ЛУ РИД («The Velvet Underground»)

2 марта 1942 года в Бруклине (Нью-Йорк, США), в еврейской семье бухгалтера Сидни Джозефа Рида и домохозяйки Тоби Рид (урождённой Футтерман) родился Льюис Аллан Рид — культовый американский рок-музыкант, певец и автор песен, получивший всемирную известность как вокалист, гитарист и фронтмен созданной в 1964 году экспериментальной рок-группы «The Velvet Underground», а также как влиятельный артист, занимавшийся с 1972 года успешной сольной карьерой. Родители Льюиса происходили из семей выходцев из Российской империи (в 1943 году его отец сменил фамилию Рабиновиц на Рид). Льюис научился играть на гитаре, слушая радио и приобщившись таким образом к покорившему его рок-н-роллу и ритм-энд-блюзу. В школе он принимал участие в нескольких группах, наиболее значимой из которых была команда «The Jades». В 1956 году будущий рок-идол подвергся лечению электрошоком в связи с его бисексуальными наклонностями – это послужило отчуждению между Ридом и его родителями на долгие годы. В 1960 году он начал обучение в Сиракьюсском университете, где обучался журналистике, режиссуре и писательскому ремеслу. В университете Рид познакомился с Дэлмором Шварцем, талантливым поэтом и прозаиком. До Второй мировой войны Шварц был одним из самых многообещающих американских авторов, а в момент их знакомства преподавал в университете и спивался. Однако он сохранил ясный ум и стал учителем и наставником молодого Рида. В университете Рид познакомился с гитаристом Стерлингом Моррисоном, который впоследствии вошел в состав «The Velvet Underground». В те же годы Рид в звании командира взвода проходил подготовку на базе колледжа по программе подготовки офицеров Вооруженных Сил США – и был исключён после того, как приставил незаряженный пистолет к голове своего начальника. В 1961 году музыкант приобщился к ночным программам, выходившим в эфире сиракьюсской радиостанции «WAER», жадно впитывая эстетику джаза и ритм-энд-блюза. В июне 1964 года Рид закончил с отличием колледж искусств и наук при Сиракьюсском университете, получив степень бакалавра. После окончания университета Рид работал сессионным музыкантом в нью-йоркской студии звукозаписывающей компании «Pickwick Records». Он записывал гитарные партии для различных исполнителей, а также писал для них популярные песни в различных стилях. Не удовлетворённый работой на вторых ролях, он решил организовать свой коллектив, чтобы развивать собственные музыкальные идеи, отличные от всего того, что имело место на поп-сцене того времени. В конце 1964 года состоялось знакомство Рида с Джоном Кейлом – валлийцем, переехавшим в Америку для обучения классической музыке. В то время Кейл уже начинал сотрудничать с авангардными композиторами вроде Джона Кейджа и Ла Монти Янга и был приятно поражён тем, что его экспериментаторские идеи совпадают с идеями Рида, который, к примеру, пытался использовать нетрадиционную настройку гитар, чтобы добиться более мрачного саунда. В итоге Рид и Кейл начали играть и выступать вместе. Их первой совместной группой стала группа «The Primitives» — недолговечный коллектив, собранный для записи написанной Ридом песни «The Ostrich». В дальнейшем Кейл и Рид позвали к себе Стерлинга Моррисона, приятеля Рида из колледжа, в качестве гитариста, и Ангуса МакЛайса – в качестве перкуссиониста. Первым названием группы стало «The Warlocks», позже они сменили его на «The Falling Spikes». Название «The Velvet Underground» носила книга о садомазохизме авторства Майкла Лейта; она была оставлена в нью-йоркской квартире, куда переехал Рид, предыдущим жителем, Тони Конрадом. Группе понравилось это название; его плюсом также стала определённая связь с аванградистским видео того времени (которым занимался в том числе Конрад), а также то, что в это время Рид сочинил песню «Venus in Furs» — вдохновлённую книгой Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» и имевшую также садомазохисткую тематику. В итоге группа решила сделать «The Velvet Underground» своим названием.

Лу Рид

Первый год существования группы был вполне спокойным: музыканты репетировали в Нью-Йорке, осуществили первые демо-записи, играли в клубах и постепенно добились определённой известности в узких кругах. В 1965 году менеджером группы стал знаменитый художник Энди Уорхол, предложивший группе использовать в качестве вокалистки на некоторых песнях свою протеже, певицу немецкого происхождения Нико. Репутация Уорхола помогла группе достигнуть ещё большей известности; более того, именно он помог группе заключить контракт с лейблом «Verve Records», формально значась «продюсером», а фактически даровав «The Velvet Underground» возможность создать тот звук, который будет устраивать их. Благодаря Уорхолу группа также стала участвовать в мультимедиашоу «Exploding Plastic Inevitable», в котором использовалась их музыка; шоу включало видео и иллюстрации, сделанные Уорхолом. Несколько месяцев это шоу устраивало свои представления в Нью-Йорке, а потом совершило тур по США и Канаде. В 1967 году увидел свет дебютный диск группы – «The Velvet Underground & Nico», ставший одним из самых значимых альбомов в истории рок-музыки и оказавший колоссальное влияние на её последующее развитие. С группой «The Velvet Underground» Лу Рид выпустил четыре авторских альбома, покинув коллектив в августе 1970 года – ещё до выпуска в свет четвёртой пластинки «Loaded». Он на время отдалился от музыки и устроился работать наборщиком текста в фирме налогового учёта, принадлежавшей его отцу. В 1972 году музыкант, подписавший контракт с лейблом «RCA Records», начал сольную карьеру, выпустив дебютный альбом «Lou Reed». Настоящий же успех ждал Лу Рида после выпуска его второй сольной пластинки – «Transformer», выпущенной в декабре 1972 года при непосредственном продюсировании Дэвида Боуи. После выхода этой пластинки Лу Рид получил статус настоящей рок-звезды. Его имя не сходило со страниц таблоидов в контексте бесконечных скандалов, связанных с употреблением наркотиков и разнузданной бисексуальности. Две следующие пластинки, «Berlin» (1973) и «Sally Can’t Dance» (1974), значительно укрепили позиции Лу Рида как коммерчески успешного исполнителя, а череда последующих релизов заставила говорить о музыканте как о смелом новаторе и бескомпромиссном авангардисте, не поддающемся какому-либо влиянию со стороны публики и критиков. Всего в сольной дискографии Лу Рида насчитывается более двух десятков альбомов. В 1978 Американский литературный совет малотиражных журналов признал Рида одним из пяти лучших поэтов года. Лу Рид среагировал на награду в свойственном ему духе – запретил издавать свой первый поэтический сборник «Все замечательные люди» («All The Pretty People»). 1980 год стал переломным в жизни Рида. Ему удалось избавиться от саморазрушительных наклонностей и обрести счастье в браке с Сильвией Моралес, которая стала музой многих его альбомов. В тот же период Лу Рид попробовал себя в качестве автора песен для группы «Kiss». Во второй половине 1980-х произошли трагические события: смерть его друга, знаменитого художника Энди Уорхола, и гибель актрисы и певицы Нико. После смерти Уорхола Джон Кейл решил в память о художнике выпустить диск. К нему присоединился Лу Рид, и в 1990 появился альбом «Songs for Drella». Помимо сольного музыкального творчества Рид в разные годы занимался сотрудничеством с группами «The Killers», «Gorillaz», авангардным музыкантом Джоном Зорном и многими другими. В 1993 году Рид принял участие в кратковременном воссоединении «The Velvet Underground», продлившемся до 1995 года, когда ушёл из жизни гитарист Стерлинг Моррисон. В 2011 году состоялся релиз совместного проекта Лу Рида и группы «Metallica» — «Lulu». Также музыкант время от времени сотрудничал с кинематографом и принимал участие в многочисленных саундтреках (например, к фильмам «На игле», «Шоссе в никуда», «Отель „Миллион долларов“», «Рок-н-рольщик»). В мае 2013 года Лу Рид перенёс пересадку печени и, не справившись с осложнениями после операции, скончался у себя дома 27 октября 2013 года в возрасте 71 года. Такие дела.

Персона дня: Lewis Allan Reed

Диск в проигрывателе: THE VELVET UNDERGROUND – «The Very Best of The Velvet Underground» (2003)

VU-2003

Трек дня: «Venus in Furs» (1967)

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии