БАХЫТ-КОМПОТ — «Кисло» (1990)

К-1

1. ЭРОТОМАН
2. МЫ НЕ ПОЙДЁМ В КИНО
3. РОМАНС
4. КУРЯЩАЯ МАТЬ
5. АНАРХИСТКА
6. ПИОНЕРВОЖАТАЯ
7. ДЕВУШКА ПО ИМЕНИ БИБИГУЛЬ
8. КИСЛО
9. ЗЕЛЕНОГЛАЗАЯ
10. ЧЕСОТКА
11. АТОМНАЯ БОМБА

К-2

Вадим Степанцов – вокал
Юрий Спиридонов – гитара, вокал (9), бэк-вокал
Константин Григорьев – вокал (10)
Андрей Иванов – гитара
Максим Степанов – гитара
Виталий Кутузов – бас-гитара
Леонид Зинковский – аккордеон, бэк-вокал
Константин Кутузов – барабаны

Квачиный хор ансамбля «Тайм-Аут» (6)
Звукорежиссёр – Николай Шестов.
Записано на киностудии детских и юношеских фильмов им.М.Горького, май 1990 г.

…Москва, конец июня 1991 года. Воздух буквально пронизан ласковым теплом – это особенно замечаешь, выйдя из подъезда на улицу. Вечер выходного дня, на улице малолюдно. Весёлая прогулка в компании родственников в направлении Тушинского аэродрома, все только что из-за стола по случаю семейного торжества, у меня в руках – нашпигованный новыми батарейками кассетник «Электроника», а из динамика жизнеутверждающе грохочет зычный хор: «Пьяная-помятая пионервожатая, с кем гуляешь ты теперь, шлюха конопатая?.. Йа!!!» . Главной новой группой сезона 1990-91, стопудово, был «Бахыт-компот» и песни с его дебютного альбома «Кисло». Абсолютная и греющая душу примета времени.

В самом начале девяностых на средних частотах начала вещание независимая музыкальная радиостанция «SNC», взявшая на себя, по сути, просветительскую рок-миссию в эпоху нарастающего социального хаоса и тотального крушения коммунистической идеологии. Одним из основных ведущих русского (дневного) сегмента вещания «SNC» был Юрий Спиридонов, по совместительству являвшийся активным участником (а по совместительству, как это сегодня называется, арт-директором) вандал-рок-банды «Бахыт-компот» и ставивший, понятное дело, записи этого коллектива в горячую ротацию. Особенно повезло песням «Зеленоглазая», «Романс о (безусловном) вреде курения» (обе, собственно, исполнялись Спиридоновым) и «Пьяная-помятая пионервожатая». Так я впервые услышал «Бахыт-компот». На дворе стоял 1991 год – самый расцвет незаурядных молодых групп, вставших на ноги благодаря опеке Московской рок-лаборатории – а стало быть, в большом почёте был панк-рок и его производные. Хорошо помню, что самыми популярными группами в том сезоне, помимо ритуально обожаемых «Алисы» и «Гражданской обороны», являлись «Бахыт-компот» и «Сектор Газа» — во всяком случае, два последних названия составляли неразрывную связку при упоминании, хотя это были, конечно же, совершенно разные группы. Как бы то ни было, это был самый крутой СВЕЖАК на тот период времени (символическую эстафету им передали «Монгол Шуудан» и «E.S.T. »).

Я довольно быстро сориентировался, и вскоре душевно рекламируемый Спиридоновым альбом «Бахыт-компота» в отличном качестве (столь непривычном относительно панк-группы) пополнил домашнюю фонотеку. Запись была мной сделана на кассету в коммерческой студии звукозаписи, и назывался альбом «Кислая». Треки на нём звучали в следующем порядке: 1) Девушка по имени Бибигуль 2) Эротоман 3) Кисло 4) Мы не пойдём в кино 5) Романс о вреде курения 6) Курящая мать 7) Зеленоглазая 8) Чесотка 9) Анархистка 10) Пьяная-помятая пионервожатая 11) Атомная бомба. В то же самое время Юрий Спиридонов называл этот альбом в радиоэфире «Кисло, или Компот на шару», и в этой связи имела место некоторая путаница, ибо по ходу дела упоминались также песни «Фашистка» и «Тропа семейной жизни». К слову, через год я записал в студии «Колокол» при Рок-лаборатории несколько отличающийся в худшую сторону от записанного ранее вариант альбома «Кисло» — без «Девушки по имени Бибигуль»! На этом, совершенно запутавшись, поиски «канонического» варианта я прекратил – тем более, к тому времени уже появился второй магнитоальбом группы «Бахыт-компот» — «Охота на самку человека», я взял у Спиридонова автограф, встретив его в рок-лабораторских кулуарах (одна из комнат в здании узенького Старопанского переулка), на телеэкраны вышел документальный фильм Юрия Гольдина «За брызгами алмазных струй…» (своеобразная арт-презентация группы «Бахыт-компот» и возглавляемого Вадимом Степанцовым поэтического Ордена Куртуазных Маньеристов), и началась совсем другая эпоха.

К-3

Увидел я «Бахыт-компот» в первый раз благодаря памятному эфиру «Программы А» (1991 год), в котором также участвовали «Пого», «НАИВ», «Ва-банкъ» и кто-то ещё, а затем уже – в названном выше фильме «За брызгами алмазных струй…». Это было, что и говорить, кайфовое зрелище! К тому времени появилась информация (можно даже сказать – сложился миф) о возникновении столь самобытной группы: о том, как уроженец Тулы Вадим Степанцов передумал поступать на географический факультет МГУ, отдав три года жизни обучению в МТИ мясной и молочной промышленности, затем, отслужив в армии, вернулся в Москву и поступил в Литературный институт им.Горького, а спустя пять лет закончил его с отличием, как во время учёбы познакомился с Константином Григорьевым, и как во время отдыха летом 1989 года на озере Балхаш (Казахстан) был создан акустический дуэт «Бахыт-компот». А далее – яркий дебют в Череповце на фестивале «Рок-акустика», музыкально-поэтические выступления на Арбате, появление в коллективе гитариста и певца Юрия Спиридонова, совместные электрические сессии с группой «Тихий Час» и, наконец, запись на киностудии имени Горького первого магнитоальбома, насквозь пронизанного гротесковостью и эклектикой и прославившего группу от Москвы до самых до окраин – «Кисло, или Компот на шару».

К-4

Неповторимая харизма Вадима Степанцова, его артистизм и несомненный поэтический талант (не будем забывать о том, что Степанцов начинал как текстовик, создавая игривые нетленки для групп «Браво», «Лига блюза» и др.) и поныне остаются вне конкуренции. Что касается музыки, артистической манеры и самой фишки «Бахыт-компота», то у почитателей отечественного рок-андеграунда был и остаётся повод сравнить ранний «Бахыт-компот» с несколько более утончённым, но отнюдь не менее брутальным в подаче ленинградским трио «Внезапный Сыч», записавшим в том же 90-м альбом «Короче, ты понял» — и тут можно отыскать множество забавных параллелей. В целом же, ранний «Бахыт-компот» базировался на гитарном панк-роке, щедро сдобренном национальным колоритом и едкими, бьющими не в бровь а в глаз пародиями (чего стоит одна только «Зеленоглазая, зеленоногая, зеленорукая» — привет навязшему на зубах в конце 80-х Роме Жукову с его «Я люблю вас, девочки, я люблю вас, мальчики!»), а также на самом что ни на есть народном, уличном творчестве (не стоит сбрасывать со счетов ранние выступления на Арбате) – одним словом, музыканты хорошо знали, как покорить сердца рок-фэнов, и это произошло. Здоровый юмор, искромётная брутальность, качественные, многослойные тексты, доходчивые, но не примитивные аранжировки, яркий мелодизм – все эти ингредиенты обеспечили заслуженный успех компота альбома. Что касается непосредственно записи на киностудии имени Горького (май 1990 года), то её материалы легли в основу сразу нескольких релизов, нелегальным или полулегальным образом увидевших свет на компакт-дисках в 1994 году. Речь о дисках «Пьяная рожа» и «Эротоман». Разница между этими бутлегами в том, что на «Эротомане» (лейбл «APEX») отсутствуют треки «Мы не пойдём в кино» и «Чесотка». А общее — в том, что оба бутлега дополнены треками со второго альбома группы, «Охота на самку человека» (1992): «Тропа семейной жизни», «Казак» и «Таня, Танюша».

К-5

Бутлеги «Компот на шару» и «Эротоман» (1994 г.) и переиздание альбома «Кисло» (лейбл «RDM», 2002 г.)

В 1996 году «Хорошая Студия» выпустила официальную кассету с записью альбома «Кисло» (вкладыш и содержание данной версии см.выше), а через год альбом стараниями «Moroz Records» увидел, наконец, свет на CD – в своём каноническом виде с авторским предисловием Вадима Степанцова и многостраничным буклетом, содержащим тексты нетленных песен и архивные фотографии. Таким образом, альбом окончательно стал классикой жанра.

Весёлый и пахнущий спиртосодержащими напитками памятник эпохе глобального надлома.


БАХЫТ-КОМПОТ – «КИСЛО» (1990). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Компакт-диск «Кисло» для бесплатного прослушивания

СОНЯ СОКОЛОВА – Рецензия на альбом гр. БАХЫТ-КОМПОТ «Кисло» (www.zvuki.ru)

DRAKONYCH — Рецензия на альбом гр. БАХЫТ-КОМПОТ «Кисло» (http://forum.rrock.ru)

Краткий курс истории ансамбля апоплексического рок-н-ролла «БАХЫТ-КОМПОТ»

Поэтическое творчество ВАДИМА СТЕПАНЦОВА

К-6

«ДЕВУШКА ПО ИМЕНИ БИБИГУЛЬ»

(Вадим Степанцов)

Прилетим мы в Алма-Ату
самолётом системы «ТУ»,
знойный воздух ворвётся в нас,
солнце засияет, как медный таз.
В кадиллак запихнёт багаж
самый нежный поклонник наш,
расцелует нас и сядет за руль
девушка по имени Бибигуль.
Бибигуль, Бибигуль,
королева Азии Бибигуль.

Бибигуль нас везёт во дворец,
там нас встретит её отец,
он стрижётся как панк, под нуль.
Мы любим девушку Бибигуль!
Папа Бибигуль большой человек,
папа Бибигуль плевал на всех,
он отвалит нам денег куль.
Мы очень любим Бибигуль!
Бибигуль, Бибигуль,
королева Азии Бибигуль.

Мы под вечер в город пойдём,
в лапы наркомафии мы попадём,
мы станем пешками в грязной игре,
нас обкурят планом в вонючей дыре.
Но Бибигуль отыщет наш след,
в притоне вдруг прогремит пистолет,
влепит в бандитов две обоймы пуль
девушка по имени Бибигуль.
Бибигуль, Бибигуль,
королева Азии Бибигуль.

Твои уста как маки красны,
а ноги стройней корабельной сосны,
ты на бегу обгоняешь косуль,
девушка по имени Бибигуль.
Я люблю ислам, я люблю Казахстан,
почитай мне на ночь Коран.
Твои объятья горячи как июль,
девушка по имени Бибигуль.
Бибигуль, Бибигуль,
королева Азии Бибигуль.
Бибигуль, Бибигуль,
Little Queen of Asia Bibigul.


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 9 мая 2009 г. в ЖЖ rock-meloman.


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня