«Монгол Шуудан» в «Главклубе» (19.01.2019)

Дата концерта: 19 января 2019 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «МОНГОЛ ШУУДАН»
Программа «Паровоз Анархия. Реинкарнация»

Полный сет-лист концерта:

1 отделение:

1. Вступление
2. Паровоз «Анархия»
3. Анархический батальон
4. Продразвёрстка
5. Чекист
6. Мама-Анархия
7. Маруся
8. Песня чёрного анархиста
9. Заплати и свободен!
10. Чапаевский твист
11. Полки зелёные
12. Шабаш на Лысой горе (Вонзая шпоры)
13. Комиссар

2 отделение:

14. Седьмой патрон
15. Полцарства за коня
16. Бонивур
17. Нас носило по степи
18. Галя
19. На белом коне
20. Разговор со Смертью
21. Яблочко
22. Не моя забота
23. Финский нож (на стихи С.Есенина)
24. Медная монета
25. Граната
26. Барабанное соло (+ бас), представление музыкантов
27. Москва (на стихи С.Есенина)
28. Мудак-тамада
29. Самара-городок

Дебютному альбому группы «Монгол Шуудан» в 2019 году исполняется 30 лет. Ровно столько времени в России существует направление под названием «анархо-рок», берущее начало из кулуаров Московской рок-лаборатории, где группа под руководством неподражаемого Валерия Скородеда в конце восьмидесятых резво взяла быка за рога, избрав за тематическую основу для своего репертуара пылающие декорации Гражданской войны (которая, по мнению некоторых историков, не завершилась до сих пор). Хорошо помню, как на выходе из метро «Октябрьское Поле» ранней весной 1990-го нужно было стоически продраться сквозь ряды тусовавшейся там оголтелой шпаны, чтоб купить в ларьке звукозаписи заветную и, в связи с сопутствующими обстоятельствами, бесценную кассету, на одной стороне которой был демо-альбом группы «Э.С.Т.», а на другой — уже в ту пору наделённый воистину народным статусом альбом «Паровоз Анархия» панк-группы «Монгол Шуудан». Альбом для своего времени был реально бомбическим и в тогдашней тинейджерской среде имел ошеломительный успех, конкурируя разве что с записями «Гражданской Обороны». Судите сами: на домах и столичных площадях ещё висели лозунги «Слава КПСС!» и «Слава Великому Октябрю!», а советские школьники в нашем лице врубали на полную мощь и распевали во весь голос абсолютно неполиткорректные и пронизанные пороховой романтикой «Неуловимых мстителей» и «Свадьбы в Малиновке» «монголшуудановские» хиты «Продразвёрстка», «Мама-Анархия», «Чекист», «Анархический батальон», «Комиссар», «Песня чёрного анархиста», «Граната». Группа за короткий срок стала культовой, подрывая и без того проржавевшие идеологические основы и выступая в боевом антураже папах, бескозырок, шинелей, чёрных знамён, казачьих шашек и перекрещенных пулемётных лент, впрямую соответствующем тематике своих песен, и этот летящий на всех парах анархический паровоз было невозможно остановить. Когда основы рухнули, кое-кто остался лежать под дымящимися руинами (как бас-гитарист «Монгол Шуудана» Алексей Поляков, зарезанный хулиганами в кафе «Отрадное» 17 апреля 1992 года), но сама группа не сложила оружие и продолжила творческий путь уже в постсоветской России. В моих персональных чертогах памяти с пометкой «Монгол Шуудан» — и ворох напичканных хитами дисков и кассет в домашней коллекции (однажды покупал на «Горбушке» внушительную для панк-коллектива кассетную дискографию «МШ» и сошёл за самого ярого скородедовского фэна), и акустический сет Валерия в клубе «Sexton Fo.Z.D.» на «Соколе» в потоке фестиваля «Смерти нет!» памяти Янки Дягилевой 9 мая 1994-го (когда вдруг выяснилось, что Скородед забыл привезти запасной комплект струн, а по случаю праздника все магазины закрыты, и кто-то из фэнов предложил сгонять за струнами домой), и угарный предновогодний сольник «монголов» в клубе «Улица Радио», базировавшегося в ту пору в школе у метро «Полянка», и сногсшибательный хитяра «Ехали казаки» с флагманского для моего поколения CD-сборника 1995 года «Первое в России международное байк-шоу», и акустический выход Скородеда в ДК Горбунова 22 января 1999 года, который я лицезрел из-за кулис, поскольку Валерий по иронии судьбы предварял фестивальное выступление моей группы и после размашисто расписался маркером на афише: «РЕБЯТА, МОЧИТЕ ЧТО ЕСТЬ СИЛ!» — в общем, добрая и пёстрая история. И вот, наконец, год 30-летия группы и презентация компакт-диска с перезаписанной дебютной программой «Паровоз Анархия. Реинкарнация» в «Главклубе» субботним вечером 19 января 2019 г.

В фойе клуба желающие смогли приобрести свежайший CD с презентуемым релизом и футболки с символикой группы. Народу к моменту моего прибытия было критически мало, но к 20.50, когда музыканты после казавшегося бесконечным ожидания вышли на сцену, ситуация существенно изменилась к лучшему. Фактический аншлаг! В этот раз приятно удивил традиционный для «Главклуба» диджейский сет: до 20.30 на полную катушку крутили исключительно русский рок! В общем потоке прозвучала и песня Сергея Галанина «Валера, ты где?», воодушевившая всех присутствующих, в числе которых был приунывший, было, одинокий панк в футболке «Sex Pistols», который явно принял на грудь лишнего и дожидался выхода группы, распластавшись на полу — под ногами снующих туда-сюда фэнов и озадаченных секьюрити. Но главный Валера этого вечера выходить не торопился (к слову, буквально накануне группа отыграла зажигательный концерт в Твери, что в итоге неизбежно сказалось на голосовых связках фронтмена «Монгол Шуудана»). В 20.30 включили «Queen» и их «We Will Rock You», казалось — это преддверие шоу. Но нет, лишь в 20.45 диджей попрощался с публикой, а публика во всю мощь гаркнула: «ВА-ЛЕ-РА!», вызывая таким образом на сцену явно припозднившегося Скородеда сoтоварищи. В темноте за сценой вспыхнул экран, и все увидели анимированных мертвецов-махновцев, скалящих зубы из-за пулемёта на тачанке с легендарной аутентичной надписью «Х#й догонишь!». Зазвучало интро: шелест старой пластинки, песня «Наш паровоз вперёд летит...» и стихотворный пролог, прочитанный намеренно искажённым для пущей брутальности басом:

Броня анархо-рока крепка и неприступна,
И временем запаяна в толстенный целлофан.
А как его расплавить, на хер, широкодоступно
Поведает вам группа «Монгол Шуудан»!

К главному микрофону под одобрительный рёв публики вышел одетый в тельняшку, красные галифе и закрывающую пол-лица колоритную папаху Валерий Скородед (вокал, гитара), а вместе с ним перед фэнами предстал нынешний состав группы «Монгол Шуудан», а именно: Сергей Крючков (гитара, вокал), Николас Краун (бас-гитара, вокал) и Алексей Портнов (барабаны). Грянули заглавную песню альбома «Паровоз Анархия», после чего лидер прославленного анархического ансамбля поприветствовал собравшихся немного сорванным после гастрольных вылазок голосом, предложив перенестись в 1989 год и добавив: «сегодня перед вами группа „Монгол Шуудан“ — такая, какая она и должна быть!». Дальнейшее развитие концерта сполна подтвердило эти слова, нынешний состав действительно круто сыгран и по-боевому сплочён, выдавая фантастический драйв и панк-угар. Я бы в первую очередь отметил специфический, по-московскому олдскульный саунд «монголов»: правильный перегруз гитар и всеобщая звуковая атака, немного в ущерб голосу — именно то, что желательно в подобной обстановке и с подобным репертуаром.

В синтезе с шикарным визуальным бэкграундом на большом сценическом экране (анимированные бойцы Гражданской войны, все эти продолжающие нескончаемое противостояние скелетообразные махновцы и красноармейцы, смотрящие под аккомпанемент звучащих песен в прицел винтовок верхом на оскаленных конских остовах), в сочетании с мощным артистизмом басиста Николаса Крауна и гитариста Сергея Крючкова, попеременно вскакивающих на сценические скамьи и взирающих на публику с орлиных высот с ревущими гитарами наперевес, а также в полной гармонии с харизмой самого рок-ветерана Скородеда и зубодробительной ударной отдачей Алексея Поротнова — всё это смотрится и слушается на «ура!». Публика оценила отдачу и щедро отплатила добром за добро, устраивая жаркий слэм и находясь в неустанном движении весь концерт. «Мы намеренно поменяли нумерацию песен, чтоб угар происходил в полной мере!» — сообщил фэнам Скородед и представил песню «Продразвёрстка», «с которой всё начиналось». Далее фронмтен предложил не тянуть кота за яйца и начать петь хором, в полной мере участвуя в создаваемом здесь и сейчас перформансе. «В ОБЩЕМ, КАК Я ОБЫЧНО ГОВОРЮ, КТО НЕ ПОЁТ — ТОТ БОРИС МОИСЕЕВ!», резюмировал Скородед, и группа, поддерживаемая рокочущей энергетикой фэнов, нон-стопом грянула блок проверенных временем суперхитов: «Чекист», «Мама-Анархия», «Маруся», «Песня чёрного анархиста». Пели и горланили абсолютно все, никто не хотел быть Борисом Моисеевым.

Была представлена не вошедшая в дебютный альбом песня «Заплати и свободен!», написанная тогда же, в конце восьмидесятых, и ныне перезаписанная на реинкарнационном альбоме. Перед «Чапаевским твистом» Скородед со смехом рассказал, что однажды ему некая поклонница прислала письмо с вопросом: «В чём смысл этой песни?». Ну что ж, звучит «Бессмысленная песня, или Чапаевский твист»! — обыграл сказанное лидер «Монгол Шуудан». Первое отделение завершили блоком «Полки зелёные» + «Вонзая шпоры» + «Комиссар». Валерий явно нуждался в передышке, это было слышно уже по тому, насколько по-аксакальски хрипло и по-отечески участливо он отговаривал слушателей «трогать комиссара грязной лапой». В 21.38 музыканты покинули сцену, чтоб вскоре вернуться. Второе отделение снова началось с визуальной заставки, но анимация была уже современной, в духе фильма «Матрица» — тем самым нам дали понять, что будет исполняться более актуальный репертуар. Валерий Скородед также поменял облик, представ в кепке, современной футболке с символикой группы и круглых очёчках а-ля Кот Базилио.

Несколько не дающих шанса на отдых песен из альбомов, появившихся не так давно, уже в XXI столетии: «Седьмой патрон», «Полцарства за коня», «Бонивур», «Нас носило по степи» — темп взяли нешуточный. Кто-то потерял мобильник, о чём Скородед сообщил публике, передав находку человеку из-за закулисья и пошутив, что больше этого человека (читай, и сам найденный мобильник) никто не увидит. Далее всё шло только в гору: «Галя», «На белом коне» — полный восторг и одобрение фэнов! Единственный раз за вечер музыканты дали себе и публике передышку, исполнив балладу «Разговор со Смертью». Далее — «Песня революционных матросов, которая называется „Эх, яблочко, куда ж ты котишься, нах!“» с рефреном-выкриком «Х#й!» в процессе исполнения, давний суперхит «Не моя забота» (кстати, также перезаписанный на предыдущем альбоме «Инстинкт агрессивности») и тематически с ним перекликающийся «Финский нож» на стихи Сергея Есенина. Исполнив «Медную монету», Валерий Скородед под угасающий аккомпанемент подвёл предварительный итог концерта: «Вот мы и реинкарнировали наш альбом. Но на этом мы не остановимся, так что ждите дальнейших выходов!». После отвязного гитарного соляка прозвучала «Граната», и на сцене остался только барабанщик. Вскоре к нему присоединился басист, и вернувшийся фронтмен представил коллег. В качестве подарка исполнили есенинскую «Москву», поскольку «песня, вощемта, давно вошла в фанатские сердца». В 22.40 лидер «Монгол Шуудан» попрощался с фэнами, отсалютовав всем открытой ладонью поднятой руки, но его не отпустили, и концерт после этого был продолжен смачной кавер-версией «Whiskey in the Jar» (припев которой в представленной русскоязычной версии звучит как «Ох, и мудак тамада!», а песня имеет соответствующий сюжет), а на посошок, с предисловием «Я надеюсь, в зале все совершеннолетние, хотя...вижу, что не все», — коронная «Самара-городок» с вереницей нескончаемых хулиганских частушек. Шоу удалось на славу, недовольных на выходе не наблюдалось. В качестве бесценного трофея привёз домой фанатский эксклюзив: полученный в подарок оригинальный сет-лист этого мероприятия. В свою очередь, делюсь эксклюзивом с читателями этого обзора. Ура нам, ребята!

Игорь Шамарин — специально для сайта https://igor-shamarin.ru.

Авторы фото, использованных в этом очерке: Jim Davis, Алексей Леонов.