НАСТЯ — «Тацу» (1987)

Н-1

1. АРИАДНА
2. ОДИССЕЙ
3. С ТОБОЙ, НО БЕЗ ТЕБЯ
4. НОЧНЫЕ БРАТЬЯ
5. ЦУНАМИ
6. ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ НЕБА
7. КЛИПСО-КАЛИПСО
8. ТАЦУ
9. УЛИТКА
10. СНЕЖНЫЕ ВОЛКИ (bonus track)

Н-2

Настя Полева – музыка, вокал
Егор Белкин – гитара, мандолина
Вадим Шавкунов – бас-гитара
Александр Пантыкин – клавиши
Алексей Хоменко – клавиши
Алексей Могилевский – саксофон
Владимир Назимов – барабаны
Александр Калужский – «голос врага» (8)
Илья Кормильцев – тексты
Вячеслав Бутусов – текст (3), музыка (7)

Аранжировка — Егор Белкин, Александр Пантыкин, Настя Полева, Игорь Грищенков
Звук – Леонид Порохня, Сергей Осокин
Продюсер — Егор Белкин
Фото — Ильдар Зиганшин.

В мартовском номере ленинградского журнала «Аврора» за 1988 г. была опубликована аннотация этого магнитоальбома – в связи с проводившимся конкурсом «Музыкального Эпистолярия», а осенью 1988 г. по радио «Юность», сразу в нескольких программах («45 минут в воскресной студии», «Хит-парад А.Градского»), стали активно ротировать песни свердловской певицы Насти Полевой – «Ариадна», «Клипсо-калипсо» и «Вниз по течению неба». Поразил необычный голос и качество музыкального материала – я уж не говорю о том, что всё происходило в дни самого расцвета группы «Наутилус Помпилиус» — группы, по отношению к которой я и по сей день испытываю восторг и священный трепет. Другими словами, опубликованный в журнале список имён участников записи «Тацу» обеспечил мой повышенный к ней интерес, равно как и к дебютному составу «Насти». Некоторое время я даже пребывал в ощущении, что «Тацу» — это некая концептуальная работа, специальный проект «Наутилуса» с вокалисткой Настей Полевой – и, по сути, на обозреваемом этапе был не так уж далёк от истины.

Впрочем, песни сами всё сказали за себя, и вскоре я начал уверенный поиск альбома. Как оказалось, найти «Тацу» стоило определённых усилий – дело-таки увенчалось успехом, но в каком-то слишком неожиданном месте: очень респектабельной студии звукозаписи в самом центре Москвы, где-то в районе «Маяковской». Помню, записывал на кассету Agfa, обратная сторона которой содержала запись выступления «ДДТ» на 6-м фестивале Ленинградского рок-клуба.

Немногим позже, в газете «Московский Автотранспортник» — довольно неожиданном, надо заметить, источнике получения качественной (достоверной) музыкальной информации в то время — был опубликован материал под названием «Настя из «НАСТИ», что ещё существеннее повысило мой интерес к данной записи и вообще к группе. Очень важная была для меня статья, сыгравшая свою, в известной степени, определяющую роль.

Компакт-диск «Тацу» с бонус-треком «Снежные волки» вышел на «Moroz Records» в 1998-м, и в 2001-м я его приобрёл на «Горбушке». В то же время в серии «Антология уральского рока» вышел сборник разрозненных студийных записей «Насти» (1985—1991) – «С тобой и без тебя». Он содержал несколько перезаписанных в 1989 году песен с обозреваемого сегодня альбома, отличающихся в лучшую сторону по звучанию. Однако, это вовсе не бросило тень на дебютную работу Насти Полевой и коллектива её легендарных единомышленников, а напротив – позволило лишь убедиться в неувядающем, безупречном качестве представленных песен. Песен, безусловно переживших своё время.

Н-5


НАСТЯ – «ТАЦУ» (1987). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР СТАРЦЕВ – ЧИТАТЕЛЯМ «РОКСИ».

Отзыв на альбом Насти Полевой.

Прекрасная половина человечества в нашем роке представлена девушками-поклонницами, веселящимися в зале. Бывает, что приплясывают и на сцене, пытаясь, очевидно, внести дополнительное «художественное содержание» в песню. Так что с рокершами у нас плохо.
Первой ласточкой можно назвать Жанну Агузарову (Иву) из «Браво». Впрочем. вскоре выяснилось, что это «вкусно, но не сытно». Странное же образование под названием «Ситуация» (Ленинград), состоящая из трёх девушек, ничем кроме «несчастного случая» назвать нельзя.

Поэтому альбом Насти Полевой «Тацу» можно считать явлением почти уникальным. Я уже писал о свердловской школе рок-музыки, где именно к музыке подходят с особым тщанием, Настя – не исключение. Являясь автором музыки (кроме «Клипсо-калипсо» — В.Бутусов), она собрала на своем альбоме весь цвет свердловского рока. Картина умилительная: А.Могилевский, А.Хоменко, В.Назимов из «Нау» берут за руки А.Пантыкина и Е.Белкина из «Урфина» и все вместе идут записывать музыку на стихи И.Кормильцева. Но если всерьёз, то это свидетельствует о дружбе и взаимовыручке свердловчан, начавшихся ещё со времен «Сонанса» и «Трека».

Альбом очень тщательно продуман. Первая песня «Ариадна» напоминает электрофицированный романс, затем через «Одиссея» и длинную «Начало каждой реки» альбом подходит к первой кульминации – песне «Ночные братья». Затем мягкая, несмотря на грозное название, «Цунами», вновь подъём («Вниз по течению неба»), танцевальная «Клипсо-калипсо» и – кульминация всего – заглавная «Тацу». В финале – оптимистическая «Улитка».

В «Клипсо-калипсо», конечно, «Наутилус» слышен сразу, но, благодаря Настиному голосу номер не выпадает из альбома. Голос же у Насти удивительный. В нём совмещаются нежность («Ариадна»), неистовство («Ночные братья»), эротизм («Клипсо») и сострадание («Тацу»). Но самое главное ощущение – каждую песню она поёт так, как будто это в последний раз. Многим бы стоило поучиться у неё этому.

Музыка у Насти – такая же неповторимая, как её голос. Есть в ней нечто глубоко народное, ни единой чужой, заёмной ноты. И ещё – вспоминаются слова президента новосибирского рок-клуба Валеры Мурзина: «Настю нужно слушать глаза в глаза, только так». Хочется пожелать всем слушателям, чтобы у них возникло такое ощущение. Ибо этот альбом – не для дискотек.

«Аврора» № 9/1988, «Музыкальный Эпистолярий», стр.89

Альбом «Тацу» (1987) для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен)

А.БУРЛАКА — История группы «Настя»

Е.САВИЦКАЯ — «Настя»

А.КУШНИР — «100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА» (альбом «Тацу»)

Материалы и документы к альбому «Тацу» (журнал «Время Z»)

Интервью Н.Полевой и Е.Белкина журналу «УР ЛАЙТ», 1988

Н-3

«КЛИПСО-КАЛИПСО»

(Илья Кормильцев)

Зеркала отражали любовно
Розу чистую в светлой росе
И хотелось ей быть бесподобной
Но при этом такой же, как все

Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка
Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка…

Дьявол женщину всякому учит
И она на пружинке тугой
Справа крепит янтарное солнце
Слева клипсу с жемчужной луной

Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка
Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка

Клипсо-клипсо-калипсо
Клипсо-калипсо
Клипсо-клипсо-калипсо
Клипсо-калипсо

Это ребус шарада загадка
Судьбы тех, кто её целовал
Если справа – сгорал без остатка
Если слева – навек застывал

Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка
Идёт, идёт, неся свечение,
Звучит, звучит такая музыка

Клипсо-клипсо-калипсо
Клипсо-калипсо
Клипсо-клипсо-калипсо
Клипсо-калипсо


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 18 июля 2006 г. в ЖЖ rock-meloman.


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня