Вячеслав Бутусов — "Гудбай, Америка! ": 35 лет «NAUTILUS POMPILIUS» на бис (23.03.2019)

Дата концерта: 23 марта 2019 года
Место проведения: г. Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ & Co
Программа: «Гудбай, Америка!»: 35 лет «NAUTILUS POMPILIUS» на бис. Клубная версия"

Полный сет-лист концерта:

1. Эта музыка будет вечной
2. Одинокая птица
3. Тутанхамон
4. Взгляд с экрана
5. Люди
6. «Титаник»
7. Бриллиантовые дороги
8. Доктор твоего тела
9. Прогулки по воде
10. На берегу безымянной реки
11. Зверь
12. Утро Полины
13. Крылья
14. Дыхание
15. Хлоп-хлоп
16. Шар цвета хаки
17. Скованные одной цепью
18. Я хочу быть с тобой
19. Прощальное письмо

БИС:

20. Казанова
21. Князь тишины

На пороге весны 2017 года Вячеслав Бутусов распустил группу «Ю-Питер», а 23 ноября того же 2017-го на сцене столичного «Крокус Сити Холла» состоялась премьера программы «Гудбай, Америка!», приуроченной к 35-летию легендарного бутусовского детища — группы «Nautilus Pompilius». Одновременно действо явилось презентацией альбома с вольно переработанными версиями великих песен, записанного силами рок-мэтра и его нового, нарочито безымянного сопровождающего состава. Стартовал многомесячный тур, и вот, в «Главклубе» образца марта 2019-го, при огромном скоплении ностальгирующей публики, программа была сыграна «на бис». Нужно отметить, что творческое наследие «Nautilus Pompilius» в период «загробной жизни» далеко не впервые претерпевает смелые эксперименты от руки своего отца-основателя: вспомним, навскидку, сольный акустический проект «Тихие игры» (2001) или, уже в рамках «Ю-Питера», программу «Нау Рок» и более ранний цикл автокаверов «Mutatis Mutandis» (2008), являющийся составной частью трибьюта «НАУ БУМ» (к слову, именно с того масштабного концерта-фестиваля к 25-летию «Наутилуса» я и не лицезрел воочию сценического Бутусова, так что пробил час обновить впечатления).

В субботу 23 марта 2019 года такой шанс выпал, и грех было им не воспользоваться — даже не беря в расчёт внушительную дороговизну приобретённых загодя билетов (2500 р. за штуку). Были на концерте с женой, в фойе купили соответствующий заявленной программе CD. Дожидались начала, слушая подборку помпезной симфонической музыки и рассматривая на большом экране заставку с земным шаром, обтянутым —  на сюрреалистический манер — синей джинсой. Внимание также приковывала барабанная установка в правом углу сцены, целиком отгороженная от мира прозрачным пластиком. А ближе к началу шоу заставленные оборудованием и пультами постаменты по обоим краям сцены заняли (что твои вперёдсмотрящие, только без биноклей) колоритные концертные техники: выглядел этот антураж внушающе. В 20.15 анимированная картинка на экране пришла в движение, а ещё через пять минут на сцене, выстроившись в один ряд на заднем фланге, появились музыканты: Вячеслав Бутусов (вокал, гитара), Слава Нуори (гитара),  Руслан Гаджиев (бас-гитара, синтезатор) и Денис Маринкин (барабаны). Больше всего аплодисментов, конечно же, досталось лидеру группы, Вячеславу Бутусову, забившемуся куда-то в глубину левой кулисы и там занявшему оборону перед микрофонной стойкой. Экс-фронтмен «Нау», неизменно одетый в строгое (тёмно-синяя рубашка, застёгнутая на все пуговицы, тёмный галстук), обратился к зрителям в духе доброго партийного функционера на каком-нибудь молодёжном съезде: «Добрый вечер! Мы вам очень благодарны за вашу организованность и дисциплинированность. С огромным приветом из города Санкт-Петербурга, с большим приветом с Сахалина, Владивостока, Иркутска, Томска, Новосибирска, Уфы… Всем – большой привет!». После этих приветствий татуированный барабанщик взял вступительный темп песни «Эта музыка будет вечной», сценический бэкграунд ожил в полную силу, и концерт стартовал.

Премьера программы, как мы уже вспомнили, состоялась в 2017 году — в год 30-летия легендарного Подольского рок-фестиваля с участием «Наутилуса», порвавшего тогда буквально всех. Именно кадры с хроникой этого знакового феста показывал на первой песне «главклубовского» концерта стилизованный экран телевизора «Zenith». С экрана, потрясая потомков милитаризированным глэм-роковым имиджем образца 1987-го, на нас смотрели музыканты золотого состава «Нау»: Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Алексей Могилевский, Виктор Комаров, Егор Белкин. Пришло время «начать всё сначала», но...именно эту строчку маэстро забыл этим мартовским вечером, а в конце будто бы сыронизировал над казусом, многозначительно произнеся: «Специально для вас...». Новые аранжировки, увы, не добавили репертуару «Наутилуса» должного шарма: то, что можно было ухудшить диско-саундом и нарочитым фанк-роком, было ухудшено в той или иной мере. Можно поразмышлять о смысле и цене затеянных на широкую ногу реформаций классики, о фирменной отстранённо-усталой подаче рок-фронтмена, любимого несколькими поколениями, но это, пожалуй, как-нибудь за пределами данного очерка. Впрочем, на протяжении всего шоу нам демонстрировались всяческие инновации — от игры с голосовой подачей («Тууууутанхамон!») и ритмической расстановки куплетов («Взгляд с экрана») до реально крутого бэкграунда к каждому (!) номеру. Главная ассоциация — фильм Алана Паркера «Pink Floyd: The Wall». Что касается аранжировочных изысков, то партии саксофона и флейты полностью заместила гитара Славы Нуори (при этом весь концерт гитара самого Бутусова оставалась «в тени», мало чем влияя на создававшееся звуковое полотно). Меньше всего повезло песне «Титаник», представшей в своём вычурном авангардизме как саундтрек к конной атаке (при этом басист в буквальном смысле «оседлал» синтезатор), а наиболее выигрышно и созвучно эпохе прозвучали «Люди», «Доктор твоего тела» (после неё были представлены все музыканты группы) и, конечно же, «Зверь», усиленный кадрами из фильма А.Балабанова «Брат» (в финале зрителям был показан крупный портрет самого режиссёра). Песню «Бриллиантовые дороги» с крышесносным космическим арт-сопровождением маэстро Бутусов посвятил...городу Москва. Понравился акустический блок «Прогулки по воде» / «На берегу безымянной реки», визуально напомнивший старые-добрые времена концертов в «Горбушке». Во время исполнения аутентичных соляков гитарист мистическим образом вдруг стал как две капли воды похож на Егора Белкина!

Вторым ударным по эмоциональной окраске сегментом концерта стал сет-блок «Хлоп-хлоп» / «Шар цвета хаки» / «Скованные одной цепью». Тут уж экранный визуальный ряд пригодился как никогда: зловещие хоккейные маски маньяка Джейсона Вурхиза из культового ужастика «Пятница, 13-е», тоталитарные паркеровские декорации, портрет Ильи Кормильцева в финале «Скованных» — всё это, несомненно, сыграло в плюс. Публика в «Главлубе» благодарно и единодушно приняла легендарные хиты, получившие со временем лишь дополнительные смыслы и оттенки восприятия. Это была самая рОковая и (реально!) бескомпромиссная часть шоу. В заключительной части — «Я хочу быть с тобой» с не пропетой по каким-то причинам строчкой «я ломал стекло как шоколад в руке» и сказанным трогательным шёпотом «Спасибо!» и «Прощальное письмо» с концептуальным видеорядом: вырезанная из картона фигурка В.Бутусова (знаменитый кадр с оригинальной обложки альбома «Титаник») совершает на бумажном кораблике кругосветное путешествие. В коде песни, по канону, музыканты один за другим прекращали играть и покидали сцену. Первым ушёл маэстро, неся впереди себя подобно факелу букет подаренных цветов. За ним отправился басист (почему-то сбив с мелодии играющего «гавайское» соло гитариста). В правую кулису запрыгнул покинувший «стеклянный домик» барабанщик. Финальные ноты звучали на фоне залпов анимированного фейерверка. В 21.56 группа вернулась на сцену, исполнив суперхиты «Казанова» и «Князь тишины» — с уникальным и вгрызающимся в подсознание стимпанковским бэкграундом.

В 22.07 шоу завершилось, но ещё минут 15 зрителей держали в напряжении под намекающий на второй бис таинственный инструментальный саундтрек, не включая свет в зале. При этом даже «вперёдсмотрящие» техники не покидали свои оснащённые пультами рубки. Всё было хитрой иллюзией: охране попросту нужно было обеспечить плавный отток зрителей и удержать в зале основную толпу. Недовольных вокруг не наблюдалось, концерт оставил ровные (пусть и не всегда восторженные) впечатления. О программе можно спорить (недоумение вызывает хотя бы пошловатый видеоряд к песне «Крылья» с неким ангелом на плахе), есть претензии и к качеству некоторых аранжировок, порой в ущерб смыслу текста — всё это дело наживное и, в конце концов, хозяин — барин. Главной задачей вечера было получить удовольствие от живого дыхания великих хитов, и эта задача всеми нами была выполнена на сто процентов. Маэстро Бутусов сверкал немеркнущей харизмой и прямо на ходу дела безнаказанно занимался экспериментаторством, музыканты-волонтёры тоже старались не ударить лицом в грязь, так что в конечном итоге — ставим вечеру большой плюс. Было интересно и, главное, совсем не пахло нафталином.

В очерке использованы фото Евгения Стукалина.

© И.Ш., 2019.