«Несчастный Случай» с программой «Что мы имели в виду» («ГлавClub Green Concert», 31.10.2017)

Дата концерта: 31 октября 2017 года
Место проведения: Москва, «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ»
Юбилейная программа «Что мы имели в виду»

Полный сет-лист концерта:

1. Что мы имели в виду
2. Гоняясь за бизоном
3. Радио
4. Овощное танго
5. Генералы
6. Уголочек неба
7. Mein Lieber Tanz
8. Блюз для тех, кто спит со мной
9. Песня о Москве
10. Это любовь
11. Что ты имела
12. Последние деньки в раю
13. Сел и поехал
14. Бэтмен
15. Снежинка
16. Выборá
17. Шла Саша по шоссе
18. 05-07-033
19. Генералы песчаных карьеров
20. С 1-го по 13-ое

Выход «на бис»:

21. На фиг, на фиг!
22. Аркадий

31 октября 2017 года, во вторник, московская группа «НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» представила в «ГлавКлубе» (ул.Орджоникидзе, 11) двухчасовую программу «Что мы имели в виду», приуроченную к грядущему 35-летию коллектива. Концерт анонсировался как некий эксперимент в преддверии означенного юбилея («Несчастный Случай» был создан как дуэт Алексея Кортнева и Валдиса Пельша в 1983 году на базе Студенческого театра МГУ, чуть позже был пополнен саксофонистом Павлом Мордюковым, а с конца восьмидесятых годов, с приходом клавишника и композитора Сергея Чекрыжова и барабанщика Вадима Сорокина, начал существование уже как полноценная группа), и явился официальным стартом одноимённого тура в беспроигрышном формате «All The Best».

День выдался сырым и дождливым, и только к вечеру надоевший дождь, наконец, иссяк. Начало концерта было заявлено на 20.00, с прицелом на это время мы и прибыли в клуб. В фойе были замечены волонтёры благотворительного фонда «Дети наши», а также единственный прилавок с мерчем группы (диски «Несчастного Случая», фляжки с логотипом «НС» и прочее). Народу собралось приличное количество, особенно с учётом вторника. В 20.30 шоу стартовало: свет погасили, на сцену вышел клавишник Сергей Чекрыжов, зазвучало интро. Буквально через минуту на сценической площадке «ГлавКлуба» стояли семеро музыкантов «Несчастного Случая», одетые в белое (именно в таком облике группа и представала перед слушателями в свои золотые годы). Итак, состав «Несчастного Случая»-2017: Алексей Кортнев (вокал, гитара, бубен, конферанс), Валдис Пельш (вокал, бубен, храповик, конферанс), Павел Мордюков (саксофон, вокал), Сергей Чекрыжов (клавишные, вокал), Дмитрий Чувелёв (гитара), Роман Мамаев (бас-гитара), Павел Тимофеев (барабаны). Для усиления саунда группа расширила духовую секцию, в которую вошли легендарный Максим Лихачёв (тромбон, вокал) и Олег Грабак (труба). Шоу началось с исполнения новой концептуальной песни, написанной специально для данной программы, а за спинами музыкантов на протяжении всего вечера работал большой экран с визуальным рядом, стилизованным под формат «ожившего» фотоальбома. Начали с места в карьер, моментально достучавшись до мозгов и сердец собравшихся следующим поколенческим опусом:

Кто упорно значки собирал с олимпийскими мишками,
Ненавидел свой школьный пиджак, пропотевший под мышками,
Кто пустую жестянку гонял на замёрзшем пожарном пруду,
Должен сам понимать, что мы имели в виду.

Кто курил, постоянно плюясь, сигареты кубинские
И зимою и летом таскал тот же «Wrangler» единственный,
Кто на полную громкость врубал «Zeppelin» в коммунальном чаду,
Должен сам понимать, что мы имели в виду.

Кто бухал спирт «Royal», на грейпфрутовых корках настоянный,
В электричке «Разлуку» орал на гитаре нестроенной,
Кто шагал на работу пешком и читал «Омон Ра» на ходу,
Должен сам понимать, что мы имели в виду.

...Девять баксов стоила нефть, Украина была как сестра,
Боря пил, но не больше, чем Дима сейчас.
В каждой щели пряталась смерть, но мы думали – это игра,
И она ни хрена не застукала нас!

Стал бы ты коммерсант, не пройдя через тёрки да бартеры?
Смог бы ты заценить «Breaking Bad», не видав «Санта-Барбары»?
Кто прошёл этот рай от звонка до звонка, не сгорит и в аду.
Это, в частности, то, что мы имели в виду.
Это, собственно, то, что мы имели в виду.

 

Жёсткие гитарные риффы с ходу взбодрили публику, теперь оставалось только наладить вербальный контакт и двигаться по сет-листу. В коротком предисловии Алексей Кортнев представил программу «Что мы имели в виду» как пробежку по всей истории группы, Валдис Пельш (который уже давно находится в «творческом отпуске» и примкнул к составу в контексте юбилея в качестве эдакого вернувшегося блудного сына) не заставил себя долго ждать и вступил в словесную дуэль, внося в медовый ностальгический экскурс карманную ложку дёгтя от лица «скептика-очевидца описываемых событий». Третий отец-основатель, Павел Мордюков, взял на себя примиренческую миссию (обычное дело для шоу «НС»), в общем, всё встало на свои места и завертелось. Была объявлена и исполнена в бардовском ключе самая первая песня группы — «Гоняясь за бизоном», из угасающих аккордов которой в режиме нон-стоп зазвучал самый, наверное, знаковый ранний хит «Несчастного Случая» — «Радио». Видеорядом стали кадры из одноимённого клипа. После «Радио» конферанс ненавязчиво зазвучал в рифму. Валдис Пельш: «А сейчас — наше лучшее произведение!», в ответ услышав: «Ну, это очень спорное мнение». Пельш: «Вы не понимаете?» Музыканты: «Мы не понимаем». Пельш: «Да потому. что я в нём пою, а вы — подпеваете!». Так было представлено задорное «Овощное танго», исполненное опять же на фоне кадров из одноимённого клипа. Когда дошло до голосовой партии Кортнева («Поют над нами, как соловьи-и-и-и-и...»), Пельш возмутился: «Ну что ты лезешь и лезешь всё время в мои песни?», а затем изобразил многоэтапный процесс убийства Кортнева посредством воображаемого пистолета («Вдыщщщщ! Вдыщщщщ!»). Дальше, без каких-либо объявлений и комментариев, была исполнена старенькая песня «Генералы», прозвучавшая, возможно, острее всех прочих вещей в этот вечер и многократно усиленная как соответствующим визуальным рядом на экране (политическая хроника страны, газетные передовицы и т.п. ), так и участием в исполнении песни харизматичного тромбониста Макса Лихачёва.

Здесь слишком шумно, чтоб быть людьми.
Слишком шумно, чтоб быть людьми.
Слишком поздно, чтоб верить в рай…

Здесь все часы не звонят, а бьют;
Каждый вечер гремит салют
В честь салюта, что был вчера…

Э-хе-хей… Это странно тебе и мне,
Мы скучаем по тишине,
И особенно по ночам, когда

Генералы не дают мне спать —
Хотят видеть меня, чтобы двигать меня.
Генералы не дают мне спать —
Сновиденья мои превращая в бои.
Генералы не дают мне спать.

Здесь слишком людно, чтоб где-то жить;
Слишком людно, чтоб где-то жить —
Всё решает квадратный метр.
Здесь, в тишине типовых дворцов
Расселили кремлёвских вдов;
Я не против, но где взять мест?

Э-хе-хей… Это странно тебе и мне,
Я хожу от стены к стене;
Мы не сможем здесь жить вдвоём, пока

Генералы не дают мне спать —
Хотят видеть меня, чтобы двигать меня.
Генералы не дают мне спать —
Сновиденья мои превращая в бои.
Генералы не дают мне спать.

Мне всё равно, кто придёт за мной.
Кто агрессор, а кто святой.
Всё равно моё место там,
Там, где играет армейский джаз,
Где под корень срезают нас,
Отправляя букеты вам…

Э-хе-хей… Кто мешает тебе и мне,
Я хочу умереть во сне,
И проснуться рядом с тобой.

Но генералы не дадут мне спать —
Хотят видеть меня, чтобы двигать меня.
Генералы не дают мне спать —
Сновиденья мои превращая в бои.

Генералы не дают мне спать.
Хотят видеть меня, чтобы двигать меня.
Генералы не дают мне спать —
Сновиденья мои превращая в бои.
Генералы не дают мне спать!

Первый условный сегмент концерта завершили исполнением песни «Уголочек неба». Исполнили в ускоренном темпе относительно канонической версии, с непосредственным привлечением публики (Алексей Кортнев попросил отбивать ладонями несложный ритм). Под ретроспекцией раннего репертуара тем самым была подведена черта, о чём красноречиво дал понять следующий коллективный конферанс (приведу его полностью): «Вот такие вот были ранние песни. Наивно, просто, приятно вспомнить. Ну...рок-н-ролл, абсолютно честный. Любой, взяв гитару, может исполнить. Потом всё стало куда сложнее. Всё не как у людей, всегда наособицу. И не потому, что мы стали умней, а просто очень любили...выпендриваться. Костюмы-тройки, понты, амбиции. Закос под якобы декаданс. Уже не песни, а композиции. Возьмём, к примеру, «Mein Lieber Tanz»». Означенная многоярусная (читай — мультижанровая) композиция внесла в юбилейное шоу вполне ожидаемый взрывной эффект: многие зрители с запросами попроще буквально впали в ступор, а фишкой номера стало артистическое зависание Кортнева и Пельша на устроенном ими же гипертрофированном, кудахтающем ржаче лицом к лицу — прямо в контексте исполнения (отхохотав минуты две, музыканты резко посерьёзнели). Следующий конферанс касался альбома «Mein Lieber Tanz» (отцы-основатели охарактеризовали его как «самый сложный альбом, в том числе, самый сложный при Валдисе Пельше»), а «Блюз для тех, кто спит со мной» с этой пластинки сопроводили пространным и не оставившим слушателей равнодушными рассказом о том, как в одной из фольклорных экспедиций тех лет участниками «Несчастного Случая» был обнаружен уникальный народный музыкальный инструмент — храповик. «Инструмент этот заглатывается непосредственно перед выходом на сцену, а впоследствии выводится из организма естественным путём». Зрители начали падать от смеха уже на этих словах, но их ждало ещё много подробностей, касающихся выработанной в себе с годами способности Валдиса Пельша заглатывать храповики размером 7,5 сантиметров и т.п. В общем, в итоге Пельш ушёл за кулисы «заглатывать храповик», чтобы вернуться обратно уже преображённым — в виде зомби, шагающего к микрофону с вытянутыми руками и, не открывая глаз, исполнившим храповое соло во время «Блюза для тех, кто спит со мной». Очередным привлечением зрителей стала просьба разбудить Валдиса, которого в итоге разбудили, несколько раз хором прокричав его имя (в голове у меня промелькнули воспоминания о посещавшихся в детстве новогодних «ёлках»), и проводили со сцены —  "избавляться от храповика" («Ну иди уже, не волнуйся, а мы тут как-нибудь сами. Давай, старик»). В отсутствие Пельша группа исполнила «Песню о Москве», после чего тот вернулся, и музыканты кинулись в воспоминания о 1997 годе. Вспоминали в рифму, с замысловатым стихотворным размером, а суть преамбулы заключалась в следующем: мол, год был ого-го, конкретный, контрастный, как вспомнишь — вздрогнешь: «Погибла принцесса Диана – ужасно! Родилась овечка Долли – прикольно! В Чечне отличался Шамиль Басаев, а мы подходили к пику карьеры!» — «Мы говорим, как я понимаю, о «Генералах песчаных карьеров»?» — «Типун тебе на язык, Петрович, вот он всегда – возьмёт и обломит. Я говорил, между, прочим, о нашем самом успешном альбоме. Впрочем, довольно словь (это для рифмы) – сбацаем «Это любовь»». Вслед за «Это любовь» нон-стопом сбацали рок-н-ролл «Что ты имела», фишкой которой явилось исполнение последнего куплета с эффектом стремительно немеющего языка (незадачливый герой песни, как известно, угостился супом, приправленным неким белым порошком). На экране в качестве сопроводительного видеоряда — кадры из одноимённого клипа.

Последовавший за этим номером коллективный рифмованный конферанс был таким: ««Что ты имела», вот это песня! Не тили-тили, не тары-бары, она звучала вообще повсеместно, потому что это – реальный хитяра! А сколько призов собрала? Да тот же «Золотой граммофон»! Не последняя премия. Правда, надо отметить, что Валдис и Лёша как раз и вели «Граммофон» в то время. Но это чистое совпадение. Конечно! А кто всё придумал? Кто всё предвидел? Кто так всё талантливо насочинял? Всё же, надо признаться, что в группе есть лидер и есть... творческий персонал. Не всем же дано говорить с небесами (реплика: „МЕНЯ СЕЙЧАС ВЫРВЕТ!“), а я вам спою, конечно, вместе с моими друзьями, «Последние деньки в Раю»». Ну, тут было продемонстрировано всё: старые и новые скетчи, хореография, комичные перебранки, ёрничество и лицедейство, брань и лирика, гармония и хаос — в создании монументальных трагикомических полотен «Несчастному Случаю» давно нет равных на отечественной рок-сцене. Кстати, перебранка продолжилась и после того, как были исполнены «Последние деньки в раю». Едва Алексей Кортнев, только что выдержавший нехилый (пусть и выдуманный, срежиссированный) эмоциональный натиск со стороны коллег, в каких только грехах его не обвинивших и не забывших прицепить к паровозу «брови как у Брежнева», выдохнул и произнёс: «Всё, всё, пережили — и двинулись дальше. Спасибо, друзья», как Валдис Пельш встал в позу: «Да ладно, чего там? Серёжа, Паша, да он к нам относится как к животным. Вас дёрнут за хвост – вы заволновались, погладят за ушком – вы снова довольны. Но Пельш не таков, с Пельшá довольно! Я ухожу!». Пропустив мимо ушей фразу «Ну и очень плохо», он продолжил: «Кстати, всё это мне напоминает тот мой давнишний, для вас несчастный, катастрофичный уход из группы. Ага, вернусь ли? Не знаю, ребята. Кто знает?»... Кортнев обратился к музыкантам: «У меня один вопрос: он действительно всерьёз?», а когда ему ответили: «Слушай, ну, там европейские корни…», показно взорвался: «Ага, тоже мне, блин, Эдита Пьеха! „С меня довольно, с меня довольно“… Ну и прекрасно! Сел и поехал!» — так была сделана подводка к одной из самых красивых и лирических песен группы, а заодно обозначен очередной этап в истории «Несчастного Случая», связанный с уходом на вольные хлеба Валдиса Пельша. Нон-стопом была исполнена «Песня без названия», которую мы для ясности назовём «Бэтмен». Во время её исполнения на Алексея Кортнева, не покинувшего своего места у микрофона, коллеги надели маску и плащ — получилось очень эффектно, особенно если учесть тот факт, что действо происходило в самый канун Хэллоуина.

На экране снова — кадры из соответствующего клипа, а фишкой стали неожиданные искажения голоса, когда Бэтмен-Кортнев пытался назвать в микрофон своё истинное имя: фразы произносились то слишком растянутым, то буратинным голосом, а в коде получилось и вовсе басовито-инфернальное: «ОЙ, БОЛЯТЬ МОИ КРЫЛЬЯ...». В общем, звукорежиссёру — браво!

На сцене снова появился оценивающий происходящее как бы со стороны Валдис Пельш: «Нет, ну в общем, да. Вот нет этой светлой латышской ноты. Всё динамично, но — как-то вяло. Стоите, полощете, как еноты. А хочется, чтоб задевало душу»... Ему ответили: «Ну, так возвращайся. Вместе заденем», но Пельш был непреклонен: «Не-не-не, я ещё похожу, послушаю…». Дальше состоялся такой разговор: «А может быть, ему просто мало денег?» — «Деньги?! Вот что нас портит, деньги! Не таким мне мыслился «Несчастный случай»!» — «С каких это пор ты такой идейный?» — «Кстати, сколько мы за это получим?» — «Ты ж, вроде, ушёл из команды» — «Да, как певец, но не как ведущий, абы там мне нету равных. Так встречайте, «Несчастный случай» — моя любимая команда, хоть и временно покинутая, исполнит вам свой знаменитый шлягер из всемирно известного спектакля «День радио»!».

В пресловутом бардовском ключе прозвучала «Снежинка» с некоторыми изменениями относительно канонической версии:

...Пусть мелодия мчится как птица,
Пусть расскажет её перебор,
Что кладу я на вашу столицу
Вот такой вот таёжный прибор.
На тусовки кладу и массовки,
На гламурную всю ерунду,
И на платные ваши парковки
Я вообще поминутно кладу (ТУТ ЗАЛ ВЗОРВАЛСЯ ОСОБЕННО ОДОБРИТЕЛЬНЫМИ АПЛОДИСМЕНТАМИ)
На убогие ваши сужденья,
На бесстыжий столичный бардак,
И по-прежнему, без исключенья,
Я кладу на московский «Спартак»!

После «Снежинки», принятой зрителями с особым теплом, Алексей Кортнев сделал следующую подводку: «Ну и, ребята, раз уж мы взялись за песни из спектаклей и у нас так хорошо получается, было бы странно не спеть ещё одну, заглавную, из «Дня выборов», собственно. Там есть одно небольшое условие, вы наверняка его знаете. Дело в том, что Государственная Дума нашей федерации – она несколько лет назад запретила произносить некоторые слова и выражения со сцены, потому что за это штрафуют: организаторов концерта, владельцев этого клуба… Нас могут оштрафовать, всех могут оштрафовать – а вас нет (ХОХОТ В ЗАЛЕ). Поэтому мы с удовольствием делегируем вам эту возможность, поручаем, так сказать, произнести это слово в конце песни, тем более, что вы это слово произносите по 10-20 раз на дню. И ничего, никого не штрафуют – да, правда же?». Нужно было слышать, с каким единодушием в коде песни «Выборá» после слов «Выборы, выборы, кандидаты — ...» зрители радостно гаркнули: «ПИ#ОРЫ!», и всё потонуло в заключительном аккорде, а из этого аккорда нон-стопом выплыла любимая многими песня «Шла Саша по шоссе» — с сопутствующим видеорядом из одноимённого мульт-клипа.

Далее музыканты немного отдохнули, а Алексей Кортнев душевно пообщался с залом. Выглядело это примерно так: «Ну что же друзья, мы перешли к относительно новым песенкам, написанным лет десять назад, и сейчас сыграем ещё одну, самую праздничную, может быть. Скажите, есть ли у нас здесь в зале математики? Есть?! Не много, но есть, смотри! А электрики есть? Тоже есть?! Слушайте, подождите, а кто все остальные? (ХОХОТ В ЗАЛЕ) Я чего-то не понимаю. В моём сознании мир поделился на электриков и математиков, а тут смотри… Хорошо, у вас есть другие профессии, правда? Поднимите руку, у кого другая профессия... Ну, опять не все, то есть, всё-таки, часть зрителей без профессий. Короче, так: все электрики болеют за математиков, математики болеют за электриков. Люби свободных профессий болеют за нашего барабанщика – он вчера сбрил бороду, ему холодно». Хит «05-07-033» народ принял на «ура», с большим воодушевлением. Вообще, это было началом финального, «народного» сегмента мероприятия, час всеобщего единения. Так что закономерно, что пришло время песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» (известной в оригинале как «Марш рыбаков»), кавер-версию которой «Несчастный Случай» исполнил в телепроекте «Старые песни о главном-3», после чего в преддверии Миллениума к группе пришёл общероссийский успех и о ней узнали в каждом доме. Перед тем, как песня была исполнена на концерте, Валдис Пельш снова появился на сцене, и музыканты (как повелось, в стихотворной форме) в который уже раз обратились к нему. Состоялся такой конферанс: «Опять заявился. Ну чё ты ходишь кругами, как кольцевой троллейбус? Давай, возвращайся уже, если хочешь» — «Не знаю, я как-то ещё колеблюсь...» — «Да заколебал колебаться, ну честно. Возвращайся! Чего мы всё сами да сами»... — «Ну ладно, но только в самую лучшую песню!» — «Конечно, спецом для тебя припасали»... Тут Пельш ещё немного поколебался и, похвалив самого себя за незлобливость, произнёс: «Ну так и быть, возвращаюсь!». Прозвучал упомянутый суперхит на стихи Юрия Цейтлина, получивший в семидесятые годы популярность в исполнении квартета «Аккорд».

Концерт подходил к концу. Далее в весьма изысканной форме группа, упомянув Хэллоуин, заявила о своей готовности принять участие в грядущих новогодних корпоративах (по сцене прошествовал директор с огромным баннером, на котором был начертан номер его мобильного телефона) и, в этом контексте, была исполнена песня «С первого по тринадцатое» с характерным видеорядом. Во время коды Алексей Кортнев напомнил, что до Нового года осталось два месяца, и поочерёдно представил весь коллектив. Когда очередь дошла до представления самого фронтмена, Валдис Пельш, которому предстояло это сделать, ещё некоторое время покуражился и, наконец, представил Кортнева. В 22.20, когда часть публики предпочла направиться к выходу, группа вышла на «бис». Алексей Кортнев рассказал о благотворительном фонде «Дети наши», членом попечительского совета которого он является, после чего к восторгу оставшихся в зале зрителей прозвучал хит «На фиг, на фиг!». А завершилось всё исполнением песни «Аркадий». Маэстро Кортнев проводил со сцены музыкантов ритм-секции Павла Тимофеева и Романа Мамаева, сказав с заговорщицкой улыбкой Валдису Пельшу: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться»... На этих словах несколько особо разгорячённых фэнов в зале начали громко просить песню «Улица Вавилова». Не обращая на эти крики никакого внимания, Кортнев, вошедший в образ экстрасенса, произнёс: «И по сложившейся уже десятилетиями традиции мы завершаем наш концерт песней, от которой все расстраиваются и уходят домой. И с вами сейчас произойдёт то же самое. Настроились на печальный лад…».

Прекрасное двухчасовое шоу завершилось вокальным фолк-номером с чудесным визуальным рядом. Расходились мы вполне довольные и совсем не печальные.

Во зелёном садике,
Под кустом смородиновым,
Мы сидели, баловались
Пломбиром мороженым.
Такие маленькие,
Такие голенькие,
Рисовали крестики,
Писали нолики.

Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий,
Помнишь, как было хорошо?
Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий,
Помнишь, как было весело?

Вышли на минуточку,
Не закрыв калиточку,
Пошли по улочке,
Как по ниточке.
В город за газетами,
За сигаретами,
Оградились клетками,
Стали клерками.

Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий,
Помнишь, как было хорошо?
Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий,
Помнишь, как было весело?

Дни проходят быстрые,
Уходят сладкие,
Встретимся мы обратно
Во зеленом садике.
По дорожкам каменным
Понесут нас голеньких,
Поставят крестики,
Напишут нолики.

Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий,
Помнишь, как было хорошо?
Аркадий, Аркадий, Аркадий, Аркадий.

Автор материала — Игорь Шамарин, 1-11 ноября 2017 г.

В обзоре использованы фотографии Олеси Ольгерд и Валентина Монастырского.

Особая благодарность директору группы «Несчастный Случай» Андрею Воронцову за оперативную и очень полезную эсэмэску ;)