«Крематорий» в «Главклубе» с программой «Крематорий-36» (23.11.2019)

Дата концерта: 23 ноября 2019 года
Место проведения: Москва, клуб «ГлавClub Green Concert»
Артист: группа «КРЕМАТОРИЙ»
Программа: «Крематорий-36» (ко Дню рождения группы и Армена Григоряна)

Полный сет-лист концерта:

1 отделение

1. Ангел
2. Проходящие мимо
3. Америка
4. Крематорий
5. Лепрозорий
6. Смерти больше нет
7. Павлик Морозов
8. Африканка
9. Брат во Христе
10. Три источника
11. Харе Рама
12. Аутсайдер
13. Маша
14. Яд
15. Пиноккио
16. Голый парад (фонограмма)

2 отделение

17. Звероящер
18. Гончие псы
19. Штраус
20. Сексуальная кошка
21. Геенна Огненная
22. Зомби
23. Последний шанс (Собачка)
24. Клубника со льдом
25. Безобразная Эльза
26. Мусорный ветер
27. Сольный номер М.Гусельщикова
28. 2001 год
29. Маленькая девочка
30. Весёлый ансамбль
31. Амстердам
32. Таня

НА БИС:

33. Катманду
34. Хабибулин

В прошлом, 2018 году, закрутился и не успел купить билеты на 35-летие «Крематория» в клубе «RED». А сходить очень хотелось, так что в этом году бдил и загодя купил билеты на 36-летие группы в «Главклуб». Много утекло огненной воды с середины девяностых, когда я ходил на «Крем» в качестве зрителя: чем не повод лишний раз вспомнить хотя бы обозревавшуюся мной ранее мощную презентацию «Двойного альбома» или памятное «крематорское» 10-летие; в преддверии Миллениума и того самого 2001 года общение с Арменом Сергеевичем или его лицезрение происходило уже, как правило, в кулуарах московских фестивалей. Судя по всему, в декорациях нынешних времён эпоха рядовых выступлений для легендарной команды Армена Григоряна канула в Лету, и теперь концерты «Крематория» выглядят как пронизанные рок-н-ролльным безумием и буффонадой полномасштабные костюмированные шоу. Но об этом поговорим чуть позже. Пока же перенесёмся в самое начало субботнего вечера 23 ноября 2019-го. Выехали с Олесей из дома, будучи охваченными горячим спором о влиянии БГ на поэзию Евгения Ройзмана — в контексте сравниваемых мной текстов песен «Сидя на красивом холме» (где у БГ: «дело не в деньгах, и не в количестве женщин, и не в старом фольклоре, и не в Новой Волне...») и ройзмановских стихов «Жили-были», преобразованных певицей Ютой в цепкий хит со словами: «И дело даже не в годах, не в деньгах, не в музейной пыли...». Так и добрались до «Главклуба», на проходе через контрольные рамки которого всех встречали волонтёры, у которых можно было получить загадочные лотерейные билеты (об этом поговорим буквально через пару абзацев). А в фойе в честь «крематорского» 36-летия продавался примечательный мерч: футболки с эксклюзивным принтом, а также только что увидевшая свет увесистая  книга Армена Григоряна «ПРИЗРАКИ КРЕМАТОРИЯ: История группы от первого лица» (1000 рублей за шт.) и специально изданный аудиорелиз в формате MP-3 — «Hits Hotel» (500 рублей за шт.), состоящий из 36-ти суперхитов группы, включая ранее не издававшийся трек «Гагарин Лайт». Люблю привозить с концертов трофеи.

К нашему прибытию зал был заполнен почти целиком, что красноречиво намекало на грядущий аншлаг (так в итоге и случилось, народу было не протиснуться). Пока публика томилась в ожидании и разминалась у барных стоек, из колонок звучала классика мирового рока, в то время как на большом экране позади сцены красовался пожираемый языками пламени фирменный логотип «Крематория» в виде вычурного герба (я мучительно терзал свою память, есть ли ещё у кого-то, кроме «Крема» и «Queen», подобный отличительный маркер). И вот, наконец, в 20.35 на сцену вышли два персонажа: администратор «Крематория» в образе гротескового индейца Джо и брутальный клоун с  массивными ангельскими крыльями за плечами. Тут у меня в голове автоматически зазвучало: «а мои попутчики — клоуны и жулики...», а Индеец с Ангелом начали розыгрыш той самой лотереи из 36-ти лотов (36 лет группе — 36 лотов), к участию в которой всех нас склонили волонтёры на входе. Ангел держал шляпу с бумажками, а Индеец вытаскивал очередной победивший лот и объявлял его в микрофон: те зрители, чьи номера выиграли, могли получить всякие памятные сувениры в фойе (футболки, браслет, барабанные палочки, CD-R с поэтическими инсайтами «крематорского» бас-гитариста и тому подобное). Нам удача в этом смысле не улыбнулась. В 20.50 в отсветах красных фильтров на экране в очередной раз замелькали фотокадры с лицами фэнов и участников группы, и вот, около 21.00, после восклицания «А ТЕПЕРЬ — ДА СВЕРШИТСЯ ПРАЗДНИК!» на сцену вышли музыканты «Крематория» в причудливых костюмах, самым ярким из которых оказался креативный бас-гитарист Николай Коршунов, представший в зловещем облике Смерти (он так и отыграл всё первое отделение в маске). Также перед зрителями появились лидер группы Армен Григорян (в тёмном пижонском плаще «с кровавым подбоем» поверх футболки, эполетами на плечах и винтажной бейсболке), гитарист Владимир Куликов (будто бы сошедший со страниц романа Виктора Гюго), харизматичный скрипач Максим Гусельщиков (в образе собирательного персонажа Льюиса Кэрролла). Место за барабанной установкой занял Андрей Ермола.

Первой была исполнена знаковая песня «Ангел», во время звучания которой по сцене меж музыкантов бродил задумчивый клоун-ангел (тот самый, проводивший только что лотерею) и освещал первые ряды танцпола старинным фонарём, который держал в вытянутой руке. Смотрелось это очень эффектно. Едва отзвучали финальные аккорды песни, Армен Григорян поприветствовал пришедших, иронично отметив, что 36 лет жизни в группе с таким названием — уже героизм. Заведя речь о следующем номере, «написанным в студенческие времена на лекции в МАИ», фронмтен «Крематория» вспомнил давнишнюю присказку: «Как говорили тогда преподаватели, хотите полететь в Америку — поступайте в наше ракетное училище!». Вопреки ожиданию, группа после этих слов исполнила короткий ницшеанский опус «Проходящие мимо», и лишь следом, на повышенной скорости, — «Америку». Далее Григорян с сарказмом упомянул некоего «известного музыкального критика», однажды в интервью огульно окрестившего стиль «Крематория» вальс-роком. В этом контексте зазвучал заглавный хит «Крематорий», переходящий нон-стопом в супербоевик «Лепрозорий»: таким образом, группа невольно напомнила собравшимся о 30-летии пластинки «Живые и мёртвые», открывающейся именно этой трековой связкой (к слову, грамотно смонтированная афиша концерта также дала ностальгическую отсылку к юбилею этой культовой антологии хитов). «Лепрозорий» отыграли тоже в ускоренно-динамичной версии, и на одобрительный шквал оваций светящийся улыбкой седобородый Армен Сергеевич показал публике поднятый вверх большой палец. Первым сюрпризом вечера для меня стало исполнение песни «Смерти больше нет», которую я вообще никогда не слышал сыгранной вживую. Концерт набирал обороты, «крематорцы» в своих эклектичных костюмах всё больше выглядели как труппа безумных трубадуров. Нужно также отметить, что за спинами музыкантов всё время выступления непрерывно работал экран с визуальным рядом, усиливающий восприятие и без того насыщенных образами песен.

Под звук барабанной дроби лидер «Крематория» с нескрываемой иронией на лице предложил вспомнить светлое пионерское детство: зазвучал ещё один суперхит 30-летней давности, «Павлик Морозов». При этом на сцену вывалилась целая толпа оголтелых клоунов и клоунесс, устроивших натуральное безумие, апофеозом которого стало карикатурное, но вполне «читаемое» зигование. Последний куплет Григорян начитал в виде рэпа под аккомпанемент одних только барабанов. После песни «Африканка», исполненной под видеоряд всевозможных уродов и страшилищ (нужно заметить, весь бэкграунд в целом отличался крепкой брутальностью), прозвучал нетленный шедевр — песня «Брат во Христе». Решив по-полной отдать дань философствованию, Григорян обратился к стоявшему по левое плечо от него басисту-Смерти в попытках добиться «показать личико» и выяснить у коллеги, какие тот знает три источника творчества? Одноимённая песня с изрядно откорректированной доктриной Ленина (Ильич, всё же, писал о трёх источниках марксизма) была исполнена в компании пары клоунов в сомбреро и вместе с восторженной публикой, где Григорян в припевах выкрикивал лишь: «Тунеядство!» и «Пьянство!», а затем поворачивал микрофон к залу, откуда прилетало многоголосое: «БЛЯДСТВО!!!».

Следом, на контрасте — пронзительная и также пронизанная философией баллада «Харе Рама», после чего — блок ударных хитов («Аутсайдер», «Маша», «Яд»), в процессе исполнения которых скрипач, как казалось, едва не сломал смычок, а басист-Смерть настолько разгорячился в порыве заставить публику шевелиться, что чуть и вправду не пришиб увесистой басухой пару зазевавшихся зрителей в первых рядах. Песню «Пиноккио» автор сопроводил трогательной преамбулой: «Всем униженным и оскорблённым, разбросанным по этой земле, всем нуждающимся, до кого никому нет никакого дела...». Так в 21.15 группа удалилась на перерыв, оставив фэнов наедине с разнузданной клоунской бандой. Под фонограмму сатирического памфлета «Голый парад» был показан потрясающий номер, главным действующим лицом которого стал клоун-акробат, исполнявший трюки с балансированием на лестнице (включая инсценировку «падения» в партер).

На второе отделение музыканты вышли, оставив театральные наряды за кулисами. Начали песней «Звероящер», после которой фронтмен представил публике Николая Коршунова в его «человеческом» облике. Далее — дань уважения двум идолам музыкального искусства: песней «Гончие псы» вспомнили Джима Моррисона, затем, в реконструированном антураже квартирного концерта, — короля вальса Иоганна Штрауса. Из первых рядов поступил громогласный заказ на «Хабибулина», на что Григорян отреагировал: «Хабибулин — это мужчина, а мы сейчас ублажаем дам!» — и группа исполнила «Сексуальную кошку». Следующим номером стала художественная композиция с предисловием. Лидер «Крематория» поведал о том, что у басиста группы после выпитого в дороге виски часто проявляется манера читать свои стихи. Тем самым Николаю Коршунову был дан карт-бланш на исполнение поэтического опуса, что тот и сделал поверх продолжительного лирического интро к песне «Геенна Огненная» (тут нашлось место и для барабанного соло, и для общения Армена с синтезатором). Особым номером концерта стало исполнение суперхита «Зомби»: мерцающий до рези в глазах свет, инфернальная интродукция, акробатика на ходулях, очередные блуждания по сцене с винтажным фонарём, шаманские пляски, контакт со зрителями, мощные гитарные риффы (да ещё эта «татуированная» на готический манер григорянская гитара внесла своей подобающий колорит) — такое не забыть. Песню «Последний шанс» по давней традиции сцепили с «Клубникой со льдом», далее — «Безобразная Эльза» (в которой было ожидаемо спето «нам всего 36») и «Мусорный ветер» с предисловием: «Есть некоторое количество песен...если мы их не сыграем, нас побьют». Исполнивший классическое скрипичное соло Максим Гусельщиков был представлен публике и продолжил концерт симпатичным сольным номером, исполнив «при маленькой помощи своих друзей» зажигательный инструментал. Нужно, безусловно, особо отметить этого многогранного артиста, некогда игравшего с Михаилом Кругом, а в «Крематорий» перешедшего из группы «Юта» (с рассуждения об одной из лучших песен которой мы начали этот обзор).

Текст песни «2001 год» автор ловко перевёл в прошедшее время, завершив её надеждой встреть живым (вполне логично и ожидаемо) 2020 год. Во время размеренного исполнения «Маленькой девочки» на сцену вместе с музыкантами вышла загадочная волоокая дива, эстетично крутящая обручи, а безудержный драйв суперхита «Весёлый ансамбль» усилила выкатившаяся из-за кулис на велосипеде полоумная клоунесса в ярко-красном одеянии (кстати, в данном случае Григорян не упустил подвернувшийся шанс исполнить известное нецензурное словцо). В 22.45 общее безумие (всё к этому моменту выглядело и впрямь как дурдом на выезде) довели до апофеоза залпы пушки, расстрелявшей пространство «Главклуба» блестящими фантиками, а самих музыкантов неугомонные клоуны тем временем опутали лентами. Маэстро Григорян, тем временем, представил коллег (запомнилось: «Андрей Ермола — звезда рок-н-ролла!»).

Можно сказать, что у концерта было два биса. Первый начался с песни «Амстердам», в которой неожиданную актуализацию получили строчки про маленького Наполеона и Жозефину — в контексте только что разразившейся в Питере драмы, когда профессор-историк Олег Соколов,  любивший преображаться в облик французского императора, застрелил и расчленил свою  24-летнюю студентку, попытавшись избавиться от тела, выбросив его части в реку Мойку. Песня резанула по самому рок-н-ролльному счёту, что и говорить. Затем была могучим хором исполнена «Таня» (автор справедливо заметил: «Ну как я мог уйти со сцены, не спев эту песню?..»). После недолгой паузы — уже настоящий бис, с уходом и возвращением музыкантов. Армену Григоряну преподнесли большой букет цветов, он его смачно занюхал, и на волне раскатистого гитарного соляка всех собравшихся в «Главклубе» как следует протрясли суперхитом «Катманду». «А закончим мы песней о настоящем мужчине», — изрёк фронтмен «Крематория», после чего сыграли нестареющего «Хабибулина». Праздник удался на славу и завершился бесконечными поклонами и взаимными респектами. Самые добрые впечатления!

В обзоре использованы фотографии Алексея Сокова, официальный сайт «ГлавClub Green Concert».

© И.Шамарин, декабрь 2019 г. 

Специально для сайта https://igor-shamarin.ru.