OZZY OSBOURNE в СК «Олимпийский» (1.06.2018)

Дата концерта: 1 июня 2018 года
Место проведения: Москва, СК «Олимпийский»
Артист: OZZY OSBOURNE (Великобритания), при участии группы «Contracorriente» (Перу)
Программа: выступление в рамках прощального мирового тура «No More Tours 2»

Сет-лист выступления OZZY OSBOURNE:

1. Intro
2. Bark at the Moon
3. Mr.Crowley
4. I Don`t Know
5. Fairies Wear Boots («Black Sabbath» song)
6. Suicide Solution
7. No More Tears
8. Road to Nowhere
9. War Pigs («Black Sabbath» song)
10. Guitar solo + drum solo
11. Shot in the Dark
12. I Don`t Want to Change the World
13. Crazy Train
+
14. Mama, I`m Coming Home
15. Paranoid («Black Sabbath» song)
+
16. Changes (outro)

В пятницу 1 июня 2018 года в «Олимпийском» при полном аншлаге состоялось выступление 69-летнего прародителя жанра «heavy metal» ОЗЗИ ОСБОРНА, заехавшего в Россию для так называемых «прощальных» концертов в Москве и Санкт-Петербурге. На самом деле, Оззи не намерен покидать рок-сцену и завязывать с творчеством, а всего лишь подводит черту под продолжительными мировыми турами: нынешнее шоу «No More Tours 2» (шестинедельная европейская часть которого стартовала именно с московского концерта) будет длиться аж до 2020 года.

Немного личной истории: я мечтал увидеть и услышать легендарного Оззи «вживую» с августа 1989 года, когда Великий и Ужасный экс-фронтмен «BLACK SABBATH» впервые выступил в нашей стране, приняв участие в  Московском Международном Фестивале Мира, организованном Стасом Наминым. Помню, как жадно ловил в ночных телепередачах репортажи об этом фестивале, чтоб узреть татуированного Осборна, стреляющего осоловевшим взглядом из-под мелированной чёлки, услышав интерпретированный переводчиком очередной нелепый вопрос советской журналистки (что-то типа: «как вы относитесь к борьбе за мир?» или «сказалось ли на вас употребление алкоголя и наркотиков?»). Помню, как на деньги, выданные нам в школе перед выпускным вечером в качестве «напутственной премии», сразу же купил на «Горбушке» виниловую пластинку «No Rest For The Wicked», являющуюся, к слову, наряду с «Bark at the Moon», моей любимой в сольной дискографии Оззи. 12 июля 2016-го я, наконец, осуществил мечту: в «Олимпийском» выступили прощающиеся со сценой «Black Sabbath», и этот концерт был невероятно крутым (читайте на этом сайте подробный рассказ о данном шоу). Но гештальт ещё не был закрыт: хотелось успеть услышать «живьём» и сольное творчество Оззи. И тут, в год 50-летия рок-карьеры и собственного 70-летия, маэстро снова посетил Москву. Таким шансом было бы грех не воспользоваться. Уникальный парадокс: несмотря на экономические санкции и политическую международную напряжёнку, в этом году в «Олимпийском» буквально не протолкнуться от прославленных забугорных рок-мастодонтов: первый концерт в России «Rainbow» Ричи Блэкмора (8 апреля), сет супергруппы «Hollywood Vampires» в лице Элиса Купера, Джо Перри и Джонни Деппа (28 мая), 50-летие «Deep Purple» (30 мая), и это — не считая намеченных на июль московских сольников «Guns N`Roses» и Ника Кейва на других площадках. Но — настоящая любовь она всегда в единственном числе: я выбрал концерт Оззи, взяв за 4000 р. билет на уже хорошо зарекомендовавшую себя трибуну прямо напротив сцены.

Мироздание начало подмигивать в пятницу с самого утра, когда из припаркованной в соседнем дворе «тойоты» с вальяжно развалившимися на её крыше котами раздались риффы блэксэббэтовской нетленки «Iron Man» с вокалом Оззи. Добив трудовую неделю, подъехал к «Олимпийскому» к 18.00. Показалось, что в этот раз охраны было в разы меньше обычного, хотя сам спорткомплекс был буквально взят в кольцо полицейскими автобусами. Мерчендайзинг эксклюзивами, увы, не порадовал: разве что пара актуальных футболок за 1800 р., а в остальном — всё, на чём можно было поместить надпись «OZZY OSBOURNE» и неоправданно дорогие CD и LP с уже имеющимися в домашней коллекции у каждого уважающего себя ценителя хард-энд-хэви осборновскими сольниками. Поднявшись на 7-й этаж, приценился к еде: та же дороговизна, включая стакан пива за 450 р. Саундтреком служили не самые приятные в мире звуки, доносящиеся из-за пока ещё закрытых дверей с выходом на трибуны: это пробовала звук южноамериканская группа «Contracorriente», чьим творчеством (с позволенья сказать) всем нам предстояло «наслаждаться» через некоторое время в ожидании выхода Великого и Ужасного.

В 18.30 стали запускать на трибуны. Зрителям, пришедшим в числе первых, организаторы предложили такую культурную программу: хлебнув в буфете чего покрепче, под бодрый и нескончаемый «Greatest Hits» группы «AC/DC» сэлфишься на фоне укутанной синим свечением сцены и двух экранов по её бокам с надписями «OZZY OSBOURNE», а на этих экранах раз в полчаса включается контекстная реклама (вроде анонса концертов «Алисы» и Ника Кейва). С высоты своего местоположения мне было любопытно наблюдать, как заполняется фанзона перед сценой: с двух сторон к кучке уже толпящихся фэнов бегом (почему-то именно бегом) стремятся вновь прибывшие, энергично вливаясь в человеческую массу и образуя живой, колышущийся организм. Что интересно, в отличие от прошлогоднего концерта «Aerosmith» партер в «Олимпийском» не разбили на отгороженные сектора, и собравшаяся перед сценой публика представляла собой одно целое. В 19.50 на сцене было замечено первое шевеление, а уже через пять минут перед зрителями предстала испаноязычная панк-группа из Перу под названием «CONTRACORRIENTE» (то бишь — «Встречное течение»). В этой изрядно крикливой и шумопроизводящей группе пять участников, но на сцене всё время находилось шесть человек: дополнительной персоной шоу стала неутомимая девушка-фотограф. Что касается прозвучавшей музыки, то она не впечатлила и, увы, показалась насквозь вторичной — даже странно, что такого рода группа выступает на разогреве у «Iron Maiden», «Scorpions» и того же Оззи. Бесконечные гитарные запилы и назойливые фитбэки при отсутствии оригинальности музыкального мышления, однообразная и скучная подача, карикатурные позы. Если сравнивать с отечественными аналогами, я бы сказал так: это как если бы «Приключения Электроников» всерьёз взялись исполнять хиты «Арии». В общем, туши свет: сет из семи номеров с единственным намёком на балладу, да и то ложным: баллада оказалась вступлением к очередной шумелке. Разогрев завершился к 20.30.

В отличие от многих других концертов, после того, как разогревающий состав ушёл за кулисы, оборудование для сета Оззи попросту расчехлили и сразу же пустили в дело — даже не выключая концертного сценического освещения. Попутно опробовали лазерную установку (тут стало интересно) и привели в действие генераторы дыма. Ровно в 21.00 зазвучал Carl Orff, под эпическую музыку которого на экранах стали сменяться сгорающие в пламени фотографии Оззи Осборна разных возрастов — начиная с детства. Темп музыки нарастал: вот уже миновала эпоха «Black Sabbath», промелькнула эра «MTV», а попутно — концерты, фестивали, афиши, обложки пластинок, клипы... Кодой видеоинтродукции стал выход на сцену реального Оззи Осборна и музыкантов его группы. Низкорослый Оззи предстал в пафосно-блескучем сиреневом плаще, который тут же скинул, оставшись в рутинном чёрном одеянии с вышитыми в области сердца крестами, едва зазвучали первые аккорды песни «Bark at the Moon». Состав группы порадовал: Оззи Осборн (вокал), Закк Уайлд (гитара), Роб «Бласко» Николсон (бас-гитара), Томми Клуфетос (барабаны) и Адам Уэйкман (клавишные, гитара). Примечательно, что трое из этих господ, сам Оззи, Томми Клуфетос и Адам Уэйкман выходили на эту сцену на упомянутом мной выше шедевральном концерте группы «Black Sabbath» в июле 2016-го. Закка Уайлда я воочию увидел впервые и остался потрясён его мастерством — об этом ещё скажу дальше. Шоу, тем временем, с трудом, но набирало обороты. Говорю «с трудом», поскольку Оззи в этот день был явно не в голосе, что компенсировалось энтузиазмом тандема двух могучих шаманов — Уайлда и Клуфетоса, буквально державших явно уставшего от бесконечных переездов дедушку Осборна на своих плечах. После того, как отзвучал «лай на Луну», огромный латинский крест за спинами музыкантов (ставший центральной точкой притяжения этого шоу) окрасился в синий цвет и пришло время спиритического сеанса с поэтом и оккультистом Алистером Кроули (1875—1947). Сцену и изрядно заполненный людьми партер от трибун неожиданно отсекла завеса мистического тумана, а Адам Уэйкман исполнил на синтезаторе соответствующее интро к старенькому суперхиту «Mr. Crowley». Пронзило до мурашек, особенно с эффектом непопадания Оззи в ноты, будто бы исполнявшим строчку «I Wanna Know What You Meant!» («Я хочу знать, что Вы имели в виду!») севшим от нервического благоговения голосом. Далее лазерные установки уже не выключались, а латинский крест то отсвечивал неоном («I Don`t Know»), то отливал психоделическим безумием («Fairies Wear Boots»), то погружался в Матрицу («Suicide Solution»), то приобретал инфернальный кровавый оттенок и полыхал атомным огнём («War Pigs»), то отливал платиной с инициалами «OZZY». Лишь когда дошла очередь до песни «No More Tears», Оззи совладал с голосом и предстал тем самым неувядаемым рок-монстром, каким его знает и любит мир ещё со времён зарождения heavy metal. После означенной песни были поочерёдно и — дважды — представлены все музыканты коллектива.

Кстати, тут самое место сказать пару слов именно о песнях из репертуара «Black Sabbath», украсивших эту программу. Это «Fairies Wear Boots» (превращённая в песню хроника одного реального психоделического путешествия Оззи Осборна и Гизера Батлера, узревших в парке фей, обутых в сапоги), «War Pigs» (монументальная пацифистская отповедь политикам и военным) и «Paranoid» (знакомые каждому смертному стенания о поисках счастья). Плюс к ним — звучащая уже после финальных аккордов фонограмма баллады «Changes», переиначенная некоторое время назад под дуэт Оззи и его дочери Келли. Все номера «Black Sabbath», по моим наблюдениям, как бы выпирают из сетлиста, как торчащие из стены гвозди, будучи исполнены музыкантами с неким особым чувством: «вот, сейчас мы играем Вечное и Особо Значимое». И этот мерцающий сакральностью посыл читается понимающей публикой, что важно. И отдаётся мирозданию с особым энергетическим зарядом (не зря я выше упоминал о шаманизме), это — песни Силы.

После впечатанной в Вечность (хотя и спетой Оззи довольно-таки халтурно) «War Pigs» пришло время сольных номеров, прицепленных к эпохалке функционально важным бонусом. Мистер Осборн и мистер Бласко удалились за кулисы, Адам Уэйкман (кстати, сын легендарного клавишника Рика Уэйкмана) покинул клавишную установку, взяв в руки ритм-гитару, а славный Закк Уайлд в сопровождении охранников вышел в народ, погрузив фэнов в показавшуюся нескончаемой гитарную медитацию. Сначала он выдал не менее чем 10-минутный соляк на левом относительно сцены фланге, а затем переместился на противоположный фланг и блистал мастерством опять же минут 10. Казалось, время замедлило ход: мистер Закк буйствовал и шаманил, проделывая с гитарой нечто немыслимое. А завершилась эта мистерия безумным барабанным сетом Томми Клуфетоса, после которого, в принципе, можно было сворачивать шоу: духи были накормлены.

В отличие от уже прошедших концертов мирового тура, московский сет был укорочен. В частности, за скобки было отправлено попурри «Miracle Man / Crazy Babies / Desire / Perry Mason» (мистер Осборн применил к России санкции?), и после барабанного соло сразу зазвучала «Shot in the Dark». Самым невзрачным номером вечера мне показалась «I Don`t Want to Change the World», во время её звучания выдохлись как зрители, так и музыканты — повеяло рутиной и, одновременно, рабочим потом охранников, гонявшихся по партеру за непослушными фэнами и вытаскивавших из толпы наиболее буйных. В центре фанзоны, между тем, началась серьёзная движуха, а Оззи вновь утратил голос, нахмурился и казался чересчур уставшим. После старинной нетленки «Crazy Train» (которую Оззи исполнил в качестве шуточного обмена на соответствующее «crazy»-поведение зрителей) музыканты на пару минут покинули сцену, шустро выскочив в 22.23 «на бис». Оззи вновь кинулся контактировать с публикой, настаивая на том, чтоб та скандировала: «ONE MORE SONG!». Изрядно измочаленный Закк Уайлд заиграл вступление великой баллады «Mama, I`m Coming Home», и в темноте «Олимпийского» зажглись экраны телефонов, создавая красивый эффект звёздного пространства. При этом лазерные установки создали некую цветную паутину. Ударной кодой прозвучал величайший рок-хит «Paranoid», накрыв зрителей с головой единой энергетической волной: все были счастливы, а мистер Осборн нашёл в себе силы сходить за ведром воды и традиционно окатить из этого ведра разгорячённых ребят в фанзоне (заметим в скобках, что обычно Оззи выливает на зрителей вёдер по десять за концерт). Концерт завершился в 22.35, когда после ухода музыкантов за кулисы заиграла фонограмма ремейка песни «Changes». В это время публика уже покидала зал. Кто-то в толпе отчётливо произнёс: «Признаться, я ожидал чего-то большего». Что тут скажешь? Раз на раз не приходится.