ДДТ – «Я получил эту роль» (1988)

ДДТ-1

1. ПОЭТ
2. МАЛЬЧИКИ-МАЖОРЫ
3. КОНВЕЙЕР
4. НЕ СТРЕЛЯЙ!
5. ЦЕРКОВЬ
6. ТЕРРОРИСТ
7. РЕВОЛЮЦИЯ
8. Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ
9. ХИППАНЫ
10. НИ ШАГУ НАЗАД

ДДТ-2

Юрий Шевчук – вокал, гитара
Никита Зайцев – гитара
Александр Ляпин — гитара
Андрей Васильев – гитара, вокал
Вадим Курылёв – бас-гитара, вокал, флейта
Андрей Муратов – клавишные
Игорь Доценко – ударные, вокал, перкуссия
Михаил Чернов, саксофон

Музыка и слова Юрия Шевчука
Аранжировка – группа «ДДТ»
Ленинградская студия грамзаписи «Мелодия», запись 1988 г.
Звукорежиссёры: Ю. Морозов, Е. Мочулов
Редактор – Т. Маркелова
Художник – В. Дворник.

Первое моё знакомство с творчеством группы «ДДТ» — самое начало 1988 года, песня «Конвейер», показанная в одной из молодёжных телепрограмм типа «До 16 и старше…». Помню, был загипнотизирован фразой: «По дороге скачут ноги, рёбра, груди «Жигулей» и хлёстким рефреном: «Брэйк-дэнс, брэйк-брэйк-дэнс, ага, ага, а-а-а!» Всё это хрипло, будто в первый и в последний раз «выкаркивал» в беснующуюся толпу рок-фэнов гротесково-изломанный, изрядно ссутулившийся, коротко стриженый мужик с бородой и в огромных очках, которые он постоянно поправлял на блестящем от испарины птичьем носу – имени, конечно же, я тогда ещё не знал. А затем, как-то единовременно, состоялось знакомство с документальным фильмом Алексея Учителя «РОК», где Юрий Шевчук предстал Юрием Шевчуком, параллельно подрабатывающим уборщиком в каком-то ленинградском кафе и истово, под расшатанный гул реверберации исполняющим на Пятом рок-клубовском фестивале забойные хиты первой питерской программы группы «ДДТ» — «Церковь без крестов» и «Революция», и в то же время у нас дома появилась 90-минутная катушечная запись, сделанная в подмосковной кооперативной студии звукозаписи: с одной стороны был записан альбом «Время», а с другой – бешеный по энергетике концерт «ДДТ» на фестивале в Шушарах, начинавшийся с буквально поражавшей подростковое воображение песни «Мальчик-слепой». При первых прослушиваниях этих записей возникали невольные ассоциации с Владимиром Семёновичем Высоцким периода расцвета его творчества, и было что-то ещё, более современное и созвучное духовным чаяниям – очень естественное, пронизывающее, шаманское. А в феврале 1988 года в Ленинграде погиб, выпав из окна, фантастически одарённый поэт и рок-бард Александр Башлачёв – и эта гибель прочертила метафизическую черту времён, став сашбашевским «знаком кровоточия» для всего российского рок-движения. Чуть раньше – Чернобыльский Апокалипсис, чуть позже – отрезвляющий апофеоз Перестройки, спелые нарывы национальных конфликтов и кровавый отблеск афганского синдрома, открытые информационные шлюзы и разговоры о Свободе в многочасовых очередях за продуктами первой необходимости... Наступило время великих песен, спетых в полный голос. Одним из тех, кто рубился на переднем фланге рок-фронта, был уфимский бунтарь Юрий Шевчук – лидер возрождённой из пепла официальных запретов и гонений, с того времени и уже навсегда – питерской группы «ДДТ».

ДДТ-3

Шевчук, как известно, переехал в Ленинград в 1986-м году. В его творческом багаже к тому моменту было несколько разлетевшихся по Советскому Союзу авторских кассетных акустических сольников (в том числе – пара череповецких сессий и записанная в Москве со скрипачом Сергеем Рыженко 45-минутка «Москва-Жара») и пять электрических магнитоальбомов, созданных с разными составами музыкантов под неизменной вывеской «ДДТ». Так, в упомянутом уже Череповце состоялась запись с местной группой «Рок-сентябрь» (альбом, записанный в 1983 году в духе группы «Deep Purple», известен под названием «Монолог в Сайгоне», он же – «Компромисс»), на которой свою современную версию получила ранняя шевчуковская нетленка «Не стреляй!», а в песне «Они играют жёсткий рок» прозвучала пророческая фраза «Над нашей Северной Пальмирой взойдёт звездою русский рок!». Однако, наибольший резонанс у слушателей и, соответственно, шквал идеологических препонов вызвал альбом 1984 года «Периферия» (в оригинале – «ДДТ-4», так как до выхода первого винила записи «ДДТ» авторских названий не имели). Спасаясь от прессинга КГБ, Юрий Шевчук в условиях фактической травли был вынужден покинуть Уфу, где после получения диплома художника и первых музыкальных опытов начал тернистый путь рок-музыканта, затем перекочевал к друзьям в Свердловск (известно о его сотрудничестве с легендарной группой «Урфин Джюс»), а позже – в Москву. Записанный в столице пронзительный и восхитительно-поэтический альбом «Время» подвёл черту под ранним этапом. Вскоре после своего приезда в Северную Пальмиру Юрий Шевчук начал собирать новый состав «ДДТ».

ДДТ-4

Первая ленинградская программа получила многозначное название «Оттепель», и в довольно короткие сроки группа «ДДТ», в которой встретились музыканты разных поколений и, соответственно, различных вкусов и пристрастий, возможно, в силу именно этой эклектики и удачно направленной энергии в кратчайшие сроки заняла одну из лидирующих позиций в пантеоне укоренившихся грандов Ленинградского рок-клуба в ряду, казалось бы, небесно-недосягаемого «Аквариума», революционно-политизированного «Телевизора», колоритного и всегда находящегося в эпицентре новейших веяний «Кино» и невероятно популярной у самых широких масс «Алисы». Шевчуку и его соратникам, в число которых вошли, например, только что вернувшийся из мест заключения (ст.224 УК РСФСР) экс-участник легендарного «Санкт-Петербурга», мультиинструменталист Никита Зайцев, опытнейший барабанщик Игорь Доценко из ВИА «Синяя птица», бесшабашный гитарист Андрей Васильев, подающий надежды басист Вадим Курылёв, пришлось буквально сражаться за своё место под солнцем, и группе это удалось – к тому же, сами песни, составившие основу новой программы, были одна сильнее другой. Выступив с неизменным успехом на ряде фестивалей («Рок-нива-87», V Фестиваль ЛРК, Черноголовка-87, Подольск-87), группа доукомплектовала состав и, добавив к числу своих участников знаменитого джазмена и авторитетного музыканта «Поп-механики» и «Алисы» Михаила Чернова по прозвищу «Дядя Миша», экс-клавишника «Зоопарка» Андрея Муратова, заменившего давнего соратника Шевчука по уфимскому составу «ДДТ» Владимира Сигачёва, а также супергитариста «Аквариума» Александра Ляпина, переступила порог студии Ленинградского отделения «Мелодии», где за свои средства записала сильнейший сборник своих лучших песен, в который вошли наиболее актуальные социальные боевики «ДДТ» со всех записанных к тому моменту альбомов, а также четыре композиции новейшего времени: «Конвейер», «Церковь без крестов», «Террорист» и «Революция».

Отметим, что Юрий Шевчук к началу работы над альбомом едва разменял четвёртый десяток лет. Помнится, впервые о записи и планах выпуска данного винила лидер «ДДТ» сообщил в интервью газете «Московский Комсомолец» в ноябре 1988 г. Звукорежиссёром первой официальной пластинки группы «ДДТ», названной «Я получил эту роль», выступил легендарный Юрий Морозов, и в 1989 году долгожданный диск суперпопулярной к тому моменту рок-группы поступил в широкую продажу. На задней стороне конверта, по тогдашней традиции фирмы «Мелодия», имелась сопроводительная статья, написанная известным рок-журналистом Ильёй Смирновым, в завершении которой было сказано: «Сегодня все авторитетные издания признали, что в нашей стране есть свой рок – самобытное и ни на что не похожее искусство. И среди первых его имён, несомненно, «ДДТ». Любопытная деталь: на фирменных «мелодиевских» «яблоках» диска рядом с названиями песен скрупулёзно указаны годы их появления на свет, как если бы треки для данного сборника были взяты с оригинальных альбомов. Параллельно распространялась более полная, магнитофонная версия сборника, на которой, в отличие от винила, были представлены также песни «Хиппаны» и «Ни шагу назад». Иногда кассеты «ДДТ-88» с данной фонограммой имели перемонтированные варианты и включали в себя дополнительные песни из программы «Оттепель». Пластинка «Я получил эту роль» имела невероятный успех и была впоследствии неоднократно переиздана на компакт-дисках с каноническим набором треков, а в самом позднем на сегодня издании содержит бонус-трек «Тусовщик», записанный во время Шестого Ленинградского рок-фестиваля в июне 1988 года.

ДДТ-5

Диск открывается взрывным манифестом «Поэт», впервые записанным на магнитоальбоме 1985 года «Время». С места – в карьер. Стена звука, слэпующий бас и заводящиеся электрогитары. В первом же куплете: «я – пастырь, я – красный волк, дрессировке не поддаюсь!» — столь хищно и яростно мало кто осмеливался начинать альбомы даже во времена Перестройки. В строчке «я Вселенной вчера между глаз звезданул» мне почему-то всегда слышался другой глагол, что придавало песне в моём восприятии ещё больший энергетический заряд. «Сотнею проклят, сотней воспет, я снова встаю сейчас!» — одно из сильнейших мест, до сих пор цепляющее до мурашек, как и «друг мой лучший, доброволец-судья, мещанин, я хочу тебя, х-ха!». Известно об участии бас-гитариста группы «Кино» Игоря Тихомирова в сессиях записи этой песни, которые впоследствии не вошли в оригинальную фонограмму. Ровно 20 лет спустя после первой публикации на «Времени» «Поэт» получит вторую жизнь, войдя составной частью в песню «Я ввязался в бой», включённую в альбом «Пропавший без вести».

Зачастую магнитофонные версии «Я получил эту роль» открывал суперхит «Мальчики-мажоры» с того же альбома «Время», где эта песня звучала в два раза медленнее. А здесь всё как надо: упруго и бодро. Гаражные такие, рок-н-ролльные гитары, чёткие риффы и мощные барабаны. В концертных перечислениях тех, кого чествует Шевчук, сам автор частенько предпочитал «суперпевцам» «суперкозлов» (вспомним, кстати, рождённых в те же годы «Козлов» БГ), а изначальное «уткнувшись в плюющее спермой видео» на записи официальной пластинки было изменено на «уткнувшись в плюющее счастьем видео». Часто Шевчук на концертах допускал вариативность в перечислении городов – на примере варианта «А вот Сан-Ремо, Уфа, Шушары – вот это престиж!». И, конечно же, финальное «В песне не понял ты, увы, НИЧЕГО!» — это радует до сих пор. Тема мажоров, к слову, напрямую затрагивалась в кинофильме Виктора Волкова «Публикация» (1988), куда включены мощнейшие по энергетике кадры, как группа «ДДТ» исполняет на концерте песню «Время».

ДДТ-6

Упоминавшаяся уже сегодня песня «Конвейер», появившаяся в репертуаре «ДДТ» в 1987 году, получила на этой пластинке свою первую студийную версию. Песня довольно лёгкая по отношению к остальным, также, как многие знают, имевшая варианты концертного исполнения: в какой-то момент «я спросил у дяди Пети», выводящее позже на рифму «Петя — ответил», превратилось в многозначное «я спросил у дяди Миши», а неизменно исполнявшийся голосом Брежнева под комический панк-аккомпанемент куплет «Мастер Миша мне ответил: БРЭК ЗРОБИЛИ У США…» на студийном варианте программы «Оттепель» (1990) был дополнен голосом Михаила Сергеевича Горбачёва, декламирующим: «Мы свои законы знаем!». Песня «Конвейер» была экранизирована П.Солдатенко.

«Не стреляй!» — самая старая песня Юрия Шевчука, вошедшая в альбом «Я получил эту роль». В далёком 1982 году с этой песней группа «ДДТ» успешно выступила на Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон», а записана «Не стреляй!» до 1988 года была неоднократно: на альбомах «ДДТ-1» (1981), «Свинья на радуге» (1982) и «Монолог в Сайгоне» (1983). А на пластинке «Я получил эту роль» в песне «Не стреляй!» невероятно эффектное гитарное соло в своей неповторимой манере исполнил гитарист «Аквариума» Александр Ляпин, сотрудничество с которым группа продолжила во время работы над программой «Чёрный Пёс Петербург». Лично у меня «Не стреляй!» навсегда ассоциируется с неспокойными событиями августа 1991 года, когда в поддержку защитников молодой российской демократии, выражавшим гражданский протест действиям так называемого ГКЧП, эту песню неоднократно ставили в эфир русскоязычные радиостанции мира. В сентябре 2008 года, эхом летнего военного противостояния российских и грузинских войск, в Москве и Санкт-Петербурге прошли концерты-акции «ДДТ» памяти жертв локальных войн последних десятилетий – название этим концертам дала песня «Не стреляй!», в те же дни свет увидел сборник антивоенных песен группы, под аналогичным названием.

Песня 1986 года «Церковь», которую я с давних пор привык называть полным именем – «Церковь без крестов», ассоциируется у меня прежде всего с записью московского концерта памяти Александра Башлачёва в ноябре 1988 года, в котором принимала участие и группа «ДДТ», открывшая «Церковью» свой сет. Пронзительно-тягучая, гипнотически раскачивающаяся в своём фатальном звучании, будто выворачивающая жилы баллада, исполняющаяся от лица изувеченной и приговорённой к уничтожению Церкви Без Крестов – в ней столько подлинного крика и душевной боли, что каждый раз при прослушивании немеет душа. «Остывшая звезда пропавших поколений» — этот апокалиптический образ как-то особенно всегда цепляет. Невероятно магическая, врезающаяся в подсознание, сильнейшая песня группы «ДДТ».

Песня «Террорист» в репертуаре «ДДТ» с 1987 года, одна из обязательных, «пиковых» вещей репертуара тех лет. Песня была в своё время экранизирована, впоследствии входила в различные концертные программы группы (не исключением стала организованная Гариком Сукачёвым знаковая акция 1991 года «Рок против террора», а также концертный альбом «Чёрный Пёс Петербург»). Песня про террориста Ивана Помидорова, предстающего в антураже героя книг Максима Горького и Леонида Андреева, довольно сильно встряхнула в своё время массовое сознание: «Скучно вам, серые? Щас я накапаю правду на смирные ваши мозги! ТРА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-А-А-А!!!» Психоделическая какофония саксофона Михаила Чернова – бесподобна. Сочная и, к сожалению, не теряющая актуальности песня.

Было время, песней «Революция» группа «ДДТ» неизменно завершала свои концерты. «Революция» появилась в 1987-м, в год тогда ещё официально отмечавшегося 70-летия Октябрьских событий. Одна из лучших композиций «ДДТ», с текстом на манер Владимира Маяковского («В этом мире того, что хотелось бы нам – НЕТ! Мы верим что в силах его изменить – ДА!») едва ли не сразу вошедшая в песенную классику российского рока. Кстати, в уже рассмотренной выше песне «Поэт» тоже довольно много «маяковсковости». А здесь — прямо таки размашистый парад аллюзий. «Человечье мясо сладко на вкус, это знают Иуды блокадных зим. Что вам на завтрак? Опять Иисус? Ешьте, но знайте, мы вам не простим!» — один только этот фрагмент стоит многого. «Революция», при всей её плакатности, невероятно метафористична и детально точна. Строчка «Сколько афгани стоит смерть, если наша жизнь – не права?» в девяностые годы имела вариант «Сколько копеек стоит смерть, если чья-то жизнь не права?..», а использующаяся в инструментальной коде «Рабочая Марсельеза» Руже де Лиля («Отречёмся от старого мира…») со временем стала примиряюще перетекать на концертах в «битловскую» «All You Need Is Love».

Одной из центральных песен магнитоальбома «Периферия», записанного в 1984 году и стоившего Юрию Шевчуку огромного количества сожжённых нервных клеток, но при этом и фантастической популярности среди поклонников честного искусства, стала песня «Я получил эту роль». Так же была озаглавлена и дебютная пластинка «ДДТ». Я услышал впервые этот пробирающий до мурашек акустический трек именно в записи 1988 года, в утреннем эфире радиостанции «Юность». Комментировать что-либо бессмысленно, песня эта является поколенческим гимном и она до сих пор фантастически искрит. Противостояние отцов и детей, низвержение осыпающихся в бурую пыль идеалов и публичное бичевание экзистенциальных нарывов. Физиологичность как дополнительный приём. Гитара, флейта и неистовый голос. Одно из лучших произведений, созданных Юрием Шевчуком. Достаточно хорошо известна видеоверсия, в которой лидер «ДДТ», стоя у кирпичной стены, как перед расстрелом, поёт эту песню под акустическую гитару с лицом, буквально перекошенным от боли. С последними аккордами «Я получил эту роль» завершалась одноимённая грампластинка.

Оригинальную версию альбома продолжила зажигательная рок-н-ролльная зарисовка «Хиппаны», впервые записанная в том же 1984 году на альбоме «Периферия». Я был на многих концертах «ДДТ», и всегда при исполнении «Хиппанов» даже самые степенные зрители пускались в пляс. Ностальгический и при этом вечно молодой, исключительно концертный по своему потенциалу хит. Насыщенная специфическим уличным сленгом советских хиппарей, песенка эта, просто-напросто, содержит в себе исконную народность, отвязанность. Упоминания забугорных и отечественных рок-групп в припевах периодически варьируется, неизменным остаётся, пожалуй, лишь монументальный «Пинк Флойд» и имитация милицейской сирены в конце.

Лирической кодой альбома стала песня «Ни шагу назад». В 1985 году эта красивейшая по мелодике и метафорам, насквозь поэтическая тема была включена в альбом «Время», записанный в Москве переживающим не лучший период жизни Шевчуком. Кстати, заметим, что на альбоме 1988 года интересно закольцован один задорный образ: в треке 1 («Поэт») есть уже цитировавшаяся хрустяще-поэтическая строчка: «Я Вселенной вчера между глаз звезданул, подняв свой земной престиж», а в заключительном 10-м треке («Ни шагу назад») Шевчук поёт: «Повернулась к нам задом старушка Луна, под глазом её след от чьей-то ноги...» :)) Многие впоследствии вспоминали именно о «Ни шагу назад» как о первой полюбившейся у «ДДТ» песне — возможно, именно из-за бьющей через край юношеской энергетики. «Рыбьи скелеты осенних берёз в парандже развращённых восточных дождей...» «Мы любим пластмассу, уран и бетон. Едим фармацевтов, а пьём керосин…» «Осень настала, желтеют дома, облетают печально сухими людьми…» Каждая строка тут – тайное окошко в отдельный мир. Всё экзистенциально до безобразия и до восторга красиво. Художественно. И, завершая играющий бликами редкого питерского солнца этот буквально впечатанный в эпоху альбом, так по-шевчуковски эффектно звучит эпилог:

Что светит нам завтра, что греет сейчас?
На сколько удобней литованный крест?
За эти вопросы нам Пушкин воздаст,
Родня нас не выдаст, а Рейган не съест!


ДДТ – «Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ» (1988). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

Альбом «Я получил эту роль» для бесплатного прослушивания

Рецензия на альбом «Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ» («Музыкальная Газета»)

Подборка материалов советской прессы о группе «ДДТ» 1988—1990 гг.

ВИКИПЕДИЯ: рок-группа «ДДТ»

Тексты песен, вошедших в альбом «Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ»

ДДТ-7

«Я ПОЛУЧИЛ ЭТУ РОЛЬ»

(Юрий Шевчук)

Нас сомненья грызут. Я сомнениям этим не рад.
Эта мерзкая тяжесть в груди разбивает любовь.
А пока мы сидим и страдаем, скулим у захлопнутых врат,
Нас колотит уже чем попало, да в глаз или в бровь.

Вот хитрейшие просто давно положили на всё,
Налепив быстро мягкий мирок на привычных их телу костях.
Лишь смеются над нами, погрязшими в глупых страстях.
Им давно наплевать на любое, твоё и моё.

Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.

Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.
Не собрать и частичный ответ из подержаных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,
Тех, которые так переполнили доверху нас.

И когда нам так хочется громко и долго кричать,
Вся огромная наша родня умоляет молчать.
И частенько, не веря уже в одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды примерных отцов.

В суете наступает совсем одинокая ночь.
Лезут мысли о третьем конце, и уже не до сна.
Но на следующий вечер приводим мы ту, что не прочь.
И тихонько сползая с постели отступает война.

Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.

Эфемерное счастье наполнило мёдом эфир.
Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим.
Славим радость побед, по малейшему поводу — пир.
И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.

Безразличные грёзы, прощаясь одна за другой,
Улетают, навечно покинув ещё одного.
Он лежит и гниёт, что-то жёлтое льёт изо рта.
Это просто неизрасходованная слюна.

Сладость тело питала, но скоро закончился срок.
Он подъехал незримо к черте, где всё рвётся за миг.
И в застывших глазах, обращённых к началам дорог,
Затвердел и остался навек неродившийся крик:

Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет!
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.

Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.
Мне выпал счастливый билет...
Мне выпал счастливый билет...
Мне выпал...


Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 17 августа 2009 г. в ЖЖ rock-meloman.


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии