АКВАРИУМ — «Радио Африка» (1983)

РА-1

1. МУЗЫКА СЕРЕБРЯНЫХ СПИЦ
2. КАПИТАН АФРИКА
3. ПЕСНИ ВЫЧЕРПЫВАЮЩИХ ЛЮДЕЙ
4. ЗМЕЯ
5. ВАНА ХОЙЯ
6. РОК-Н-РОЛЛ МЁРТВ
7. РАДИО ШАО-ЛИНЬ
8. ИСКУССТВО БЫТЬ СМИРНЫМ
9. ТИБЕТСКОЕ ТАНГО
10. ВРЕМЯ ЛУНЫ
11. МАЛЬЧИК ЕВГРАФ
12. ТВОЕЙ ЗВЕЗДЕ
13. С УТРА ШЁЛ СНЕГ
14. ЕЩЁ ОДИН УПАВШИЙ ВНИЗ

РА-2

Борис Гребенщиков — гитара, вокал
Александр Титов — бас-гитара
Владимир Грищенко — бас-гитара (8)
Александр Ляпин — электрогитара
Андрей Романов — вокал, флейта
Михаил Васильев — перкуссия
Евгений Губерман — барабаны (2, 3)
Петр Трощенков — ударные (1, 6, 14)
Александр Кондрашкин — ударные, перкуссия (13)
Всеволод Гаккель — вокал, виолончель, бас-гитара (5, 11)
Сергей Курёхин — клавишные
Игорь Бутман — саксофон
Михаил Кордюков — барабаны

Записано на студии Ленинградского рок-клуба, 1983.

«Радио Африка» – это 52 минуты неуправляемого кайфа. Великий альбом. У нас был знакомый, который в середине-конце 80-х доставал по своим тайным каналам дефицитные рок-релизы, в том числе и пластинки так называемой «ленинградской серии» («Алиса», «Зоопарк», «Секрет», «Кино», «Странные игры», «ДДТ», «Аквариум»…) — в общем, рок-клубовскую «перестроечную волну». В магазине эти диски купить было, конечно, можно, но для этого должно было совпасть сразу несколько условий, например: случайный приезд в магазин — с недавним завозом новых дисков (в этот же день, разумеется), количество штук, выложенных в открытую розничную продажу — с твоим местом в длиннющей очереди, шаткая кредитоспособность — с немереным меломанским аппетитом — и так далее. Мы поступали, как правило, проще: знакомый (который жил этажом ниже) просто давал слушать и переписывать лучшие пластинки на наш катушечный магнитофон, иногда продавал особенно понравившиеся релизы. «Аквариум» к тому моменту был мне знаком по эфиру в телепередаче «Музыкальный ринг» и фильму «АССА» (хитом сезона была красивейшая песня «Город золотой»). Таким образом, когда однажды прозвучал вопрос: «Аквариум» нужен?» – я ответил: «Конечно!»

Было две пластинки – так называемый «Белый альбом» (1987), а попросту – «Ансамбль «Аквариум»» (компиляция альбомов «День Серебра» и «Дети декабря» — с одиноким деревом на обложке и легендарной аннотацией Андрея Вознесенского) и, собственно, «Радио Африка» — изданная в том же, 1988-м году. Мы эти диски переписали, я их послушал и решил, что катушечной перезаписи будет в данном случае, пожалуй, мало. После переговоров с соседом удалось выкупить у него только «Радио Африку» (другая пластинка была куплена позже, в магазине) – по-моему, из-за большего её тиража. Но и это уже было настоящим Праздником. Как стало известно гораздо позже, на диске отсутствовало порядка 10 минут оригинальной фонограммы – таким образом, «Вана Хойя» лишь значилась на конверте, а на пластинке её не было (впервые услышал эту песню лишь в 1990-м году, когда она исполнялась на концерте акции «Митьки в Москве»), равно как не было и курёхинского трека «Твоей звезде». Но всё это тогда не играло абсолютно никакой роли. Через пару лет удалось записать на кассету полную, оригинальную версию Андрея Тропилло, и альбом принял для меня свои завершённые, классические черты.

Компакт-диск и кассета фирмы «Триарий» 1996 года выпуска содержали, увы, некие бракованные моменты, и только вышедшая в 2002-м на «Союзе» «Антология» «Аквариума» позволила, наконец, иметь в коллекции чистый и канонический вариант.

РА-3

АССОЦИАЦИИ ОЛЕСИ ОЛЬГЕРД:

Альбом как целое прослушивала впервые, хотя некоторые песни вскользь слышала и раньше. Слушала с листочком и ручкой, записывала ассоциации и попутные мысли.
Вот что вышло.

1) «Музыка серебряных спиц» (1983) мелодикой и ритмом проговорения очень смахивает на «Некоторые женятся» (1997). Автоцитата это у БГ или продолжение размышлений на тему – не знаю. Просто пришло в голову. И всегдашний парадокс: читать текст БГ – это совсем не то же, что слышать его. Просмотреть глазами текст «Музыки...» было для меня куда информативнее.

2) «Капитан Африка» и «Музыка серебряных спиц» связаны некоей логической нитью. Так, в «Музыке...» — «я где-то читал о людях, что спят по ночам…», в «Капитане» — «моя природа не дает мне спать».
В музыкальном же отношении «Капитан» напомнил мне то ли «АССУ», то ли «31 июня», то ли ещё какой советский мюзикл.
«Я возьму своё там, где я увижу своё…» — Моцарт, помнится, сравнивал себя с пчелой, собирающей дань со всех цветов.

3) «Песни вычерпывающих людей». Как беззаботное щегольское фланирование по тенистому бульвару с поглядыванием на улыбающихся девушек. Обаятельная и изящная песенка, в ритм которой так и видишь прищёлкивающую пальцами удлинённую ладонь в белой манжете.

4) «Змея» — как-то неуловимо напомнило мне «Какой твой номер? – Шесть. Каков твой пол? — Женский» :)

5) «Вана Хойя» — такие песни хорошо идут фоном часа в 4-5 утра, когда обнаруживаешь себя в полусидячем положении на чьей-то кровати в компании ещё восьми-девяти человек, из которых кто спит, кто, утомлённо щурясь, курит, а кто-то ещё вяло дискутирует на какую-то тему, начатую задолго до полуночи – никто не помнит, откуда растут её ноги, но все в конце сходятся на мысли, что, поскольку деньги ещё остались, самым бодрым настала пора пройтись по холодку до круглосуточного. И возвращаясь в комнату, полную журчащего медитатива магнитофона, и жаркую от древесного дыма чьих-то контрабандных кропаликов, плывёшь вместе со всеми, понимая, что завтра будет нехорошо, и это завтра уже в двух-трёх часах. Но пока – Вана Хойя, мы вместе. И в хорошем месте, раз уж нас тут столько.

6) «Рок-н-ролл мёртв» — классика неоспоримая, но мной воспринимаемая без особого пиетета.

7) «Радио Шао-Линь» порадовало своей изысканной краткостью :)

8) «Искусство быть смирным». Хорошая песня. Понравилась. Приятно слушать что-то, не отягощённое ассоциативными рядами (ну… почти…)
Нечто, просто у в л е к а ю щ е е.
Рассеянно-пристальное внимание: как над бегущей водой: видишь один-два камешка на дне и краем глаза – всю бурлящую, искристую, беспрестанно изменчивую воду.

9) «Тибетское Танго». Сидит стайка угрюмых карлов с моховыми бородами и прихлопывает ладонями по коленям под ритмичное отрывистое бурчание. И откуда эти карлы, и чего им надо в моей голове… Кукукум фи-фи.

10) «Время Луны». Всегда нравился припев, всё остальное терялось как-то.
«У нас есть шанс, у нас есть шанс… в котором нет правил».

11) «Мальчик Евграф».
«Синема, синема, синема-а,
От тебя мы без ума!..»
А чего вы хотели?.. Свободный полёт ассоциаций.
«Ах, куда подевался Кондратий…»

13) «С утра шёл снег». На этой песне окончательно отвлеклась и занялась игрой с нашей семейной «музыкой ветра». Бейте меня сколько хотите своим культурным презрением, но – скучно.

14) «Ещё один упавший вниз». С первых же строк страшно напомнило что-то цоевское. Покопавшись в небогатой меломанской памяти, решила, что:
а) Цой «Это не любовь» (или «Ты выглядишь так несовременно рядом со мной…») б) сам БГ, но «Маша и медведь» :))

Итого – альбом не моего формата. Понравились «Вана Хойя», «Искусство быть смирным» и отчасти «Время Луны». В качестве бонуса дарю плюсик «Тибетскому Танго».

15 сентября 2006 г.


АКВАРИУМ — «РАДИО АФРИКА» (1983). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

А.ЗЕЛЁНЫЙ, К.КИЧ. Рецензия на альбом «Радио Африка». Журнал «Рокси» № 6, ноябрь 1983:

МУЗЫКАНТЫ :

БГ — голос, гитара,
А.Ляпин, В.Козлов — гитара,
С.Курехин — клавишные, стрингс,
П.Трощенков, М.Кордюков, Е.Губерман — барабаны,
М."Фан" Васильев, А.Титов, Вс.Гаккель — бас,
И.Бутман — саксофон.

Запись: АНТРОП, 1983 (номер отсутствует)

« — Майк, почему последний АКВАРИУМА -»Радио Африка" — такое Говно?
— Я так не считаю."

Из ответов на вопросы во время гастролей Майка в Москве в ноябре 1983 г.

«Рок — это энергия, сейчас и здесь» — любит говорить Боря. «А энергия — это тепло» — объяснил ему как-то один физик. И вот летом 1983 года наш белый растафари в поисках вышеупомянутого тепла обратился к Оркестру Африканского Радио. Оркестр этот, как выяснилось, состоит из одних звезд — даже Дюше места не нашлось. Ну-с, так выделилась ли энергия?

«Музыка серебряных спиц» — надо полагать введение. Ласковым голосом БГ клянется, убеждая нас верить ему. Гитарное соло Ляпина, как всегда, безукоризненно, к тому же создает весьма специальный мост между старыми битовыми традициями и НВ-звуком этого номера. Из текста вспоминается фраза «когда я был младше, я не знал, что может быть так».

А дальше все свистит и трещит, шумит, и из этого треска вырывается отличный джаз-роковый рифф «Капитана Африка». Эта вещь, несомненно, является для АКВАРИУМА-83 основной программной песней, определяющей облик группы и самого БГ.

«Песнь вычерпывающих людей» — в традициях доброго старого АКВАРИУМА — ничего не понятно, но, зато как в кайф. Непонятно в том смысле, что трудно объяснить словами свои ощущения, но самому внутри, конечно, все понятно, то есть в соответствии с идеологией всего рока «меньше думай, больше чувствуй».

Еще в XVII веке один человек заметил, что в каждом мужчине живет змея, и ее голова то и дело показывается под животом. Змея эта весьма злая, она то и дело набрасывается на женщин и кусает их такой ядовитой слюной, что вздутие от укуса держится девять месяцев. Неу, you, береги свою змею. Звук на «змее» отличный, хэт, кстати, записан задом наперед.

«Скипси дрэг» — Нельзя сказать, что любовная лирика в нашем роке очень популярна. А БГ как-то удается писать хорошие вещи в этом жанре. Вс.Гаккель — бас. Сам он по этому поводу заявил, что желает всем виолончелистам попробовать себя на этом инструменте.

Основной хит альбома, конечно, «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Но его постигла судьба «Пепла» с «Табу». На концерте эти вещи имеют почти материальную сущность, в студии они теряют половину. Что же касается смысла текста, который уже вызвал дурацкие споры и обсуждения «всерьез» — «а мертв ли рок-н-ролл на самом деле» и тому подобное, то надо отметить, что заявление это весьма самоуверенное.

«Искусство быть смирным» — Восток. Принц Сиддхарха у реки...

«Тибетское танго» — пожалуй, лучший номер. Медитативная мелодия на одесский манер, сакс и ф-но наяривают «На Дерибасовской открылася пивная» без двух последних тактов — весело.

Следующий номер — «Шанс, в котором нет правил» был бы просто плохим, если б не текст. Вообще, все разговоры о том, что на что похоже можно было бы вести до бесконечности, кроме того многие наши музыканты, переводящие английские тексты и заимствующие западные мелодии несут в некотором смысле просветительскую миссию, поэтому говорить об этом как-то не принято. Но тут рифф «Время луны — это время луны» и музыкально, и почти и в тексте, совпадает с «MOON LIGHT NIGHT» ЮРАЙ ХИП «RETURN TO FANTASY». Будем надеяться, что БГ никогда не слышал этой пластинки.

Песня о великом гуманисте М.Евграфе. Иванова нетрудно было отождествить с автором, К.Доева, при желании, тоже можно. Теперь наш поп-идол открывается нам с новой стороны. Соло Ляпина вновь хочется упомянуть с лучшими похвалами.

Сольный номер Курехина на тему романса «Не покидай меня».

«С утра шел снег» — в топе газеты «Смена»...

В последнем номере — «Еще один, упавший вниз» — есть пророческие слова «Нелепый конец для того, кто так долго шел иным путем». Нелепый, что и говорить.

«Сделай лишь шаг и ты вступишь в игру, в которой нет правил». Своим альбомом А и БГ показали игру по правилам. Вроде бы, вcе в порядке. Какая игра будет завтра? Или принц-таки научил тебя своему искусству, Боб?

Альбом «Радио Африка» для бесплатного прослушивания

А.КУШНИР — «100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА» (альбом «Радио Африка»)

О записи альбома «Радио Африка», весна 1983 

О финальной стадии записи и о сведении альбома «Радио Африка», 18 — 28 июля 1983 

О работе над альбомом «Радио Африка». Газета «Живой звук» (март 1997)

А.МАЛЮКОВ aka САМ — Рецензия на альбом «Радио Африка»

Тексты песен, вошедших в альбом «Радио Африка»

РА-4

«РОК-Н-РОЛЛ МЁРТВ»

(Борис Гребенщиков)

Какие нервные лица — быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем «Привет», —
В этом есть что-то не то;

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет.

Отныне время будет течь по прямой;
Шаг вверх, шаг вбок — их мир за спиной.
Я сжёг их жизнь, как ворох газет —
Остался только грязный асфальт;

Но рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а я...
...ещё нет.

Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо — мы платим втройне:
За тех, кто шёл с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то, что

Рок-н-ролл мёртв — а мы ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а мы;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а мы;

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед,
Рок-н-ролл мёртв, а я...


Впервые статья была опубликована её авторами Игорем и Олесей Шамариными 15 сентября 2006 г. в ЖЖ rock-meloman.


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня