Фестиваль «Рок-н-ролл жив! » памяти Майка Науменко в Цирке на Ленинских горах (11.09.1992)

mike

Дата фестиваля: 11 сентября 1992 года
Место проведения: Москва, Цирк на Ленинских горах
Состав участников фестиваля:

«ЗООПАРК» с Алексеем Рыбиным
 «ПОЧТА»
 «КЛЁН»
«ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ» с казачьим хором
«ОПАСНЫЕ СОСЕДИ»
«АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ»
«ОЛЕ ЛУКОЙЕ»
 «АТАС»
 «ЛОЛИТА»
НИКОЛАЙ ФОМЕНКО и другие

У этого фестиваля – печальная предыстория. 27 августа 1991 года умер Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк». К годовщине его смерти в Москве было решено провести фестиваль «Рок-н-ролл жив!», являющийся, помимо всего, презентацией последней пластинки, записанной «Зоопарком» — «Музыка для фильма». По городу были расклеены афиши, в которых хэдлайнерами значились Б.Г., «Ноль» и «Автоматические Удовлетворители». Место проведения фестиваля, цирк на Ленинских горах, оставляло вопросы, но не сходить на выступление Б.Г. и «Ноля», да ещё в компании с легендарным Свином, мы со школьным приятелем просто не могли. В итоге с главными хэдлайнерами не сложилось: вместо Б.Г. присутствовал лишь басист «Б.Г.-Бэнд» Сергей Березовой в составе «Опасных соседей», а неуправляемый фронтмен «Ноля» Фёдор Чистяков находился в те дни у роковой черты, разграничившей его жизнь на «до» и «после» инцидента на даче в Комарово, так что лично я услышал его живьём лишь пять лет спустя. Но сорвалось не всё: ударно выступили «А.У.», прогремели «Весёлые картинки» с казачьим хором, раскачали публику «Опасные соседи», неплохо показала себя молодая группа «Атас», вполне вменяемо прозвучали «Почта» и «Клён», да и участники «Зоопарка» при поддержке Андрея Муратова, Николая Фоменко и Алексея Рыбина не подкачали. По горячим следам я зафиксировал всё увиденное и услышанное в очерке, который привожу в оригинальном виде, фактически без изменений:

11 сентября в Большом цирке на Ленинских горах состоялся концерт под названием «Рок-н-ролл жив!», посвящённый памяти Майка Науменко – руководителя питерской группы «Зоопарк». Мне со школьным товарищем удалось побывать на этом несколько странном зрелище. Не стану подробно описывать обстоятельства, задержавшие начало мероприятия, поскольку они заключались в настоятельных требованиях администрации цирка освободить арену, нежелании публики выполнять эти требования, замене «парадной» арены на арену слоновью и т.д. 

Сначала была репетиция, в которой участвовали музыканты групп «Зоопарк», «Почта», Алексей Рыбин, Николай Фоменко и клавишник групп «ДДТ» и «Опасные соседи» Андрей Ростиславович Муратов, который пребывал в несколько нервозном состоянии, ибо сидевшие за пультом люди никак не реагировали на его реплики типа: «Может быть, вы дадите в клавиши хоть немного электричества…» (далее — нецензурно).

Затем, когда звук, вроде бы, дали (хотя это было и не так), сцену закрыл большой экран, и мы с другом оказались с задней его стороны (специфика цирка заключается в отсутствии там места для сцены кроме центра, и в данном случае сцена находилась в одной из ниш по радиусу, а место нашего расположения находилось по бортику данной ниши). Начался показ фильма «Буги-вуги каждый день», в котором запечатлены последние годы жизни Михаила Васильевича Науменко. Когда в кадре появлялась группа «Зоопарк» или Майк глумливо отвечал на глупые вопросы журналистов, публика одобрительно аплодировала. Кстати, о публике: процентов на 60, если не больше, её составляли панки – милые ребята, умеющие весело проводить время. Мы смотрели фильм «с той стороны». Любопытный опыт. По окончании показа состоялась раздача последней грампластинки группы «Зоопарк» — «Музыка для фильма». Её, подобно фрисби, пачками запускали в массы.

В седьмом часу на сцену вышла уже названная сборная. Первой прозвучала песня «Холодное пиво» (автор – Б.Г.), очень эмоционально исполненная Алексеем Рыбиным. Где-то на второй песне был резко выключен звук: сидевшие за пультом выдвинули условие, что звук вернут в том случае, если молодёжь полностью освободит арену (вероятно, панки, находящиеся на ней, весили больше, чем пять-шесть слонов, выходящих туда каждый вечер). Через десять минут арена с грехом пополам была освобождена…но лишь до первых аккордов, взятых музыкантами группы «Почта» из Санкт-Петербурга. Из её участников могу назвать Сергея Васильева (вокал, гитара) и Наиля Кадырова (гитара). Неплохо выступили, запомнилась песня «Пивной день».

Следом выступала московская группа «Клён». Впечатление осталось хорошее, особенно удалась версия майковского «Медленного поезда» («Завтра меня здесь не будет»). Обе группы, «Почта» и «Клён», выступали около сорока пяти минут, и с сетом Алексея Рыбина составили как бы первый блок концерта.

Второй блок был самым мощным и явился основным костяком акции. На смену «Клёну» вышли ветераны столичной рок-сцены – группа «Весёлые картинки» во главе с Дмитрием Яншиным (вокал, гитара). Вместе с казачьим хором (три человека поющих плюс один танцующий с шашкой наголо) они устроили великолепное фолк-рок-действо. Замечательные народные песни в сочной аранжировке (впоследствии проект получит название «Символ веры» и выпустит одноимённую пластинку) обеспечили энергетическую отдачу публики, и музыканты покинули сцену под одобрительные овации.

Следующей группой был коллектив «Опасные соседи» из Питера в составе: Глеб Малечкин (вокал, гитара), Сергей Березовой (бас-гитара), Андрей Муратов (клавишные), Михаил Сулин (барабаны), Максим Пшеничный (гитара) и Александр Бровко (губная гармошка). Когда они вышли на сцену, внимание публики тут же привлёк едва стоявший на ногах Березовой. Но дело было не в степени его трезвости, а в том факте, что он недавно сотрудничал с Борисом Гребенщиковым, и поэтому был хорошо знаком московской рок-публике. Ведь и сам Б.Г. был заявлен в афише концерта, но, к сожалению, приехать не смог. Итак, весёлые рок-н-роллы и реггей «Бэйби», «Мы стоим на углу», майковская «Растафара» и другие хиты – и всё это на фоне постоянных приказов Глеба пьяному коллеге: «Басист, «Растафару» давай!», «Бэйбу» играй!». Прикол состоял в том, что Березовой ни разу не слажал!

После сета «Опасных соседей» публика была преисполнена восторгом – пожалуй, этот коллектив приняли лучше всех. Но следующей в очереди была группа не менее крутая и известная – это были корифеи питерского панк-рока «Автоматические Удовлетворители»! Ребята были неподражаемо пьяны, а стало быть, находились в привычной стихии. Лидер «А.У.» Андрей Панов по прозвищу «Свин», спускаясь по покатой сцене, сказал: «Ну и сцена у вас…» — и тем самым вызвал волну восторженного одобрения. Он спустился вниз, поближе к своим фэнам (панки, как уже был сказано, главным образом кучковались на цирковой арене) и не уходил оттуда до конца сета. Первой песней, в которой как-то ещё можно было разобрать слова (скверный звук + нетрезвый певец) была «Ничего не надо» («Дельта-план»). Мы смотрели на него во все глаза: живая легенда! Короткостриженная двухметровая легенда, в свою очередь, занималась поисками опоры на покатых подмостках и постоянно изображала из себя боксёра, получающего удары в от невидимого соперника: Свин то вытягивался во весь свой значительный рост, то вдруг резко сгибался. Съёживался с гротесковой страдальческой миной на лице. Оказываясь на спине (ну, вы понимаете), начинал изображать езду на велосипеде: в пространстве, знай, мелькали ношеные кеды. Микрофон, кажется, жил своей жизнью, как и остальные музыканты — смотрелось всё завораживающе. Из реплик Свина я запомнил, например, такую: «А чё вы веселитесь-то? Не видите – мы на работе». Или: «Я щас блевать буду!». Или: «Нда…У нас в музыке – одна чернуха!». Вот такое выступление. «А.У.» завершили сет, и вдруг Панов воскликнул: «Эй, я последний куплет не спел!». Но это уже никого не заботило. На этом завершился второй условный блок концерта.

После вышли молодые энергичные ребята из недавно появившейся группы «Оле Лукойе» (Москва). Солист бегал и скакал по сцене, исполняя песни с припевами типа: «Лучшая бумажка – это промокашка»! Как мы с товарищем определили для себя, это был панк-рок. Хочу ещё отметить, что на сцене, заполненной ещё незнамо откуда взявшимися панками, нам удалось разглядеть Эркина Тузмухамедова и Юрия Спиридонова – известных московских рок-журналистов. Последний, к слову, являлся недавним участником замечательной вандал-рок-банды «Бахыт-компот».

После группы «Оле Лукойе» выступила юная московская группа «Атас», состоящая из девушек — детище ветерана московского рока Александра Липницкого, который этот коллектив спродюсировал. Группа имеет собственное лицо и, в этой связи, неплохие перспективы. Вокалистка, Лёля Чеботарёва, исполнила свой недолгий сет (три песни всего), не снимая лётческого шлема. Чем-то было похоже на Жанну Агузарову, хотя у Елены имеются собственные неподражаемые вокальные данные.

Далее концерт пошёл по убывающей: вышла группа «Лолита» (Москва) и в течение пяти минут настраивалась, чтобы потом исполнить какой-то традиционный блюз.

А после «Лолиты» начался какой-то ужас и моральный террор: была запущена ускоренная фонограмма песни «Земля» группы «Алиса», под которую участники вышедшего на сцену коллектива начали глумливо кривляться. На этой ноте я посчитал концерт завершённым, и мы с товарищем покинули фестиваль.

Вот так 11 сентября в Москве вспомнили Майка Науменко – без высоких слов и помпезных объяснений в любви, а вполне по-человечески, с пьянкой и матерком, с рок-н-роллом и блюзом. Я видел лица присутствовавших на сцене музыкантов «Зоопарка» – и мне показалось, они остались концертом довольны. Когда мы шли по вечерней улице к метро, рядом откуда-то возник…Сергей Березовой! Тот самый соратник Б.Г. и участник «Опасных соседей», уже вполне твёрдо стоявший на ногах и смущённо улыбающийся. Я подумал, что будет не лишним поблагодарить его и, окликнув Сергея, мы с другом пожали ему руку.

Обзор концерта сделан на основе авторских заметок Игоря Шамарина, опубликованных по горячим следам в 22-м номере машинописного журнала за 1992 год (19.10.1992 – 1.11.1992).

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня