БОБ ДИЛАН

24 мая 1941 года в Дулуте (штат Миннесота, США), в семье мелкого торговца Абрама Циммермана и его жены Беатрисы «Битти» Стоун родился Роберт Аллен Циммерман, известный впоследствии всем поклонникам музыки как Боб Дилан — знаменитый американский музыкант (гитара, клавишные, губная гармошка), поэт, писатель, художник и автор-исполнитель, оказавший огромное влияние на формирование и развитие мировой фолк-, поп- и рок-музыки XX века. Бабушка и дедушка Роберта по отцовской линии эмигрировали в США из Одессы (Российская Империя) во время антисемитских погромов 1905 года, а его предки по материнской линии были литовскими евреями, эмигрировавшими в Америку в 1902 году. Родители будущего певца были членами сплочённой еврейской общины. До 6-летнего возраста Роберт жил в Дулуте, а после того, как его отец заболел полиомиелитом, был перевезён в Хиббинг, родной город своей матери. Там он и провёл остаток детства. Музыку юный Роберт начал впитывать, слушая блюзовые и кантри-радиостанции Шривпорта (штат Луизиана), а позже – едва зародившийся в середине 1950-х рок-н-ролл. Особенно же его заинтересовала в ту пору фолк-музыка Хэнка Уильямса и, главным образом, Вуди Гатри. В 10-летнем возрасте Циммерман сочинил свои первые стихи, а вскоре освоил игру на губной гармошке и гитаре. Посещая школу, он стал участником нескольких групп, в числе которых была «The Golden Chords», в чей репертуар входили песни Элвиса Пресли и Литл Ричарда. В 1959 году, под своим первым псевдонимом Элстон Ганнн, он вступил в творческий тандем с пианистом Бобби Ви. В сентябре того же 1959-го Циммерман поступил в Миннесотский университет. В студенческие годы он начал вести активную творческую и общественную жизнь, выступая в кофейнях и окрестностях кампуса под новым псевдонимом – Боб Дилан (отсылающим к легендарному поэту Дилану Томасу). В конце первого года обучения (май 1960 года) музыкант забросил учёбу. В январе 1961 года он отправился в Нью-Йорк, где познакомился с кумиром своей юности, Вуди Гатри, находящимся на лечении в психиатрической клинике. Эта встреча стала для Дилана подлинным духовным откровением, после чего он предпочитал называть себя учеником Вуди Гатри и подружился с влиятельным помощником Гатри, фолк-певцом Рамблин` Джеком Эллиотом. С февраля 1961 года Дилан начал выступать в клубах Гринвич-Виллидж, отдавая дань уважения фолк-культуре. В октябре он подписал контракт с «Columbia Records», а в марте 1962 года выпустил свой дебютный альбом – «Bob Dylan», спродюсированный Джоном Хэммондом и состоявший, главным образом, из классического блюзового и фолк-материала. В августе 1962-го музыкант получил паспорт со своим теперь уже официальным новым именем – Боб Дилан. Известность и популярность музыкант получил благодаря своему второму альбому «The Freewheelin' Bob Dylan» (1963), в который вошло много «песен протеста» и композиций с политическим подтекстом. Апокалиптические видения «ядерной зимы» в «A Hard Rain’s a-Gonna Fall» оказались особенно актуальными в месяцы Карибского кризиса (уже в начале ХХI века текст этой песни был включён в английскую школьную программу по американской литературе). В стране набирало силу движение за гражданские права чернокожих. В этих условиях большой резонанс получила песня Дилана «Blowin’ in the Wind» в исполнении трио «Peter, Paul & Mary». Свои версии этой песни записали такие своеобразные музыканты, как Марлен Дитрих, Элвис Пресли, Этта Джеймс, Стиви Уандер и Долли Партон. Под впечатлением от неё звезда ритм-энд-блюза Сэм Кук написал центральное произведение соул-музыки 1960-х — «A Change Is Gonna Come», величавый гимн борьбы чернокожих за равенство. Однако основным исполнителем песен Дилана в эти годы была его невеста, Джоан Баез, значительная часть репертуара которой в то время принадлежала перу Дилана. Важным фактором является влияние репертуара Боба Дилана на творчество группы «The Beatles», музыканты которой учились у Боба поэтическому мастерству. В начале 1964 года был выпущен новый альбом протестных песен «The Times They Are A-Changing», за которым через несколько месяцев последовал диск «Another Side of Bob Dylan», в музыкальной ткани которого обнаружились вкрапления блюза и ритм-энд-блюза. Под влиянием чтения Джона Китса и Артюра Рембо слова песен Дилана становились всё более литературными и суггестивными. В середине 1960-х, не без влияния «The Beatles», певец переключился с акустической фолк-музыки на фолк-рок, собрав собственный электрический ансамбль. Эта перемена в полной мере сказалась в его альбоме «Bringing It All Back Home» (март 1965 года), который был с недоумением воспринят в среде поклонников фолк-музыки. Выступление Дилана с рок-номерами на фолк-фестивале в Ньюпорте было встречено шквальным свистом. Публика ожидала от него новых песен с налётом политического протеста, в то время как сам поэт предпочёл двигаться в совершенно другом направлении.

bob-dilan

Летом 1965-го Дилан выпустил свой первый полноценный рок-альбом «Highway 61 Revisited», которому предшествовал революционный во многих отношениях сингл «Like a Rolling Stone». С осени 1965 по весну 1966 года у Дилана был весьма плотный гастрольный график. Одновременно развивался бурный роман с начинающей актрисой киностудии Энди Уорхола — Эди Седжвик, про которую, видимо, была написана его выдающаяся баллада «Just Like a Woman». Певец чувствовал, что для проведения масштабного рок-турне ему необходима достойная команда музыкантов. Осенью 1965-го он стал гастролировать с блюз-группой «The Hawks», которая вскоре переменила название на «The Band» и с большим успехом сопровождала Дилана в течение ряда лет. Наиболее насыщенным получилось турне по Великобритании, в ходе которого Дилан отыграл свой самый знаменитый концерт (в Манчестере), во время которого кто-то из толпы крикнул ему: «Иуда!». В мае 1966 года вышел двойной рок-альбом «Blonde on Blonde», который во многом развивал темы предыдущих двух. Сам музыкант описал звучание альбома как «that wild, thin mercury sound» («тот дикий, утончённый ртутный звук»). Вскоре стали говорить о наличии в его творчестве своеобразной рок-трилогии («Bringing It All Back Home», «Highway 61 Revisited», «Blonde on Blonde»), которую принято считать его величайшим свершением и одним из крупнейших явлений в американской культуре XX-го столетия. Между рок-критиками давно не затихает спор, какой из альбомов трилогии следует считать вершиной дилановского творчества. 29 июля 1966 года Дилан попал в мотоаварию и вынужден был свернуть гастрольную деятельность. Сообщалось, что его состояние было критическим и что несчастный случай привёл к временной амнезии, хотя подлинная тяжесть полученных травм остаётся поводом для кривотолков. Некоторые биографы полагают, что этот несчастный случай был использован Диланом как предлог для того, чтобы переосмыслить направление своей музыкальной деятельности и провести как можно больше времени в загородном доме с семьёй (к тому времени он был женат и у него было несколько детей). Музыкант увлёкся кантри-роком, уехав в Нэшвилл, где записывался с сессионными музыкантами и гуру кантри Джонни Кэшем. В 1973 году Дилан дебютировал в кино, сыграв в фильме «Пэт Гэрретт и Билли Кид» и написав для него гимн «Knockin’ on Heaven’s Door». Эта песня вошла в золотой фонд рок-музыки и впоследствии исполнялась десятками артистов — от Боба Марли и Роджера Уотерса до «U2», «Guns N’ Roses» и Avril Lavigne. Наиболее ярким альбомом 1970-х стал 15-й студийный релиз Дилана, «Blood on the Tracks» (1975). Многие по сей день считают его лучшим в обширнейшей дискографии певца. В 1978 году Дилан объявил о том, что ему заново открылись истины христианства. Начиная с записанной в 1979 году c гитаристом Марком Нопфлером пластинки «Slow Train Coming», на его альбомах начинают преобладать песни религиозной тематики. В своих новых работах Дилан гневно обрушивался на проституцию и порнографию. Многие восприняли это как ханжество. Например, Джон Леннон написал одну из своих последних песен «Serve Yourself» («Служи себе самому») как ответ на дилановский призыв «Gotta Serve Somebody» («Надо служить кому-то»). В 1985 году Боб Дилан одним из первых западных музыкантов выступил в Советском Союзе, приняв участие в московском Вечере Мировой Поэзии в Лужниках в рамках Международного Фестиваля Молодёжи и Студентов. Выступление не афишировалось, и концерт, по сути, прошёл в формате культуртрегерской вылазки. В американском туре 1986 года его сопровождал Том Петти с группой «The Heartbreakers», в 1987 году он гастролировал вместе с «Grateful Dead». С 1988 по 1990 годы Дилан под псевдонимами «Lucky Wilbury» и «Boo Wilbury» входил в состав супергруппы «The Traveling Wilburys», в которой помимо него играли Рой Орбисон, Джордж Харрисон, Джефф Линн и Том Петти. Коллектив выпустил две пластинки, с трудом преодолел смерть Роя Орбисона и распался после смерти второго участника – Джорджа Харрисона. На излёте 1980-х Дилан объявил о том, что начинает «бесконечное турне» («The Never-Ending Tour»), которое поначалу включало по 200 концертов в год. В октябре 2016-го было объявлено о присуждении музыканту Нобелевской премии по литературе с формулировкой: «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». При этом Дилан поначалу хранил мёртвое молчание и долгое время никак не реагировал на присуждение ему столь престижной награды, уклоняясь от звонков представителей Нобелевского комитета. В июне 2020-го, впервые за 8 лет, увидел свет очередной, 39-й программный альбом Дилана — «Rough and Rowdy Ways». Помимо музыкального творчества Дилан известен как художник. Начиная с 1994 года он издал шесть художественных альбомов, с неизменным успехом выставляясь во многих галереях мира. Будучи «неофициальным летописцем» современной истории Америки, Боб Дилан остаётся величайшим рок-поэтом и влиятельнейшим музыкантом, создавшим каноны развития лучших направлений актуальной культуры.

Персона дня: Bob Dylan (born Robert Allen Zimmerman)

Диск в проигрывателе: BOB DYLAN– «Highway 61 Revisited» (1965)

dylan-1965

Трек дня: «Like A Rolling Stone»

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии