НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ — «Рубеж» (2001)

Рубеж-1

1. 31-я ВЕСНА
2. РУБЕЖ
3. ЁЖИК
4. ОГРАДА
5. ПАРФЮМЕРНАЯ
6. ТЫ
7. БЛИНЫ ПО-СНАЙПЕРСКИ
8. ЕВРЕЙСКАЯ
9. РОССИЯ, 37
10. КОШКА МОСКОВСКАЯ
11. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПО-СНАЙПЕРСКИ
12. ЛЕТО-ПИВО
13. ПАПА
14. БАБУШКИ

Рубеж-2

Диана Арбенина – голос, ритм-гитара, бэк-вокал
Светлана Сурганова – скрипка, ритм-гитара, голос (6), бэк-вокал
Иван Иволга – соло-гитара
Игорь «Гога» Копылов – бас-гитара, бубен
Сергей Сандовский – ударные

Директор группы: Светлана Лосева
Буквы и ноты: Диана Арбенина, кроме «Ты»: Светлана Сурганова
Аранжировка: «Ночные снайперы»
Запись и сведение: Евгений Левин (студия «Добролёт», лето 2000, СПб)
Мастеринг: Юрий Щербаков (студия «Калипсо», СПб).

Как многим из ныне здравствующих рок-фэнов хорошо известно, группа «НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» вполне себе естественно произросла в середине 90-х годов из акустического дуэта Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Не лишённый оригинальности и ощутимого энергетического заряда сплав, состоящий из поэзии Серебряного века в её пусть не всегда изысканной, но всегда востребованной песенной интерпретации, из абсолютно неискоренимой (пользуясь милитаристской терминологией, стоило бы сказать — бронебойной) бардовской традиции, из советской эстрады 70-80-х годов и, безусловно, отечественного рок-мэйнстрима в лице эдакого феминизированного варианта «Алисы», «Крематория» и «Наутилуса Помпилиуса», помноженные на стопроцентную харизматичность Арбениной и Сургановой – всё это сделало дуэт известным в узких кругах заинтересованных гурманов и попросту деятелей клубного питерского андеграунда, что само по себе было определённым прорывом в условиях угаснувшего, было, интереса к покрывшемуся бронзой «русскому року». Поначалу у «Снайперов», как водится, произошёл период становления: традиционные выступления локального свойства на сценических площадках Магадана, Питера и других городов, участие в региональных фестивалях и разной степени значимости песенных конкурсах, затем девушки переместились в Санкт-Петербург, где, по сути, и началась подлинная история группы: творческие акции, клубные и квартирные концерты, пробные аудиозаписи. Сегодня нас интересует период невероятно яркого электрического дебюта «Ночных снайперов» в самом широком смысле этого слова, а именно – время записи и выхода в свет альбома «Рубеж» — альбома, вставшего в ряд самых спелых российских рок-релизов начала XXI века вместе с такими монолитными работами, как, например, «25-й кадр» группы «Сплин», «Как в старой сказке» группы «Король и Шут», «Дачники» группировки «Ленинград», «Прости меня, моя любовь» Zемфиры и двух первых официальных российских CD группы «БИ-2».

Рубеж-3

Впервые в качестве электрического состава «Ночные снайперы» попробовали силы ещё в начале 1997 года, когда Диана Арбенина и Светлана Сурганова время от времени начали выходить на цену в сопровождении музыкантов «Союза Коммерческого Авангарда» и «Вакуума». Затем последовал период студийных сессий, во время которого некоторые песни были записаны в полноценном виде с помощью, например, участников групп «Ульме», «Кузя BAND» и других – результатом этого чуть позже стал выход авторского сборника «Детский лепет». Всё шло к культурному прорыву, и он состоялся. Возможно, удачное, возможно, неизбежно-фатальное стечение обстоятельств привело к тому, что в августе 1998 года делами группы занялась рок-журналистка Светлана Лосева, известная прежде всего как экс-директор группы «Ноль». Благодаря усилиям Лосевой произошло знакомство «снайперш» с музыкантами скоропостижно распавшейся к тому моменту группы «Nautilus Pompilius» — бас-гитаристом Игорем «Гогой» Копыловым и барабанщиком Альбертом Потапкиным. Таким образом, с их помощью группа приобрела, наконец, своё полноценное творческое лицо и смогла выйти на большие концертные площадки. Не будем скидывать со счетов и безусловный административный вклад Михаила Козырева на посту гендиректора «Нашего радио», одним из первых поверившего в потенциал нового для большинства рок-фэнов коллектива. Летом 2000 года в обновленном составе, в который к тому времени, помимо 26-летней – на тот момент – Дианы Арбениной и 31-летней (важная в контексте этого альбома цифра) Светланы Сургановой, входили ростовский гитарист-самородок Иван Иволга, басист Гога Копылов и сменивший за барабанной установкой перешедшего в «Аквариум» Потапкина бывший звукооператор «Форума» Сергей Сандовский, «Ночные снайперы» записали на питерской студии «Добролёт» свой, по сути, дебютный, Большой Электрический Альбом – «Рубеж». За звукорежиссёрским пультом во время записи сидел соло-гитарист «Алисы» Евгений Левин. В ноябре 2000-го группа подписала контракт с компанией «Real Records», а в марте 2001 г. альбом «Рубеж» увидел свет на кассетах и компакт-дисках. Январский пресс-релиз гласил:

«Компания Real Records готовит настоящий взрыв на неспокойном фронте российского женского рока — на 1 марта назначен релиз альбома «Рубеж» питерской группы НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ. Суровое название своего коллектива Диана Арбенина и Светлана Сурганова расшифровывают так: «Меткость — профессиональная черта снайперов, а ночь — время суток, когда уже не нужно слов, пора заняться делом». Была, впрочем, и вполне реальная история, после которой название НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ окончательно закрепилось за творческим тандемом Арбенина-Сурганова. Как-то поздним вечером, когда Диана и Света возвращались с очередного клубного выступления, случайный прохожий, увидев в руках двух хрупких созданий нечто, напоминающее винтовки (это были зачехленные скрипка и гитара), игриво спросил: «Эй, девчата, вы с охоты или на охоту?». Что ж, каждая женщина отчасти — охотница. А музыка тоже бывает оружием — покруче снайперской винтовки... За семь лет существования НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ успели записать несколько альбомов (сначала в акустике, а с 1999 года — в расширенном «электрическом» составе) и завоевать свою, понимающую и преданную, публику. Теперь, с помощью компании Real Records, девушки намерены расширить сферу влияния и покорить всю Россию. Первый клип СНАЙПЕРОВ, снятый режиссером Александром Солохой на песню «31-я весна», уже попал в ротацию MTV и ОРТ, а в самом ближайшем времени будет экранизирован еще один потенциальный хит питерской группы — песня «Кошка»» (27/01/2001 22:15).

Свою неплохую визуальную версию в виде активно ротирующихся клипов нашли хиты «31-я весна», «Россия, 37» и «Кошка московская» — это пошло группе в плюс. Что касается звукового ряда, то и тут всё получилось отлично: это, в общем-то, не было резким прыжком относительно предыдущих записей, а было именно – качественным эволюционным переходом. Электричество лишь позволило «снайперским» песням открыться в их выигрышном виде, не «задавив» чувственной сути. Замечательные тексты Дианы Арбениной – насыщенные, но не переслащенные аллегориями и цитатами, бархатные, чуть погашенные голосовые интонации, пронзительный, с одной стороны, по-женски плавный, с другой – какой-то шероховатый мелодизм, щекочущие воображение поклонников (на тот момент, пожалуй, больше – поклонниц) нюансы взаимоотношений обеих «снайперш» и их неизбежная на тот момент, и от этого ещё более пожароопасная творческая конкуренция с царившей на рок-олимпе Земфирой, неплохие аранжировки и профессиональный подбор материала из накопившегося и обкатанного по прокуренным клубам багажа группы – это всё сыграло коллективу на пользу. Кроме своей самобытности и бьющей в «десятку» актуальности, песни «Ночных снайперов» в таких версиях были теперь очень близки к лучшим, уже классическим образцам российской рок-музыки: так, например, «Кошка московская» зазвучала как хит в духе «Крематория», «Россия, 37» по текстовой структуре отсылала к «Уездному городу N» Майка Науменко, «Ёжик» со «спидометром твоей любви» и «солнце лови за хвост» — к пробовавшему силы на заре 80-х СашБашу, а песня «Папа» будто бы стала продолжением истории «Алчи, Алчи» (как вариант – шедеврального и незаслуженно забытого ныне «Боксёра») из репертуара раннего «Наутилуса Помпилиуса». Светлана Сурганова на альбоме «Рубеж» исполнила лишь одну свою песню – «Ты», зато продемонстрировала своё блестящее владение техникой бэк-вокала и игры на скрипке: особенно в таких треках, как «31-я весна», «Парфюмерная» (в оригинале – «Кляйн»), «Блины» и «Колыбельная по-снайперски». Рецензенты пластинки не зря в один голос сравнивали манеру игры Светланы с манерой всемирно известной сингапурской дивы Ванессы Мэй.

Рубеж-4

Актуальность, чувственность, открытая энергетика, качественная поэзия и запоминающиеся гармонии созданных по зову сердца песен, отточенность аранжировок (при этом – некая чуть явленная небрежность в исполнении), хорошая подача и грамотное, «бархатное» продюсирование, пронзительный дуэт голосов, музыкальных инструментов и судеб – таковы основные составляющие успеха альбома «Рубеж». Через год после его выхода, подкреплённого отличным концертным релизом «Живой» и дополненным двумя бонусами переизданием от «Real Records», творческий тандем Дианы Арбениной и Светланы Сургановой распался, ознаменовав тем самым для кого-то начало новой творческой дороги, для кого-то блестящее продолжение с ничуть не уступающими по качеству «Рубежу» альбомами, начиная с «Цунами» – в любом случае, «Рубеж» остался рубежом: в меру угловатым, в меру нахальным, в меру чувственно-клокочущим, и по-любому прекрасным альбомом. И это, несомненно, проверенная временем музыка. Снайперское попадание в цель.


НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ – «РУБЕЖ» (2001). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Лиза Потёмкина: НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ – «Рубеж» (Real)

Этот альбом надо слушать стоя, как гимн бывшего Советского Союза, равняясь на воображаемый стяг цвета хаки. Снайперизм не только выжил под сенью своего девиза, начертанного на стене коммунальной кухни («живуч, горюч, дерзновенен», что в переводе значит «мы — лучше всех»), но и вышел в люди. НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, группа, которая казалась всем прежде всего питерской и прежде всего акустической, записала настоящий электрический альбом, нашла на него хорошего покупателя и выпустила в Москве. Там и дает теперь большую часть концертов. То, что так долго обкатывалось по клубам в виде затянувшейся презентации будущего альбома, пока голос Дианы Арбениной привыкал к электричеству, то, что так долго существовало только в диктофонах, — можно теперь послушать на персональном CD-проигрывателе. В результате — получился сборник хоть и устаревших, но стопроцентных хитов. «31-ю весну», «Кошку», «Кляйна», да и все 14 трэков знают наизусть уже не только московские роллеры и питерские студенты и разночинцы. Но и московские снобы. А «31-ю Весну» теперь — и бивисы и батхеды MTV-Россия. Мы теперь по всем программам, мы в развес по килограммам... И “Зоопарк”, самая приятная из площадок, где пока выступают СНАЙПЕРЫ, уже не вмещает всех желающих, а в московских тесных клубах — вообще как в питерском метро в 8 утра.

Электричество сделало свое дело, а НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, не дотянув чуть-чуть до Оззи Осборна, сделали свое электричество. Оно получилось не совсем таким, каким привыкли слушать его в концертном исполнении — взъерошенным и с разбитыми коленками, стойким, как оловянный солдатик, а — поглаженным и умытым, слегка обалдевшим от нежности и лета (альбом писался прошлым летом), но все таким же стойким, а что делать? Такая жизнь. «Рубеж» — это песни влюбленного 12-летнего мальчика, влюбленного в жизнь и в первого встречного, но остающегося при этом недоступным, мальчика, который голосом 20-ти-с-чем-то-летней миниатюрной Дианы Арбениной поет о том, что он видит с сиденья своего велосипеда, из окна поезда Петербург-Москва-Петербург, с крыш домов на питерских улицах. И 12-летние мальчики тоже хотят быть любимыми. И потому берут в руки винтовки. Или гитары. Они грустят, они еще только-только начинают сознавать свою эротичность, они влюблены. А ты не видишь...

Ведь она такая маленькая — Арбенина, а гитара у нее такая большая, и рядом всё такие мужики огромные, которые делают Арбенину с Сургановой ещё меньше, и сами-то мы не местные... Маленькие — их жалеть надо. Вот почему их так любят в Москве. В Питере их тоже любят, но так, как любят те, кого надо жалеть, тех кого тоже надо жалеть.

Некоммерческая томность впавшей в отрочество 12-тилетней Арбениной, неизменная скрипка Светланы Сургановой «Ванесса-Мэй-отдыхает» среди лавинных риффов гитары Ивана Иволги, сургановский же потусторонний бэк-вокал в «Кошке», бас Гоги Копылова, взращённый на чернозёме «Наутилуса», непредсказуемо новые аранжировки («Блины a-la snipers» просто заслуживают какой-нибудь мьюзик эвордс в номинации «Угадай мелодию») — это все как водочка с мороза. Если это вас не убьёт, то это вас сделает. Сильнее.

© Лиза ПОТЁМКИНА, «FUZZ» № 3/2001, стр.98.

Альбом «Рубеж» для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен)

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Рубеж»

Е.БОРИСОВА – «Прямое попадание» (журнал «FUZZ» № 1/2001)

А.БУРЛАКА — История группы «Ночные Снайперы»

Официальный сайт ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ

Официальный сайт СВЕТЛАНЫ СУРГАНОВОЙ

Рубеж-5

«РУБЕЖ»

(Диана Арбенина)

когда придёт зима когда наступит февраль
и чёрный фонарь станет жёлтым как янтарь
я прикажу себе молчать и не ходить в тот дом.
кому-то станет интересно в чём беда?
я раньше не бывал так часто дома никогда
и я мечтал о телефоне
а он для меня теперь ерунда

но это просто рубеж.
и я к нему готов.
я отрекаюсь от своих
прошлых слов.
я забываю обо всём.
я гашу свет.
нет мира кроме тех
к кому я привык
и с кем не надо
нагружать язык
а просто жить рядом
и чувствовать что жив.

когда ветра морские будут крепко дуть
я постараюсь сразу лечь и уснуть
я это так давно и навсегда решил
к каждому звуку я буду готов
но в этом доме не предпримут
ни малейших шагов
обвиняя во всем сдутость шин

но это просто рубеж.
и я к нему готов.
я отрекаюсь от своих
прошлых слов.
я забываю обо всём.
я гашу свет.
нет мира кроме тех
к кому я привык
и с кем не надо
нагружать язык
а просто жить рядом
и чувствовать что жив.

когда пройдёт много лет и я вернусь в тот дом
где холодно всегда без огня и с огнём
меня встретит хозяйка и посмотрит на часы
и тогда я пойму что мой дом сгорел
я оставил всё а сам уцелел.
но зачем я опять вернулся к тебе?

но это просто рубеж.
и я к нему готов.
я отрекаюсь от своих
прошлых слов.
я забываю обо всём.
я гашу свет.
нет мира кроме тех
к кому я привык
и с кем не надо
нагружать язык
а просто жить рядом
и чувствовать что жив.


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 13 августа 2009 г. в ЖЖ rock-meloman.


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии