«Крематорий» в ДК Горбунова — 10-летие группы (14.10.1993)

Дата концерта: 14 октября 1993 года
Место проведения: Москва, ДК Горбунова
Артист: группа «КРЕМАТОРИЙ»
Программа к 10-летию группы

Полный сет-лист выступления группы «КРЕМАТОРИЙ»:

1. Зомби
2. Больной
3. Африка
4. Проходящие мимо
5. Реанимационная машина
6. Женщины города Роз
7. Крылатые слоны
8. Ты была той женщиной
9. Моя соседка
10. Конфуз
11. Посвящение бывшей подруге
12. Крематорий
13. Лепрозорий
14. Медуза Горгона
15. Себастия
16. Калигула
17. Твари
18. Брат во Христе
19. Стрёмный корабль
20. Клаустрофобия
21. Шпалер
22. Сексуальная кошка
23. Газы
24. Эй, Хабибулин!
25. Крепость
26. Наше время
27. Таня
28. Маленькая девочка
29. Дрянь (песня Майка Науменко)
30. Гончие псы
31. Харе Рама
32. Аутсайдер
33. Адольф
34. Эротические монстры
35. Jeff — Белая Кровь
36. Последний шанс
37. Клубника со льдом
38. Америка
39. Безобразная Эльза
40. Кондратий
41. Мусорный ветер

В конце марта 1993 года группа «Крематорий» сыграла два аншлаговых концерта в «Горбушке». Это была презентация «Двойного альбома», специально записанного и изданного к 10-летию группы. О первом из этих двух концертов, состоявшемся 26 марта, я уже рассказывал. Именно тогда со сцены прозвучали слова о том, чтобы обладатели билетов не спешили с ними расставаться: предполагалось, что с мартовскими билетами на руках можно будет в будущем БЕСПЛАТНО пройти на юбилейный концерт, намеченный на осень того же 1993 года. И вот, настала осень, и была заявлена дата юбилейного «крематорского» сейшена в «Горбушке» — 6 октября. В ход событий вмешалась история: в стране случился внутриполитический кризис, переросший в вооружённое противостояние между Президентом России Борисом Ельциным и строптивыми депутатами Верховного Совета РФ. В Москве имели место уличные беспорядки, в центре города звучали выстрелы, гибли люди. Пик противостояния пришёлся на 3 и 4 октября, завершившись введением в Москве чрезвычайного положения, объявлением комендантского часа и вооружённым разгоном мятежных депутатов, засевших в здании Белого дома (здание прямо на глазах столичных зевак и всего мира обстреливалось из танковых орудий). На 5, 6 и 7 октября был объявлен траур по погибшим, из-за чего юбилей «Крематория» был перенесён с 6 на 14 октября. Чтоб удостовериться в подлинности новой даты, мы специально накануне ездили непосредственно в ДК.

Помню, вечером 14-го числа долго размышляли, стоя с приятелем у подножия эскалатора на «Бауманской» — ехать ли вообще на «Багры», поскольку судьба концерта была всё ещё эфемерна. В итоге решились и поехали.

Народ ломился в «Горбушку» настолько интенсивно, что в итоге двери в фойе попросту распахнулись под натиском толпы. Выждав минут 40 от заявленного времени начала (публика попросту не успела к тому моменту попасть в зал), группа вышла на сцену в составе, до сих пор считающемся многими фэнами «золотым»: Армен Григорян (вокал, акустическая гитара, губная гармоника), Виктор Троегубов (вокал, акустическая гитара), Михаил Россовский (скрипка), Андрей Мурашов (лидер-гитара), Сергей Третьяков (бас-гитара), Андрей Сараев (барабаны). Для Виктора Троегубова и Михаила Россовского это были последние столь значимые выступления в составе «Крематория»: Россовский уже фактически сидел на чемоданах перед вылетом в эмиграцию, а Троегубова ожидало увольнение в связи с внутренним конфликтом. Все шестеро музыкантов предстали в чёрных одеяниях, при этом на каждом была надета (или поддета, как в случае с облачённым в байкерскую косуху Троегубовым или увешанным пацификами и цепочками Григоряном, выступавшем в пиджаке с закатанными рукавами) футболка с оригинальным логотипом и гербом «Крематория». Концерт снимала на видео бригада «Рок-н-ролл ТВ», работал создающий визуальные неудобства массивный передвижной кран с камерой, и впоследствии был смонтирован изрядно отредактированный и сокращённый музыкальный фильм о мероприятии, изданный под лейблом «Moroz Records» в формате VHS.

Начался концерт с социально-политически окрашенных песен «Зомби», «Больной» и «Африка»: они настолько попали в «десятку» в контексте происходящего в те дни, что казалось — точнее некуда. Когда страждущие фэны полноценно заполнили зал и в должной мере прониклись заданным драйвом, «Крематорий» исполнил «Проходящих мимо», отсылающих к культовой книге Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (помните, «где нельзя уже любить, там нужно — пройти мимо!») и украшенных более развёрнутой, нежели в студийной версии, музыкальной аранжировкой, а следом грянул «Реанимационную машину», после чего восторженный пипл уже не успокаивался до пламенеющих (см.ниже) финальных аккордов шоу. Попавшим на «крематорское» 10-летие повезло увидеть и услышать отцов-основателей группы, работающих в сплочённом тандеме: первым делом это неизменный конферанс и общение с публикой по ходу действа. Кроме того, в этот вечер с сольными номерами выступил как Армен Григорян, так и Виктор Троегубов, не говоря уже об их совместных голосовых партиях по ходу всего выступления (сейчас, увы, двухголосие в «Крематории», эта фишка, отсылающая к «мерсибитовскому» наследию, уже не практикуется). Одним из сюрпризов вечера стало исполнение песни «Медуза Горгона» — до того не звучавшей на концертах, будучи записанной в 1985 году на магнитоальбоме «Иллюзорный мiр». После песни «Эй, Хабибулин!», взбодрившей и без того разгорячённую публику барабанным соло Андрея Сараева, Армен Григорян произнёс небольшую ностальгическую речь о бурной молодости и объявил хард-номер «Мой дом — моя крепость», пригласив на сцену компанию байкеров мотоклуба «Ночные волки» во главе с тогда ещё не совсем оторвавшимся от реальности Хирургом. Произошло публичное братание байкеров с музыкантами, обмен колкими шутками и т.п. , а непосредственно перед исполнением песни Виктор Троегубов резюмировал: «Пусть всегда наш московский дом будет крепостью для всех нас!». Ещё одним ярким номером стало исполнение песни Майка Науменко «Дрянь» — номер уже был с успехом опробован на концертах в марте. В качестве анонса следующего, ещё не записанного к тому моменту альбома «Танго на облаке», были особым мини-блоком исполнены песни «Адольф» (с многозначительным предисловием: «Пора вспомнить об Адольфе!»), «Эротические монстры» и «Jeff — Белая Кровь». В итоге «Адольф» и «Эротические монстры» останутся вне трек-листа «Танго на облаке», а мне запомнится высказанное Арменом Григоряном в микрофон опасение: мол, мы вам сегодня сыграем всё, что сможем, самое главное — не забыть аккорды, ведь у группы в репертуаре уже столько песен, как все упомнишь?! Ближе к финалу шоу произошёл необъяснимый с точки зрения стороннего зрителя инцидент: суперхит «Америка» был концептуально прицеплен к «Безобразной Эльзе» (поставившей зал на уши) неким вычурным хард-роковым гитарным соло, артистически исполненным Андреем Мурашовым — при этом в самой коде к образовавшим гитарный дуэт Григоряну и Мурашову ревниво (так, во всяком случае, показалось со стороны) приблизился Троегубов и трижды (!) продемонстрировал Мурашову средний палец, означающий «fuck you!». Данный месседж так и остался исторической загадкой. А перед «Кондратием» прозвучало троегубовское: «Да здравствует московское пиво! Самое лучшее пиво в Москве!».

Завершился юбилейный концерт представлением всех музыкантов и исполнением хита «Мусорный ветер», незабываемую скрипичную партию в котором исполнил, прощаясь с публикой и группой, Михаил Россовский (руководитель «Крематория», предварительно пошутив над тем, что он руководитель, поскольку водит всех за руку, произнёс по поводу отъезда Россовского короткую речь, суть которой сводилась к тому, что хоть менять жизнь в 30 лет и очень сложно, но — дай Бог, и что «пусть песня „Мусорный ветер“ принесёт Мише в Израиле счастье»). На финальных аккордах Григорян снял с головы свою неизменную шляпу и, водрузив её на стойку, поджёг. Фэны пришли в экстаз, а на озарённую пламенем сцену тем временем вышла одетая в чёрное Ольга Жигарёва, экс-директор «Крематория» конца восьмидесятых: на её голове была другая шляпа, которая оперативно перекочевала на голову расплывшегося в улыбке Григоряна. Последней фразой, прозвучавшей со сцены в этот вечер, было: «КОРОЛЬ УМЕР — ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!». Произнёс эти слова, по иронии судьбы, Виктор Троегубов.

И.Шамарин, специально для сайта https://igor-shamarin.ru/.