«ДДТ» в Лужниках с программой «Чёрный Пёс Петербург» (12.12.1992)

ЧПП

Дата концерта: 12 декабря 1992 года
Место проведения: Москва, МСА (Лужники)
Артист: группа «ДДТ»
Программа: «Чёрный Пёс Петербург» (премьера в Москве)

Сет-лист выступления группы «ДДТ»:

1. Пролог
2. Новые блокадники
3. Styx
4. Храм
5. Беда
6. Ты не один
7. Я остановил время
8. В это
9. Ночь
10. Post-интеллигент
11. Террорист
12. Чёрный Пёс Петербург
13. Дождь
14. Москва (инструментал)
15. Осень (стих) + В последнюю осень
16. Что такое осень
17. Я зажёг в церквах все свечи
18. Суббота (стих) + Ленинград
19. Родина
20. Рождественская

Это был второй концерт группы «ДДТ», на котором я побывал. До того ходили с отцом на концерт в ДК МЭЛЗ в апреле 1991-го, когда коллектив приезжал в столицу для участия в фестивале «Рок против террора». Что касается программы «Чёрный пёс Петербург», первое, что вспоминается в этой связи — расклеенные по всей Москве летом 1992-го афиши безо всяких надписей; только фото — некий «человек в футляре» с логотипом «DDT» на груди и чёрная собака породы водолаз у него на поводке. Ближе к делу по ТВ начали активно крутить клипы группы в поддержку новой программы: «В последнюю осень», «Что такое осень», «Дождь», «Рождённый в СССР», «Ты не один» и, конечно же, «Чёрный Пёс Петербург». Кроме того, «Ты не один» активно ротировалась по радио, в те дни буквально пробил звёздный час этого дорожного хита, названного критиками «Последняя осень-2». Помню, как в ноябре ездил за билетами в кассы МСА, один билет стоил 200 рублей. В ту пору на территории Лужников раскинулся огромный вещевой рынок, и поезда метро приезжали на «Спортивную», будучи набиты битком — люди в неподъёмными сумками вылезали на поверхность изрядно помятыми и взмыленными, и чтобы дойти до касс стадиона, приходилось продираться сквозь бесчисленные торговые точки.

Незадолго до этих концертов увидела свет виниловая пластинка «Актриса Весна», которую я купил в Доме книги «Молодая гвардия», где в ту пору базировался рок-магазин. По сути, в декабре 1992-го состоялась не только премьера программы "ДДТ", но и презентация этого воистину шедеврального диска. Московские концерты состоялись 12 и 13 декабря, и это было завершение небольшого тура, включавшего Санкт-Петербург, Минск, Киев, Барнаул и Москву. 12 декабря была суббота, ездили на концерт с отцом и моим школьным приятелем. В фойе спорткомплекса видели имеющего непосредственное отношение к группе музыканта Сергея Рыженко, рассматривающего продававшиеся диски и кассеты «ДДТ», выпущенные к тому времени. Я купил на память спецвыпуск газеты, приуроченной к данным концертам, а также открытку с фотографией Шевчука и текстом песни «Чёрный пёс Петербург» на обороте.

За звукорежиссёрским пультом сидел ветеран отечественного рок-движения Юрий Морозов, в связи с чем звук был безукоризненным. Группа «ДДТ» вышла на сцену в составе: Юрий Шевчук (вокал, гитара), Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылёв (бас-гитара, бэк-вокал), Андрей Муратов (клавишные, бэк-вокал), Михаил Чернов (саксофон, флейта), Александр Ляпин (соло-гитара), Игорь Доценко (барабаны), Дмитрий Евдомаха (электробарабаны, перкуссия), Александр Бровко (губная гармоника). Концерт начался со вступительной речи Юрия Шевчука, прозвучавшей примерно так: «Здравствуйте, дорогие. Очень хорошо, что вы пришли сегодня. Ребятушки, эта программа — она совсем новая, будет что послушать. Поудобней располагайтесь на своих ногах, а сидящие в зале — на местах. Песня про осень будет в конце, как и старость. Что у нас в конце обычно? — Старость, осень, да...». Публика притихла, и Шевчук, освещённый софитами, начал читать:

Чёрный пёс Петербург, морда на лапах.
Стынут сквозь пыль ледяные глаза.
В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах,
Пью названия улиц, домов поезда...
Чёрный пёс Петербург. Ночь стоит у причала.
Скоро в путь — я не в силах судьбу отыграть.
В этой тёмной воде — отраженье начала
Вижу я, и как он — не хочу умирать...

Под овации зрителей на сцене появился гитарист Александр Ляпин, заменивший в этом туре Никиту Зайцева, и извлёк из гитары протяжные звуки, имитирующие печальный собачий вой. А вслед за этим начался концерт, признанный впоследствии едва ли не самой цельной и удачной программой «ДДТ». В паузах между песнями звучали отрывки стихов и текстов песен. Запомнилось несколько моментов. Первый — это когда Шевчук, попав ногой в петлю из проводов, упал со сцены, но буквально сразу, не поднимаясь, продолжил петь. Второй момент связан с большим металлическим шаром метрового диаметра, который время от времени опускался на канате и становился центральным объектом шоу. Исполняя номер «Я остановил время», Шевчук раскачивал этот шар и каким-то чудом умудрялся от него уворачиваться, а «Террориста» и вовсе исполнил, вскарабкавшись по канату на самую верхотуру спорткомплекса (микрофон в этот момент находился в кармане брюк) и свисая на одной руке — без всякой страховки. В середине концерта маэстро, представший в белоснежной рубахе, обратился к публике: «Ну что, будущее, война будет?», на что фэны ответили многоголосым «НЕ-Е-ЕТ!», а Шевчук резюмировал: «Правильно! Не будет!». Ближе к финалу действа, когда звучала «Что такое осень», на зрителей сверху дождём посыпались круглые этикетки-«яблоки» свежеизданного диска «ДДТ». Последней песней прозвучала ранее не исполнявшаяся «Рождественская», настроившая разгорячённых зрителей на философский лад. На основе сделанных в те декабрьские дни видео- и аудиозаписей были смонтированы фильм-концерт и двойная виниловая пластинка, и мне даже несколько десятилетий спустя фантастически приятно осознавать, что видел это шоу воочию, застав группу «ДДТ» в её блеске и славе.

При подготовке данного материала была использована статья Игоря Шамарина о концерте «Чёрный Пёс Петербург», опубликованная в январском номере журнала «Квартира» за 1993 год.

Поделиться с друзьями:
  • Facebook
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Myspace
  • Google Reader
  • LinkedIn
  • email
  • Delicious
  • Digg
  • Tumblr

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Оповестите меня