ЮРИЙ МОРОЗОВ — «Вишнёвый сад Джими Хендрикса» (1973)

Morozov_1

1. Настанет день
2. Жесты по поводу необъяснимого
3. Мой друг пони
4. Песня хиппи
5. Вишнёвый сад Джими Хендрикса
6. Эффект присутствия
7. Бог сильнее нас
8. Если б я был богатым
9. Реквием для шестиструнной гитары и удава
10. Милый друг
11. В королевстве масок
12. Выставка гейш

Morozov_2

Осенью 1969 года в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) 21-летним студентом-вечерником Северо-Кавказского горного института Юрием Морозовым была организована бит-группа «БОСЯКИ». Выбранное название само по себе бросало некий вызов окружающей социалистической действительности — достаточно вспомнить, что тогдашние вокально-инструментальные ансамбли именовались не иначе как «Весёлые ребята» и «Добры молодцы»... Репертуар «Босяков» основывался на зарубежных рок-стандартах, а также на несомненно впитавших «битловское» влияние собственных опусах Морозова, уже тогда в статусе стихийного первопроходца начавшего фиксировать на магнитной плёнке плоды творческих усилий. В 1971 году Юрий переехал в Ленинград, поступил на вечернее отделение Политехнического института и собственными руками собрал домашнюю звукозаписывающую студию, на которой впоследствии реализовал не один десяток полноценных, мультижанровых авторских магнитофонных альбомов. Если разобраться по сути, в СССР до 1973 года любительские группы не выпускали сколь-либо концептуальных работ, ограничиваясь (да и то в лучшем случае, за неимением опыта и качественной техники) сборниками разрозненно записанных песен или, что гораздо чаще, обыденных концертных плёнок. Осенью 1972 года Морозов получил вакансию инженера на Ленинградской студии грамзаписи, посвятив этой работе всю оставшуюся жизнь. А летом 1973 года при помощи будущего лидера группы «Приют обречённых» Сергея Лузина (фисгармония, фортепьяно, флейта) и Нины Морозовой (вокал, бэк-вокал, смех) готовый к освоению новых звуковых вселенных мультиинструменталист и экспериментатор Юрий Морозов записал, по сути, первый советский концептуальный рок-альбом, осенённый астральным покровительством великого гитарного гения и получивший по-чеховски изящное название «ВИШНЁВЫЙ САД ДЖИМИ ХЕНДРИКСА». Буквально несколькими месяцами до этого начинающая ленинградская группа «Аквариум» в лице Бориса Гребенщикова и Анатолия «Джорджа» Гуницкого выпустила альбом «Искушение Святого Аквариума», и именно эти две работы стали священными скрижалями не вписанной в Госплан СССР независимой отечественной звукозаписи.

Morozov_5

Сейчас можно только догадываться, насколько потусторонним и даже чужеродным в далёком 1973-м году казался неизбалованному среднестатистическому советскому уху этот альбом! С первых же секунд, когда из хаоса неразборчивых радиопомех, каких-то дельфиньих криков и истеричного женского смеха вырывались вдруг строки:

Настанет день — из мусорных куч
Я выкрою плащ!
С крестом до колен, с марихуаной круч
Я вскрикну как плач:
Счастья нет! Его унёс чёрт.
Счастье — бред, а я — его лорд.
Я встретил тебя, оу, еее...

А дальше — коктейль Молотова из ещё не ставшего к тому времени основательно-монументальным наследия советских ВИА («Если б я был богатым», эдакий ВИА под воздействием химических стимуляторов), «The Beatles» («Мой друг пони»), «Deep Purple» («Настанет день») и «Black Sabbath» («Песня хиппи»), в жёстком миксе с колокольным звоном, автоматными очередями и (классика есть классика!) смываемой водой в унитазе. Подлинное психоделическое безумие в духе «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» — с весьма продвинутыми для начала 1970-х стихами, звучащими и сегодня отнюдь не архаично. При этом — ни одного ударного хита, ни одного рок-шлягера в сегодняшнем понимании, исключительно песни-оттенки, песни-пазлы и песни-штрихи, лишь собранные в едином звуковом поле создающие цельную картинку.

Morozov_6

Автор рисунка — Н.Морозова

Альбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», записанный в тесной однокомнатной квартире на два магнитофона («Юпитер-201 стерео» и «Айдас-19М») при помощи смоделированных собственноручно Юрием Морозовым лампового микшера, амплитудного модулятора, листового и магнитофонного кольцевого ревербераторов, единственного в своём роде гитарного электро-механического преобразователя звука и двух самодельных ламповых усилителей, известен меломанам в трёх бытовавших версиях: оригинальной, выпущенной летом 1973-го (о ней мы и ведём сегодня речь), модифицированной (с незначительными изменениями в трек-листе) 1975-го, а также расширенной — с добавленным к основному списку песен сборником «Остров Афродиты» (1974-76 гг.). В 1993-м году вышла одноимённая виниловая пластинка с несколькими бонус-треками, а позже — тот самый, дополненный «Островом Афродиты» вариант на CD. Впервые имя Юрия Морозова лично я услышал из уст Майка Науменко, исполнявшего на альбоме «LV» в «Песне Гуру» ироничную строчку: «Я вам поставлю Юрия Морозова, он типа Кришны, он тоже всеми шибко любим». Затем фрагментом морозовской записи была дописана одна из кассет того же «Зоопарка», привезённая мной из студии «Колокол» при Московской рок-лаборатории. Что касается какой-то информации об этом музыканте и, в частности, об альбоме «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», то впервые я получил её благодаря какому-то молодёжному журналу, где во времена Перестройки печаталась в режиме «продолжение следует» советская (тогда ещё) рок-энциклопедия. А визуально впервые увидел Морозова в его совместном с группой «ДДТ» музыкальном фильме «Оттепель» — с кадрами из VI Ленинградского рок-фестиваля (1988). 23 февраля 2006 года Юрий Морозов покинул этот мир, оставив после себя солидное творческое наследие, добрую память о неповторимой романтической эпохе и — возделанный с любовью и верой Вишнёвый Сад Джими Хендрикса.

Morozov_3

«ВИШНЁВЫЙ САД ДЖИМИ ХЕНДРИКСА»

(Юрий Морозов)

Феникс в цветах огней
Кружится над статуей
Джими Хендрикса, Джими Хендрикса.
В огне сгорает он и рождается вновь.

Вокруг осыпается и вновь цветёт
Вишневый сад
Джими Хендрикса, Джими Хендрикса.

Быть может, Джими
Растворился в героине
Вовсе не навсегда, вовсе не навсегда...


Релиз статьи состоялся 22 февраля 2015 года на сайте https://igor-shamarin.ru/


4.2
5
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии