АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ – «Размышления шута» (1974)

1. Скоморохи
2. Ты и я
3. Финдлей
4. В полях под снегом и дождём
5. Я всегда любил зверей
6. Баллада о войне
7. Наш старый дом
8. Испания
9. Ты меня оставил
10. Только ты верь мне
11. Подруга угольщика
12. Песня шута
13. Синий лес
14. Я – Гойя
15. Финал

Ckomorohi

Только в 1987 году, спустя тринадцать лет после фактической записи (два непрезентабельных миньона 1978-79 годов в расчёт брать не особенно приходится), фирма «Мелодия» выпустила в свет долгоиграющий виниловый диск с воистину бесценным материалом, созданным одной из первых советских рок-групп, именовавшей себя «СКОМОРОХИ», лидером и вокалистом которой был Александр Градский. Цикл разноплановых песен, а точнее – вокальная сюита, записанная в период 1971-74 гг., имеет название «РАЗМЫШЛЕНИЯ ШУТА». В 1996 году альбом был переиздан в виде первой части двойного CD «Золотое старьё».

Группа «Скоморохи» входит в золотую когорту самых первых отечественных рок-коллективов, наряду с группами «Brothers», «Сокол» и «Славяне», и именно «Скоморохи» (время появления – март 1966 года) выделились из общего ряда тем, что начали с подачи Градского сочинять и исполнять материал на русском языке, что по тем временам в зарождавшейся советской рок-тусовке казалось полнейшей ересью и абсурдом. Таким образом, цикл «Размышления шута» с песнями А.Градского на стихи Р.Бёрнса, В.Шекспира (переводы С.Маршака), А.Вознесенского, Н.Асеева, В.Сауткина представляет собой уникальный документ эпохи, зафиксированный в условиях профессиональной музыкальной студии и благополучно дошедший до наших дней в своём первозданном виде. Редчайшая для группы означенного времени творческая удача и едва ли не единичный случай в истории советского рока той эпохи!

Ненадолго перенесёмся в 1974 год… В этом году первое место на фестивале «Евровидение», состоявшемся в Англии, получила шведская группа «ABBA». Летом в ФРГ прошёл чемпионат мира по футболу; победив в финальном матче сборную Нидерландов 2:1, хозяева чемпионата во второй раз в своей истории стали чемпионами мира. 8 июля в СССР вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ). 15 сентября на окраине Москвы в лесопарке Беляево, у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова, состоялась одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР – выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами, которая была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила название – «Бульдозерная выставка». В мировой прокат вышли такие кинокартины, как: «Запах женщины», «Крёстный отец-2», «Аморальные истории», «Ночной портье», «Китайский квартал», «Эммануэль», а в Советском Союзе – «Агония» Элема Климова, «Зеркало» Андрея Тарковского, «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, «Отроки во Вселенной» Ричарда Викторова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. В 1974 году ушли из жизни писатель и кинодеятель Василий Шукшин, президент Французской Республики Жорж Помпиду, Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Родились испанская актриса Пенелопа Круз, американский актёр Леонардо ДиКаприо, российская певица и поэтесса, лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина…

«Тяжко дело – не беда, ой-да радуга-дуга. Я за радугой айда в балаган. Век за веком бьёт в набат, сам себе и царь и бог, вольной радости солдат – скоморох. Мчатся сани-самокаты по дорогам к развесёлым да ребятам – скоморохам. Пиво, мёд, вино и брага, правда-матка. Скоморошая ватага, ух, и хватка!»

ABG

На период записи альбома «Размышления шута» (1971-74 гг.) состав группы «Скоморохи» выглядел следующим образом: А.Градский (вокал, синтезаторы, гитара, ударные, ф-но, челеста), И.Саульский (бас-гитара, вокал), Ю.Иванов (бас-гитара, гармоника в треках 2,7,12,14), С.Зенько (флейта, дудка, саксофоны), Ю.Фокин (ударные), В.Васильков (ударные в треке 14), А.Чалдранян (инструментальное вступление ударных в 10 треке). Звукорежиссура и реставрация альбома – дело рук М.Дудкевич, А.Градского и Ю.Богданова. Пластинка получилась настолько разноплановой и многослойной, что даже сегодня эта запись слушается на одном дыхании. Здесь, кажется, есть всё – от тончайшей лирики и пацифистских манифестов до жёстких хард-роковых запилов и даже панка. В завершение обзора приведу в качестве ещё одного документа времени текст сопроводительной статьи, размещённой на задней стороне конверта оригинального винила 1987 года выпуска. Автор статьи – Сергей Тихонов, и добавить что-либо более существенное к сказанному им, кажется, невозможно. В самом деле, уникальная во всех смыслах пластинка.

«Выход этой пластинки – событие почти уникальное, демонстрирующее первые опыты в советской рок-музыке, которые, к счастью, сохранились в оригинальной записи. Наивно порой звучат сегодня нехитрые приёмы тогдашней звуковой палитры, но не следует забывать, что до этих песен в этом жанре музыки в нашей стране практически ничего не было написано, если не считать двух-трёх «русоязычных» зарисовок группы «Сокол». Большинство частей сюиты созданы в последней трети 1960-х годов, став доказательством (а это тогда было необходимо) возможности пения на русском языке и сочинения собственно российской мелодики в роке.

Градский и его группа определили в своём творчестве почти все возможные направления в советской рок-музыке. Это и барокко-рок («В полях под снегом и дождём»), хард-рок, а позднее металл («Песня шута» и «Финдлей»), социально-философское осмысление «ленноновской» темы в «Я — Гойя», лирика («Ты и я»), фолк-рок «Нашего старого дома», «битлзовские» интонации («Только ты верь мне»), антивоенная направленность «Баллады о войне», позднее развитая в кинофильме «Романс о влюблённых», первые фонограммы с синтезаторами, абсурдная и гротесковая линия («Я всегда любил зверей»), хотя мы знаем ещё и чуть ли не панковую, частушечную «Птицеферму», и едкую сатиру «Песни о дураках» Градского образца 1968 года.

Градский первым в СССР начал записывать фонограммы всех партий. Часть из таких опытов («Только ты верь мне» и «Ты меня оставил») представлена на данном диске.

Маленькие чудеса – «Синий лес» и «В полях…» надолго сохранились в сердцах слушателей, а «Испания» долгое время была песней, которой композитор начинал свои сольные концерты. Велик был успех тогдашних «Скоморохов», в 1970 году после концертов в Ереванском спортзале «Динамо» восторженная публика несла Градского и его товарищей несколько километров до гостиницы на руках…

Воздадим же и мы должное Александру Градскому и группе «Скоморохи» за их весомый вклад в дело развития и становления рок-музыки в нашей стране».

Gradskyi

«В ПОЛЯХ ПОД СНЕГОМ И ДОЖДЁМ»

(А.Градский — Р.Бёрнс, перевод С.Маршака)

В полях под снегом и дождём
Мой милый друг, мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг.

И если мука суждена
Тебе судьбой, тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой, делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом, где тьма кругом,
Во тьме я солнце бы нашёл
С тобой вдвоём, с тобой вдвоём.

И если б дали мне в удел
Весь шар земной, весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной, тобой одной...


Впервые статья была опубликована в ЖЖ Игоря Шамарина 10 июля 2010 г.


Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня