УРФИН ДЖЮС — «15» (1982)

UD-1

1. 451˚F
2. МИР НА СТЕНЕ
3. ЛИШНЯЯ ДЕТАЛЬ
4. ЧЕЛОВЕК НАПОДОБИЕ ВЕТРА
5. HOMO SUPERIOR
6. ПРИЗРАЧНЫЙ ГОСТЬ
7. МЫШЬ
8. АКТЁР В ЧЁРНО-БЕЛОЙ ЛЕНТЕ
9. ТЫ СЛИШКОМ НЕПОДВИЖЕН
10. ПРОПАСТЬ
11. ТУПИК
12. АВТОМОБИЛЬ БЕЗ УПРАВЛЕНИЯ
13. КУКЛА
14. РАЗМЫШЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА О ЛЮБВИ
15. ДРУГАЯ СТОРОНА ХОЛМА

UD-2

Александр Пантыкин – вокал, бас-гитара, клавишные
Егор Белкин – гитара, банджо, вокал
Владимир Назимов – барабаны

В записи принимали участие:

В.Часов – труба
И.Аввакумова, И.Диченко, М.Кусайло, Л.Зухова, М.Носкова, Л.Шашкова – струнные
В.Резников – губная гармошка (5)

Музыка – А.Пантыкин, кроме (6): А.Пантыкин, Ю.Богатиков, А.Плясунов
Тексты песен – Илья Кормильцев
Аранжировка – «Урфин Джюс»

Запись сделана в апреле 1982 года в Свердловске.

Звукооператор – С.Сашнин, ассистенты звукооператора – С.Морозенко и Н.Косарев
Звукооператор гр. «Урфин Джюс» — В.Резников.

Весна 1989 года выдалась ранней: к концу марта асфальт на улицах был, что называется, совершенно летним. Самые короткие школьные каникулы подходили к своему стремительному завершению, но в том году нам несказанно подфартило: апрель начался с выходных. И всё бы замечательно, и всё бы хорошо, но в последний день перед школой всё обратилось вспять – с неба безостановочно повалил снег. К вечеру заметно похолодало, и улицы было уже не узнать – сплошь рыхлые сугробы. В тот день, 2 апреля, в «Звуковой дорожке» «МК» была опубликована большая статья Андрея Горбатова, рассказывающая о свердловской группе «УРФИН ДЖЮС» («Урфин Джюс» наедине с собой»). Точнее сказать, это было развёрнутое интервью с поэтом Ильёй Кормильцевым, человеком к тому времени уже не менее (а временами – и более) авторитетным для меня, нежели безмерно почитаемый после премьеры культовой «Ассы» Б.Г. Вообще, практически уже распавшийся в то время «Наутилус Помпилиус» занимал тогда безоговорочное первое место в моём хит-параде музыкальных пристрастий, временами деля пьедестал с «Алисой», «Кино», «Аквариумом», «ДДТ», и, уже достаточно фрагментарно (не удивляйтесь, заключительное звено в этой цепочке отнюдь не лишнее, как может показаться на первый взгляд, но об этом как-нибудь в другой раз) — Сергеем Минаевым. Таким образом, слово Кормильцева было законом, и Кормильцев в упомянутом интервью на правах полновластного гуру открыл для меня группу «Урфин Джюс». Помнится, на следующий день мы с родителями ходили в кинотеатр на премьеру фильма «Публикация» с эпизодическим участием группы «ДДТ», и ассоциативный ряд окончательно «устаканился»: весна – снег – «Нау» – МК – «Урфин Джюс» – «ДДТ».

Вообще, тут сошлось много чего, и главным образом сыграл свою роль книжный аспект: во-первых, моя любовь к сказкам Александра Волкова (соответственно, повышенное внимание к названию группы), и во-вторых, в контексте альбома «15» — к историям Рэя Брэдбери. Интерес к Брэдбери с успехом подогревало и телевидение, все каникулы показывая инсценировки лучших произведений мэтров зарубежной фантастики – в том числе, безусловно, и «451˚F». Стоит также добавить, что публикованная в указанной газетной статье дискография группы (не будем забывать о существенном дефиците информации в то время), наряду с обнародованным там же, в «МК», несколько ранее списком альбомов «Аквариума», оказали на меня и колоссальное творческое влияние – в этих названиях кроются магические корни многих последовавших прозрений и метафизических прорывов.

К сожалению, достать в приличном качестве записи «Урфина Джюса» в то время мне как-то не представлялось возможным, и ещё долгое время группа оставалась, скажем так, весьма нематериальной, занимая, впрочем, своё законное место в ряду безоговорочно принятых мной: насколько велика сила сказанного вовремя авторитетного слова! Всё было услышано весьма фрагментарно (вспомним, что на смену распавшемуся-таки «Урфину» пришла на какое-то непродолжительное время музыкальная формация «ПАП» — «Проект Александра Пантыкина»), было известно и об участии лидера «Урфина Джюса» в записи дебютного альбома Насти Полевой «Тацу» (1987), но первое настоящее знакомство с Пантыкиным-музыкантом произошло уже годы спустя, в дни празднования 10-летия «Наутилуса» в ДК Горбунова, в мае 1993-го, когда им была исполнена шикарно аранжированная «Ястребиная свадьба», воссозданная для трибьюта НАУ «Отчёт 1983—1993». Затем уже был шикарный проект «ПоездКудаНибудь», но это уж совсем позднее время. А записи группы «Урфин Джюс» в достойном качестве дошли до меня только в начале двухтысячных, будучи оцифрованными и переизданными компанией «CD Land». Отдельный разговор, конечно, — восхитительный и, не побоюсь высокого слова, эпохальный альбом «15» (Илья Кормильцев в упомянутом интервью называл его «Пятнадчик» — в связке с определениями «хитовый» и «эстетически понятный, пришедшийся «ко двору» многим слушателям»).

Вышедший на магнитной плёнке в виде внушительного двойника (15 песен, общая продолжительность более 77 минут!), альбом с неприжившимся рабочим названием «Чёрный ящик» показывает нам сегодня одним только фактом своего существования ВОЗМОЖНЫЙ путь развития отечественной рок-культуры в те годы. Кто знает, насколько всё было бы интереснее и прогрессивнее сегодня, не случись в СССР 20-летнего экономического – и, соответственно, культурного отставания (и много чего ещё, разумеется). С другой стороны, не случись отставания – не было бы и этих песен… Я считаю, что альбом «15» во многом недооценен современниками, и его подлинная историческая миссия ещё только подлежит осмыслению – это музыкальное полотно, конечно же, куда более масштабное явление, чем, возможно, самая информативная глава в известном списке ста лучших советских магнитоальбомов А.Кушнира (нижайший ему поклон за данный труд!) или пара неоднократно продублированных строк в современных рок-энциклопедиях. Сплав арт-рока, симфонической музыки и классического хард-рока, многослойная структура, феноменально талантливые и неординарные для своего времени тексты песен, филигранные аранжировки и общая атмосфера большого творческого взрыва – смесь, воистину, ядерная. Низкий поклон легендарному уральскому трио и, в существенной степени – за «15»!

UD-3

«451˚F» — температура, при которой воспламеняется и горит бумага… Помнится, я буквально зачитывал до дыр в 1987 году сборник Рэя Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле», который как раз открывали «451 градус по Фаренгейту» — между прочим, с эпиграфом из Хуана Рамона Хименеса «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк» — процитированным, как сопоставилось позже, Егором Летовым в одной из его самых яростных песен «анархического» периода.

…Загадочное шуршание, звук зажжённой спички, характерное потрескивание, сирена пожарной машины и – шквальные гитарные риффы, моментально влекущие за собой, а поверх всего этого – неожиданно кроткий и по-юношески пронзительный, «фирменный» голос Пантыкина:

Пока ты куда неизвестно ходил
Потушен, погашен твой юношеский пыл
Пожарной командой…
Ты не знаешь ли, кто эти люди
в касках (бац!)
и масках (бааац!!!)
С лицами честных героев
Нечувствительных к боли?..

Шикарная песня, «на всякий пожарный случай» дающая в полной мере возможность хоть на 7 минут почувствовать себя — не в «шкуре» — в огнезащитном костюме Гая Монтэга! Для известных исторических реалий – особенно важное ощущение. В куплете

Ты увидишь сам, что эти люди
Курс твой исправят
И смело растащат баграми
Твой загоревшийся череп

мне, почему-то, всегда слышалось (возможно, из-за неважного качества плёночных версий) «твой загоревшийся член»… Как ни странно, подобный вариант оказывал не менее сильный эстетический эффект на неокрепшую подростковую психику :)))

«Мир на стене» — безусловно, прообраз известного хита «Наутилуса» про Алена Делона (где, помните, «любовь – это только лицо на стене, любовь – это взгляд с экрана»). Отличная зарисовка с натуры – параллельная реальность, вызываемая загадочным миром плакатов и непереведённых (читай – в десятки раз притягательных) песен, звучащих с магнитной плёнки в комнате с опущенными шторами. Всё хорошо знакомо, даже я ещё застал время, когда в школе из-под полы продавали чёрно-белые переснятые фотки «KISS» — и, о Боже, сколько в этом было притягательной магии запретного плода! Звучащие в песне «салонные» клавишные с позиции сегодняшнего времени позволяют сравнить «Урфин Джюс» с «Аквариумом» эпохи Курёхина и Чекасина.

«Лишняя деталь» — рабочее название «Pink Queen». Симфоническое вступление, далее песня исполняется по ролям: за человека поёт Егор Белкин, за зловещий «центральный полётный компьютер» — Александр Пантыкин. Странный и безысходный диалог, итогом чему — горестный и вполне предсказуемый вывод героя:

Я только аппендикс, ненужный придаток
К системе, над которой потерял контроль.
Трудно осознать, зачем нужен здесь я…

«Человек наподобие ветра» — безусловный хит, которым составители серии «Легенды русского рока» на рубеже столетий открыли соответствующий сборник, посвящённый наследию группы «Урфин Джюс». Очень красивая и любимая мной песня, впечатляют симфонические фрагменты. В тексте — явные и скрытые ассоциации одновременно с ВИА «Цветы» и группой «Uriah Heep»...

Ты уносишься прочь
Как июльская ночь
С такой же как сам ты…
На крае стены…
Всего сантиметр от гибели верной…
Ты даже об этом не думал наверное?
Ты, человек наподобие ветра…

«Homo Superior» — или «Человек высший». Хит! Снова «чешутся руки» привести музыкальные сравнения с «Аквариумом» («Песнь вычерпывающих людей», а по тексту и с «Кто ты такой?») и, возможно, с разухабистой арией царя Ирода из рок-оперы «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера. Картинка – типичный для «кинематографичного» поэта Кормильцева образ величественного, «ступающего через вселенную» колосса. Не исключены и политические ассоциации, хотя я склонен видеть в песне более широкий подтекст. Когда происходит чёткое объявление (как бы цирковое представление): «Гомо супер! Гомо супериор!» — в манере исполнения слышится влияние на более поздние песни Вячеслава Бутусова (вообще, влияние «Урфина Джюса» на творчество «Наутилуса» бесспорно даже вне поля деятельности Кормильцева). В финале песни имеет место легкомысленный свист, как бы сглаживающий общую «тяжеловесную» атмосферу текста.

«Призрачный гость» — симфо! Красивая баллада с изменением темпа в финале, доходящего почти до темпа «Homo Superior». Возможно, Майк Науменко написал своего «Ночного гостя» под влиянием данной песни.

Призрачный гость в доме моём – это я.

«Мышь» — а здесь во вступлении явно слышится музыкальный прообраз хита «Машины времени» под названием «Календарь» (там, где: «Снег растаял, всё как будто в первый раз, птичья стая с криком в небо поднялась…») Начинается песня с совершенно кроткого шёпота, далее имеет место кошмарное прозрение:

Открыв глаза, я понял,
Что мышью стал, но поздно
Раскрыл я рот, но чудо!
Я громко запищал…
За что? Зачем?
Что я такого натворил?
Я тихо жил и лишнего
Не говорил!

Бесцеремонный ответ не оставляет шансов:

Так и должно быть! Так!
Ты был во сне, дурак!
Ты превратился
В мышь! В мышь!
Ни за что! Просто так!
Просто ты подвернулся под руку,
(вереща:) ДУРА-А-АК!!!
Твой пример обогатит науку!
Твой пример обогатит науку!

Традиционное обращение к Кафке (как вариант) и, одновременно, ёрническая сатира.

«Актёр в чёрно-белой ленте» — песня-фильм, маленький спектакль, и одно только название рождает ворох ассоциаций! Особенно пробуждаются ассоциации с книгой Д.Оруэлла «1984». В прямом действии — тема обыгрывания противопоставления двух миров, типична для советского рока того времени (вспомним хотя бы песни тех лет «Я ни разу за морем не был» А.Романова или «Некому берёзу заломати» А.Башлачёва). Добавим, всё-таки, и метафизический оттенок подобного противостояния (Свет-Тьма), хотя никуда не деться от хлёстких, обличительных строк мятежного Кормильцева:

Серое небо и серая грязь.
Серых предметов взаимосвязь.
Я вижу кругом только серую грязь!

Меня всегда особенно впечатлял финал этой своеобразной беседы Актёра и «хора деловых людей»:

— Я всё забыл,
Верните солнечный свет!

— Нет, это декорация к другому фильму.
Это декорация к цветному фильму,
А ты – актер в чёрно-белой ленте.
Ну что – вспомнил?

— Я помню всё,
Но я вижу солнечный свет!

«Ты слишком неподвижен» — снова обличение, но только на этот раз смысл больше общечеловеческий, глубинный. В конкретном случае (1982 год), скорее, поколенческий.

Как в зубной кабинет
Ты простоял много лет,
Глотая слюну и дрожа.
И мессия твой
Не заметил тебя.
Ты слишком уж был неподвижен.

«Пропасть» — по сути, психоделический блюз. Наверное, самая серьёзная песня на альбоме, если вникнуть в философский подтекст. Разговор Отрока с Ясновидящим на краю пропасти. Очень впечатляет и текст сам по себе, если его читать без музыкального сопровождения. Финал:

Зачем же руку мою берешь?
— Чтоб подвести тебя к краю ущелья:

ВЗГЛЯНИ САМ!..

«Тупик» — ещё один темповый хит. Начало – звук бегущих ног и безысходный стук в запертую дверь. Снова диалог: Жертва и Тот, у кого есть ключ от дверцы тупика.

Не видно, приятель, выхода!

«Автомобиль без управления» — суперхит, в котором описывается романтическое свидание под риффы хард-рока, звучащие из колонок. Вспомним более позднюю песенку «Наутилуса» про «Рислинг и Токай». Кстати, тут обыгрываются названия песен группы «Deep Purple» — «Lady Double Dealer» и, соответственно, «Lady Luck». Ещё мне очень нравится строчка: «Пол согрет был нашими ногами, мокрыми после душа». Центральный фрагмент:

До блаженства оставалось едва.
До покоя оставалось немного,
Но дорога слишком гладкой была,
А я не верю гладкой дороге.
Пора свернуть на другой путь…
Но я не могу отключить зажигание
У своего желания.
Я не могу найти педаль сцепления
У своего стремления.
Моя любовь – автомобиль без управления.

«Кукла» — сознание пронизывает кроткая интонация Пантыкина. Песня носит весьма циничный характер, здесь всё в тексте:

Любви мне живой не надо,
Хватит терзать себя.
Мне надо простую куклу
Серийного образца.
Одежда была бы сшита
Модно и был бы вкус.
Глаза раскрашены ярко,
Без голоса обойдусь.

— Девочка, где твой бантик?
Я видел в тебе всегда,
Когда сдирала джинсовый фантик,
Колеса и провода.

Но дальше под проводами
Кукла была живой.
Подсунули эту куклу
С фабричным дефектом – душой.

Всё это открылось позже.
Подлый торгаш продал
Эту ненужную роскошь,
Чтобы я психом стал.

«Размышление компьютера о любви» — завершает блок из трёх песен на тему личных взаимоотношений. Вспомним, на всякий случай, компьютер из трека «Лишняя деталь». Песня довольно известна, не в последнюю очередь из-за того, что была позже перезаписана на альбоме Насти Полевой «Танец на цыпочках» (1994). Имеет подзаголовок – «рок-н-ролл».

Дорожный знак сказал мне: Стоянки нет!
В гостинице табличка: Свободных мест нет!
Но твое лицо сказало: Свободно!
А твои глаза сказали: Лови момент!
Я в игру твою согласился играть
И решил притвориться, будто бы нет:
Грязной посуды на кухне твоей души,
Чужих ботинок в прихожей твоей мечты
И новой тени за моей спиной.

«Другая сторона холма» — возможно, самая пронзительная и многослойная на альбоме песня, финал перекликается в чём-то с «Пропастью»:

— Ты все это знаешь, но в чем же причина
Того, что порою тебя беспричинно
Тянет в разверзнутую пучину
Другой стороны холма?..

А вот это вот: «Эй, вы, там, на другой стороне холма!» — вполне возможный творческий толчок Константину Кинчеву (вспомним «Эй, ты, там, на том берегу!»)

Печальный момент: получается, Илья Кормильцев сам себе предсказал судьбу ещё в далёком 82-м (имеется в виду поразительно, по-хитовому въедающаяся в сознание строчка «Раковая опухоль меня встретит на другой стороне холма»)…

…А дальше, под звон колокольчика, звуки (даже шёпот) умолкают. Альбом «15» завершается, неизменно оставляя желание возвращаться к нему снова и снова – кайфуя, философствуя, путешествуя во времени и пространстве, взрослея вместе с ним.

Замечательная работа, подлинное произведение искусства!


УРФИН ДЖЮС – «15» (1982). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Альбом «15» для бесплатного прослушивания

А.КУШНИР – «100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА» (альбом «15»)

Л.ПОРОХНЯ – О группе УРФИН ДЖЮС

А.АЛЕКСЕЕВ, А.БУРЛАКА, А.СИДОРОВ — гр. УРФИН ДЖЮС в справочнике «Кто есть кто в советском роке» (1991)

А.ГОРБАТОВ – «Урфин Джюс» наедине с собой» («Московский Комсомолец», 2 апреля 1989 г.)

Тексты песен альбома гр. УРФИН ДЖЮС «15»

UD-4

«ЧЕЛОВЕК НАПОДОБИЕ ВЕТРА»

(Илья Кормильцев)

Капканы обманов, ловушки соблазнов
Все ставят и ставят напрасно, напрасно.
Ты видишь насквозь уловки и петли,
Через них пролетая наподобие ветра.

Ты уносишься прочь как июльская ночь.

На танце, на звуке, на лунном луче,
На чем угодно гарцуешь ты ловко.
Делается очередной поворот.
Рушится очередная уловка.

Танцуя в пыли и в поту душной ночи,
Чего же, чего же, чего же ты хочешь?
Нелепый вопрос. Не дашь ты ответа,
Через сон пролетая наподобие ветра.

Ты уносишься прочь как июльская ночь.

С такой же как сам ты…
На крае стены…
Всего сантиметр от гибели верной…
Ты даже об этом не думал наверное?
Ты, человек наподобие ветра

...Капканы обманов, ловушки соблазнов
Все ставят и ставят напрасно, напрасно.
Ты видишь насквозь уловки и петли,
Через них пролетая наподобие ветра.


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 19 мая 2007 года в ЖЖ rock-meloman.


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии