АГАТА КРИСТИ – «Позорная звезда» (1993)

АК-1

1. АЙЛАВЬЮ
2. НИСХОЖДЕНИЕ
3. СИРОТА
4. НОВЫЙ ГОД
5. ИСТЕРИКА
6. ВОЛЬНО!
7. КАК НА ВОЙНЕ
8. МОЛИТВА
9. ДЖИГИ-ДЗАГИ
10. ПОЗОРНАЯ ЗВЕЗДА
11. Я БУДУ ТАМ

АК-2

Вадим Самойлов – вокал (1-4, 8-10), бэк-вокал, гитара, бас (1, 9), синтез-бас (3, 10), клавишные, синтез, программирование ударных, сэмплер;
Глеб Самойлов – вокал (5-7, 11), бэк-вокал, бас (4, 5, 8), синтез-бас (7, 11), клавишные;
Александр Козлов – клавишные, синтез-бас (2, 6), перкуссия (2, 6).

Тексты: Глеб Самойлов (1, 2, 4-8, 10, 11), Глеб & Вадим Самойловы (3, 9)
Аранжировка: «Агата Кристи»
Запись и микс: «Студия НП», 1992 (Екатеринбург)
Ремастер: «Студия 8», 1993 (Екатеринбург)
Звукорежиссёр: Вадим Самойлов
Звукоинженер: Александр Кузнецов
Продюсер: Вадим Самойлов
Графический дизайн: Ильдар Зиганшин.

Как определить, обладает группа истинно народным статусом, или нет? Если песни группы играют в подземных переходах и в подгулявших компаниях, группа – истинно народная. И это самый оптимальный критерий, не допускающий статистического лукавства. У «АГАТЫ КРИСТИ», выпустившей за годы своего звёздного существования много превосходных альбомов, есть единственный по-настоящему народный диск – «Позорная звезда». Не знаю, как другие, мы в компании одноклассников играли его фактически целиком в 1993-м году на раздолбанных гитарах, чередуя с песнями «Чайфа», «Кино», «ДДТ», «Гражданской обороны» и «Крематория», и это было ох как по кайфу. Самая главная песня того времени – «Как на войне», но и «Санитаров» («Новый год»), и «Истерику», и «Джиги-дзаги», и «Малыша» («Я буду там»), и непосредственно «Подзорную трубу» (то бишь «Позорную звезду», и тут олдовые фэны «Агаты» меня поймут) я вам хоть сегодня наиграю на старых-добрых дворовых аккордах – руки-то помнят! Так во все времена авторское творчество становилось всенародным, если это авторское было создано от души и шло от сердца.

Впервые «Агату Кристи» я увидел по ящику. Это был 1988 год, когда где-то на самом верху, судя по всему, решили, что покуда перестроечный СССР в контексте современной музыкальной культуры представляет ущербно-сиротский (во всех смыслах) бойз-бэнд «Ласковый Май» — это, товарищи, явный перебор, и на телевидение милостиво была допущена ещё недавно не вылезавшая из тесных подвалов и прокуренных кухонь рок-музыка. О роке дискутировали, рок всячески препарировали, рок-группы не сходили с экранов и мелькали тут и там – в программе «До 16 и старше», во «Взгляде», в патриархальной «Утренней почте» и в эстетской «До и после полуночи» или, как в случае с той же «Агатой Кристи» (название повлияло?) – в многосерийной телевикторине «Игра в детектив». Я в ту пору был стопроцентным максималистом, слушал «Кино», «Алису», «ДДТ», «Апрельский марш», «Кабинет» и «Наутилус Помпилиус», а, скажем, «Машину Времени» считал пережитком прошлого и «музыкой для папиков». Глэмовавшая, по-хорошему расфуфыренная «Агата» буквально взяла за горло песнями «Наша правда» и «Viva, Kalman!» (тогда этот опус, не без ассоциаций с культовым триллером «Оно», называли «Белый клоун») и моментально вошла в мой личный пантеон ПРАВИЛЬНЫХ рок-героев. А ещё были суперхиты «Сытая свинья», «Пантера», «Танго с дельтапланом», «Праздник советской семьи», «Африканка» — в общем, всё было как надо. Визуально можно было понять, что Самойловы — родные братья, при этом, отлично помню, укоренилось мнение, что поскольку Глеб выступает сидя на стуле, он — либо инвалид, либо ногу сломал. Но он ПРОДОЛЖАЛ СИДЕТЬ в каждом видеоролике, так что друзья в школе авторитетно кивали: точно — инвалид! И здесь, что ли, сказался въевшийся тогда всем в подсознание ущербно-плаксивый (читай опять же — сиротский) эффект «Ласкового Мая»... Магнитоальбом «Коварство и любовь» дал ощущение невероятной свежести и обожаем мной до сих пор за представленное там пиршенство драйва и арт-рокового симфонизма. Но счастье не длилось долго, и коварно притаившийся за «Коварством» альбом «Декаданс» я не принял. Он показался скучным, тяжеловесным и несколько…надуманным, что ли? Альбом не от сердца, а от головы – так я это называю. Кроме песни «Шпала» и более серьёзной «Его там не было» меня там ну совсем ничего не привлекло. И, видимо, не меня одного, поскольку виниловый диск «Коварство и любовь», изданный компанией «Sintez Records», в магазинах было днём с огнём не сыскать (ещё бы, такое лакомство!), а «Декаданс» от того же лейбла и той же группы (казалось бы!) пылился на полках чуть ли не до самого путча 1991 года, когда народ смёл вообще весь имевшийся в наличии рок (а заодно и Софию Ротару в прокрёпанной кожанке на обложке) – пока этот ваш рок, на фиг, в «бутырки» не пересажали. В то время было понятно, что с «Агатой Кристи» что-то происходит, и группа переживает явно не лучший свой период.

АК-3

В декабре 1990 года Глеб Самойлов записал в Свердловске концептуальный сольный альбом «Маленький Фриц» (прорвалась любовь к мрачным сказкам Гофмана!), и именно в этой работе, погружающей нас в тематику Второй мировой войны через призму любовных похождений, лично я вижу истоки программы «Позорная звезда», тем более, Самойлов-младший является на «Позорной звезде» фактически единоличным автором текстов. В 1991-м «Агата Кристи», уже знавшая толк в заграничных концертах, выступила во Франции на фестивале «Open du Rock», где взяла гран-при и получила 10 тысяч франков, что позволило небогатым, прямо скажем, уральским музыкантам купить крутой гитарный процессор и начать в 1992 году на точке группы «Чайф» репетиции новой программы, которая должна была вывести группу из кризиса или – окончательно предать её народному забвению. Спустя 2 месяца застопорившаяся работа была перенесена в помещение Свердловской консерватории, где и состоялась чистовая запись «Позорной звезды». Барабанщик Андрей Котов в записи альбома по укоренившейся традиции не участвовал, выступая с группой только на концертах. К 1992 году изменился имидж группы: щёгольские фраки и вычурная «наутилусоидность» ушли в прошлое, а им на смену пришли повседневные джинсовые куртки, при этом глэмовый макияж с лиц был начисто смыт. Симфоническому арт-року надолго (не навсегда!) помахали ручкой. Помнится, уже в «Программе А» группа выступала в новом, демократическом (читай — народном) образе. Что касается новых песен, то это был принципиально иной подход к выстраиванию звука, иная музыкальная эстетика и вообще – иная форма подачи. Впервые каждый участник коллектива приносил свои песни и встраивал их в общую концепцию (раньше сочинительская работа шла сообща). Звук был по-постпанковски сухим, аранжировки упругими и лаконичными, а сам материал сильно смахивал на актуальные работы группы «The Cure». Но самое главное – это была целая обойма стопроцентных хитов, нашпигованных всяческими «фишками», смысловыми нюансами и звуковыми зацепками типа привязчивых сэмплов и запоминающихся клавишных партий (аранжировочный и композиторский вклад ныне покойного  Александра Козлова трудно переоценить).

Дорога к слушателю у альбома «Позорная звезда» была тернистой. Было снято три приличных по тем временам видеоклипа: «Как на войне» (Игорь Песоцкий, Валентин Козловский), «Нисхождение» (Игорь Песоцкий) и «Новый год» (Юрий Морозов) и, казалось бы, никаких преград не предвиделось – люди увидели обновлённую «Агату Кристи», скажем, в «МузОбозе» и были готовы купить пластинку. Но где пластинка? В итоге, выпущенный в 1992 году, альбом дожидался первого официального издания на носителе целый год. Альбом не снискал лавров в родном Свердловске, но был очень хорошо принят в Питере и получил публичную похвалу от таких культовых рок-персон, как Константин Кинчев и Вячеслав Бутусов. Издавать «Позорную звезду» на виниле собирался новый лейбл «ТАУ Продукт», но винила, увы, не получилось, поскольку в России рухнула виниловая индустрия. Но – нет худа без добра, и Уральский электронный завод начал выпускать компакт-диски! «Позорная звезда» получила статус чуть ли не первого российского рок-альбома, изданного в виде лазерного диска (правда, увы, с весьма аскетичным оформлением, см.фотоколлаж), но – парадокс! – слушать этот диск в 1993 году было ещё НЕ НА ЧЕМ даже самим музыкантам, так как только к 1994 году в страну массово стали завозиться CD-проигрыватели. Именно в 1994 году альбом, претерпевший ремастеринг, получил окончательную, известную нам сегодня CD-версию с приковывающей взгляд стильной чёрной обложкой, а в 1995-м был массово растиражирован лейблом «Extraphone». И эту версию вы в последнюю очередь отыщете сегодня на полках музыкальных магазинов — даже если там будут продаваться все остальные диски «Агаты». Сужу по личному опыту: и в кассетный период, и в эпоху CD мегапопулярную в народе «Позорную звезду» было разыскать труднее всего, и всегда она появлялась в моей коллекции позже всех остальных релизов, и всегда стоила дороже. Говорю же — народный альбом! Позже, к 20-летию группы, альбом, дополненный тремя видеороликами, был издан компанией «Стиль Рекордс» в абсолютно новом дизайне от Студии Артемия Лебедева (об этом дизайне в кругу меломанов до сих пор ведутся горячие споры), а в 2014 году «Позорная звезда» была впервые издана на виниле компанией «Бомба-мьюзик».

АК-4

Альбом в CD-версиях 1993 года («Студия 8»), 1995 года («Extraphone») и 2008 года («Стиль Рекордс»)

История русского рока сделала очередной исторический виток – от холодно-философского романтизма «Звезды по имени Солнце» Виктора Цоя в конце восьмидесятых до воинственно-ёрнической «Позорной звезды» в первой половине девяностых. Вскоре после выпуска «Позорной звезды» Вадим Самойлов успешно применил приобретённые навыки саунд-продюсирования в работе над альбомами группы «Настя» («Невеста») и «Наутилус Помпилиус» («Титаник»), а «Агату Кристи», отметившуюся в 1993-м отличной кавер-версией песни «Гуд бай, Америка» отмечающего 10-летие «Наутилуса», вскоре ожидало соглашение со строительной компанией «Росремстрой», ставшей спонсором коллектива, переезд в Москву, ударный сет на Красной площади в рамках 25-летия «Машины Времени» и большая «народная» презентация «Позорной звезды» в пафосном ГЦКЗ «Россия» (декабрь 1994 г.), а также запись очередного, ещё более коммерчески выигрышного шедевра – «Опиум». Но в истории группы навсегда остался альбом-прорыв, альбом-веха, альбом-манифест, сделавший «Агату Кристи» подлинно популярным в стране музыкальным коллективом. Это простой и одновременно сложный, безумно мелодичный и цепляющий подсознание, во многом бесхитростный и совсем не панибратский, в чём-то излишне эстетский и при этом «свой в доску» альбом «Позорная звезда».

…Когда-нибудь я расскажу, в чём он проигрывает «Урагану».


АГАТА КРИСТИ – «ПОЗОРНАЯ ЗВЕЗДА» (1993). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Альбом «Позорная звезда» и тексты всех его песен в свободном доступе

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Позорная звезда» группы «Агата Кристи»

Подборка материалов об альбоме «Позорная звезда» (сайт журнала «ВРЕМЯ Z»)

Коротко о песнях, вошедших в альбом «Позорная звезда»

Аудио-архив программы «Летопись» (Наше Радио), включающий программу об альбоме «Позорная звезда»

AK-5

«НИСХОЖДЕНИЕ»

(Глеб Самойлов)

Мы играем во что захотим
Мы упали и летим и летим
А куда не знаем до поры до поры
Мы слепые по законам игры

Послушай ветер свистит атональный мотив
Ветер назойлив ветер игрив
Он целует меня он кусает меня
А тем кто сам добровольно падает в ад
Добрые ангелы не причинят
Никакого вреда никогда

Тихо-тихо отворилось окно
Осторожно слышишь запах Его
Кто-то незнакомый нам решил помешать
Третий лишний заглянул под кровать

Но снова ветер свистит атональный мотив
Ветер назойлив ветер игрив
Он целует меня он кусает меня
А тем кто сам добровольно падает в ад
Добрые ангелы не причинят
Никакого вреда никогда

Ветер свистит атональный мотив
Ветер назойлив ветер игрив
Он целует меня он кусает меня
А тем кто сам добровольно падает в ад
Глупые ангелы не причинят
Никакого вреда никогда-никогда
Никогда-никогда, никогда…


Релиз статьи состоялся 6 мая 2015 года на сайте http://igor-shamarin.ru/


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня