КОЛИБРИ — «Манера поведения» (1991)

Колибри-1

1. ПАРИЖ
2. ГОРОД
3. ЕМУ НЕ НУЖНА АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕНА
4. ФУДЗИ ЕЩЁ НЕ СПИТ
5. Я УСТАЛ
6. МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ
7. О ЧЁМ ПОЁТ ТРОПИЧЕСКАЯ ПТИЦА
8. СЕРЕНАДА ЛЮБВИ
9. ПРОВАЛ
10. ТРАМВАЙ
11. ТАНЦУЙ СО МНОЙ
12. ОРЛАНДИНА
13. ГОЛОС

Колибри-2

Наталья Пивоварова – вокал
Елена Юданова – вокал
Инна Волкова – вокал
Ирина Шароватова – вокал
Ольга Фещенко – вокал

А.Титов – бас-гитара, аранжировка
О.Сакмаров – флейта, саксофон, гобой, губная гармошка, клавиши, вокал, аранжировка
П.Акимов – виолончель
А.Рацен – барабаны, программирование барабанов
М.Васильев – перкуссия
С.Агапов – барабаны
М.Кузнецов – гитара
А.Беляев — гитара
М.Малин – клавиши, программирование барабанов
С.Щураков – аккордеон

Хор мальчиков капеллы им. М.И.Глинки

Запись 1990—1991 гг. на студиях групп «Телевизор», «Аквариум», Миши Малина (Санкт-Петербург)
Звукорежиссёры: А.Макаров, М.Малин, М.Васильев (3, 4)
Цифровой мастеринг – Scott Hull (NY, USA).

«Манеру поведения» в своё время активно пропагандировала Настя Рахлина на легендарном радио «SNC» – и дело её увенчалось успехом; во всяком случае, что касается моей персоны. От первоначального недопонимания — к настороженной заинтересованности — через отдельные полюбившиеся фрагменты — к увлечению и абсолютному обожанию «Колибри».

В 1992 году я без тени сомнения купил в Доме Книги на Новом Арбате стильно оформленную пластинку фирмы «Фили» и с удовольствием прослушал её от начала до конца, ловя кайф уже даже от самой  п р о з р а ч н о с т и  звучания (это после таких уже привычных в этой связи шипящих средних радиочастот!) На задней стороне конверта крупными буквами было написано: «Посвящается всем мужчинам, сумевшим», а вокруг данной надписи перечислялись, собственно, те самые мужчины (музыканты по большей части — вот для примера несколько надписей: «…Алёше Хвостенко, Гаркушке, Фану, М.Борзыкину, Пете Акимову, «Самолётикам» и Юрочке Гагарину и т.д. ) – все имена были написаны от руки. На самом диске присутствовала «фишка»: каждая сторона завершалась коротенькой «виньеткой» – «Голос» и «Интро».

Колибри-7

Конверт первого винилового издания альбома «Манера поведения» («ФИЛИ», 1991)

Более поздняя редакция альбома содержала иную обложку и абсолютно иной порядок песен – она вышла такой на кассетах и компакт-дисках и теперь уже прочно засела в сознании — как «каноническая» редакция. Меня это, впрочем, не обломало – потому что я просто-напросто не успел привыкнуть к тому, первому изданию. А вообще, порядок песен – это крайне тонкая и немаловажная вещь, думаю, многие в этом меня поймут.

Нужно сказать, что не самую последнюю роль в моей заинтересованности «Колибри» в 91-м сыграло участие в проекте музыкантов «Аквариума» и «Телевизора», а ещё – использование в репертуаре изысканного песенного багажа Алексея Хвостенко (самый известный трек с данного альбома, всё-таки — «Орландина»).

Конечно же, говоря о «Колибри», я бы ещё отметил, (помимо особого, завораживающего репертуара) их неповторимый визуально-сценический образ (на концертах, к великому сожалению, не был – судил по редким телеэфирам и фотографиям в прессе).

Обожаю альбом «Манера поведения», равно как и истинно  п и т е р с к у ю  - по духу и мироощущению — группу «Колибри». ЖЕНЩИНЫ, СУМЕВШИЕ: Наталья Пивоварова, Елена Юданова, Инна Волкова, Ирина Шароватова, Ольга Фещенко.

Колибри-3

Для истории – трек-лист грампластинки 1991 года:

1 сторона: 1) О чём поёт тропическая птица 2) Ему не нужна американская жена 3) Фудзи ещё не спит 4) Трамвай 5) Танцуй со мной 6) Орландина 7) Голос
2 сторона: 8) Манера поведения 9) Город 10) Я устал 11) Провал 12) Серенада любви 13) Париж 14) Интро.


КОЛИБРИ – «МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ» (1991). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

МИХАИЛ ЖИГУЛЬСКИЙ — «О чём поёт тропическая птица»

Рок-события такого масштаба в последнее время случаются, увы, нечасто. А жаль…
Речь идёт о санкт-петербургской группе «Колибри» и её дебютном альбоме «Манера поведения».
Корреспондент Михаил Жигульский отправился в град Петров на поиски тропической птицы и среды её обитания…

Пять девушек из группы «Колибри» сумели найти и обустроить для себя некую особую духовно-творческую и одновременно социально-психологическую нишу – единственное, наверное, спасение от больного общества, живущего в больной стране. И что бы ни говорили мои возможные оппоненты, я готов пророчествовать: не поражённый смертоносной радиацией «измов» островок, где уже сегодня обитают «Колибри», — он и ещё несколько таких островков лет через …надцать станут той заповедной территорией, с которой начнётся возрождение достойной человека жизни, поруганной «большинством» во главе с шарманщиками .

…На островке «Колибри» слушают бразильскую и японскую народную музыку, отсюда летают в Париж, тут наслаждаются буддистскими текстами и картинами Рене Магрида; его обитатели начинают день с бокала прохладного шампанского, а затем облачаются в костюмы, ими же созданные. А затем работают, много и упорно, но исключительно во благо себе, во имя процветания своего островка, а не потому, что «так завещали» шарманщики.

Солистка группы Наташа Пивоварова была ученицей Вячеслава Полунина и, пройдя в его своеобразной школе полный курс волшебства «клоун-терапии», стала дипломированным магом в этом виде искусства, что само по себе уже многое значит для стартовой позиции. И тем не менее самостоятельный творческий путь она решила начать с азов, точнее – с создания концепции. В её основе была идея хотя и не самая новейшая, однако вполне актуальная и достаточно перспективная: культ женщины!

Планы Наташа строила под стать концепции – грандиозные, вплоть до создания женского общества, клуба, журнала. Их осуществлению вполне может способствовать и тот факт, что сама Наташа – личность, довольно известная в санкт-петербургских и московских авангардно-творческих кругах, да и в области музыки и стиля она также человек опытный: работала у Валерия Леонтьева, демонстрировала костюмы неподражаемой Кати Филипповой, принимала участие в шоу-хэппенингах Сергея Курёхина и его «Поп-механики».

Что касается её собственной музыки, которая стала возникать из «снов и фантазий», то её корни нужно, видимо, искать в мелодиях и текстах 50-х годов, в эпохе раннего песенного романтизма. Вместе с подругой Леной Юдановой гордая феминистка начала создавать в конце 80-х композиции 90-х. Три не менее очаровательные девушки – Инна Волкова, Ира Шароватова и Оля Фещенко, — добавленные Наташей к дуэту, образовали то вокальное единство, которое требовалось основательницам «Колибри».

Насколько удачно это название – «Колибри», можно понять, если зримо представить «картинку из жизни» реальной маленькой птички: вот она (цитирую по заметке огруппе, опубликованной в газете «Рокси-экспресс»), «выбрав цветок, … приближается к нему вплотную, зависает перед ним, вводит клюв глубоко в бутон, приподнимает надклювье вверх и, высунув маленький красный язычок, медленно накачивает нектар в полость рта…». Так и душа человека, с п о с о б н о г о воспринять новизну мелодико-поэтического ревивализма, перетекает, будто нектар, в музыку и тексты «Колибри» и становится добровольной пленницей их чарующих голосов.

…После долгих «заморочек» в студии товарищества «Сестра» при участии звукорежиссёров Александра Титова и Михаила Васильева был записан альбом, с которого и началось моё знакомство с Наташей и Ко. Продюсерами «Манеры поведения» выступили сами «колибрички», и дело тут не столько в том, кто именно был «художественно-техническим руководителем» записи, просто финансировали весь проект именно девушки, а это обошлось им, как вы понимаете, недёшево. В итоге – десять прекрасных композиций Наташи и Лены, плюс ещё одна – «Орландина», написанная «парижанином» Алексеем Хвостенко* (*экс-советский бард, автор суперхита группы «Аквариум» — «Над небом голубым») (песня стала подарком «Колибри»).

Колибри-6

Обложка американского переиздания пластинки «Манера поведения» (1992)

Короткая, будто неожиданный солнечный проблеск на безнадёжно затянутом облаками небе, вещица «Голос», открывающая альбом (он существует в двух отличающихся вариантах: как магнитоальбом 1990 года и как виниловая пластинка, которую выпускает независимая фирма «Эрио»), — своеобразная мини-прелюдия. Она строится на двух созерцательно-отрешённых партиях вокала, и одна при этом звучит как втора: то ли загадочное эхо в только что проснувшемся лесу, то ли отголосок внутреннего «я».

Немного выпадает из контекста альбома вторая композиция – «Ему не нужна американская жена». Однако не потому, что ей недостаёт обетронов, «ходов», ритмов, а оттого, что гармония эмоционально-просветлённого декаданса слегка теряет изначальную стройность. Хотя именно эта песня может оказаться суперхитом, тем более что интригующая строка названия удачно «закавычена» авторами с помощью мелодического «хука».

Иное дело композиция «Фудзи»: вязь причудливых элементов аранжировки даёт потрясающий эффект воздушной прозрачности, основную же мелодическую линию выстраивает фактически солирующая бас-гитара, в то время как флейта, звучание которой стилизовано под японские музыкальные традиции, едва обозначает ритмический рисунок, создаёт психомиражное настроение, усиливающееся благодаря общему темпу-«размышлению». Воистину задумчиво-созерцательная вещь.

Композиции «Я устал», «Город» и «Трамвай» я бы объединил в один маленький цикл, хотя каждая из них имеет вполне индивидуальные черты.

Особое место в эстетике альбома занимает композиция «Танцуй со мной!». За счёт использования редкого в практике отечественных студий метода – «стены звука» «Колибри» удалось, нагнетая звуковую «атмосферу», добиться гипнотического воздействия заклинания «Танцуй, танцуй со мной, танцуй…», переходящего в чистое шаманство. В конце вещи они достигли уровня настоящего психоделик-рока, тем самым нарушив условную камерность «Манеры поведения» и одновременно заявив о себе как о группе, имеющей более глубокие корни в рок-, нежели в поп-системе. Но вот на концерте – готов поклясться! – «Колибри» не смогут исполнить «Танцуй…» равноценно фонограмме, ибо невозможно воссоздать шаманство в чистом виде.

И ещё одно: музыка девушек, хотя и обладает значительным коммерческим потенциалом, далека от канонов «стадионного рока». Она куда более соответствует атмосфере небольших залов, где «колибрички», используя особую сценическую подачу, создают захватывающее «нон-стоп эротик-кабаре», неотъемлемой частью которого становятся туалеты от Кати Филипповой и Натальи Смаковой. Туалеты, надо сказать, довольно смелые, но лишь с точки зрения несчастных «пролов» (вспомните Джорджа Оруэлла), которые и эротик-кабаре воспринимают не иначе как секс-балаган. Увы, серпасто-молоткастое пуританство за 70 лет приучило свои жертвы к единственному взгляду на красоту тела – сквозь замочную скважину. А ведь последние работы западных мастеров авангардной моды, да и нашего Валентина Юдашкина, демонстрируют схожие тенденции, и это никого уже за пределами одной шестой части суши не шокирует.

…Я покидал островок «поющих звёзд» с ясным пониманием: здесь воцарился новый стиль новой жизни. Почему именно такой? А потому, что «жизнь не закончилась – она только начинается», как говорят мои новые знакомые, а по сути – новые люди. И дай Бог всем другим приобщиться к такому же образу жизни.

Материал подготовлен музыкально-информационным агентством «Астро Ньюс».
Текст: World © Astro News Agency, 1991

Альбом «Манера поведения» для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен)

А.КУШНИР — «100 магнитоальбомов советского рока» («Манера поведения»)

Выходные данные всех издававшихся версий альбома «Манера поведения»

А.БУРЛАКА — История группы «Колибри»

ВИКИПЕДИЯ: группа «Колибри»

Официальный сайт группы «Колибри»

Колибри-4

«ОРЛАНДИНА»

(Алексей Хвостенко, Анри Волохонский)

В полночь я вышел на прогулку
Шел в темноте по переулку
Вдруг вижу — дева в закоулке
Стоит в слезах
Где, говорю, тебя я видел
Кто, мне скажи, тебя обидел
Забыл тебя
Ты Орландина, ты судьба моя
Признайся мне, что я узнал тебя
Да, это я!

Да, мое имя Орландина
Да, Орландина, Орландина
Знай, Орландина, Орландина
Зовут меня!
Где, говоришь, меня ты видел
Знаешь, что сам меня обидел
Забыл меня, но для тебя забуду слезы я
Пойду с тобой, коль позовешь меня
Буду твоя

Ах, как хочу тебя обнять я
Поцеловать рукав от платья
Ну так приди ж в мои объятья!
И в этот миг
Шерстью покрылся лоб девичий
Красен стал глаз, а голос птичий
И волчий лик. Меня чудовище схватило
И сладострастно испустило
Мерзостный крик

Видишь, я не Орландина
Да, я уже не Орландина
Да, я совсем не Орландина
Я — Люцифер!
Видишь, теперь в моих ты лапах
Слышишь ужасный серный запах
И гул огня
Так говорил он и вонзил он
В мой бедный лоб свой древний медный зуб
Сам Сатана!
Сам Сатана!
Сам...


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 4 января 2007 г. в ЖЖ rock-meloman.


5
1
голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии