ФРЭНК ЗАППА («The Mothers of Invention»)

21 декабря 1940 года в Балтиморе (штат Мэриленд, США), в семье сицилийского иммигранта Франческо Винсента Заппы и его жены Розы Марии Колимор родился Фрэнк Винсент Заппа — знаменитый и влиятельнейший американский композитор, певец, мультиинструменталист, продюсер, автор песен, экспериментатор, сатирик и музыкальный новатор, а также звуко- и кинорежиссёр, выпустивший более шести десятков мультижанровых студийных пластинок как сольно, так и в составе созданного в 1964 году проекта «The Mothers of Invention». Фрэнк Заппа был старшим из четырёх детей в своей семье. Его отец был химиком и работал в оборонной промышленности, из-за чего семья часто была в разъездах, а здоровье Фрэнка оставляло желать лучшего (в Мэриленде, где отец Заппы работал на Эджвудском химическом заводе, поблизости постоянно находились арсеналы с ипритом, из-за чего в доме хранились противогазы). После переезда в Балтимор состояние здоровья Фрэнка резко ухудшилось. Из-за этого в 1952 году семья переехала в Монтерей (штат Калифорния), где Заппа-старший преподавал металлургию в Военно-морском училище. Вскоре семья переехала сначала в Клермонт, а затем в Эль-Кахон, пока, наконец, не обосновалась в Сан-Диего. Там Фрэнк присоединился к своей первой школьной группе, в которой он выступал в качестве барабанщика, попутно изучая основы оркестровой перкуссии. Примерно в то же время родители купили ему фонограф, благодаря чему удалось собрать большую коллекцию грамзаписей, которую Заппа хранил до конца жизни. Музыкант рос под влиянием таких авангардных композиторов, как Эдгар Варез, Халим Эль-Дабх, Игорь Стравинский, Антон Веберн, а также современного джаза, ритм-н-блюза и ду-вопа (в том числе, «The Medallions» и местных пачуко-групп). Мультиэтническое происхождение, многонациональная и неоднородная социально-культурная среда Большого Лос-Анджелеса сыграли решающую роль в формировании Заппы как андеграундного музыканта, с открытым недоверием относящегося к мэйнстриму как в музыке, так и в социально-политической жизни. Впоследствии в своих произведениях он многократно высмеивал такие музыкальные направления, как психоделия, рок-опера и диско. Телевидение также оказало на музыканта значительное влияние, о чём свидетельствуют цитаты из телепередач и рекламных роликов в его позднем творчестве. В 1956 году семья Заппы переехала в Ланкастер в Долину Антилоп. В местной Высшей школе он познакомился с Доном Влиетом (ставшим позднее известным под сценическим именем Captain Beefheart). Заппа и Влиет стали близкими друзьями, интересовавшимися ритм-н-блюзом и влиявшими друг на друга на протяжении всей музыкальной карьеры. Также Фрэнк сошелся с Рэем Коллинзом, с которым образовал группу «Soots». Примерно в то же время Заппа начал играть на ударной установке в местной группе под названием «The Blackouts». В её состав входил в том числе Джеймс Шервуд, впоследствии ставший членом коллектива «The Mothers of Invention». Постепенно рос интерес Заппы к гитаре, и в 1957 году он впервые взял в руки этот инструмент. Заппа сравнивал игру на соло-гитаре со «строительством воздушных скульптур», впоследствии сформировав собственный эклектичный, инновационный и импровизационный стиль гитарной игры. Он занимался аранжировкой и созданием авангардных пьес для школьного оркестра, а после окончания школы переехал из родного дома в небольшую квартиру в район Лос-Анджелеса Эко Парк. В декабре 1960 года Заппа женился на Кэтрин Джей Шерман (их брак распался в 1964 году). Ранние 1960-е были посвящены работе над саундтреками к некоммерческим фильмам и сотрудничеству с различными музыкантами. На деньги, полученные от музыки для кино, Заппа арендовал студию, получившую позже название «Studio Z». В это же время он начал выступать в качестве гитариста в пауэр-трио под названием «The Mothers» для того, чтобы получить какие-либо средства на существование. В 1966 году здание «Studio Z» было снесено после громкого скандала, связанного с полицейской провокацией: Фрэнк, будучи подозреваемым в причастности к порнобизнесу, записал вместе со своей подругой по предложению тайного полицейского аудиодорожку специфического содержания, за что был арестован и чуть было не посажен в тюрьму. Чуть ранее, в 1964 году, вокалист малоизвестной группы «The Soul Giants» Рэй Коллинз пригласил Заппу занять в коллективе место ушедшего гитариста. Заппа согласился, быстро став лидером и автором репертуара группы, переименовав её под давлением звукозаписывающего лейбла в «The Mothers of Invention» (во избежание схожести со слэнговым прочтением «The Mothers» как производного от «motherfucker»). В 1966 году был выпущен дебютный альбом, получивший название «Freak Out!» и ставший вторым двойным альбомом в истории рок-музыки (первым стал выпущенный всего неделей раньше двойник Боба Дилана). Тогда же Фрэнк встретил Аделаиду Гейл Слоатмен. В 1967 году состоялась их свадьба, Аделаида вместе с мужем воспитала четверых детей (все четверо носят экзотические имена: Мун Юнит, Двизл, Ахмет и Дива) и не расставалась с ним вплоть до его смерти.

В 1967 году увидел свет дебютный сольный альбом Фрэнка Заппы – «Lumpy Gravy». В конце 1969 года группа «The Mothers of Invention» распалась. В качестве основной причины распада Фрэнк часто указывал на финансовые трудности, вызванные путаницей участников группы в музыкальном направлении, а также на отсутствие большого творческого потенциала у участников группы. Выпустив самый известный сольный альбом «Hot Rats», Заппа сформировал в 1970 году новый состав «The Mothers». В декабре 1971 года группа приехала в Швейцарию, чтобы дать несколько концертов в Казино Монтрё. Во время одного из выступлений произошёл пожар, в результате которого всё казино и вся аппаратура группы были уничтожены – это происшествие легло в основу известнейшей песни группы «Deep Purple» «Smoke on the Water». Через неделю после пожара группа выступила в лондонском театре «Rainbow». Во время выхода «на бис» один из поклонников столкнул Заппу со сцены на бетонированный пол оркестровой ямы, в результате чего музыкант получил серьёзные травмы головы, спины, ног и шеи, а также травму гортани, из-за которых он на полгода оказался в инвалидном кресле. Божественной компенсацией за эти несчастья стали весьма продуктивные в творческом плане последующие десятилетия музыкальной карьеры Фрэнка Заппы. В 1970-е Фрэнк активно занимался продюсерской деятельностью и «вывел в люди» ряд замечательных исполнителей: «Alice Cooper», «Captain Beefheart & The Magic Band», «Wild Man Fischer» и других. В этот же период он записал ряд альбомов, которые, наряду с «Hot Rats», вошли в золотой фонд музыкального наследия Заппы: джаз-роковые «Waka/Jawaka», «The Grand Wazoo», «Sleep Dirt»; ориентированные на блюз «Overnight Sensation», «Apostrophe(')», «One Size Fits All», «Zoot Allures», «Zappa In New York». В своих новых работах Фрэнк продемонстрировал всем, что умеет мастерски аранжировать и стилизовать как этническую музыку, так и рок. Он отказался от названия «The Mothers Of Invention» и все свои последующие коллективы попросту называл «Zappa». В середине 1980-х музыкант освоил синклавир в качестве основного рабочего инструмента, тем самым избавив себя от необходимости каждый раз подыскивать сессионных музыкантов. Учитывая сложность музыки, создаваемой Заппой, синклавир осуществлял практически всё, что можно было придумать. По высказыванию одного из критиков, Фрэнк «фактически плескался во всех жанрах музыки, независимо от того, был ли он сатирическим рокером, исполнителем джаз-фьюжн, гитаристом-виртуозом, электронным волшебником или оркестровым новатором — его эксцентричная гениальность была неоспоримой». Большая часть проектов Заппы остановила своё развитие в 1990 году, когда Фрэнку был поставлен диагноз — рак простаты последней стадии. Опухоль незаметно развивалась в течение десяти лет, операция которой в 1991 году стала невозможной. 4 декабря 1993 года Фрэнк Заппа скончался в своём доме в окружении жены и детей. 6 декабря семья публично заявила, что «Фрэнк Заппа отправился в свой последний тур около шести часов вечера в субботу». Такие дела. Музыкант был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году. Памятная надпись гласит: «Он был самым плодовитым композитором своего века и соединял с мастерской лёгкостью различные жанры, в том числе рок, джаз, авангардную и классическую музыку, а также юмор».

Персона дня: Frank Vincent Zappa

Диск в проигрывателе: THE MOTHERS OF INVENTION – «Freak Out!» (1966)

Трек дня: «Who Are The Brain Police?»