«Калинов Мост» в ДК Горбунова с программой «30 лет и 3 года» (14.03.2020)

Дата концерта: 14 марта 2020 года
Место проведения: Москва, ДК Горбунова
Артист: группа «КАЛИНОВ МОСТ»
Программа: «30 лет и три года»

Полный сет-лист концерта:

1. Назад в подвалы
2. Моя песня
3. Вышло так
4. На Урал
5. Увидеть себя
6. Хранить оплот
7. Ветка огненной омелы
8. Летят вороны
9. Не хватило
10. Не серчай
11. Силькарь
12. Сестра-река
13. Тает
14. Время колокольчиков
15. Пионеры
16. Сибирский марш
17. Иного не надо
18. Дома не был
19. В устье Лены
20. Конь-огонь
21. Надо было
22. Родная
23. Девочка летом
24. Уходили из дома

Субботним вечером 14 марта 2020-го, буквально в преддверии официального запрета проведения любых массовых мероприятий из-за угрозы распространения в Москве коронавируса, сходили с Олесей в ДК Горбунова на сольник флагманской группы отечественного этно-рока — «КАЛИНОВ МОСТ». Программа носила интригующе «былинное» название — «30 лет и три года» (респект автору идеи!), так что имело смысл надеяться услышать много любимых песен из категории «старого-доброго». Забегая вперёд, скажу: надежды вполне оправдались, концерт прошёл на подъёме. В прошлый раз я лицезрел «Калинов Мост» здесь же, в «Горбушке», и было это аж в феврале 1997-го (к слову, мой архивный отчёт о вечере можно почитать на этом сайте), и по прошествии лет легендарный ДК претерпел внутреннюю реконструкцию, так что было крайне любопытно побывать в знакомых стенах после того, как вместо поп-мюзиклов здесь снова, как в лучшие годы, в полный голос зазвучал рок.

Нужно отметить, что из-за фактически полного отсутствия рекламы данного концерта (я предполагаю, что в определённых обстоятельствах имелся даже реальный риск его отмены или переноса), большого скопления зрителей в этот вечер не наблюдалось: на подходах к ДК за полчаса до официального начала шоу можно было лицезреть абсолютно пустую аллею, та же картина имела место и в фойе легендарной «Горбушки», украшенном ныне фотостендами с ликами наших рок-грандов и архивными концертными плакатами. В ожидании начала можно было потусить в буфете, а также приобрести многочисленные релизы группы, поэтические книги Дмитрия Ревякина или разнообразные футболки с символикой «Калинова Моста». В 19.50 открыли двери в зал (как оказалось, за прошедшие годы внутри мало что изменилось — разве что на полу появилась подсветка), и до начала концерта можно было на тихом звуке послушать классику западного рока, от Оззи Осборна до «Pink Floyd». Перед самым началом шоу в немногочисленной толпе появился никем не узнаваемый писатель Захар Прилепин, оперативно переместившийся к самой сцене, а в VIP-ложе можно было увидеть ещё несколько знакомых лиц из столичной рок-тусовки.

В 20.30 погас свет, а из-за барабанной стойки активно повалил дым, подсвеченный «огненно-оранжевым» фильтром. На сцену вышли пятеро музыкантов нынешнего состава группы «Калинов Мост»: Дмитрий Ревякин (вокал, гитара), Виктор Чаплыгин (ударные), Андрей Баслык (бас-гитара), Александр «Анаксагор» Владыкин (клавишные) и только-только принятый в ряды коллектива гитарист Дмитрий Плотников — студийный музыкант из Санкт-Петербурга, для которого данный концерт стал московским крещением. Лидер группы, Дмитрий Ревякин, отметивший в феврале 56-летие, предстал значительно помолодевшим без своей привычной «старообрядческой» бороды и в строгом чёрном одеянии. Начали под дружные аплодисменты с мегахита «Назад в подвалы» — плавно и размеренно, мягко приплясывая под клавишные аккорды, — знаменуя тем самым, судя по всему, 30-летие бессмертной и почитаемой большинством поклонников пластинки «Выворотень». Когда песня отзвучала, фронтмен поприветствовал присутствующих: «Эгей! Добрый вечер! Всех рады видеть! Коронавирус не пройдёт!». Публика ответила более чем одобрительно, при этом в зале уже создалась атмосфера «встречи в кругу своих» — это можно было явственно ощутить.

Следом на полном драйве исполнили «Мою песню» из стартового репертуара, вызвав у олдовых фэнов самый бодрый настрой, а продолжили смачным ритм-энд-блюзовым полотном «Вышло так» — снова из «Выворотня». Как фанат данного альбома, я отметил разночтения в нынешней версии: вместо «пороха поздних снегов» прозвучало «порохом прежних снегов», а в финале автор предпочёл «горькому пеплу» «горький выдох — выдох степного ветра». Далее — грозная версия песни «На Урал» из относительно новых времён (альбом 2016 года «Сезон овец», с которого в этот вечер прозвучат ещё несколько достойных песен), после чего ещё один подарок ценителям альбома «Выворотень» — самая настоящая рок-сюита «Увидеть себя», последнюю строчку которой Ревякин пропел беззвучно одними губами: за него всё сделала зарядившаяся правильной энергией публика. И вновь погружение в программу «Сезон овец»: сначала красноречиво этно-фолковый номер «Хранить оплот», который автор исполнил без гитары, изящно танцуя под аутентичный синтезаторный саунд и прибегая к символике жестов. В тексте — сплошь аллегории:

Царствует Кощей который год,
Как в аптеке градусы измерены.
Травку щиплет грустно хилый скот,
Ищут водопой слепые мерины.
Вдребезги стаканы, взят прицел,
Сонные стада мятежно скалятся.
Корень зла находится в яйце –
Повод обладать невестой-палицей.
Вышел к дубу лесоруб, а следом медвежатник,
Ждёт отмашки селезень-пилот.
Вскрыт ларец, труха скорлуп – ломай иглу нещадно!
Будем сеять новый огород.

В стык — «Ветка огненной омелы», пронизанная бездонным космизмом и «волнением судьбы по прихоти Небесного Дозора». Если кто в зале и не знал о силе поэтического таланта фронтмена группы «Калинов Мост», пришло самое время с этим феноменом соприкоснуться в полной мере. Вообще, всегда интересно наблюдать Дмитрия в образе свободного вокалиста — в этот момент он необыкновенно преображается и предстаёт (и тут плевать на штампы) тем самым «русским Джимом Моррисоном». Снова взяв гитару, Ревякин обратился к почувствовавшим прилив творческой волны фэнам: «Так, спокойно, споко-о-о-о-ойно! Сейчас мы вам покажем несколько пьес с нашей последней студийной пластинки, посвящённой Забайкалью. Пластинка называется „Даурия“. Сколько мы покажем? Покажем несколько песен, причём, очень талантливых...». В анонсированном сете были исполнены нон-стопом «Летят вороны», «Не хватило», «Не серчай», «Силькарь» и «Сестра-река». Перед песней «Силькарь» лидер «Калинова Моста» сделал развёрнутое вступление: «Вы чё-то, так, вялые. Силы бережёте? Сейчас споём песню про одну речку, Шилку, в семнадцатом веке именовавшуюся Силькарь, где люди намывали серебро, а их ловили и давали им кандалы. И оставляли там же, уже навечно». Во время исполнения «Сестры-реки» Ревякин, спев про «лучи косматой славы», неожиданно скорчил гримасу в направленный на него фотообъектив, а после того, как песня прозвучала, представил нового музыканта группы: «Дмитрий Плотников, гитарист! Впервые в „Горбушке“!». После пришёл черёд нового сета (ознаменованного тем, что сцену залил инфернально-алый свет), который открыли геополитическим памфлетом «Тает» с альбома «Contra» (это где «брошена перчатка огненной рукой — ужас для любого аватара», «знает точно юный подрывник — тоньше лезвий мудрость пыльных книг» — и всё в таком духе). Получив после песни букет роз из рук поклонницы, Дмитрий зримо «пришёл в себя», и группа на мощном подъёме и при голосовой поддержке публики исполнила поколенческий гимн — «Время колокольчиков», после чего Ревякин представил давно ушедшего от нас в иные миры гения: «Александр Башлачёв! Русский поэт!». Примечательно, что было спето «рок-н-ролл — славное язычество» — как у Башлачёва — в то время как на памятном CD-трибьюте СашБашу в версии «КМ» язычество «буйное» (почувствуйте разницу).

Далее исполнили «Пионеров» из программы «Ледяной поход» (после чего ещё одна поклонница вручила Ревякину букет белых тюльпанов) и перешли к неоспоримой классике. Первым в ряду бессмертных хитов исполнили по-революционному суровый «Сибирский марш»: снова алый фильтр на подсветке (то ли сполохи встающего солнца, то ли зарево баррикад, то ли полотнище красного стяга), предельно жёсткий саунд и яростный драйв, а из-за кулис — уже оказавшийся там Захар Прилепин, подбадривающий музыкантов активными жестами. Публика в унисон с Ревякиным «от корки до корки» отчеканила его хрестоматийные уже строчки:

Нам пресытило тлеть,
Затрещали горбы.
Мы готовы гореть,
Скулы сводит: «В дыбы!»
В ваших силах умелой рукой пламя сбить.
Но когда умрут наши костры, вас станет знобить!

Породнил нас январь,
Ритуал был не нов.
Слышишь, брат, мы простились,
Чтоб свидеться вновь.
Мы пытаемся встать, не мешайте нам встать.
Вы сосали из нас столько лет... — 

<тут, понятное дело, прозвучало многоголосое>

— ПРИШЛО ВРЕМЯ ОТДАТЬ!!!

В этом же энергетическом потоке, с обнадёживающим предисловием: «Но это ещё не всё...», прозвучал посвящённый Юрию Шевчуку номер «Иного не надо» с альбома «Оружие». Балладу «Дома не был» спели в софт-роковой стилистике, распевно и по-домашнему мягко, порой интонационно-иронично подражая БГ (а строчку «по земле гуляет грешной партизанский наш отряд!» — хором со всеми собравшимися). Обожаемый мной фолк-номер «В устье Лены» из программы «Узарень» сыграли в непривычной ритмике, было интересно послушать. Далее, будто бы добавляя интриги, лидер «КМ» произнёс: «Спасибо огромное. Мы ещё никуда не уходим!» — и группа исполнила один из самых раскрученных своих хитов новой эпохи, «Конь-огонь». В паузе — очередное обращение к залу, на этот раз слегка пространное: про то, что сегодня, в эти самые часы, когда нами манипулируют, мы всё равно собрались, и эта наша манифестация — состоялась! Под благодарные крики фэнов последовало представление всех музыкантов, после чего «Калинов Мост» заиграл суперхит «Надо было». Внезапно, в аккурат после строчки «Надо было быть чуть жёстче...», два охранника выволокли на сцену девушку. Ревякин гаркнул: «СТОП!», концерт прервался. Фронтмен «Калинова Моста», придерживая гитару, подошёл к краю сцены и участливо склонился над танцполом с вопросом: «Ну чё там?». Выяснив ситуацию, вернулся к микрофону и примирительно изрёк: «Хотели в плен взять, но не вышло! Спасибо охране, спасибо ребятам! Девушке — тоже!». После этого исполнили «Надо было» уже в полной версии — и с активным участием зрителей в припеве. На коде — сентиментальная констатация: «Спасибо! Всё пролетело, как жизнь... И уже пенсия, да. Спасибо большое!»

Суперхит «Родная», вполне предсказуемо, исполнили хором. При этом, фронтмен «Калинова Моста» намеренно удлинил песню вокальными изысками, по ходу дела подбадривая зал: «Веселей! Вместе, девчонки!». Усталость явно взяла своё (пение сменилось речитативом), но бурные овации не позволили музыкантам расслабиться раньше срока. Любопытно: на нынешнем этапе Ревякин вернулся к изначальной версии «Родной», спев на прежний манер:

Кто поставит крест на могилы нам?
Инок да шаман!
Инок да шаман!

Некоторое время назад в ходу был вариант: «Инок! Не шаман!» — но всё течёт и всё изменяется, и ветер, как повелось, возвращается на круги своя. В 22.15 выступление, как казалось, завершилось. Дмитрий хитро прищурился и обратился к публике: «Сейчас мы вами тоже будем манипулировать. Громко кричите!». Публика отозвалась восторженно, а музыканты, тем временем, сгрудились на краю сцены и сделали селфи на фоне танцпола «Горбушки».

В знак благодарности — «У нас бартер, сейчас ещё споём!» — группа «Калинов Мост» исполнила один из самых известных своих ранних хитов, «Девочка летом», написанный на музыку американского классика кантри-рока Джей Джей Кейла. Исполнили мягко и вкрадчиво, а фронтмен при этом подарил всем собравшимся красивый танец, после которого, разглядывая людей на танцполе, иронично резюмировал: «Ну, как-то так получилось. Тепло, незатейливо. Буду лица запоминать, хоть у меня плохая зрительная память…». Завершили концерт знаковой песней «Уходили из дома», и вновь в тексте — разночтения с каноном:

Ты прости меня мать,
Сгинул ночь обнимать.
Ты прости меня, мать,
Ты умеешь прощать...

В коде, на затухании, было пропето: «Волос пахнет костром, небо греет шатром... Волос пахнет костром... Небо греет шатром... Волос пахнет костром...» и, уже без всякого аккомпанемента, финальная фраза — проникновенным шёпотом: «КОСТРО-О-О-ОМ...». В 22.25 группа покинула сцену, а разгорячённых зрителей на улице ждал природный катаклизм: всё вокруг замело немыслимыми ещё пару часов назад сугробами, в городе разразилась непроглядная снежная буря. Такой вот получился интересный концерт-манифестация в преддверии новых, неведомых времён.

 В обзоре использованы фотографии Анны Резниковой, Ольги Махаловой и Аллы Ерёминой.

© 2020, И.Шамарин — специально для сайта http://igor-shamarin.ru.