Вадим Самойлов с программой «АГАТА КРИСТИ-ХХХ» в КЗ «Крокус Сити Холл» (11.11.2018)

Дата концерта: 11 ноября 2018 года
Место проведения: Москва, КЗ «Крокус Сити Холл»
Артист: ВАДИМ САМОЙЛОВ

Юбилейная программа «АГАТА КРИСТИ-ХХХ»

Полный сет-лист концерта:

Первое отделение:

1. Инспектор По
2. Viva Kalman!
3. Пантера
4. Ты уходишь
5. Канкан
6. Щекотно
7. Декаданс
8. Айлавью
9. Нисхождение
10. Истерика
11. Вольно!
12. Джиги-дзаги
13. Позорная звезда
14. Тоска без конца
15. Абордаж
16. Вечная любовь
17. Ты и я
18. Гетеросексуалист
19. Ни там ни тут
20. Ураган
21. Поход
22. Грязь
23. Легион
24. Чудеса
25. Пуля
26. Четыре слова
27. Ближе
28. Маленькая страна
29. Подвиг
30. Слова закончились

Второе отделение:

31. Эпилог
32. Где-то между
33. Вот она мечта
34. Другие
35. Сердцебиение
36. В интересах революции
37. Секрет
38. Никогда
39. Ковёр-вертолёт
40. Два корабля
41. Моряк
42. Чёрная луна
43. Опиум для никого
44. Сказочная тайга
45. Как на войне
46. Я буду там

БИС:

47. Новая жизнь

Одна из самых ярких, культовых и музыкально одарённых групп России, «Агата Кристи» распалась на пороге 2010 года. Братья Самойловы, не сумев найти достаточно весомые доводы для продолжения совместного творчества, отправились в параллельное рок-путешествие: в марте 2010-го Глеб собрал группу «The Matrixx», а через три года новыми песнями дал о себе знать Вадим, собравший безымянный сопроводительный проект и сделавший изначальную ставку на безукоризненно-хитовое наследие «Агаты». В феврале 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге состоялся первый и единственный на сегодняшний момент реюнион состава под названием «Агата Кристи» с двумя братьями Самойловыми. Тридцатилетие группы в текущем 2018-м Самойловы, пережившие предварительно несколько судебных разбирательств этическо-коммерческого свойства, отмечают порознь, так что поклонникам выпало смириться с данным «шизофреническим» казусом и включить в свои планы посещение двух юбилейных шоу вместо одного.

Первым отстрелялся Вадим Самойлов, представив в воскресенье 11 ноября с музыкантами своей группы запоминающееся многочасовое шоу «АГАТА КРИСТИ-ХХХ» в концертном зале «Крокус Сити Холл». До «Крокуса» ехать долго (станция метро «Мякинино» в Красногорске), так что я взял в дорогу стилистически близкие и милые сердцу «Рассказы сновидца» старого-доброго Лорда Дансейни. И, по древней концепции Карла Юнга, называемой им «беспричинным объединяющим принципом», первая же перевёрнутая страница открыла моим глазам заглавие очередного рассказа — «Второй фронт»! Намёк на название дебютного альбома «Агаты Кристи» счёл хорошим знаком. Мелкую атрибутику (значки, постеры с автографами «агатовцев» и т.п. ) «дикие» торговцы толкали с рук уже на дальних подходах к «Крокусу», а в просторном стеклянном фойе официальные прилавки в мерчендайзингом особым разнообразием не баловали: красные футболки с Вадимом Самойловым (соответствие дизайну афиши), CD и MP-3 «Агаты Кристи», книги. Без шибких эксклюзивов. Девушка-гардеробщица предложила заплатить за бинокль — с преимуществом последующего получения куртки без очереди, на что я с иронией показал левую руку с полученным только что браслетом для обладателей билетов в танцевальный партер — и мы оба усмехнулись. Знал бы я в тот момент, насколько скоро бинокль мне реально понадобится! Впрочем, детективная часть истории — чуть позже. Отстояв длиннющую очередь, я попал, наконец, в зал. Осмотревшись, выяснил, что половина амфитеатра в «Крокусе» отгорожена декоративным занавесом — видимо, в счёт расчищенного пространства перед изрядно заставленной мониторами, мигающими видеокамерами и инструментами сценой. Начала концерта зрители дожидались, всматриваясь в огромный экран с пробегающими по нему помехами «белого шума» и прослушивая нагоняющую таинственность сомнамбулистическую музыку (вспомнилось альтернативное чириканье птичек перед юбилейным концертом «ДДТ»). Изучив готические наряды «агатоманок» нескольких поколений (40-летние степенные мамы в винтажных свитерках и их 20-летние дочки-оторвы с подведёнными глазами и покрашенными чёрным лаком ногтями) и освежив в памяти дискографию «Алисы», отображённую на футболке стоявшего ко мне спиной парня, переключился на изучение сценического пространства. И вот тут-то меня накрыло синдромом непознанного. Узрел два синтезатора. Без труда прочитал на одном из них «Roland», пытаясь на правах «человека в теме» соотнести данный инструмент с арсеналом реальных боевых машин «Агаты Кристи» и понять, насколько нас ждёт аутентичный сет. Сделал определённые выводы. Перевёл взгляд на второй синтезатор и...оторопел, поняв, что не могу идентифицировать лейбл! Вот тут мне понадобился бинокль, поскольку никакой «Google» не может ничего сообщить о синтезаторе марки  "nesterovich", а порой буквально ЖИЗНЕННО важно в этом разобраться... Разгадка, вызывающая смех и слёзы, шарахнула по башке намного позже, чем того следовало ожидать — когда я уже порядком подустал вчитываться в эту загадочную надпись. Мы ещё вернёмся к этой истории, братцы. В 19.15, едва зрительское пространство заполнилось, шоу стартовало.

Погас свет, и на большом экране над сценой зажглись титры: «16 октября 1988 года, Дворец молодёжи, III фестиваль Свердловского рок-клуба». Замелькали кадры видеохроники — зафиксированные оператором молодые Андрей Макаревич, Настя Полева, Алексей Могилевский, зрители, гости и функционеры Рок-клуба — в преддверии фестивального сета. Вот, видеоплёнка фиксирует щедро раскрашенных гримом молодых музыкантов «Агаты Кристи» в сценических кулуарах (стоящий чуть поодаль от меня поклонник едва узнаёт Глеба и восхищается, насколько тот молод). Следом звучит клавишное вступление песни «Инспектор По», и на экране появляется элегантный Вадим Самойлов образца 1988 года, а у микрофонной стойки «Крокус Сити Холла» в потёмках занимает место нынешний Вадим Самойлов. Песня исполняется уже вживую, параллельно с видео и в полной синхронизации! Далее, без приветственных речей и пауз, в том же соответствии с видеоматериалами 1988 года — блок самых первых, отмеченных вычурным симфонизмом и опереточной бравурностью хитов «Агаты Кристи»: «Viva Kalman!», «Пантера», готическая «Ты уходишь» (сцену при этом буквально затопило вгоняющим в ступор липким алым светом), «Канкан». Всё сыграно очень аутентично и максимально близко к записанному в студии в конце восьмидесятых (период того самого альбома «Второй фронт»). В паузах ничего лишнего, нежели «Привет, Москва!» — и поехали дальше. Каждый свидетель этого действа в «Крокусе», наверное, отметил про себя, насколько весомый вклад по части незабываемой музыки внесён «Агатой Кристи» в отечественную рок-культуру. Филигранность аранжировок, мудрый лаконизм, страсть и экспрессия — ох, не зря группа по сей день  носит статус подлинного культа. Тем временем, перешли к творческому наследию девяностых. Застрелиться под музыку Стинга, согласно намерениям героя песни «Декаданс», не вышло, хотя по иронии судьбы именно в этот самый момент на сцене «Олимпийского» выступал упомянутый Стинг! В данной связи песня лично для меня прозвучала с дополнительной, более чем саркастической привязкой к реальности: воистину, «We`ll be together tonight!». Стремительно разобравшись с альбомом «Декаданс», Самойлов и «самойловцы» (о музыкантах коллектива скажу ниже) перешли к невероятно популярной в народе «Позорной звезде». Тут хиты посыпались как из обоймы: «Айлавью», «Нисхождение» (в процессе исполнения напряжённый и лишь пытавшийся бодриться до того момента Вадим будто бы оттаял и реально налился силой, огласив «Крокус» раскрепощённым боевым кличем: «Ну что, грешники, полетели!!?»), «Истерика» (на видеоэкране под строчки про «я тебя убью, как только поменяю коня» — кадры из культового фильма «Жмурки» с перескакивающими из мотора в мотор вооружёнными до зубов карикатурными бандитами девяностых в исполнении самых ярких современных российских актёров), «Вольно!», «Джиги-дзаги» (проникающий в самые чертоги разума психоделический видеоряд — в духе Лавкрафта), «Позорная звезда» (во втором отделении прозвучат ещё «Как на войне» и «Я буду там», что в сумме дало 8 песен из данного альбома). Далее перешли к «Опиуму».

Тут народ по-настоящему воспрял и, ликуя, не поверил своим ушам: неужели здесь и сейчас нам реально выдают на гора столько сокровищ? «Тоска без конца» (с новаторской фишкой в виде оптимистического резюмирования: «...умирают кошки, умирают мышки, умирают все — чтобы воскреснуть снова!»), «Абордаж» (с лукавым предисловием: «Похулиганим?..» и отеческим подтруниванием над толпящимися в партере чересчур юными фэнами: «Кому-то 18, а кому-то и 14!»), «Вечная любовь» (была исполнена с зажиманием носа для сугубой гнусавости и эдакой гротесковой похожести на Глеба), «Ты и я», «Гетеросексуалист», «Ни там ни тут» (на этой стадии народ в партере разгулялся не на шутку и пустился в отчаянные языческие пляски). Во втором отделении из «Опиума» прозвучали ещё «Чёрная луна», «Опиум для никого» и «Сказочная тайга» — итого в «Крокусе» исполнили 9 песен из соответствующего альбома. Что касается программы «Ураган», помимо заглавного трека прозвучали «Поход» (в очередной, не в первый и не в последний раз за этот вечер, потряс видеоряд — с магически мерцающим текстом, набранным стилизованным старославянским шрифтом), сыгранная с ошибками и некоторыми комичными сбоями «Грязь» (сопровождённая кличем Вадима: «Добро пожаловать в порок!»), «Легион» (принятая очень воодушевлённо и порадовавшая интересным ритмическим рисунком в коде). Ближе к финалу концерта из альбома «Ураган» были сыграны также «Два корабля» и «Моряк» (с соответствующим видеосопровождением из одноимённых клипов, но — без кадров с Глебом Самойловым). Таким образом, культовый в определённых кругах «Ураган» (ваш покорный слуга относится к числу людей этого круга) прозвучал в виде 6 песен. Песня «Чудеса» из одноимённой программы была исполнена с тематическим видеорядом: портреты и изображения покинувших этот мир известных людей из мира искусства, от Сида Вишеса до Иосифа Кобзона (!) — с сопроводительной репликой Вадима: «Да здравствуют сумасшедшие художники, которые сходят с ума, чтобы делать наш мир чуть добрее и каждого из нас — чуть сострадательнее, а стало быть, божественнее! Слава им и вечная память!». Ух. Отслоив вполне понятные и просчитанные эмоции, заметим в сторону: сошедший с ума Кобзон — что может быть страшнее, ребята?.. И именно здесь, чтобы быть объективным, замечу — с этой части концерта — по мере раскрепощения и ощущения власти над разгорячённой хитами толпой — основатель «Агаты Кристи» всё чаще стал обращаться к залу с позиции эдакого морализатора и познавшего жизнь «отца». Сентенции условного комсомольского вожака, вызывавшие у взрослых зрителей возраста 30+ снисходительную улыбку, некоторым образом играли не в пользу артиста в данном, юбилейном антураже. Этот момент считаю нужным обозначить. К рубежу 2000 года и программе «Майн кайф?» подошли, исполнив песню «Пуля» с кадрами из фильма «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего. Фигура Бодрова ещё появится в драматургической канве этого вечера, а пока прозвучали «Четыре слова» и «Ближе». Неожиданным сюрпризом оказалось исполнение «Маленькой страны» — скандальной кавер-версии попсового шлягера с оригинальным синхронным видеорядом: на экране крупным планом — лицо Вадима Самойлова с зажмуренными глазами, заглядывающего в видеокамеру как будто в колодец, разводящего руками в такт песне и внезапно широко открывающего глаза на словах «там ждёт меня красивый мальчик на золотом коне!». Первое, двухчасовое отделение завершили суперхитом «Подвиг» и сольным самойловским номером «Слова закончились» из не реализованных в свой срок черновиков «Агаты Кристи». В 21.15 стрелки часов на большом экране «зависли», стартовало выжидательное тиканье, и музыканты без каких-либо комментариев покинули сцену.

В 21.30 началось второе отделение. После эпического «Эпилога», знаменующего последний альбом «Агаты Кристи» — закономерный переход к «постагатовскому» творчеству. «Где-то между», «Вот она мечта», «Другие» — всем желающим в «Крокусе» предоставили возможность сравнить энергетику и заглянуть в зеркала несколько иного измерения. Бэкграундом к песне «Другие» явилось анимированное изображение некоего расписанного ликами ангелов храмового свода, которое по мере звучания песни всё сильнее раскручивалось по часовой стрелке. В этот момент я, не рискуя играть роль жертвы психической карусели, отвёл взгляд от сцены: стоял и всматривался, всматривался в марку синтезатора «nesterovich» и терялся в предположениях, додумавшись уже до какой-то сюрреалистической версии, связанной с винтажной одесской контрабандой. Чуть пригасив эмоциональный пожар толпы, музыканты исполнили немеркнущее «Сердцебиение» из всё того же «Эпилога», в процессе чего Вадим взялся уже за непосредственное морализаторство, цитируя по памяти «Как закалялась сталь» Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Далее — уже текст от себя с нарастающим и рассчитанным на уши подростков пафосом и совершенно обезоруживающим резюме: «Будьте людьми, человеки!». На этой стадии пробил час возвращения к хитам, и пафос революционной борьбы нашёл неизбежное отражение в боевике «В интересах революции» (с предисловием: «Актуально!»). Автор песни позволил себе изменить в ней не вполне политкорректные для амплуа учителя жизни «целки» на «грелки», при этом походя обострив ситуацию фразой: «Был Шендерович либерастом, а стал педерастом. Такая судьба!». Многие в толпе возликовали, но были и негативно оценившие столь пошлый анекдот. Это была, пожалуй, та самая хрестоматийная капля дёгтя в бочке мёда — дурацкий и излишний выпад.

Дальше речей не было, зато как из рога изобилия посыпались не прозвучавшие (читай — недодаденные) в первом отделении хиты. «Секрет» с кадрами одноимённого клипа — школьники и школьницы — и сопроводительной фразой: «Школьные годы чудесные! С книгой! С ручкой! С песней!»). Словосочетание «с ручкой» (специально он, что ли?) вызвало смех. «Никогда» — с закольцованным видеорядом из фильма «Брат-2», в котором герой Сергея Бодрова-младшего бесконечно взбирается по пожарной лестнице небоскрёба, а в данном контексте как бы пытается достичь неба (с зажатым в руке пистолетом, да). «Ковёр-вертолёт» — с видеорядом из одноимённого клипа и запущенными фэнами бумажными самолётиками. После того, как песня прозвучала и пола достиг последний запущенный самолётик, единственный раз за вечер были названы имена Глеба Самойлова («спасибо Глебу!») и Александра Козлова — с благодарностью за вклад. Уже названные мной выше «Два корабля» и «Моряк» также были проиллюстрированы кадрами из соответствующих клипов. Песню «Чёрная луна» Вадим посвятил тем, «кто пытается беречь взаимоотношения». После каждого куплета автор неуклонно возвращался к теме и рассуждал о проблемах в этой связи, о необходимости разговаривать друг с другом и чаще вспоминать в случае конфликта, как вы впервые сказали человеку: «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»... В общем, многие внезапно почувствовали себя на приёме у харизматичного психоаналитика, а особо запомнился такой пропетый момент: «Сердце твоё двулико, сверху оно набито мягкой травой, а снизу — сукааааа...». «Опиум для никого» исполнялся совместными усилиями: Вадим попеременно отдавал микрофон поклонникам в первых рядах партера, а те пели каждый по строчке. В итоге расчувствовавшийся Самойлов попытался заняться стэйдж-дайвингом, но то ли не очень этого хотел на самом деле, то ли толпа не поняла столь олдскульного порыва — разгорячённое тело фронтмена на руки фэны так и не подняли, только едва придержали вес. Но выглядело всё душевно, по-домашнему. Завершилось второе отделение исполнением «Сказочной тайги» (с показом на экране одноимённого видеоклипа с основным актёрским составом советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию») и «Как на войне» — тут произошло всеобщее «семейное» братание, завершившееся краткой благодарственной речью Вадима: «Спасибо, дорогие друзья. Невероятно, что за все эти тридцать лет вы вообще не постарели. Впереди такие же 15-летние люди. Спасибо вам огромное!». Далее был представлен весь технический состав, имевший отношение к группе и данному шоу. Наконец, дошла очередь и до музыкантов, в 22.33 прозвучали их имена: Владимир Николаев (гитара), Александр Радченко (бас-гитара), Андрей Каплев (клавишные), Игорь Нестерович (!!!) (клавишные), Роман Баранюк (ударные) и Вадим Самойлов (вокал, лидер-гитара). При фамилии «Нестерович» на меня сошла истинная благодать, а финал шоу ознаменовала легендарная песня «Я буду там».

После небольшой паузы музыканты вернулись на сцену, чтоб попрощаться и сыграть на «бис». Вадим Самойлов с усталой отеческой улыбкой обратился к зрителям: «Спасибо, дорогие друзья. Как у вас бодрость духа — всё хорошо? Воскресенье не зря получилось? Ну, отлично. Самое главное, чтобы жизнь не зря получилась. Я каждому из нас — себе, пацанам, вам всем — желаю, чтобы жизнь не зря получилась! Спасибо вам огромное, что вы есть! Спасибо. Спасибо». 

В коде концерта концептуально прозвучала песня «Новая жизнь». Разъехались по домам в 22.50.

Таков был первый акт 30-летнего юбилея группы «Агата Кристи». Живём дальше.

Игорь Шамарин, 12-17.11.2018 — специально для сайта https://igor-shamarin.ru