Глеб Самойлов с программой «Агата Кристи-30. Тёмная сторона» в «Известия Hall» (2.12.2018)

Дата концерта: 2 декабря 2018 года
Место проведения: Москва, КЗ «Известия Hall»
Артист: ГЛЕБ САМОЙЛОВ

Юбилейная программа «АГАТА КРИСТИ-30. Тёмная сторона»

Полный сет-лист концерта:

1. Секрет (Дракула-микс) (INTRO)
2. Ты и я
3. Ein Zwei Drei Waltz
4. Они летят
5. Каменное дно (Чёрная луна-remix)
6. Вервольф
7. Садо-мазо
8. Бесса мэ...
9. Навеселе
10. Вольно!
11. Снайпер
12. Пуля
13. Билеты проданы
14. В такси
15. В интересах революции
16. Последнее желание
17. Ковёр-вертолёт
18. Опиум для никого
19. Грязь (+ приглашённый гость — актёр Гоша Куценко)
20. Никто не выжил
21. Порвали мечту

Как таковой, группы «Агата Кристи» не существует в фактической реальности уже восемь лет. Тем не менее, культовые для нескольких поколений песни так или иначе продолжают звучать в авторском исполнении не только в гаджетах и музыкальных проигрывателях, но и со сцены. Братья Самойловы с определённого времени ведут творческую жизнь в параллельном режиме, не стал исключением (увы) и юбилейный повод — тридцатилетие «Агаты» в 2018 году. 11 ноября в «Крокусе» успешно представил свою версию юбилейного шоу Вадим Самойлов. В воскресенье 2 декабря в концертном зале «Известия Hall» на «Пушкинской» состоялся второй акт этого своеобразного концептуального спектакля. На этот раз специально отобранные песни группы исполнил Глеб Самойлов в сопровождении ныне действующей формации «The Matrixx». Программа получила название «Агата Кристи-30. Тёмная сторона»: готический дуализм в духе «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» понятен и привычен каждому агатоману — достаточно вспомнить хотя бы разделявшиеся по условно «светлому» и условно «тёмному» признаку (чуть было не написал призраку) сборники лучших песен «Избранное» и «Скаzки» или, скажем, десерт ремиксов «Heroin O» к едва прогремевшему альбому «Опиум». Не стал, как видим, исключением и нынешний юбилей.

Огромный плюс зала «Известия Hall» — его расположение в самом сердце города, буквально в шаговой доступности от памятника А.С.Пушкину. Не менее огромный минус в контексте проведения резонансных мероприятий — его сугубая камерность. Дело даже не в неизбежности 20-минутного стояния на декабрьском ветру, чтоб попасть внутрь, и не в ограниченной возможности гардероба — дело, скорее, в элементарном физическом комфорте. Впрочем, грех жаловаться: случалось и хуже. Подъехал к точке вовремя, но слегка приглушённый: на выходе из метро какой-то расшалившийся ребёнок-поросёнок (интересно, была ли у него на запястье татуировка «Да здравствует Алый Король»?..) прыгнул на воздушный шарик, и шарик звонко лопнул — не самый лучший получился «разогрев» перед рок-концертом. Площадка, в целом, понравилась: антураж стандартного московского клуба типа почившего в бозе «Ю-Ту», с барами по периметру, колоннами и многоуровневым полом с подсветкой. Прилавок с не особо разнообразным мерчем (главным образом, майки с символикой «The Matrixx», всё не дороже 1500 р.), перед залитой алым светом сценой уже за час до официального начала — приличная толпа фэнов. На главном экране за сценой и на маленьких экранах по всему периметру — 

Начала концерта мирно дожидался неподалёку от звукорежиссёрского гнезда, светящегося в полутьме квадратами мониторов. Никаких движений на сцене не происходило до 19.30 (заявленное время начала — 19.00), публика факту задержки особенно не возражала — лишь изредка кто-то принимался кричать: «А-ГА-ТА! А-ГА-ТА!» или «ГЛЕБ-СА-МОЙ-ЛОВ!», но без шибкого энтузиазма. Саундтреком ожидания служила музыка не существующей с 2005 года австралийской фолк-инди-роковой группы «CLANN ZU», похожая на некую преисполненную ирландщиной версию «Joy Division». В 19.45, после исчезновения за кулисами выполнившего свою работу техника, очередной этно-альтернативный трек зазвучал на полную мощность, что создало ощущение, что концерт уже начинается. Это было не так, позволив истомившимся поклонникам (ближе к 20.00 народу в «Известиях», включая реальных олдовых фэнов «Агаты Кристи» в соответсвующем антураже, набилось под завязку) шумно понеистовствовать ещё 15 минут. Ровно в 20.00, фактически неразделимо от «Clann Zu», зазвучал записанный голос Глеба Самойлова, исполняющего специальную версию песни «Секрет», известную как «Дракула-микс» — где вместо привычного припева звучит огрушительный вопль «Я НЕ ЗНАЮ, ДЯДЕНЬКАААА!». Фэны воодушевились и взметнули вверх руки, сцена всю песню оставалась пуста. Едва отзвучало интро, на сцену вышла группа «The Matrixx» в составе: Глеб Самойлов (вокал), Валерий Аркадин (гитара), Станислава Матвеева (бас-гитара, вокал) и Дмитрий «Snake» Хакимов (барабаны). Знакомое размеренное вступление, и вот уже из уст короткостриженного Глеба Самойлова, представшего в чёрном балахоне с изображением львиной морды, звучат хрестоматийные строки: «Давайте все сойдём с ума, сегодня ты, а завтра — я...». Поклонники замахали воображаемыми крыльями и, посредством песни «Ты и я» перенеслись на два десятилетия назад, когда группа «Агата Кристи» представила граду и миру альбом «Опиум». В свою очередь, фронтмен «The Matrixx» поминал Ницше на коне, кидая в первые ряды танцпартера отблески от массивного перстня на безымянном пальце левой руки. Атмосфера создавалась буквально у всех на глазах.

В отличие от старшего брата, Глеб Рудольфович предпочёл в юбилейной программе не придерживаться хронологии: песни эксгумируемой «Агаты Кристи» этим вечером звучали в вольном порядке, порой без определённой связи друг с другом. Уже на «Ein Zwei Drei Waltz» Стася Матвеева поменяла бас-гитару — нет, не на осиновый кол, как в старой песне группы «Крематорий» — а на переносной синтезатор «Roland AX-Synth» (далее, на протяжении всего шоу, синтезатор постоянно чередовался с басом). На песне «Они летят» самый артистичный барабанщик отечественной рок-сцены Снэйк встал, что придало сдержанному визуальному ряду (бэкграунд как таковой отсутствовал, на большом экране весь вечер светилась только надпись «Глеб Самойлов. „АГАТА КРИСТИ“-30. Тёмная сторона») дополнительной зрелищности. Первым сюрпризом концерта стало исполнение претенциозной версии одного из самых ярких хитов «Агаты Кристи» — «Чёрная луна». В  данном исполнении группы «The Matrixx» получилось некое жёстко ремиксованное «Каменное дно», от которого некоторые толпившиеся вокруг меня фэны впали в медитативную задумчивость. Стася Матвеева в исполнении песни не участвовала, попросту гуляя по сцене и фотографируя музыкантов и зрителей. Любопытно, что «Чёрной луне» в этих юбилейных концертах 2018 года «повезло» меньше всего: Вадим Самойлов, исполняя её в «Крокусе» 11 ноября, по известной только ему самому причине превратил «Луну» в сеанс публичного психоанализа, присовокупляя к куплетам пространные реплики. Глеб и вовсе изменил песню до неузнаваемости. Такая, вот, получилась братская дуэль. Далее Глеб произнёс: «Приглашаем на сцену Андрея Котова!», и ко всеобщему ликованию поклонников, место за барабанной установкой занял постоянный музыкант «Агаты Кристи» с 1990 по 2008 год — Андрей Николаевич Котов. Легендарный драммер Свердловского рока улыбался своей фирменной улыбкой и выглядел колоритно: винтажные тёмные очки, чёрная жилетка и выглядывающий из-под неё алый язык — изображённый на светло-серой майке логотип группы «The Rolling Stones». В паузе, пока менялись барабанщики, из зала крикнули: «Глеб, спасибо тебе!». Самойлов моментально отреагировал: «Вам спасибо!». Совместно с Котовым группа исполнила четыре песни, первой из которых стала замечательная готическая зарисовка с альбома «Чудеса» — «Вервольф». В коде песни фронтмен «The Matrixx» неожиданно поднёс к микрофону невесть откуда взявшийся утиный манок и издал с его помощью пронзительный кряк (что делал затем многократно в течение оставшегося времени концерта). Когда сыграли «Вервольфа», Глеб обернулся к Котову, кивая на переполненный зал: «Ты их слышишь?». Котов в ответ кивнул, а Глеб тут же перевёл фэнам: «Он вас слышит!». Ещё одной милой колкостью относительно боевого товарища стала реплика Глеба: «А я, вот, забыл про тёмные очки». Очередным сюрпризом стала прозвучавшая песня «Бесса мэ...» из официальной версии альбома «Коварство и любовь» 1989 года. В вокальном исполнении приняла полноправное участие Стася Матвеева, добавив изысканного колорита каноническим восклицанием: «Налей вина мне, мальчик, это невыносимо!!.» Когда «Бесса мэ» отзвучала, Глеб крикнул своему легендарному экс-соратнику за барабанной установкой: «Андрей, мы сыграли эту песню в конце концов!». Ещё одна песня, «Навеселе», и после недолгого, но яркого сета с Котовым место за барабанами снова занял, не забыв про новый запас оранжевых палочек, щедро покрытый татуировками Дима Снэйк.

Во время исполнения песни «Вольно!» из глубины партера в направлении сцены начала плавное скольжение переходящая из рук в руки белая роза. Глеб, погружённый в вокальную партию, поначалу розу не заметил и на восторженный крик фэнов после «Вольно!» ответил галантным «Dankeschön!». И только уже когда музыканты начали исполнять следующего по списку «Снайпера», цветок достиг сцены. Но...Глебу не дал полюбоваться подарком подоспевший коллега, и розу, к искреннему недоумению фронтмена, спешно унесли за кулисы. «Снайпер» и «Пуля», песни одного исторического периода, прозвучали нон-стопом в своеобразной концептуальной связке, далее — принятый поклонниками с бешеным энтузиазмом блок из позднего наследия «Агаты Кристи»: «Билеты проданы», «В такси», «В интересах революции» (Глеб, в отличие от Вадима, тексту не изменил) и, с ремаркой «продолжая начатую тему», «Последнее желание» (известная в народе под менее вычурным заглавием «Флаг и фак»). Полы и стены в «Известиях Hall» тряслись так, что, казалось, было слышно на улице. Зрители ликовали и представляли собой единый разгорячённый организм. А когда зазвучали характерные звуки вертолётных лопастей, предваряющие суперхит «Ковёр-вертолёт», можно было вполне констатировать всеобщий экстаз. В стык с «Вертолётом» был слаженным хором исполнен «Опиум для никого» (с офигительно крутым гитарным соло неизменно безупречного Валерия Аркадина, за чьими плечами до «The Matrixx» стоял опыт игры в «Железном потоке», «Коррозии металла» и «НАИВе»), после чего группа покинула сцену минут на пять. Часы показывали 21.10, и казалось, впереди нас ждёт ещё час любимых песен. На практике всё вышло по-иному, но до того всех пришедших на 30-летие «Агаты Кристи» в «Известия Hall» ждал особый сюрприз. После паузы группа вернулась на сцену, и Глеб, подойдя к микрофону, произнёс: «А мы далеко и не уходили!». И сразу же, не без удовольствия на лице, представил гостя: «Заслуженный артист Российской Федерации Гоша Куценко!». На сцену вылетел, обнимая на ходу хрупкого Глеба, рослый Юрий Георгиевич в кожаной куртке и футболке «IRON MAIDEN», выкрикнув в микрофон: «Всем здорово! Поздравляю всех с Тридцатилетием! Тридцать лет назад мне было двадцать». Под одобрительный гул группа заиграла вступление к песне «Грязь», главным солистом в которой выступил невероятно позитивный, наполненный энергией и отлично выглядящий Куценко.

Сюрприз удался на славу, народ принял обожаемого Гошу-Антикиллера на «ура!». Добавило восторгов и то, что во время очередного проигрыша актёр встал по центру сцены и смачно намазал себе лицо некоей грязеподобной субстанцией. Шоу получило мощный эмоциональный виток, всё выглядело крайне эффектно и обещало дальнейший праздник. Гоша, измазанный грязью, ходил по сцене, пытаясь прикоснуться к кому-нибудь из музыкантов (особенное внимание, естественно, было уделено переодевшейся в замысловатый розовый халат Стасе) или зрителей в первых рядах, те пытались отстраниться — было весело. Когда Гоша Куценко, оставив невероятно позитивное впечатление, покинул сцену, Глеб взялся исполнять следующую песню — «Никто не выжил» (единственный номер концерта из репертуара группы «The Matrixx»). Первое, что он при этом сделал — машинально оттёр руку, прикоснувшись к испачканному грязью микрофону: издержки шоу-бизнеса! На сцене (к слову, уже не в первый раз за вечер) появился ещё один музыкант, Владимир Елистратов. До того он исполнял партии бэк-вокала, а в «Никто не выжил» замечательно сыграл на трубе. В коде песни Самойлов на не выпускавшемся весь концерт из рук утином манке и Елистратов на трубе исполнили некий фри-джазовый экспромт в духе группы «АукцЫон». В этот момент никто и предположить не мог, что концерту осталось каких-то пять минут. «Порвали мечту», особо отмеченную в своё время легендарным рок-гуру Ильёй Кормильцевым, исполнили хором. Особенно впечатлил заключительный момент. Глеб поёт:

Порвали мечту...
Порвали мечту...
Такие тупые, что хочется выть,
А небо такое, что можно убить,
Никто не заметит, когда я начну...

Когда я начну,
Наполню суровой реальностью сон,
Когда я начну,
Умоется кровью ваш Вавилон.
И каждая тварь
От солнечной правды будет стонать от боли
И выть, когда я начну...

И тут весь зал в едином порыве взрывается фразой:

...КОНКРЕТНО МОЧИТЬ!

Уже на спокойной волне Самойлов допел песню, взъерошил ёжик на голове, на финальных аккордах изобразил реверанс и, перекинув через плечо полотенце, удалился за кулисы. За ним, ни с кем не прощаясь, последовали остальные музыканты. В 21.30, раздарив фэнам яркие барабанные палочки, удалился в кулуары Дима Снэйк. На экране зажглась реклама грядущего концерта «The Matrixx» в клубе «16 тонн», и только-только вошедшие в раж зрители, вытирая вспотевшие лица, стали дожидаться выхода на бис. Увы, биса так и не случилось: вскоре на сцене появились техники, занявшиеся демонтажом оборудования. Часть зрителей встала в очередь на выход (оцепленный охраной гардероб не успевал обслужить всю толпу сразу), часть осталась дожидаться продолжения праздника. Но, судя по всему, Глеб Самойлов, упомянувший мятежного философа Ницше в первой песне концерта, сделал это совсем не зря. Вспомним главу «О свободной смерти» из культовой книги «Так говорил Заратустра», где: «Каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство — уйти вовремя. Надо перестать позволять давать себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, — это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили. Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными. У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн».

Вот так, друзья, в Москве было отмечено 30-летие группы «Агата Кристи». Из-за невероятной тесноты многие зрители, забрав вещи из гардероба, одевались уже на припорошенной снегом улице. Стопроцентный аншлаг.

Нижайший поклон всем музыкантам за отличное шоу, а особая благодарность — Александру Малюте, чьи блистательные фотоработы использованы в этом обзоре.

© Игорь Шамарин, 8.12.2018 г. — специально для сайта http://igor-shamarin.ru

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr