

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня