«ДДТ» в СК «Олимпийский» с программой «История звука» (5.03.2017)

Дата концерта: 5 марта 2017 года
Место проведения: Москва, СК «Олимпийский»
Артист: ЮРИЙ ШЕВЧУК и группа «ДДТ»
Программа: «История звука»

Полный сет-лист концерта:

1. Интро / Помнишь
2. Рождённый в СССР
3. Милиционер в рок-клубе
4. Конвейер
5. Змей Петров
6. Мама, я любера люблю!
7. Мальчики-мажоры
8. Дохлая собака
9. Революция
10. Время
11. Свинья на радуге
12. Ленинград / Не стреляй! / Ленинград
13. Я получил эту роль
14. Предчувствие гражданской войны
15. Правда на правду
16. Пацаны
17. Стороною дождь (Алёна Романова)
18. Метель
19. В бой
20. Мы
21. За тобой пришли / Потолок
22. Любовь
23. Ночь Людмила
24. Бас-соло (Роман Невелев)
25. Новое сердце / Когда един / Новое сердце
26. Потомок тайных христиан
27. Мужество заваривать чай
28. В последнюю осень
29. Русская весна
30. Просвистела
31. Погром
32. Ветер
33. Песня о свободе
34. Любовь не пропала
35. Дождь

Выход «на бис»:

36. Родина
37. Это всё…

Давно, даже очень давно я не был на сольном концерте «ДДТ», и пропустить программу лучших песен за всю историю группы, да ещё в год грядущего в мае 60-летия Юрия Шевчука, было бы нелепо. В довершение ко всему, 5 марта оказалось воскресеньем — шансов не попасть в «Олимпийский» этим вечером попросту не было! Сходили вдвоём с Олесей, и сказать, что нам очень понравилось — всё равно что не сказать ничего. Стопроцентный кайф и полнейший улёт! Впрочем, всё по порядку. Этот тур группы «ДДТ» получил название «История звука»: в трёхчасовую программу, условно разделённую на три сегмента (восьмидесятые годы, девяностые годы, новое время) включены песни, наиболее ярко отражающие жизнь большой страны в преломлении музыкально-поэтического творчества отдельно взятой группы и её бессменного лидера, Юрия Шевчука. Ретроспектива звука сквозь хронологию событий — как историческая концепция.

Начало шоу было заявлено на 19.00, так что мы подъехали к «Олимпийскому» к 17.40 — это оказалось в самый раз, везде прошли без особых помех и задержек. Единственный кордон полиции у ограждения (мимоходом с билетом в руке, без шмона), затем — получение в специально отведённом для этого шатре напротив подъезда №2 ярких жёлтых ленточек с индивидуальным номером, надписями «DDT», «История звука» и логотипом «Нашего радио» (организатор концерта — компания «Ультра Продакшн»). Небольшую очередь в сам подъезд спорткомплекса охранники разделили (на моей памяти такое впервые) по гендерному признаку: парни проходили отдельно, барышни — отдельно. В итоге мужики проскакивали шмон пулей и, кто пришёл со спутницей, минут 10-15 дожидались в фойе, когда в дверях покажется их благоверная. Какой-то парень не был пропущен и, выйдя на улицу, пожаловался, что его не пустили с зонтом. Поскольку чуть ли не у каждого второго стоящего в очереди был с собой зонт (на улице, к слову, была оттепель), толпа озадаченно ахнула. Но, вроде, всех в итоге благополучно пустили, а проблемы возникали, разве что, у прибывших подшофе.

На столах мерчендайзинга в фойе — разнообразная атрибутика с логотипами «DDT» (продавались даже футболки аж с тура «Мир Номер Ноль» 1998 года), а также музыкальные носители — недорого, всё в среднем по 600-800 рублей, редко что дороже 1000 рублей. Ничего специального конкретно к этому туру выпущено, увы, не было (есть информация, что специально к грядущему концерту в Питере 11 марта будет выпущен тройной CD лучших песен с трек-листом, идентичным концертному сет-листу). В 18.15 мы уже спустились в фэн-зону, где нам предстояло больше часа ожидать начала концерта, слушая по трансляции звуки природы: пение птиц, шум дождя, грохот проезжающей телеги и т.п. Людей к этому моменту в партере и на трибунах было совсем мало: оказалось, у многих пришедших после 18.30 возникли проблемы на входе, где к тому времени скопились толпы жаждущих пройти. А мы слушали мирные птичьи трели. В какой-то момент подошёл незнакомый парень и с улыбкой был готов меня горячо поприветствовать, но в последний момент стушевался, спросив, знакомы ли мы? Где-то он видел моё лицо, оказывается. Ребята, стоявший чуть поодаль, обсуждали концерты, на которых они побывали: заполнили наше ожидание весёлыми байками про легендарные «КИНОпробы» и БГ-презентацию «Беспечного русского бродяги», а также критикой нынешнего исполнения Вячеславом Бутусовым песен из репертуара «Наутилуса Помпилиуса». Тем временем на большом экране позади сцены возник модернизированный логотип «DDT» — чёрные литеры на сине-голубом фоне. Примерно в 19.20 партер начал бодро скандировать: «Ю-РА! Ю-РА!», а самый нетерпеливый фанат (из числа олдовых) громко крикнул, перекрывая хриплым голосом звучащую по трансляции лесную идиллию: «ЮРА, НАДОЕЛИ ПТИЧКИ! ВЫХОДИ, ЮРА, ЗАВТРА НА РАБОТУ!».

В 19.35, когда зал «Олимпийского» был заполнен процентов на 60, на сценический подиум вышел Юрий Шевчук и обратился к зрителям: «Здравствуйте, дорогие москвичи и гости столицы. Ребятки, ну что, подождём? Ещё на улице, говорят, пять-шесть тысяч людей не могут войти… Или начнём? Как скажете. Мы-то уж давно готовы, да». После того, как заждавшиеся поклонники в один голос гаркнули: «НАЧИНАЙТЕ!», лидер «ДДТ» произнёс: «Добро пожаловать на историческую вечеринку группы «ДДТ»! Спасибо, что не пожалели денег, друзья, в эти суровые дни. Ну что же, много говорить не буду, будем петь. Будут песни старые, новые, разные, разных времён… Будет какая-то, наверное, не история, а мифология. Мифология сейчас как-то более модна, все занимаются не историей, а мифологией. Ну, в общем, всё, спасибо, друзья, спасибо. (возвращаясь с подиума обратно на сцену) – группа «ДДТ»! Начинаем долго, медленно».

Перед зрителями предстали музыканты группы: Юрий Шевчук (вокал, гитара), Константин Шумайлов (клавишные), Алексей Федичев (соло-гитара), Роман Невелев (бас-гитара), Сергей Рыженко (скрипка, бэк-вокал), Алёна Романова (бэк-вокал), Антон Вишняков (духовые инструменты) и Артём Мамай (барабаны). Зазвучало инструментальное интро, во время которого Шевчук с гитарой неспешно расхаживал по сценическому пространству, а на главном экране возник видеоряд с видами космоса из иллюминатора ракеты. Полёт начался в лирической тональности. Стартовали песней «Помнишь» из самого свежего на сегодня альбома группы — «Прозрачный» (именно в этой песне есть строчка: «ты бежала рекою в мир прозрачный и странный»). «Мы любили всё это, и стояла держава, и ракеты летали — только правды не знали...». Группа буквально искупала слушателей фантастическим, комфортнейшим звуком, что для гулкого пространства «Олимпийского» — редкий случай. В коде песни на экране возникло архивное фото и надпись: «ОСНОВАТЕЛИ ГРУППЫ „ДДТ“: Юрий Шевчук, Владимир Сигачёв, Рустем Асанбаев, Геннадий Родин». Под восторженные крики фэнов предстали цифры: 1980.

Когда прозрачность развеялась, Юрий Юлианович обратился к залу: «А поднимите руки, кто родился в Советском Союзе?» (лес рук). «Вот так, какие хорошие люди, а! Поехали». Аранжировка «Рождённого в СССР» оказалась несколько видоизменённой: пресловутые и привычные уху гитарные риффы из песни группы «Green Day» превратились во вкратчивый акустический зачин: «Э-э-э-эй-е-ей, рождённый в СССР! Э-э-э-эй-е-ей, рождённый в СССР!». На кладбище старом в новой версии воскресали не враги, а шаги, а в коде песни, после шикарного клавишного соло Константина Шумайлова (музыканту 49 лет, в прошлом — участник таких известных рок-коллективов, как «Кошкин Дом» и «Телевизор», в составе «ДДТ» с 1997 года, являясь на данный момент, помимо Ю.Шевчука и С.Рыженко, одним из патриархов группы), зазвучало битловское: «Back in US, back in US, back in USSR...» (не зря, видимо, битлы были упомянуты в предыдущем номере). Когда песня отзвучала, Шевчук сказал: «А теперь – добро пожаловать в Советский Союз, где портвейн стоил рубль двадцать, каждый второй мужик хотел быть космонавтом, а туалетной бумаги не было даже у Брежнева. Поехали! Буги-вуги! Песни восьмидесятых!». 

Стартовал жёсткий микс из хитов «ДДТ» ранне-ленинградского периода, и первым в этой веренице зазвучал рок-н-ролл «Милиционер в рок-клубе». Гитарист Алексей Федичев (38 лет, родом из Куйбышева, после переезда в Питер в 1999 году сотрудничал и записывал альбомы с Михаилом Башаковым, в группе «ДДТ» с 2003-го, когда принял участие в записи второй части альбома «Единочество» — «Живой») выдал самый настоящий олдскульный соляк, чем очень порадовал и расшевелил стоявших чуть поодаль от меня старых фэнов со стаканами коньяка в руках (при этом, темп песни относительно канонической версии был немного приторможен). На экране тем временем — видеохроника Ленинградского рок-клуба, в которой промелькнули музыканты «ДДТ» восьмидесятых: Игорь Доценко, Андрей Васильев, Михаил «Дядя Миша» Чернов, а также лидер «Зоопарка» Майк Науменко и сам Юрий Шевчук 30-летней давности, истово отплясывающий на сцене. В конце песни в хронике предстал реальный советский милиционер, танцующий в фойе Рок-клуба на Рубинштейна, 13.

Нон-стопом, в вязком и снова слегка приторможенном хард-саунде, — песня «Конвейер, или Брейк-дэнс по-русски» с кадрами из одноимённого видеоклипа Петра Солдатенкова той же 30-летней давности. Юрий Шевчук в сиянии разноцветных лампочек (дискотечная палитра восьмидесятых) вышел к микрофону с красным мегафоном, в который пропел: «Тыщу двести сорок дырок просверлил за смену я. Задохнётся общий рынок в дырке нашего нуля!».

Дальше, уже в обычный микрофон, был задан канонический вопрос дяде Пете насчёт того, кто ж придумал танец сей, только вот ответа мастер Петя в этот вечер не дал, поскольку без передышки зазвучал другой тогдашний хит «ДДТ» — «Змей Петров» (заценим игру имён и фамилий). Под разухабистые шансонные аккорды Шевчук бодро прокричал, саркастически обозначая исторический контекст: «ПЕРЕСТРОЙКА!», а тем временем на экране зрителям были показаны: очереди в винные магазины, демократические митинги и — злополучные молодёжные группировки восьмидесятых. Это, в наскок на так и не успевшего полететь в последнем куплете Змея Петрова, под видеохронику столкновений люберов с неформалами, уже грянул рок-н-ролл «Мама, я любера люблю!», а следом — опять в режиме поппури — буквально поднявшие зал на уши «Мальчики-мажоры» с неизменно (увы!) актуальным припевом. За «Мажорами» — ещё песни с альбома «Время», записанного в Москве поздней осенью 1985 года: «Дохлая собака» (тут встрепенулись, в основном, олдовые фэны, включая меня, поскольку это одна из моих любимых шевчуковских вещей того периода) и, с воодушевлённым экскурсом в чуть более поздний суперхит «Революция» (прозвучавший особенно живо в год грядущего этой осенью столетия оной и озарённый первым за концерт файер-шоу в партере), заглавная — «Время», исполненная с истовым воодушевлением, от начала до конца, с проявившимися в новом ракурсе смысловыми нюансами. Партер взметнулся, дружно скандируя припев:

И — всё в кайф, ВСЁ В КАЙФ!
И — всё в кайф!
Всё в кайф, родная!
Всё просто отлично, пусть бесятся наши
Штампованные враги.
Мы тоже не будем излишне тактичны
На нашем коротком пути!

Когда воистину поколенческая песня «Время» отзвучала, Юрий Шевчук остался один в круге света и, придерживая гитару, сперва поинтересовался, всё ли слышно и видно («мы старались, наши ребята сутки не спали»), а затем представил публике легендарного московского музыканта, скрипача Сергея Рыженко (60 лет, создатель первой столичной панк-группы «Футбол», в прошлом участник групп «Последний шанс», «Машина времени», «Браво» и др., с Юрием Шевчуком сотрудничает с 1985 года, приняв участие в записи таких альбомов, как «Время», «Москва. Жара», «Это всё», «Рождённый в СССР»), вместе с которым исполнил одну из самых старых песен группы «ДДТ» — «Свинья на радуге». В новом веке строчка «что вот там мне желудей хватит до скончанья дней» видоизменилась («что вот там мне „Жигулей“ хватит до скончанья дней»), а сама песня зазвучала, как показалось, даже мощнее и интереснее, нежели это было в начале восьмидесятых.

Следом — «Ну, привет Москве от Питера. Питерские вас ещё не достали, нет? Ну, питерские разные бывают. Мы – хорошие. Поехали». Песню «Ленинград» публика, как обычно, приняла на «ура!». К этому времени спорткомплекс, наконец, был заполнен как подобает при аншлаге. После того, как со сцены прозвучало: «И боимся все мы, что дойдём до войны, ы,ы,ы,ы...», музыка по-обыкновению стихла, и Шевчук произнёс: «В связи с этим...» и — запел «Не стреляй!». Каноническое соло исполнили скрипач Рыженко и гитарист Федичев, после чего снова зазвучало: «Виновата она — весна!», а воодушевлённый Шевчук иронично воскликнул: «Всегда весна, блин, виновата!».

В паузе народ принялся громко скандировать: «ДЭ-ДЭ-ТЭ! ДЭ-ДЭ-ТЭ!». Постепенно всё стихло, и на тёмной сцене в световых кругах остались Юрий Шевчук и Алексей Федичев. Зазвучала великая песня — «Я получил эту роль», припев которой за автора пели хором зрители. Исполнение сдержанное, можно сказать задумчивое, без былого надрыва. У многих выступили слёзы от беспощадного ощущения НАСТОЯЩЕГО. В коде, после строчки «И в застывших глазах, обращённых к началам дорог, затвердел и остался навек неродившийся кри-и-и-ик...» ритм резко сменился, вступила группа, а на экране возникли старые кладбища Питера с могилами репрессированных и дымящимися крематориями, а также, в самом финале, проступил кровавый лик Петра Первого. Когда музыка прервалась, зрители увидели на экране цифры: 1990.

Зазвучало вступление бас+клавиши, и в тревожном алом отсвете сценических фонарей зрители поприветствовали ещё один эпохальный хит «ДДТ» — «Предчувствие гражданской войны». На экране — хроника национальных конфликтов и отправка молодых солдат в армию. Хроника уступила место фрагментам знакового видеоклипа Евгения Аксёнова — и вот уже на нас смотрит одноимённое творение Сальвадора Дали, а с картины модерниста Кузьмы Петрова-Водкина едет гонец из пронизанного предреволюционными предчувствиями 1912 года, мальчик на красном коне, и ветер истории поочерёдно сдувает с трибун Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Леонида Брежнева... На строчке «когда слово музыка — это...», повторяющейся рефреном два раза, Юрий Шевчук оборачивается к музыкантам, но там, где раньше в этом месте неизменно вступал пронзительный саксофон, теперь не звучит ничего. Показалось даже, что Юрий Юлианович, оборачиваясь, по-прежнему ожидает увидеть в рядах своей команды (а может, и реально видит, кто знает?) легендарного джазмена «Дядю Мишу» Чернова, давно не выходящего на сцену вместе с «ДДТ».

Особое место в программе «История звука» заняла эпическая композиция «Правда на правду», написанная в октябре 1993 года в дни кровавого внутриполитического конфликта, развернувшегося в Москве. Помню, как Юрий Шевчук впервые исполнил эту свою гражданскую балладу на пафосной церемонии вручения национальной кинопремии «Ника» в том же октябре. Церемонию показывали по ТВ чуть ли не в прямом эфире, и было видно, как звучавшие со сцены слова буквально вколотили гвоздями в мягкие кресла присутствовавший в зале бомонд. И вот, март 2017-го, и весь «Олимпийский», наблюдая на экране то советских балерин, исполняющих «Танец маленьких лебедей» Чайковского (знаковый сандтрек августа 1991 года), то хронику всевозможных разгонов новейшего времени (в числе прочего промелькнул и карикатурный лик нынешнего правителя России на одном из транспарантов), подпевает в коде:

А будущее, что только родилось, беззвучно плакало,
А время тикало себе, А СЕРДЦЕ — ТАКАЛО! (исполнено громоподобным хором)

Правда на правду,
Вера на икону.
А земля да на цветы,
Это я да это ты...

Снова погасший свет, и снова на многих лицах — слёзы. Звучит песня «Умирали пацаны» под две акустические гитары. На экране — молодые солдаты Чеченской войны, многих из которых родные не дождались живыми. «Страна скандирует, что мы все вместе, да звучит это как-то банально...». После финального аккорда Шевчук благодарит зрителей лаконичным: «Спасибо за понимание». И, покидая сцену на несколько минут, представляет сольный номер Алёны Романовой.

Алёне 33 года, она уроженка Тулы. В 2005 году певица стала участницей фолк-проекта «Zventa Sventana», выпустившего годом позже дебютный альбом «Страдания» и удостоившийся похвалы гуру этнической музыки Питера Гэбриеля. В сентябре 2010 года Алёна начала выступления в составе группы «ДДТ», приехав в Питер по личному приглашению Юрия Шевчука. Первой программой с участием Романовой стала программа «Иначе», и с тех пор без этой харизматичной девушки трудно представить выступления «ДДТ» — настолько органично и естественно она смотрится в певческом дуэте с помолодевшим (ещё бы!) фронтменом (к слову сказать, Романова является также главным лицом группы «АЛЁNА»). В концерте «История звука» в исполнении Алёны Романовой звучит народная песня «Стороною дождь».

Фолк-блок концерта продолжила баллада «Метель», украсившая в своё время программу «Мир Номер Ноль» и одноимённый альбом группы «ДДТ». «Коронована луной. Как начало — высока. Как победа — не со мной. Как надежда — нелегка...». На экране — раскрашенные кадры 14-минутного немого французского фильма «Путешествие на Луну», снятого Жоржем Мельесом в 1902 году. Кстати, это первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа.

Допев «Метель», лидер «ДДТ» освободился от гитары и произнёс: «А теперь — немножко другой звук. Поехали!». Настал черёд жёсткого саунда, героических поз, шевчуковских пробежек по сцене и вспышек файеров в специально расчищенном фэнами-активистами пространстве партера. Песни «В бой», «Мы», «За тобой пришли» — всё на открытом нерве, со вскидыванием рук и взрывными эмоциями. Шевчук пел фактически в толпе, выйдя на самый край подиума. Кодой «За тобой пришли» стал — на контрасте — припев песни «Потолок» с видеорядом пришедшей в движение «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога, нависающей над мрачным питерским двором-колодцем.

После блока жёстких песен фронтмен «ДДТ» вымок до нитки: показалось, что он даже очки выжимает, встав на край сценического подиума. Константин Шумайлов начал наигрывать на клавишных мягкое вступление к песне «Любовь», и первый куплет был исполнен вместе со зрителями в таком плавном, фортепианном ключе. Затем грянул танцевальный ритм, и Алёна Романова исполнила зажигательный танец при участии Юрия Шевчука.  На экране тем временем мелькали кадры одноимённого видеоклипа Сергея Дебежева с лицами музыкантов золотого состава «ДДТ».

Хит «Любовь» уступил место песне «Ночь Людмила», под которую партер пошёл в отрыв. В финале Алёна Романова, оставив у микрофона для бэк-вокала Сергея Рыженко, вышла на подиум и устроила небольшой актёрский этюд, продекламировав с преувеличенным пафосом на манер экзальтированных поэтесс:

Дома скучно, как в старческом сне,
Хотя папа неделю не пьяный.
Сочиняю письмо, как Татьяна,
Я в подъезде на грязной стене.
И в мечтах, чтоб достали звезду,
Назначаю свиданье на крыше.
На груди — сто колец, два тату:
Вдруг он тоже хоть что-то напишет?..

Стоящий рядом Шевчук от такого гротеска сделал сложное лицо: было видно, что он едва сдерживается от хохота. В коде был снова исполнен припев при мощной поддержке зала, а Юрий Юлианыч при этом взывал: «Людмила! Людмила!». Едва утих последний аккорд, в темноте раздался его по-вороньи хриплый, нарочито злодейский (видимо, тот самый — «старческий») смех: «АХА-ХА-ХААА!».

Далее был представлен колоритный бас-гитарист Роман Невелев («На ту же тему, но немножко другой саунд»), исполнивший сольный этюд (справедливости ради, замечу — не особенно впечатливший). Роману 43 года, он из Питера. В числе групп, в которых музыкант принимал участие — «Begemot», «Pushking», «Электрические партизаны», «Хиль и сыновья». В составе «ДДТ» с 2011 года, заменил на этой вакансии Павла Борисова. Помимо «ДДТ» Роман входит в состав джаз-рокового проекта «Терминатор-Трио». В финале этюда, встреченного зрителями с прохладцей, к Невелеву подключился трубач Антон Вишняков (34 года, уроженец Златоуста, в прошлом участник коллективов «The Optimystica Orchestra» и «Markscheider Kunst», в составе «ДДТ» с октября 2010 года). На экране начался всё убыстряющийся отсчёт времени: I,II,III,IV... а вот уже греческие цифры сменила готика, 1200...1300...1900...1916 — начертание модернистстким шрифтом... с цифры 1990 началось замедление темпа, и вот отсчёт остановлен на электронных цифрах: 2000.

Публика оживлена, но Юрий Шевчук просит тишины и внимания. Снова лирическое настроение, баллада «Новое сердце» с вкраплением стихотворения «Когда един» (прочитанное автором, почему-то, как «Когда один»). Далее — блок новых, ещё не записанных в студии песен, первой из которых в акустике звучит «Потомок тайных христиан»: «Потомок тайных христиан тащил дорогу к водопою, вдвоём с упавшею звездою одетый в сажу и бурьян...». В припеве — нехитрое «Ай-на-на-най, на-на-най...», но публика не вполне улавливает незнакомую мелодию, и автор недовольно резюмирует: «Ну, что-то совсем плохо. А давайте, трибуны, покажем партеру!» (трибуны послушно поют, мелодия вырисовывается). "А теперь вы, ребята. Покажем" (партер, не желая уступать пальму первенства, поёт ещё отчётливее и громче). «А теперь вместе! Ещё разок, давайте все вместе! Жизнь продолжается!». Финал — единение.

На очереди — ещё одна новая песня с посвящением: «Вам, милые девочки. Дамы...». Постбитловский саунд в духе более раскрученной песни «Погром» (исполненной чуть позже), и вот уже звучит: «Я ценю твоё мужество заваривать чай». Романтическая зарисовка о всепобеждающей любви с кодовой для автора песни строчкой: «Твой чай пили СашБаш, Майк Науменко, Цой. Теперь пришло наше время косить отстой!». В коде Шевчук чуть ли не отбросил в сторону гитару (может, не очень удачно поставил, но получилось громко) и увлёкся перекличкой с публикой.

Достигнув полного контакта, лидер «ДДТ» возвратился к проверенному репертуару. Суперхит «В последнюю осень» в новом прочтении звучит в полтора раза быстрее, но, к радости старых фэнов, в песне оставлено оригинальное гитарное соло, блистательно исполненное Алексеем Федичевым.

«Не надоело ещё?» — лукавый вопрос к разгорячённому залу. «Теперь — про весну. Про весну, новая песня». Исполнение «Русской весны», уже вполне известной поклонникам по концертным записям, начинали дважды (Шевчук забыл прикрепить к гитаре кападастр), но песня прозвучала по-настоящему круто и, безусловно, со временем займёт достойное место в ряду самых знаковых песен «ДДТ».

«Слова слышно? А теперь песня старая, как наши мужики в Рай поехали». Под всеобщее ликование по переполненному «Олимпийскому» пронёсся суперхит «Просвистела». В какой-то момент автор забылся и прозвучал интересный вариант: «Просвистела про восход и про закат, горы сажи и про горький мармелад...». Очень живой момент, и ради таких моментов на концертах стоит вслушиваться даже в самые раскрученные хиты.

«Поехали дальше. Следующая песня…ну, она за мир. Я вам сейчас расскажу страшную тайну – мы за мир, вообще. Хе-хе. И желаем от всей души мира Украине, мира России, мира вообще всем народам, землям, людям. По-моему, это неплохое желание для людей. Спасибо. Ну, и сейчас на экранах вы увидите нашу гастрольную жизнь. Поехали». Зазвучал бодрый «Погром», в то время как на экранах зрителям показали весёлую гастрольную хронику нынешнего состава «ДДТ». Финальные кадры хроники — Шевчук, что твой Путин, улыбается, сидя за штурвалом самолёта.

«Вот так мы и живём. Ну что, хватит, всё?» (публика единогласно: НЕ-Е-ЕТ!) "Хорошо, хорошо. В прошлом году мы отмечали юбилей Ленинградского рок-клуба, ему исполнилось 35 лет. Представляешь, молодёжь? Столько ребят замечательных…там просто…ну, мы все там жили. И многих уже нет с нами. Вот сейчас давайте мы их помянем. Ну кто, кроме музыканта, вспомнит о своих братьях, да? Если вы увидите кого-то, чьё творчество вам нравится, мне кажется, нужно просто хлопать. Им там, я думаю, будет это небезразлично". Под аккомпанемент акустической гитары, как это повелось ещё с программы «Мир Номер Ноль», зазвучала песня «Ветер», а на экране — печальная фотогалерея покинувших Землю российских рок-музыкантов. Один из самых сентиментальных моментов концерта. Наибольшее оживление вызвали секундные появления фотографий Александра Башлачёва, Анатолия Крупнова, Егора Летова (взорвавшийся эмоциями партер единодушно взметнул руки вверх), Янки Дягилевой, Ильи Кормильцева, Михаила Науменко, Виктора Цоя (ожидаемо оглушительный шквал аплодисментов), Михаила Горшенёва (публика буквально взревела, у многих на глазах — слёзы), Юрия «Хоя» Клинских. Несколько музыкантов группы «ДДТ» также посмотрели на публику с той стороны: Владимир Сигачёв, Никита Зайцев, Игорь Доценко, Рустем Асанбаев. Не обошлось без досадных неточностей: Святослав Задерий был подписан как Станислав, Игорь Чумычкин — как Чумичкин, Михаил Файнштейн — как Фанштейн (на днях написал об этом факте Константину Шумайлову в личку «Фейсбука», не знаю, исправят ли). Когда песня отзвучала, Юрий Шевчук произнёс: «Спасибо, друзья. Помним, любим. Эти парни – они были очень талантливы и очень свободны. Это были крутые ребята, царство им небесное. Спасибо вам!».

Следующим номером концерта «История звука» прозвучала относительно новая «Песня о свободе», украсившая альбом «Иначе» и репертуар «ДДТ». В припеве фэны в партере устроили очередное файер-шоу, оживившее действо. В коде Шевчук выкрикнул: «Свободы всем желаем, друзья! Свободы, любви, творчества!». Когда песня отзвучала, автор решил обратиться к зрителям: «Спасибо, друзья. А боимся свободы, да, сейчас? Пугает, блин, страшная дама, девушка Свобода. Но — без неё никуда. Без свободы нет любви, без любви нет творчества. Эти три слова для меня крепко связаны». Разведя в стороны руки: "Желаем вам любви, свободы и творчества, друзья! Спасибо вам".

Далее, без вступительных слов, прозвучала впервые сыгранная на столь крупной площадке новая песня — «Любовь не пропала». Алёна Романова снова показала себя великолепной артисткой, исполнив зажигательный танец, а лидер «ДДТ», пританцовывая поодаль с гитарой наперевес, воскликнул: «Жизнь продолжается, друзья! История тоже! Добра всем вам!». На экране тем временем возникли наплывающие на зрителей цифры: 2017. Ощущение исторического момента.

С начала концерта прошло уже два с половиной часа. Шевчук, глядя в бушующий зал, произносит: «Ну, вот и всё». Публика не желает отпускать группу, ведь ещё не спето столько отличных песен! "Ну как, получилось, нет? Спасибо, друзья. Ну давайте, ещё одну. Ещё одну, да". Звучит каноническое вступление, и песня «Дождь», одна из старейших в репертуаре группы «ДДТ», объединяет все поколения пришедших на концерт людей в единое целое. Интересен новый вариант строчки про глупые стихи, которые раньше автор писал, а теперь — сжигал в душной и унылой пустоте. На подиуме — танцор из Казани Илья Дурапов, в буквальном смысле «танцующий стихи», включив в танец элементы сурдоперевода. На Илью направлен луч света, и под сводами спорткомплекса в световом круге синхронно танцует его перевёрнутая — лунная — тень, добавляя происходящему нечто магическое, потустороннее.

Трибуны зажигаются огнями смартфонов, из-за чего создаётся потрясающий эффект звёздного неба. Таким образом, ракета, условно стартовавшая в начале шоу с песни «Помнишь», достигает, наконец, цели путешествия: группа и зрители сливаются воедино. Поблагодарив Илью, с которым познакомился, увидев видеозапись на «Ютьюбе», фронтмен «ДДТ» представляет всех музыкантов группы, особо выделяя Сергея Рыженко: «Мой очень близкий московский товарищ Сергей Рыженко. Когда я приехал из Уфы в Москву первый раз – у Серёги ночевал на кухне. Ещё у Саши Кузнецова. В общем, спасибо, Москва, за тепло. Серёга, спасибо».  

«Ну, как концерт?» (Шевчук неопределённо крутит пальцами в воздухе). «Давно мы не были в «Олимпийском», шесть лет. Боже, как время летит. В 2011 году «Иначе» — и вот уже, да. Ну, спасибо, друзья, спасибо». Музыканты выстраиваются в одну линию, кланяются публике. Шевчук продолжает благодарственную речь: «Спасибо, друзья, добра! Добра мало, добра всем желаем. Любви, здоровья, свободы. Всего самого хорошего. Спасибо!». Группа покидает сцену под гул и аплодисменты. Некоторые зрители уже спешат покинуть партер, на экране — остановленный кадр выстроившихся в линию для поклона «дэдэтэшников». Понятно, что грядёт выход «на бис».

Через три минуты сцена «Олимпийского» озаряется алым, а за барабанной стойкой появляется самый молодой участник нынешнего состава «ДДТ» — Артём Мамай. 12 марта Артёму исполнится 28 лет, а в «ДДТ» он попал, едва получив в 2010 году диплом колледжа имени Мусоргского и пройдя прослушивание перед ответственным сетом на фестивале «Окна открой». И вот, март 2017-го, «Олимпийский». Мамай выстукивает вступление к песне «Родина», Константин Шумайлов играет на синтезаторе нагнетающие аккорды, а в партере начинается расчистка места для финального файер-шоу, в самом эпицентре которого мы в итоге оказались — незабываемое зрелище, доложу я вам. На припеве вверх взмыли руки с пылающими файерами, нас обдало жаром, а весь спорткомплекс хором подпевал воистину народной песне. В коде Юрий Шевчук воскликнул: «БЕРЕГИТЕ РОДИНУ, МАТЬ ВАШУ!». Всеобщий экстаз.

...«Ну, что всё?» (зрители явно не согласны отпустить «ДДТ» со сцены). «Метро закроют! Ну, ещё одну. Вы даже знаете, какую». Звучит песня «Это всё...», партер взрывается остатками файеров, концерт завершается. Шевчук вступает в перекличку с публикой, затем восклицает: «Да здравствует живая музыка и живые люди, УРА!».

Финальные слова: «Спасибо, Москва! Спасибо «Нашему радио»! Спасибо, друзья. До свидания. Спасибо. Хорошей весны! Спасибо. Игорь Тихомиров – звук. Андрейс Дубковс – свет. Бровко Александр – видеоряд. Видео нам монтировал Артём из Минска. И сегодня нам концерт сняли белорусы, прекрасные ребята. Надеюсь, в „Ютьюбе“ вы этот концерт посмотрите через год и вспомните, как всё это было неплохо. Андрей Дудко, Украина, наш второй звукорежиссёр. Вообще, мы со всеми дружим, и всё у нас хорошо. Чего и вам желаем. Спасибо!». 

Прощальный поклон, группа покидает сцену.

Это было незабываемо, пронзительно, душещипательно. Весело и трагично одновременно. Честный, по-настоящему исторический, буквально эталонный концерт замечательной российской группы «ДДТ». Потрясающий звук, за который низкий поклон Игорю Тихомирову. Славно поураганили! Гамма эмоций. История продолжается, звучим дальше.

Автор обзора — Игорь Шамарин, 9-11 марта 2017 года.

Использованы фотографии Андрея Поташова, Кристины Кормилицыной, Олеси Шамариной, пользователей российских соцсетей.