ЮРИЙ МОРОЗОВ – «Свадьба кретинов» (1976)

Svadba_1

1. Конформист
2. Кретин
3. Не знаю, за что
4. Дай крылья мне, Бог
5. А мне и так конец
6. Свадьба кретинов (Бродяга-пёс)
7. Сон
8. Чёрный пёс

Svadba_2

Вспоминая лучшие образцы отечественного рок-андеграунда 1970-х годов, совершенно невозможно обойти вниманием запись, созданную ленинградским корифеем Юрием Морозовым в 1976 году и получившую по-панковски хлёсткое для эпохи позднего социализма название «СВАДЬБА КРЕТИНОВ». Если окрашенный психоделическими тонами альбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», записанный в 1973-м, стал отправной точкой в контексте концептуального музыкального творчества, то «Свадьба кретинов» — вполне себе зрелая, выверенная работа, записанная в настоящей профессиональной студии с фрагментарным применением домашних заготовок. Альбом длится 24 минуты, и сам автор впоследствии рекомендовал дополнять его релизом 1977 года «Там, где дали темны». Мы отойдём от этой рекомендации и рассмотрим артефакт в его первозданной форме, тем более, альбом пронизан единой прослеживающейся художественной концепцией и вполне самодостаточен.

…Они вдвоём познали жизнь
И смерть,
Но о любви в губах у мёртвых смех.
И на трубе играл
На свадьбе их
Сбежавший от людей кретин.

Для начала – о главном. Юрий Морозов не «играл» в Хендрикса и Заппу, не копировал «The Beatles», «Black Sabbath» и «Led Zeppelin», и тем более – не подражал им. Он был культуртрегером. То есть просветителем, носителем, разносчиком культуры – как угодно. Это крайне важно иметь в виду, прослушивая сегодня ранние морозовские магнитоальбомы, насыщенные аллюзиями на весь вместе взятый западный рок шестидесятых-семидесятых. Это был максимально честный уход в противоположную сторону от набивших оскомину любому вменяемому человеку песен про Ленина, БАМ и комсомол в исполнении какого-нибудь монументального Иосифа Кобзона или, что гораздо хуже, официальных молодёжных ансамблей того времени. Морозов успешно претворил в жизнь опыт общения советского музыканта с советским слушателем на общечеловеческом, лишённом идеологических клише уровне. Он был, в первую очередь, интересен и привлекателен для своего поколения непосредственным вовлечением в контекст времени, дружески протянув каждому желающему руку и пригласив даже не в музыкальное – в совместное творческое путешествие.

Морозов в своих записях представал абсолютно свободным и раскрепощённым: он, ничуть не заботясь о филармонической «красивости», пел о женщинах и о наркотиках, о Боге и дьяволе, о смерти и плотской любви, о самоубийцах и пьяницах, о помойках и храмах (порой одно дополняло другое, кто жил – то помнит) – и всё это в реальном мире окружало его слушателей, создавая моментальный ответный резонанс. Японский кинорежиссёр Хидэо Наката отмечал в 1976 году своё 15-летие, а в СССР, задолго до его фильма «Звонок», подпольный гений Юрий Морозов пел: «Я не верил, но сегодня телефонный гуд бормотал мне, что меня, наверное, убьют. А мне и так конец!» — и эта фраза, в условиях тотального господства КГБ СССР, наводила на молодёжь семидесятых куда больший стрём, нежели любой заграничный фильм ужасов. Тем более, фраза была усилена зловещим «Аллё!» и дальнейшим нечленораздельным ворчанием какого-то зафузованного зубастика в телефонной трубке.

Svadba_3

Магнитоальбом «Свадьба кретинов» был сочинён в период 1974-76 гг. Он записывался усилиями трёх музыкантов: Юрия Морозова (вокал, гитары, бас-гитара, ударные, вокал), Сергея Лузина (фортепиано) и Нины Морозовой (вокал, бэк-вокал). Этот творческий союз успешно показал себя ещё на записи «Вишнёвого сада Джими Хендрикса» и, из элементарных соображений конспирации (не забываем о только что упомянутом КГБ!) на долгие годы оставался замкнутым кружком единомышленников-многостаночников. Переслушивая сегодня эту старую и по-прежнему свежую запись, мы без труда отметим её перекрёстное, даже по-доброму конкурирующее соотношение с записями «Аквариума» тех же годов (особенно это слышно в треке «Дай крылья мне, Бог»), или прямое, как выстрел из ружья, влияние, оказанное, скажем, на группы «Пикник» и «Крематорий». Недаром песня «Конформист» была к 1983 году доработана Арменом Григоряном и включена под названием «Конформист Морозов» первым (!) треком в дебютный альбом «Крематория» — «Винные мемуары». Хард-номер «Кретин» и вовсе стал революционным для своего времени. Отметим, что в октябре 1976-го британская панк-группа «Sex Pistols» ещё только заключила первый контракт с «EMI Records», в то время как Юрий Морозов уже записал своего одиозного и полюбившегося народу «Кретина», а также упомянутый выше упаднический опус «А мне и так конец» с отсылками к «The Jimi Hendrix Experience» и (что куда страшнее) к «Black Sabbath» для распространения в железобетонном Совке.

Альбом филигранен не только в плане музыкальных наработок (скажем, в песне «Сон» звучат два перекликающихся гитарных соло, что даже по нынешним временам звучит впечатляюще, в «Дай крылья мне, Бог» использована хоральная аранжировка, а акустика в «Конформисте» и, особенно, «Не знаю, за что» — это просто самый настоящий фирменный уровень), но и в смысловом плане. Здесь имеются сквозные герои и сквозные мотивы, здесь раскачиваются на ветру влюблённые мертвецы и бродит с костью в зубах цепеллиновский лабрадор, нашедший, наконец, себе песенное пристанище. Всё это и делает цикл «Свадьба кретинов» альбомом, а не просто набором разрозненных песен. Возможно, альбомом даже намного более значимым, нежели нам представляется, поскольку он не имел отечественных аналогов и сам явился предтечей и каноном. Слушайте легендарного Юрия Морозова, и вы услышите, из чего всё проросло!

Svadba_4

«КОНФОРМИСТ»

(Юрий Морозов)

В мутной воде
Проплывают цветы и сор.
Я в темноте
Потерял в ней своё лицо.
Может, кто-то его заметит
И, поймав, наденет вновь.
Или, может, минуя берег,
Оно погрузится на дно.

Чтобы во мне
Человека могли узнать,
Нарисовал
Грязью губы я и глаза.
И, боясь всего, как птица,
Огляделся я кругом
И увидел, что все лица –
Разрисованное ничто.


Релиз статьи состоялся 14 марта 2015 года на сайте https://igor-shamarin.ru/


0
0
голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Оповестите меня
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии