БИЛЛИ ХОЛИДЕЙ

7 апреля 1915 года в Филадельфии (штат Пенсильвания, США), у 16-летнего гитариста Кларенса Холидея и его 18-летней подруги Сары Джулии «Сэди» Фэган родилась Элеанора Фэган, впоследствии известная как Билли Холидей — легендарная американская джазовая и блюзовая певица по прозвищу «Lady Day», актриса и автор песен, оказавшая колоссальное влияние на развитие джазовой и популярной музыки XX века. Отец певицы, Кларенс Холидей, во время Первой мировой войны сильно отравился газом на поле боя и был вынужден расстаться с мечтой стать трубачом. Он работал как гитарист в оркестрах МакКинни и Хендерсона. Он не был женат на Сэди Фэган и оставил их с дочерью, когда Элеанора была ещё младенцем. Сэди уехала в поисках работы в Нью-Йорк, оставив дочь на попечение родственников, которые не уделяли должного внимания своей подопечной, росшей весьма проблемным ребёнком. В 1927 году мать взяла Элеанору к себе, а через три года та начала петь в одном из маленьких клубов Бруклина. Подстёгиваемая нависшей над ней и матерью угрозой выселения из квартиры, девушка пыталась найти работу танцовщицы, став в итоге певицей. В 1933 году её заметил вездесущий открыватель талантов Джон Хэммонд, который в то время сам лишь начинал свою легендарную карьеру. Хэммонд написал о певице восторженную колонку в «Melody Maker» и привёл на одно из её выступлений Бенни Гудмена. Холидей записала демо в «Columbia Stuidios» с только что организованным бэндом Бенни Гудмена. Коммерческий дебют певицы (песня «Your Mother's Son-ln-Law») состоялся 27 ноября 1933 года. Её стали приглашать на выступления в престижные залы, например, в перворазрядный гарлемский театр «Apollo». Тогда же Билли Холидей снялась в фильме «Симфония в чёрном» с Дюком Эллингтоном, и тогда же Хэммонд организовал сотрудничество певицы с комбо, которыми руководил пианист Тедди Уилсон. Эти малые составы делали записи для музыкальных автоматов. Билли Холидей работала практически со всеми ведущими джазменами своего времени — Бенни Гудменом, Лестером Янгом, Беном Уэбстером, Чу Берри, Роем Злдриджем, Баком Клэйтоном, Джонни Ходжесом, Харри Карни, Бенни Мортоном. Неважное качество большинства записывавшихся тогда песен щедро компенсировалось их талантливым исполнением. В 1936 году Билли Холидей гастролировала с составами Джимми Лансфорда и Флетчера Хендерсона, а в 1937-м записала несколько номеров с новым открытием Хэммонда — оркестром Каунта Бэйзи. Со знавшими певицу раньше тенористом Лестером Янгом и трубачом Баком Клэйтоном у неё сложились особенно дружеские отношения. Втроём они в конце 1930-х сделали большую часть своих лучших совместных записей. С весны 1937 начались гастроли Холидей с оркестром Бэйзи, который решил обзавестись вокалисткой в дополнение к вокалисту Джимми Рашингу. Однако сотрудничество не продлилось долго. Официальной причиной ухода певицы из оркестра была её непредсказуемость, однако прессой тех дней была зафиксирована и другая версия — отказ певицы исполнять женские блюзовые стандарты 1920-х.

billi-holidey

Менее чем через месяц после ухода от Бэйзи неутомимая певица была нанята Арти Шоу. Петь с возглавляемым им популярным белым составом она начала в 1938-м, и это был один из первых случаев выступления цветной певицы в сопровождении белого оркестра. Музыканты и сам Шоу поддерживали Билли, однако во время концертов то и дело возникали конфликты на расовой почве. В результате Холидей покинула и этот оркестр. На помощь вновь пришел Хэммонд. Он познакомил певицу с Барни Джозефсоном, владельцем кафе «Society». Джозефсон решил открыть ночной клуб, который был бы внерасовым — как для музыкантов, так и для посетителей. Ведь до конца 30-х в США не существовало клубов, в которые пускали бы цветных, даже если там выступали цветные музыканты. Джозефсон рискнул преодолеть этот барьер. Хэммонд направлял его в выборе музыкантов, и вскоре новый клуб в Гринвич-Виллидж завоевал популярность. Именно здесь Билли Холидей выучила песню, которая позволила ей подняться на качественно новый уровень. Стандарт «Strange Fruit», написанный завсегдатаем кафе «Society» Льюисом Алленом и в дальнейшем всегда ассоциировавшийся с именем Билли Холидей, повествовал о вырастающих по ночам на чёрных деревьях странных чёрных плодах с высунутыми языками – о мучительной безысходности расизма, который продолжал свирепствовать на американском Юге. Следующими большими хитами певицы стали «God Bless the Child» (1941) и «Lover Man» (1944). Несмотря на то, что в 1940-е годы артистическая карьера Билли достигла своего пика, именно в это время её начали преследовать личные проблемы. На алкоголь и марихуану она подсела уже давно, с начала же 1940-х начала курить опиум вместе со своим первым мужем Джонни Монро. За расставанием с Монро последовали скоропалительный второй брак с трубачом Джо Гаем и совместное с ним увлечение героином. Несмотря на триумфальный концерт в нью-йоркском Таун-холле и небольшую кинороль в фильме 1947 года «Нью-Орлеан», в котором она снималась вместе с Луи Армстронгом, певица потеряла массу денег, возглавляя на пару с Гаем собственный оркестр. К тому же её сильно подкосила смерть матери. В 1947 году Холидей была арестована за хранение героина и приговорена к семи месяцам тюрьмы. Характер её судимости закрыл для певицы дорогу в ночные клубы, тем не менее она нашла в себе силы продолжить творческий путь, работая в студии. Массу популярности принесли Холидей её европейские гастроли 1954 года, но ещё больше — её автобиография, вышедшая в 1956 году. Последнее выступление певицы состоялось в 1957-м, в рамках ТВ-шоу «The Sound of Jazz». Годом позже её становящийся всё более жёстким голос был задрапирован струнными Рэя Эллиса на альбоме «Lady in Satin». В начале 1959 года у певицы диагностировали цирроз печени. В мае 1959 года после сердечного приступа Билли Холидей попала в больницу, где из-за своего пристрастия к наркотикам находилась под полицейским конвоем. 17 июня 1959 года 44-летняя певица умерла в Нью-Йорке от отёка лёгких и сердечной недостаточности вследствие цирроза печени. Такие дела.

Персона дня: Billie Holiday (born Eleanora Fagan)

Диск в проигрывателе: BILLIE HOLIDAY – «20 Greatest Hits» (2008)

holyday-2008

Трек дня: «Strange Fruit»

0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии