РОБЕРТ ДЖОНСОН

8 мая 1911 года в Хейзелхёрсте (штат Миссисипи, США), у Ноя Джонсона и Джулии Мейджор Доддс (бывшей в то время замужем за предпринимателем Чарльзом Доддсом и имевшей от него десять детей) родился Роберт Лерой Доддс Спенсер, известный впоследствии как Роберт Лерой Джонсон — оказавший огромное влияние на развитие рок-культуры XX столетия культовый американский блюзмен и автор песен, чьё имя неразрывным образом связано с целым сонмом мифов, легенд и преданий. В 1909 году, после конфликта с белыми землевладельцами, Чарльз Доддсон был вынужден покинуть Хейзелхёрст, оставив жену и детей на произвол судьбы. Когда родился Роберт, мать уехала из города с ним на руках, но спустя два года отвезла сына в Мемфис – к отцу, поменявшему к тому времени имя и ставшему Чарльзом Спенсером. В 1919 году Роберт снова повстречал свою мать в Дельте Миссисипи. К тому времени она была замужем за 24-летним Дасти Уиллисом. Многие называли тогда Роберта «маленьким Робертом Дасти», но когда мальчику пришла пора идти в школу, его зарегистрировали как Роберта Спенсера. Учился Роберт урывками, в 1924 и в 1927 году (есть версия, что в промежутке он уезжал учиться в Мемфис, поскольку был весьма неплохо образован для людей своего круга). Будучи подростком, Роберт освоил губную гармошку и варган, организовав музыкальный дуэт с одним из своих приятелей. Один глаз музыканта был поражён катарактой, из-за чего Роберт страдал слабым зрением и даже, стесняясь собственного вида, носил очки. Окончив школу, Роберт взял фамилию биологического отца, став Робертом Джонсоном. В феврале 1929 года, уже под этим именем, он заключил брак с 16-летней Вирджинией Трэвис. Их союз продолжался не больше года, поскольку в апреле 1930-го Вирджиния умерла при родах. Эта смерть послужила сильнейшим надломом в судьбе Роберта Джонсона. Он принял решение отказаться от оседлой жизни обычного мужа и фермера и выбрал стезю блюзового музыканта. Летом 1930 года в Робинсонвилле, где он в ту пору жил, волею судьбы оказался блюзмен Сан Хаус. Его голос хорошо знали в Дельте – не только по пластинкам: он постоянно выступал на «рыбных» пикниках, застольях и т. д. Темперамент его поистине был неистовым, он играл на гитаре бутылочным горлышком, как любят в Дельте. Всю жизнь Сан Хаус метался между дьявольской музыкой и святой музыкой – между блюзом и госпел. С музыкальной точки зрения они прекрасно «уживались». Роберт был поистине заворожён великим талантом Сан Хауса. Он, как любопытный щенок, повсюду старался следовать за Хаусом и его приятелем Вилли Брауном, часто выступавшими дуэтом. Джонсон следил за пальцами на грифе, он запоминал каждое слово, слетавшее с их уст, он буквально смотрел в рот этим мощным и свободным мужчинам. В том же 1930 году Джонсон в поисках отца отправился в Мартинсвилль близ родного ему Хейзелхёрста. Отца он там не нашёл, но судьба свела Джонсона с Исайей «Айком» Циннерманом. Айк был гораздо старше Роберта и привязался к нему, как к сыну. Кроме того, их объединяла страсть к блюзам. Айк рассказывал, что петь блюз он научился самостоятельно, причём репетировал по ночам на кладбище, сидя на надгробиях. Роберт души не чаял в новом учителе и проводил свободное время (а его было вдоволь) в компании Айка Циннермана. Он слушал, перенимал приёмы игры, – одним словом, впитывал всё, что старший товарищ ему с удовольствием сообщал о блюзе. Однажды Джонсон куда-то исчез, вернувшись уже совсем иным. Перед друзьями предстал не вчерашний робкий ученик, а настоящий мастер своего дела. Так зародилась легенда о том, что Роберт Джонсон заключил сделку с Дьяволом на перекрёстке 61 и 49 дороги в Кларксдейл (штат Миссисипи, США) – в обмен на умение играть настоящий блюз. В самых известных своих песнях, «Me and the Devil Blues», «Hellhound on My Trail» и «Cross Road Blues», легендарный музыкант непосредственно упоминает об этом.

robert-dzhonson

Проживая в Мартинсвилле, Джонсон в мае 1931 года женился на Калетте Крафт. В 1932 году супруги переехали в Дельту, где Калетта умерла при родах. С 1932 года до самой своей смерти Джонсон исколесил всю Америку. Он больше не женился, проживая со случайными женщинами или жёнами своих приятелей. Первая сессия звукозаписи Роберта Джонсона состоялась 23 ноября 1936 года в одном из отелей города Сан-Антонио (штат Техас). В середине 1930-х годов звукозаписывающая техника была настолько примитивна, что от неё мало зависело качество продукта. Для неё не требовалось специально оборудованного помещения – только тишина. Поэтому её можно было установить в любом тихом месте, подставить небольшую металлическую воронку-раструб (типа микрофон) и завести специальный механизм, который процарапывал звуковую дорожку на алюминиевом диске. Поговаривают, что во время первого сеанса звукозаписи Роберт Джонсон жутко робел – уткнулся в стену и спиной к аппарату. Не считая дублей, Джонсон напел тогда 8 вещей. Через 2 дня, 26 ноября 1936 года, он воспользовался небольшим «окном» в графике работы других участников сессии и записал свой блюз про пистолет – «Блюз 32-20». На следующий день он получил гонорар ещё за 7 песен. Первый полноценный альбом с 15-ю песнями Джонсона вышел только в 1961 году, задолго после его смерти. А при жизни свет увидели лишь 6 композиций, и все они продавались более чем скромно. Последний раз Роберт Джонсон появился в студии 19 и 20 июля 1937 года. Действия разворачивались на этот раз в городе Даллас (штат Техас), где в одном из складских помещений была оборудована постоянная студия. Тогда ему удалось записать 13 вещей. Всего же в ходе пяти сеансов звукозаписи, первый из которых состоялся 23 ноября 1936 года, а последний 20 июня 1937 года, Джонсоном было записано 29 композиций (запись ещё одной композиции непристойного характера, исполненной по просьбе звукорежиссёров, остаётся ненайденной). Летом 1938 года Роберт Джонсон вместе со своим другом Сонни Боем Вильямсоном оказался в местечке под названием «Три Вилки». Это несколько километров от микроскопического городка в штате Миссисипи под названием Гринвуд. На околице у проезжей дороги располагалось некое увеселительное заведение – со стойкой бара, с музыкой, танцами и, как положено, с разборками и мордобоем. Музыкант чересчур фривольно повёл себя с чернокожей красавицей, принадлежавшей, как оказалось, владельцу данного заведения. Предчувствуя неладное, бдительный Сонни Бой выбил из рук Джонсона предложенную тому прямо во время танца откупоренную бутылку виски. Но вскоре музыканту, патетически воскликнувшему: «Никто не сможет выбить бутылку из руки моей!», протянули вторую бутылку, и Джонсон её осушил. Затем взял гитару и запел. Вскоре он неважно себя почувствовал. К двум часам ночи ему сделалось настолько плохо, что Джонсона пришлось отвезти в Гринвуд. Отравленный Роберт Лерой Джонсон умирал в невероятных мучениях несколько дней, что впоследствии указало на несостоятельность версии его отравления стрихнином (в таком случае он умер бы гораздо быстрее). Скончался 27-летний блюзмен 16 августа 1938 года. Такие дела. Персоне Роберта Джонсона посвящено несколько документальных и художественных фильмов, в числе которых: «В поисках Роберта Джонсона» (1991), «Слышишь, ветер завывает? Жизнь и музыка Роберта Джонсона» (1997), а также «Перекрёсток» Уолтера Хилла (1986). В телесериале «Сверхъестественное», в восьмом эпизоде второго сезона («Блюз на перекрёстке»), речь идёт о перекрёстке, на котором якобы заключил сделку Джонсон, и упоминается он сам. В фильме «Моя любовная песня» присутствует сцена, в которой рассказывается история о перекрёстке, где музыкант продал душу за талант. В фильме «О, где же ты, брат?» встречается темнокожий гитарист Томми Джонсон, утверждающий, что за умение играть на гитаре продал на перекрёстке душу дьяволу. Этот перекрёсток также фигурирует в 14-й серии первого сезона мультсериала «Металлопокалипсис». Песни Роберта Джонсона исполняли и исполняют Эрик Клэптон, «Led Zeppelin», Рай Кудер, «The Rolling Stones», «The Doors», Боб Дилан, «Grateful Dead», Джон Мэйолл, Питер Грин, «Red Hot Chili Peppers», «The White Stripes», Патти Смит и другие известные музыканты.

Персона дня: Robert Leroy Johnson

Диск в проигрывателе: ROBERT JOHNSON – «The Delta Blues Collection» (2013)

johnson-2013

Трек дня: «Me and the Devil Blues»

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии