САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – «Классика» (песни ранних 1970-х)

СП-1

1. Приходит день
2. Хвала воде
3. Осень 1970 года
4. Позволь
5. Дура (Live)
6. Сердце камня
7. Я видел это
8. Что стоишь?
9. Спеши к восходу (Live)

СП-5

В самом начале лохматых, как бахрома на изношенных клешах, семидесятых годов канувшего в Лету ХХ века рок-музыки на русском языке ещё не было как факта. Первые бит-группы, в отличие от официальных ВИА, исполнявших сочинения маститых композиторов и поэтов-песенников, строили свой репертуар на пропущенном через собственное понимание иностранном материале и в ус себе не дули. Плохая аппаратура позволяла особо не заморачиваться с произношением и чётким знанием оригинальных текстов, так что оставшиеся в живых свидетели и участники первых отечественных рок-сейшенов в один голос заверяют – публика была в восторге от любой усиленной допотопным микрофоном тарабарщины, включая птичий язык. Главное – барабаны гремели, гитары жужжали, музыканты и зрители трясли патлами, и все ощущали доводящий до экстаза аллергический зуд – легко вычисляемый признак отведанного запретного плода. Помимо этого, исполнение рока на русском в те годы считалось исключительным недоразумением. Но – всегда находятся идущие против течения, становясь со временем корифеями жанра. Первой советской рок-группой, сочинившей и исполнившей в начале 1970-х программу исключительно на родном языке (вследствие чего мы и посвящаем ей первую главу нашего музыкального путешествия), принято считать «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», сформированный осенью 1969 года рослым студентом-третьекурсником истфака ЛГУ Владимиром Рекшаном. На личном счету Рекшана к этому моменту уже был опыт участия в студенческом ансамбле «Корабль дураков», а также вполне успешная карьера на спортивном поприще: Владимир, будучи прыгуном в высоту, входил в сборную Ленинграда по лёгкой атлетике, благодаря чему побывал весной 1968 года в Париже, застав легендарные студенческие волнения и зарядившись революционной энергией. К слову о революции, нужно было иметь определённую гражданскую смелость, чтобы в 1970 году, прямо в колыбели Великого Октября, назваться старорежимным «Санкт-Петербургом»!

СП-4

«И у камня бывает сердце, и из камня можно выжать слёзы…». Группа исполняла – исключительно по-русски – украшенный городскими балладами ритм-энд-блюз, переходящий в хард-рок с элементами арт-рока. Экспрессивная, граничащая с эпатирующей агрессивностью, сценическая манера Владимира Рекшана (как пример — впечатанный в исторические анналы выход на сцену босиком, в красных шароварах, турецком халате и с большими часами на шее), его эффектный, слишком смачный для унылых будней брежневского застоя поэтический стиль и узнаваемый «ревущий баритон», мощный кадровый ресурс группы в лице барабанщика Владимира Лемехова и сменившего его за ударной установкой Николая Корзинина (соавтора репертуара), бас-гитариста Сергея Лемехова, скрипача-виртуоза и гитариста Никиты Зайцева (впоследствии участника золотого состава «ДДТ») – все эти факторы, сложившись воедино, выдвинули не имевший доступа к телевидению и радио «Санкт-Петербург» в лидеры ленинградского рок-андеграунда первой половины семидесятых. Была пора безумной славы, была пора забвения. Менялись составы, затем «Санкт-Петербург» стал группой «Город» (1982-86 гг.), и снова возродился под своим легендарным названием…

О становлении коллектива, о культурной среде и социальных условиях тогдашней питерской рок-тусовки лично я узнал весной 1988 года. Отец выписывал прогрессивный для своего времени журнал «Нева», в мартовском номере которого была опубликована документальная повесть Владимира Рекшана «Кайф». В июне того же 1988-го состоялся VI фестиваль Ленинградского рок-клуба, по следам которого через каких-то там пару лет (зацените скорость!) была выпущена сборная пластинка с записями «Алисы», «ДДТ», «Телевизора», «Объекта насмешек», «Мифов», «Детей» и, конечно же, «Санкт-Петербурга» с потрясающей, стреляющей электричеством песней «Невский проспект». Этот виниловый сборник я прокрутил, наверное, раз сто, выучив каждый трек от и до, и именно с данного релиза веду отсчёт непосредственного знакомства с музыкальным творчеством Владимира Рекшана. Кстати, полная запись сета «Санкт-Петербурга» на упомянутом Шестом рок-фестивале была издана в 2003 году на CD «Живьём!» (в трек-лист также включено акустическое выступление на концерте памяти Дюши Романова в 2000-м). Что касается непосредственно дискографии «Санкт-Петербурга», то первый студийный альбом у группы появился лишь в 1993-м, а сегодня мы ведём речь о диске «КЛАССИКА», записанном в 1997-м и великолепно оформленном экс-участником группы Сергеем Лемеховым.

Sankt_razvorot

Полный разворот обложки альбома «Классика» (рисунок Сергея Лемехова)

«Классика» Рекшана и «Санкт-Петербурга» — далеко не единичный пример в русском роке, когда группа записывает в студии собственные сочинения, прославившие её лет эдак десять-двадцать-тридцать назад. Ранний репертуар перепевали заново целыми альбомами Константин Никольский, «Машина времени», «Пикник», «Центр», «Крематорий» и др. В данный же альбом вошли те самые песни начала 1970-х, составлявшие фактически первую полностью русскоязычную рок-программу в Советском Союзе. Материал записали стойкие братья по оружию Владимир Рекшан (вокал, бэк-вокал), Никита Зайцев (гитары, скрипка, бэк-вокал), Николай Корзинин (вокал, барабаны, бэк-вокал), Жак Волощук (бас-гитара) и Юрий Задорнов (клавишные, бэк-вокал). В двух концертных треках можно услышать бас-гитару Виктора Ковалёва (без этого музыканта золотой состав группы был бы неполным) и гитару Андрея Мерчанского. Исследуя с помощью данного альбома «культовое пространство 70-х», можно с лёгкостью проследить как истоки вдохновения (один из главнейших хитов, «Сердце камня», напрямую ассоциируется с «Heart of Stone» из раннего репертуара «роллингов» и т.п. ), так и то огромное влияние, оказанное группой «Санкт-Петербург» на своих более молодых коллег в лице Юрия Шевчука, Майка Науменко, Сергея Селюнина, Андрея Макаревича. Вплоть до прямого цитирования, как, скажем, в случае с потрясшей многих экзистенциальной откровенностью «Одой ванной комнате», в которой лидер «Зоопарка» на излёте 1970-х использовал строчку из песни «Хвала воде». Или в контексте ранней песни Бориса Гребенщикова «Мост» со строчкой «Ты строишь мост и кладёшь, как камни, сердце» (ещё одно пересечение с монументальным рекшановским «Сердцем камня»). Таким образом, ознакомившись с «Классикой», пропустив через себя эти прекрасные древние песни, можно быть вполне уверенным в том, что у русского рока, каким мы его любим, было откуда и куда расти. Иных уж нет, другие странствуют далече – так перевёл на русский язык А.С.Пушкин слова персидского поэта Саади. Это лишь отчасти можно сказать сегодня про группу «Санкт-Петербург», поскольку, невзирая на человеческие потери, коллектив во главе со своим лидером по-прежнему в деле. И это отрадно осознавать.

СП-2

«СЕРДЦЕ КАМНЯ»

(Владимир Рекшан)

И у камня бывает сердце
И из камня можно выжать слёзы
Лучше камень впадающий в грёзы
Чем человек с каменным сердцем
И у камня бывает сердце
На граните цветы как слёзы
Лучше камень впадающий в грёзы
Чем человек с каменным сердцем

Камни камни
Перекати-поле
Камни камни по белу свету
С мира по нитке
А в земле – раздолье
И камень стал здесь мне лучшим другом

И у камня бывает голос
И у камня бывает песня
Лучше камень построивший город
Чем человек с каменным сердцем
И у камня бывает сердце
Даже нищий это сердце слышит
Он у храма
Город в чёрные крыши
Утопает все выше и выше.


Релиз статьи состоялся 27 февраля 2015 года на сайте http://igor-shamarin.ru/


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня