THE BEATLES — «Revolver» (1966)


1. TAXMAN
2. ELEANOR RIGBY
3. I`M ONLY SLEEPING
4. LOVE YOU TO
5. HERE, THERE AND EVERYWHERE
6. YELLOW SUBMARINE
7. SHE SAID SHE SAID
8. GOOD DAY SUNSHINE
9. AND YOUR BIRD CAN SING
10. FOR NO ONE
11. DOCTOR ROBERT
12. I WANT TO TELL YOU
13. GOT TO GET YOU IN TO MY LIFE
14.TOMORROW NEVER KNOWS

John Lennon – vocals, rhythm guitar
Paul McCartney – vocals, bass, guitar
George Harrison – vocals, lead guitar
Ringo Starr – drums, vocal
Produced by George Martin

Изрядная доля прикола состоит в том, что Советский Союз фактически не признавал понятия «международное авторское право» — и в 1989-м году, раз в неделю, в ночном эфире на УКВ крутили безо всяких купюр лучшие пластинки зарубежных групп, причём с заблаговременным анонсом в печатной прессе и с дикторским предисловием, в котором рассказывалась история конкретного альбома и исполнителя – в стиле «запишите на ваши магнитофоны». Так и делалось — благо, качество звучания было безукоризненным — в моём случае, на катушечный магнитофон «Астра» (19-ая скорость), с последующим торжественным семейным прослушиванием. Скажем, полный авторский каталог «Битлз», включая пару больших сборников «Past Masters», был собран, абсолютно бесплатно, за довольно непродолжительное время.

В этих передачах имела место особая фишка: после предисловия, повествующего об истории записи альбома, женщина-диктор неизменно сообщала: «Итак, прослушайте названия композиций, которые будут сегодня предоставлены вашему вниманию!» Так вот, названия были на русском языке. С обязательной двухсекундной паузой-замиранием между объявлением каждой песни. Далее шла фонограмма — без купюр и прерываний. Я вёл специальную общую тетрадку, и всё это бесстрастно снятое с голоса на бумагу великолепие благополучно дожило до наших дней:

«Ансамбль «Битлз». «Револьвер». Запись 1966 года: Налоговый инспектор… Элинор Ригби… Я всего лишь сплю… Люблю, чтобы ты… Здесь, там и везде… Жёлтая подводная лодка… Она сказала… Солнце хорошего дня… Твоя птица умеет петь… Ни для кого… Доктор Роберт… Хочу сказать тебе… Должен впустить тебя в мою жизнь… Никогда не знаешь, что будет завтра».

В 1992 году в продаже, а позже и в нашей домашней коллекции, появился забавный пиратский виниловый диск с видоизменённой обложкой и названием, написанным почему-то по-русски, в дореволюционном стиле: «РЕВОЛЬВЕРЪ». Задник «украшала» обрезанная фотография «битлов» эпохи Клуба Одиноких Сердец сержанта Пеппера, только Маккартни и Харрисон. К записи претензий не было.

Одна из самых моих любимых пластинок «Битлз», имевшая, кстати, рабочее название «Abracadabra», альбом-впечатление. Альбом навсегда!


THE BEATLES – «REVOLVER» (1966). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

История записи альбома «REVOLVER»:

«Битлз» должны были начать 1966 г. съёмками своего третьего фильма, но не могли прийти к согласию насчёт сюжета и даже темы картины, что привело к беспрецедентным трёхмесячным каникулам. Музыканты были убеждены, что с практикой «турне – фильм – запись – турне» должно быть покончено, и завершили серию концертных поездок по Великобритании в конце 1965 г., считая их последними. Мировое турне группы было запланировано на июнь, однако его участники уже пребывали в нерабочем послеконцертном настроении. Если не считать участия в музыкальном шоу «Нью мьюзикл экспресс» 1 мая, у «Битлз» было более двух месяцев для выпуска следующего диска. Они начали работу 6 апреля с записи самой новаторской композиции Леннона на диске – «Tomorrow Never Knows» и через 60 дней закончили один из двух наиболее выдающихся поп-музыкальных альбомов того времени. Несомненно, на работу четвёрки из Ливерпуля оказала влияние ближайший конкурент альбома – пластинка «Pet Sounds» группы «Бич Бойз», считавшаяся шедевром мелодии, гармонии и аранжировки. Наличие времени и отсутствие прессинга дали «Битлз» возможность эксперимента (хотя большинство песен этого альбома в процессе студийной работы подверглись лишь незначительным изменениям) и выбора оптимального звучания для каждой композиции. «Битлз» стали совершенной студийной группой, и в этом есть своя ирония: в тот же год они продемонстрировали, что не могут (или, точнее, не хотят) экспериментировать на сцене. Послушайте сначала «Revolver», а затем запись бесцветной игры «Битлз» на концертах несколько недель спустя, и вы не поверите, что это одни и те же музыканты. Душевное состояние «Битлз» во время последнего турне можно выразить словами Пола Маккартни: «Я был в Германии с концертами, когда вышел «Revolver». Я стал слушать пластинку, и у меня упало настроение, мне показалось, что весь альбом звучит фальшиво. Все стали уверять меня, что запись очень хорошая». И она действительно получилась неплохой.

Из хроники 1966 года:

  • 6 апреля — «Битлз» сочиняют и в тот же день записывают песню «The Void», позднее под названием «Tomorrow Never Knows», включенную в альбом «Revolver».
  • 20 и 27 апреля - Запись песни «Eleanor Rigby».
    апрель — июнь - Запись всего материала альбома «Revolver».
  • 1 мая «Битлз'' выступают на лондонском стадионе „Уэмбли“ в числе лучших ансамблей и певцов страны, отобранных по итогам опроса мнения читателей еженедельника „New Musical Express“. Последнее выступление в Великобритании.
  • 24 июня—5 июля Гастроли „Битлз“ в Западной Германии, Японии и на Филиппинах.
  • 5 августа Альбом „Revolver“ выпущен в Великобритании. В тот же день выпущен сингл „Yellow Submarine“/»Eleanor Rigby".
  • 8 августа Альбом «Revolver» выпущен в США. В тот же день выпущен сингл «Yellow Submarine» / «Eleanor Rigby».
  • 12—30 августа Последнее гастрольное турне «Битлз» по США и Канаде.
  • 13 августа Альбом «Revolver» на 9 недель становится лидером национального хит-парада Великобритании.
  • 20 августа Сингл «Yellow Submarine» / «Eleanor Rigby» на три недели возглавляет британский хит-парад.
  • 29 августа «Битлз» выступают на открытой площадке в парке «Кендлстик», Сан-Франциско. Это их последний официальный концерт.
  • 10 сентября Альбом «Revolver» на 6 недель возглавляет национальный хит-парад США.
  • 17 сентября Сингл «Yellow Submarine» занимает в американском хит-параде второе место.
  • октябрь — Джордж и Патти Харрисон отправляются отдыхать в Индию. Джордж начинает изучать индийскую философию и берет у Рави Шанкара (Ravi Shankar) уроки игры на ситаре. Ринго Старр в это же время отдыхает в Испании.

Комментарии к песням из альбома «REVOLVER»:

TAXMAN

В тексте Харрисон настроен на саркастический лад, имея в виду непомерные налоги, введенные тогдашним правительством.

Taxman (разг.) — налоговый инспектор.
Mister Wilson — Гарольд Вильсон (род. 1916), премьер-министр Великобритании в 1964—1970 и 1974—1976 гг., лидер Лейбористской партии в 1963—1976 гг.
Mister Heath — Эдуард Хит (род. 1916), премьер-министр Великобритании в 1970—1974 гг., лидер Консервативной партии в 1965—1975 гг.
Declare the pennies on your eyes — предлагается заявлять подлежащими обложению походным налогом медяки (медные пятаки), которые по традиции кладут на глаза покойнику, чтобы те  оставались закрытыми.

ELEANOR RIGBY

Имена в песне вымышленные; Маккартни вспоминал, что имя Элинор Ригби возникло у него в мыслях, когда он разглядывал витрины в Бристоле. Образ католического пастора, святого отца МакКензи считают проявлением недоверия христинству, которое Леннон высказал в его знаменитых фразах в разговоре с журналисткой Морин Клив прямо: «Христианство исчезнет. Зачахнет и сгинет... Мы более популярны сейчас, чем Иисус. Я не знаю, что уйдет первым, рок-н-ролл или христианство». Появившийся первоначально образ старика, копающегося в мусорных баках, усложнил бы песню, по мнению Пола, и был снят.

picks up the rice in the church — рисом по традиции осыпают в церкви молодых после венчания.
wearing the face... — имеется в виду выражение лица, которое героиня песни как бы надевает на людях.
Father McKenzie — слово father перед фамилией священника указывает на его принадлежность к католическому духовенству, для которого обязательно безбрачие.
buried along with her name — имеется в виду, что о ней никто не будет помнить; на иллюстрации Маккартни к этой песне изображено одинокое надгробие на забытом кладбище: буквально «похоронена вместе с ее именем»;
wiping the dirt from his hands — священник первым бросает горсть земли на гроб во время похорон;
no one was saved — о спасении души умершего говорится в заупокойной молитве.

I'M ONLY SLEEPING

Впервые — на альбоме Yesterday And Today, июнь 1966 года, Capitol.

LOVE YOU TO

Впервые записанная Харрисоном композиция в индийском стиле и без участия БИТЛЗ (на табле играет Анил Бхагват). Текст впервые связан с индуистской тематикой. Омофон с «love you too».

Love you to — название этой песни представляет собой своего рода грамматический каламбур (глагол используется в несвойственной ему конструкции с предлогом); смысл каламбура раскрывается в двух заключительных строках песни.

Who'll screw you in the ground — которые втопчут тебя в землю.

YELLOW SUBMARINE

Считается, что в названии этой, предназначенной для Ринго, детской песенки намекается на психотропные пилюли с таким названием. Образ Желтой Субмарины позднее реализован в мультипликации (см. ниже). Считалось также, что этот альбом навеян БИТЛЗ галлюциногенами, подобно тому как предыдущий — марихуаной, гашишем, а следующий — ЛСД (см. ниже). На фонограмме звучат военно-морские шумы и команды — вроде «Задраить люки!», «Начать погружение!» — искаженными для юмористического эффекта голосами.

SHE SAID, SHE SAID

Тема для песни возникла у Леннона после одной из вечеринок с наркотиками, когда Питер Фонда сказал ему: «Я знаю, что такое быть мертвым». Это первый текст, построенный на наркотическом откровении (ср. с последней песней альбома).

things in your hair (разг.) — то, что тебя сильно беспокоит или тревожит.

GOOD DAY SUNSHINE

Задумана в нью-орлеанском стиле хонки-тонк.

AND YOUR BIRD CAN SING

seven wonders — имеются в виду The Seven Wonders of the World — «Семь чудес света». В античной древности к ним относили пирамиды Египта, висячие сады Семирамиды и т.д. , позднее в этот перечень стали включать Великую китайскую стену, Пизанскую башню и другие достопримечательности.
swing — свинг, стиль джазовой музыки 1930-45 гг., основанный на ритмической раскачке. Также легкая музыка 40-х с аранжировками и ритмикой свинг-джаза.

DOCTOR ROBERT

Впервые — на альбоме Yesterday And Today. Прообразом песни мог послужить нью-йоркский врач Чарльз Роберт, весь метод лечения у которого сводился к снабжению своих пациентов различными таблетками, в особенности наркотического действия, на все случаи и по любой просьбе. Кроме того, можно иметь в виду зубного врача Харрисона, который однажды добавил «кислоту» (таблетки ЛСД) в кофе Джона, Джорджа и их жен, ничего не сказав им об этом: так состоялся их первый «трип», галлюцинирование под воздействием диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД).

he'll make you — (зд.) поставит тебя на ноги.
the National Health = The National Health Service — Государственная служба здравоохранения (подотчетная министерству социального обеспечения Великобритании), где все основные виды медицинской помощи оказываются бесплатно.

I WANT TO TELL YOU

to drag ... down — изводить, мучить, терзать.
I'll make you (разг.) — (зд.) добьюсь от тебя того, что хочу
next time around (разг.) — когда-нибудь в следующий раз.

GOT TO GET YOU INTO MY LIFE

Задумана в духе «Тамла-Мотаун», впервые прозвучала на концерте в исполнении Клиффа Беннетта.

TOMORROW NEVER KNOWS

Первоначальное название «The Void», то есть Пустота (категория буддизма). Источником этой темы для Леннона считает «Тибетскую Книгу Мертвых» (Бардо Тёдол), но нужно иметь в виду компиляцию из нее, подготовленную Тимоти Лири — «Psychedelic Experience» как пособие для желающих перейти от плохого «трипа» к хорошему и вообще преодолеть механическую природу времени, что легче сделать ЛСД, чем медитацией. Очевидной идеей Лири, Леннона и всех адептов психоделического в искусстве является полное слияние этого «Учения всех учений», то есть Великое Освобождение Слушанием в Посмертном Мире путем медитации, приема наркотиков типа ЛСД в единое целое для единственной цели — психологической и творческой Нирваны, то есть ухода от старого мира, отжившей художественной или социальной реальности к новому мироощущению. Музыкальная идея Леннона сводилась к использованию тысячного хора монахов, что из-за невыполнимости было заменено новейшим студийным эффектом психоделического характера (ср. тибетскую культовую музыку). Название «Завтра Никогда Не Знает» предложил Ринго Старр.

turn off your mind — отключение разума, безумие, это изначальное состояние ума в Бардо (тибетском посмертном мире); появление мыслей препятствует естественному течению сознания;
surrender to the void — во всех тибетских системах йоги главной целью является постижение Пустоты Дхарма-Кайи изначального состояния несозданности, абсолютного, надмирного состояния Будды: разум свободен от всех мыслей, а тело от всех чувств;
it is shining — ср. Lennon's «Instant Karma»;
mourn the dead — «как плач о мертвеце» брахманизм запрещает родственникам и друзьям плакать о мертвом во время его посмертного похода перед новым воплощением, так как это может помешать его духовному телу прийти к Нирване или же к благоприятному новому рождению:
but listen to the colours of dream — для этого необходимо прислушаться к себе и различить Цвета Мудрости,
or play the game exsistence — иначе душе предстоит возродиться для низкой жизни и играть в ее «игры» до новой мучительной смерти, и так с начала до конца и с конца до начала.
Семикратный повтор также оговаривается в «Книге Мертвых» и т. п.

См. перевод с английского издания: The Tibetian Book Of The Dead. London. 1927 СПб. Изд-во Чернышева, 1992.

«YELLOW SUBMARINE»

(John Lennon / Paul McCartney)

In the town where I was born
Lived a man who sailed to sea
And he told us of his life
In the land of submarines

So we sailed up to the sun
Till we found the sea of green
And we lived beneath the waves
In our yellow submarine

We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine
We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine

And our friends are all on board
Many more of them live next door
And the band begins to play

We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine
We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine

As we live a life of ease
Everyone of us has all we need
Sky of blue and sea of green
In our yellow submarine.

We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine
We all live in our yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 6 ноября 2006 г. в ЖЖ rock-meloman


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня