БОБ МАРЛИ

6 февраля 1945 года на ферме своего деда по материнской линии в деревне Найн-Майл (Ямайка), в семье европейца по происхождению Норвала Марли, некогда служившего в ВМС Великобритании капитаном королевской морской пехоты, а затем надсмотрщиком на одной из плантаций Ямайки, и 18-летней афро-ямайской девушки Седеллы Букер родился Роберт Неста Марли (по ямайскому паспорту просто Марли) — знаменитый ямайский музыкант, певец, гитарист и автор песен, правоверный растаман и один из виднейших сторонников панафриканизма, популяризатор стиля рэггей и лидер основанной в 1963 году группы «The Wailers». В 1955 году, когда Марли исполнилось 10 лет, его 70-летний отец, фактически не уделявший семье времени, умер от сердечного приступа. В молодые годы Боб Марли был руд-боем. Руд-бои всячески подчеркивали свое презрение к опасностям. Одним из внешних признаков руди была бритая голова. Излюбленной одеждой руд-боев был чёрный костюм, а также галстуки и шляпы, заимствованные из американских приключенческих фильмов. В 12-летнем возрасте юноша вместе с матерью переехал в Кингстон, столицу Ямайки, и обосновался в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавёлся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренёрше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал её «The Wailers». То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты рэггей утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. Дебютный альбом «The Wailers» вышел в 1965 году и назывался «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было никакой иронии — традиции плача сильны в любой негритянской культуре. В том же 1965 году «The Wailers» сократили состав до трио и, несмотря на успех, вскоре распались. Определяющим в судьбе Марли стал 1966 год. Он женился, поработал подсобным рабочим на автомобильном заводе в Америке (в США жила его мать, вновь вышедшая замуж) и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побывал Его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа – бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъёме, и Марли стал его голосом. Так началась эпоха музыки рэггей. Вплоть до начала 1970-х «The Wailers» за пределами Ямайки были практически неизвестны. В конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». После неудачных попыток заключить соглашение с рядом фирм и фактически провалом собственного лейбла «Tuff Gong» Марли в 1972 году очутился на пороге звукозаписывающей компании «Island Records». Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и рэггей, а впоследствии и родоначальников прог-рока «Jethro Tull» и «King Crimson». Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих рэггей, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. В апреле 1973 года увидел свет альбом «Catch a Fire», принесший группе всемирную известность не только благодаря социальной лирике и воинственному настроению вошедших в него песен, но и тем, что первые 20 000 пластинок оригинального винилового издания, разработанного художниками Родом Дайером и Бобом Вайнером, были заключены в конверт, изображающий зажигалку «Zippo». Конверт также открывался схожим образом, однако подобное оформление требовало ручной работы и посчиталось слишком дорогим для массового производства. Последующие издания выходили в обычном конверте с фотографией Марли, курящего гигантский косяк. Взлёту популярности творчества Боба Марли изрядно поспособствовал Эрик Клэптон, включивший в 1974 году песню «I Shot The Sheriff» в свою пластинку «461 Ocean Boulevard».

Боб Марли

Тем временем Боб Марли ввёл в состав «The Wailers» женское вокальное трио (группа «I-THREE», в состав которой входила жена Боба, Рита Марли), сменил название на «Bob Marley And The Wailers» и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами рэггей, а в Великобритании практически все новые песни Марли входили в «Тор 40» («No Woman, No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Vain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и «Top 10» («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978). В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменён, а только сокращён: Марли вышел на сцену и спел несколько песен! В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги (была получена травма во время игры в футбол, и ей не было уделено должного внимания). Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять пластику на сцене и утратить возможность играть в футбол; кроме того, растафарианцы считают, что тело должно оставаться «целым». В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом африканского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было отменено, когда, проведя два концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, певец потерял сознание во время пробежки в центральном парке Нью-Йорка. Боб Марли прошёл курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса, но, увы, безрезультатно. 4 мая 1980 года Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке — Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта. В июне 1980 года вышел его последний прижизненный альбом – «Uprising». Боб Марли желал провести свои последние дни на Ямайке, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года 36-летний Боб Марли скончался в больнице. Такие дела. Последними словами, сказанными им сыну, были: «Money can’t buy life» («Жизнь за деньги не купишь»). Музыкант был похоронен на Ямайке. Его похороны прошли по законам Эфиопской православной церкви, при соблюдении традиций растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I). В мае 1983 года вышел последний, посмертный альбом Боба Марли «Confrontation». В альбом вошёл неизданный материал и различные синглы, записанные Марли при жизни. В 2012 году вышел документальный фильм «Marley». Пятеро сыновей Боба Марли, Зигги (1968 г.р.), Стивен (1972 г.р.), Джулиан (1975 г.р.), Кай-Мани (1976 г.р.) и Дэмиан (1978 г.р.) стали музыкантами и продолжателями дела своего знаменитого отца.

Персона дня: Robert Nesta «Bob» Marley

Диск в проигрывателе: BOB MARLEY & THE WAILERS – «Gold» (1994)

Марли-1994

Трек дня: «Iron Lion Zion»

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии