QUEEN – «Jazz» (1978)

Jazz-1

1. MUSTAPHA
2. FAT BOTTOMED GIRLS
3. JEALOUSY
4. BICYCLE RACE
5. IF YOU CAN`T BEAT THEM
6. LET ME ENTERTAIN YOU
7. DEAD ON TIME
8. IN ONLY SEVEN DAYS
9. DREAMER`S BALL
10. FUN IT
11. LEAVING HOME AIN`T EASY
12. DON`T STOP ME NOW
13. MORE OF THAT JAZZ

Jazz-2

Freddie Mercury – lead and backing vocals, piano, bicycle bells (4)
Brian May – electric and acoustic guitars, backing vocals, piano, co-lead vocals (2), lead vocals (11), bicycle bells (4)
Roger Taylor – drums, percussion, backing vocals, electric guitar and bass guitar (10, 13), lead vocals (10, 13), bicycle bells (4)
John Deacon: bass guitar, electric and acoustic guitar (8), bicycle bells (4)

Thunderbolt (7) courtesy of God

Geoff Workman – engineer
John Etchells – engineer [additional]
Cream (7) – sleeve design
Photography by Chris Hopper, David Finch, Peter Hince
Producer – Queen, Roy Thomas Baker

Album written and recorded July/October 1978 at Mountain Studios, Montreux and Super Bear Studios, Berre-les-Alpes, France.

«…Как бы то ни было, «Queen» явились не для того, чтоб поразвлечься. Эта группа пришла, чтобы окончательно выяснить, кто здесь на щите, а кто под щитом. Их «We Will Rock You» – гимн, звучащий в приказном порядке: это не вам крутить-вертеть нами, это МЫ раскрутим вас на полную катушку! Действительно, «Queen», вероятно, первая по-настоящему фашистская группа. Всё это заставляет меня задаться вопросом, почему кто-то поддерживает эти их поползновения и развращающие идеи».

Дэйв Марш, из рецензии на альбом «Jazz» (журнал «Rolling Stone», 8 февраля 1979 г.)

24 ноября 1991 года в Лондоне умер фронтмен всемирно известной группы «Queen» Фредди Меркьюри. Это было воскресенье, а в понедельник 25-го я собирался в школу и узнал о смерти 45-летнего рок-идола из выпуска новостей в утренней телепрограмме. Был озвучен диагноз – бронхиальная пневмония, развившаяся на фоне СПИДа. Когда Марк Дэвид Чепмен выпустил в спину Джона Леннона пять экспансивных пуль, четыре из которых достигли цели и убили музыканта, мне не исполнилось даже пяти лет, но тем не менее именно Леннон открыл пополняющийся до сих пор список рокеров мирового значения, погасших (погашенных) при моей жизни. Я взрослел, вслушивался в голос погибшего Джона на пластинках «The Beatles» и его сольных альбомах и с каждым разом всё яснее осознавал тяжесть этой потери. Но я не помню, каким был окружающий мир в день гибели Леннона. В случае с Меркьюри всё было по-иному. Фредди Меркьюри входил в число моих фаворитов в мировом роке – наряду с «Битлами» и Дэвидом Боуи, клипы «Queen» постоянно крутились на отечественном телевидении, а дома время от времени звучали записи группы, поэтому весть об этой смерти оказалась шокирующей и, полученная во время завтрака, бросила псу под хвост весь день со всеми его планами. Образ жизнерадостного, мощного, голосистого Меркьюри совсем не вязался с измождённым болезнью портретом в траурной рамке, показанным по ТВ. И я очень хорошо помню 1991 год, чтобы оценить воистину катастрофический ущерб от внезапного прекращения творческой деятельности группы «Queen». Это была бомба, взорвавшаяся прямо посреди изысканной вечеринки, предвестье неминуемых и скорых перемен.

Говоря об истории появления седьмого в студийной дискографии «Queen» альбома напомним сами себе, что изначально Фредди Меркьюри не был Фредди Меркьюри, группа «Queen» не была группой «Queen», а творческие пути будущих коллег прокладывались параллельно друг другу. 5 сентября 1946 года на острове Занзибар, в семье парсов Боми и Джер Булсара родился Фаррух Булсара. Мальчик занимался настольным теннисом и многоборьем, проходя обучение в школе Святого Петра в 500 километрах от Бомбея. Англоязычные одноклассники для удобства стали называть его Фредди, и впоследствии, как мы знаем, это имя вновь было востребовано. Директор школы определил Фарруха на курсы фортепьяно, и в 1958 году юноша вошёл в состав своей первой музыкальной группы – «The Hectics» («Беспокойные»). После окончания школы 16-летний Фаррух вернулся в Занзибар, но вскоре в стране начались политические беспорядки, и семейство Булсара переехало жить в Великобританию. В Англии он усиленно занимался живописью и подрабатывал грузчиком. Покинув родительский дом, Фаррух поступил в художественный колледж Илинг в Лондоне, где начал учиться на кафедре графического иллюстрирования (главным персонажем его рисунков того времени был гитарист-виртуоз Джими Хендрикс). Вместе с приятелем он обосновался на съёмной квартире в Кенсингтоне – тогдашнем центре лондонской богемы и искусства. В Илинге Фредди познакомился с Тимом Стаффелом, лидером группы «Smile» (с 1964 по 1968 гг. команда называлась «1984»). Через некоторое время Тим стал приглашать Фредди на репетиции группы, где тот познакомился с гитаристом Брайаном Мэем и барабанщиком Роджером Тэйлором. После окончания колледжа 23-летний Фредди переехал к Тэйлору, и они открыли совместный магазин на Кенсингтонском рынке, где продавали картины Фредди и другие товары. В августе 1969 года Фредди познакомился с ливерпульской группой «Ibex», исполнявшей кавер-версии песен «Led Zeppelin», «Cream» и Джими Хендрикса, за короткий срок выучил её репертуар, добавил в репертуар несколько своих песен и стал её участником. Позже «Ibex» с подачи Фредди была переименована в «Wreckage», но, не снискав успеха, вскоре распалась. Именно в составе «Wreckage» музыкант приобрёл манеру выступлений с полуразобранной микрофонной стойкой в руках. Позже Фредди по объявлению в «Melody Maker» достаточно быстро нашёл вакансию вокалиста в группе «Sour Milk Sea». Вскоре их гитарист Крис Чезни переехал в квартиру, где жил Фредди и музыканты из «Smile», и тем самым подписал приговор «Sour Milk Sea». В апреле 1970 года «Smile» покинул Тим Стаффел, и место вокалиста в группе занял Фредди. По его инициативе группа была переименована в «Queen» и обзавелась нарисованным Фредди логотипом в виде герба с латинской буквой Q, вокруг которой изображены зодиакальные знаки участников группы: два Льва (Джон Дикон и Роджер Тэйлор), краб, вылезающий из огня (Брайан Мэй, рождённый под знаком Рака) и две крылатые феи (Дева – зодиакальный знак Фредди). В 1972 году, во время записи дебютного альбома «Queen», Фредди сменил фамилию Булсара на творческий псевдоним «Меркьюри» (ранее это имя он использовал в своей песне «My Fairy King»).

Jazz-3

Всемирную известность группе принёс четвёртый альбом – «A Night at the Opera» (1975), содержащий навороченный в смысле композиционного построения суперхит «Bohemian Rhapsody». С этого времени группа «Queen» оккупировала рок-олимп, утвердив успех пластинкой «News of the World» (1977) с такими ударными номерами, как «We Will Rock You» и «We Are the Champions». В июле 1978 года началась работа над седьмой студийной пластинкой. В этот период группа временно (и, увы, в последний раз) воссоединилась с Роем Томасом Бейкером, спродюсировавшим четыре первых альбома «Queen», а также наняла нового бухгалтера, чтобы разобраться с накопившимися финансовыми проблемами (заработок музыкантов увеличился в разы, а следовательно, возникла неизбежная необходимость выплачивания более существенных налогов). В этой связи впервые было решено применить схему работы вне Великобритании: часть сессий нового альбома проводилась в студии «Super Bear» в Ницце (Франция), а другая часть – в «Mountain Studios» в Монтрё (Швейцария). Музыкальный материал балансировал между самыми разнородными стилями: от фанк-рока, лирических баллад и ретро-джазовой «Dreamer's Ball», посвящённой покинувшему этот мир за год до того Элвису Пресли, до вполне привычного в исполнении «Queen» хард-рока и даже хэви-метала («Let Me Entertain You»). Открывающая альбом песня «Mustapha», по-муэдзински истово исполняемая Меркьюри на исковерканном арабском языке (часть слов вовсе не имеют перевода) под мощные хард-роковые риффы и вовсе с трудом вписывается в стилевые рамки. Трек привёл в изрядное смятение англоязычных рок-фэнов и весьма озадачил (а отчасти и разозлил) и без того предвзятых критиков. Работа над альбомом была закончена в октябре 1978-го, а название «Jazz» гораздо в меньшей степени характеризовало музыкальное содержание пластинки – речь шла, скорее, о содержании смысловом. Что касается дизайна обложки, то это барабанщик Роджер Тэйлор во время посещения Восточной Германии узрел подобного рода концентрические круги на Берлинской Стене, и идее было дано успешное применение. 10 ноября 1978 года пластинка «Jazz» поступила в продажу.

Jazz-5

Рекламная кампания альбома «Jazz» обернулась шумным скандалом. Выход первого же сингла «Bicycle Race» / «Fat Bottomed Girls» с изображённой на обложке сидящей спиной к зрителю обнажённой девушкой, оседлавшей велосипед (кадр со съёмок видеоролика в поддержку песни «Bicycle Race», когда 17 сентября 1978 на арендованном стадионе Уимблдон состоялся велопробег с участием 65-ти обнажённых моделей) обернулся тем, что тираж уже выпущенных пластинок временно изымался из продажи для того, чтоб девушке вручную (!) были пририсованы красные трусики (в США был пририсованы ещё и бретельки купальника). Во многих странах сингл и вовсе был издан без девушки на обложке, вместо которой на слушателей смотрели музыканты «Queen» (существенный момент – в одежде и без велосипедов).

Jazz-7

Обложки синглов в поддержку альбома «Jazz»

Что касается обнажённых велосипедисток, то внушительный постер с их изображением позже прилагался к оригинальной виниловой версии альбома, а впоследствии центральный фрагмент этого постера был использован при оформлении компакт-дисков «Jazz». В январе 1979-го был выпущен сингл «Don`t Stop Me Now» / «In Only Seven Days», в апреле – «Jealousy» / «Fun It» и «Mustapha» / «Dead on Time». Летом 1979 года увидел свет первый концертный альбом группы «Queen» — «Live Killers», записанный во время европейской части мирового тура в поддержку альбома «Jazz», а в 1986 году альбом «Jazz», ранее изданный на аудиокассетах и виниле, был впервые реализован в виде лазерного диска. Благодаря мастерству звукоинженеров и продюсера этот «квиновский» альбом по сей день очень интересно слушать в виду довольно-таки неординарной работы со звуком — то как бы угасающим, то вдруг вырывающимся на волю с неистовством дикого зверя. Самый настоящий, неукрощённый рок-н-ролл в его расцветные годы!

Jazz-4

«Квины» играли довольно-таки вменяемый, изобретательный хард-рок, поэтому ничего удивительного, что в нашей домашней фонотеке их записи полноправно соседствовали, скажем, с «Deep Purple» и «Grand Funk Railroad». Первым реально значимым хитом «Queen» для меня стал «Killer Queen» 1974 года выпуска (с третьего альбома, с которого лично я – так повелось – веду отсчёт слушаемой «квиновской» дискографии), а выпущенная в 1975 году великая композиция «Bohemian Rhapsody», когда дошла до моих ушей, позволила с чистой совестью причислить коллектив к когорте непререкаемых рок-богов. Парадоксально, но факт: в советской прессе (а я долгое время собирал все доступные материалы СМИ, касавшиеся рок-музыки) гораздо уважительнее относились к творчеству и заморочкам «Queen», нежели в прессе зарубежной. Пожалуй, трудно найти более невезучий в плане прижизненных взаимоотношений с журналистами и критиками рок-коллектив, нежели «Queen»! Их ругали почём зря буквально за каждый выпущенный сингл и альбом – и это при несомненном, видимом невооружённым глазом таланте. На Западе группе вменяли, к примеру, профанацию наследия «Led Zeppelin», а то и вовсе «заполнение вакуума» в рок-музыке. Были и в советских газетах статьи с заголовками «КВИН»: МУЗЫКАНТЫ ИЛИ ТОРГОВЦЫ?», но, скажем, вскоре после смерти Меркьюри в «Комсомольской правде» был опубликован исполненный уважения материал «Рапсодия в траурных тонах» — с «выпадающим» из группового фото портретом Фредди (в числе многих других храню эту статью в домашнем архиве). Что бы ни писали журналисты, за музыкантов во все времена говорила музыка, и если размышлять о цельном восприятии творчества, то в случае с группой «Queen» образца семидесятых годов для меня существует её главный на тот период альбом – «Jazz», услышанный мной впервые целиком на самой обычной кассете (до того приходил в восторг от звучавших на отцовской «Астре» песен «Mustapha», «Bicycle Race» и «Don`t Stop Me Now»). Альбом-хит, альбом-озарение, альбом-праздник. Проходят годы, а пластинка эта не только не надоедает, но и открывается со всё более любопытных ракурсов. Постер с хроникой упомянутого велопробега — не исключение.


QUEEN – «JAZZ» (1978). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Альбом «Jazz» гр.QUEEN для бесплатного прослушивания (+ тексты песен)

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Jazz» гр.QUEEN

Переводы всех песен, вошедших в альбом «Jazz» гр.QUEEN

Всё, что желательно знать об альбоме «Jazz» гр.QUEEN

ДЭЙВ МАРШ: Оригинальный текст скандальной рецензии на альбом «Jazz» (февраль 1979 г.)

RUNNING CATMAN: Подробный разбор альбома «Jazz» гр.QUEEN

М.АХУНДОВА – «История Фредди Меркьюри» (биографическое исследование)

Jazz-6

«BICYCLE RACE»

(Freddie Mercury)

Bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle
I want to ride my bike
I want to ride my bicycle
I want to ride it where I like

You say black, I say white
You say bark, I say bite
You say shark, I say hey man
Jaws was never my scene
And I don't like Star Wars
You say Rolls, I say Royce
You say God, give me a choice
You say Lord, I say Christ
I don't believe in Peter Pan
Frankenstein or Superman
All I wanna do is
Bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle, I want to ride my bike
I want to ride my bicycle, I want to ride my

Bicycle races are coming your way
So forget all your duties oh yeah!
Fat bottomed girls, they'll be riding today
So look out for those beauties oh yeah
On your marks get set go
Bicycle race, bicycle race, bicycle race
Bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle
Bicycle, bicycle, bicycle, bicycle
Bicycle race

You say coke, I say caine
You say John, I say Wayne
Hot dog I say cool it man
I don't wanna be the President of America
You say smile, I say cheese
Cartier, I say please
Income tax, I say Jesus
I don't wanna be a candidate for Vietnam or Watergate
Because all I wanna do is
Bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle, bicycle, bicycle
I want to ride my bicycle, I want to ride my bike
I want to ride my bicycle, I want to ride it where I like


Релиз статьи состоялся 24 мая 2015 года на сайте http://igor-shamarin.ru/


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня